Открытый урок по окружающему миру в 3 классе
Тема: « В царстве грибов»
Учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир».
Цель: Формирование представление о многообразии грибов выявить их характерные признаки по которым определить принадлежность к конкретной группе, познакомить с особенностями строения гриба.
Задачи:
образовательные:
актуализировать знания детей о грибах;
сформулировать правила сбора грибов;
создать условия для усвоения знаний о грибах, как объектах живой природы;
различать части гриба;
приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
расширить знания о ядовитых грибах
развивающие:
содействовать формированию критического мышления;
развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес;
развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать;
создать условия для развития коммуникативных умений.
воспитательные:
воспитывать умение дружить и взаимодействовать;
создать условия для проявления у учащихся самостоятельности, инициативы, активности;
способствовать формированию стремления выполнять правила поведения в природе и участвовать в её охране.
Планируемые результаты
- научить узнавать и отличать съедобные грибы от грибов-двойников;
- знать правила сбора грибов.
Личностные:
- формировать мотивацию к обучению;
- формировать умение высказывать свое мнение;
Метапредметные:
Познавательные умения:
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- перерабатывать полученную информацию, обобщая ее;
- формировать самостоятельное создание способов решения проблемы;
- формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации;
Регулятивные умения:
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий;
- формировать прогнозирование и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
Коммуникативные умения:
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- формировать умение работать в группе;
- формировать умение слушать и понимать других.
Предметные:
- умение характеризовать отличительные признаки грибов.
Тип учебного занятия: комбинированный урок
Организация образовательного процесса
Оборудование:
- телевизор; доска; ноутбук учителя; научные статьи о грибах.
Учебные пособия:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник: 3 класс
Ход урока
Посмотрите всё ли готово к уроку. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуем их. (дети уже сидят по группам)
-Ребята, обычно человек , если запланировал какое-то дело, то обязательно расчитывает на хороший его результат и своими действиями стремится его достичь. Готовя сегодняшнее занятие, я тоже планировала чтобы все мной задуманное осуществилось, но одного моего желания не достаточно и хороший результат зависит во многом от вас. Что нужно чтоб сегодняшний урок прошел удачно и был вам полезен?
А чего вы ожидаете от этого урока? (Я ожидаю от сегодняшнего урока……Я хочу , чтоб он был …. Он будет таким, если я…… От себя у ожидаю…...)
3.Актуализация знаний. Тема урока.
Внимание, сейчас пожалуйста прослушайте музыку и определите, что это за звуки? (звуки природы)
-Ребята что вы сейчас себе представили, куда увели вас эти звуки, где мы очутились, что вы сейчас видите? Прислушайтесь, вдохните полной грудью, посмотрите себе под ноги и вокруг, что вы видите?
(Дети делятся впечатлением.)
Удивительный мир природы... Он встречает нас морем звуков, запахов и тайн. Заставляет прислушиваться, присмотреться, задуматься. Лес... Как много вобрали в себя эти три буквы. Леса - настоящие легкие нашей планеты, помогающие дышать всему живому. Утром, днем и вечером, в солнечную и пасмурную погоду листья на деревьях, травы меняют свой цвет. Их оттенки так же неожиданны, как и краски моря.
_Что такое природа? Какая она бывает? На какие большие группы делится природа? Как ученые назвали эти группы? (царства) Кто сможет назвать их? С какими царствами мы уже знакомы?
4.Определение темы урока
(подведение детей к формулированию темы)
Серовато,
Зубовато,
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
(Волк) .
Представитель какого царства?
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
(ёлка)
Представительница царства,,,,,,,,,,,,
Землю пробуравил
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся.
(гриб.)
-Это представитель какого царства?
А вы знакомы уже с этим царством?
Что уже вам известно про грибы? (ответы детей)
Очень хорошо что вы уже многое знаете. А ещё больше хотите узнать? А зачем?......
Сегодня , ребята , мы проведем урок по теме…..
На доске :
Удивительное царство грибов
5.Постановка цели и задач урока.
Какую цель поставим перед собой?
Знакомство с разнообразием грибов.
Какие задачи будем решать на данном уроке.
1.Познакомиться с тем, что грибы – это особая группа организмов.
2.Познакомиться со строением грибов.
3.Познакомиться с разнообразием грибов,
показать их значение в природе и жизни человека.
-Итак, сегодня мы посетим удивительное царство Грибов.
-Но у нас не просто урок, а урок проектной деятельности. Вы, потрудившись немного в группах к концу занятия представите результаты своей работы и заселите вот эту пустующую лесную полянку удивительными грибами.
Вы готовы работать и самостоятельно справиться с данными задачами?
Тогда приступим:
6.Исследование в группах
Каждая из групп получит вот такой гриб, и будет работать над своим (?) 15 минут ,после чего вы выступит поделившись результатом своей работы с нами и посадит на поляне свой гриб.
Ребята , задача работы вам ясна?
- У каждой группы есть информационные тексты для изучения и пошаговая инструкция к ним.
- В конце исследования вам нужно будет поделиться информацией.
- Для правильного ответа используйте карточку
«Помощник ответа».
Работа в группах. Обмен информацией.
1 группа
Вам необходимо изучить строение грибов и подписать части гриба.
Рассказать о пользе грибов .
2 группа
Вам, ребята подготовить рассказ о съедобных грибах и способах приготовления грибов. Примеры и описание съедобных грибов
3 группа
Подготовить рассказ о несъедобных грибах .Какое они оказывают
Влияние на человека. Как распознать несъедобные грибы.
4 группа
Подготовить и познакомить всех с правилами сбора грибов
5 группа
Найти информацию и познакомить окружающих с грибами занесенными в красную книгу.
Ребята, а где мы можем найти нужную вам информацию (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,)
В помощь вам я приготовила сборники энциклопедий, словарей, статей ,вы можете воспользоваться ими в своей работе.
РАБОТА ДЕТЕЙ 15 минут
7.Презентация проекта
Выступление групп:
1 группа
Видео о росте грибов
2 группа
3 группа
Презентация с загадками
Физкультминутка
Дима шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Берём? Берём!
И дальше идем.
– А теперь я буду произносить названия грибов. Если это съедобный гриб – вы наклоняетесь за ним и кладете в воображаемую корзинку. Если несъедобный гриб, – разводите руки в стороны.
белый гриб, мухомор, моховичок, белый груздь, бледная поганка, лисички, рыжик,волнушка, сыроежка, желчный гриб, трутовик, вешенки.
– Да, действительно, не все грибы можно собирать. А как их правильно собирать?Нам сейчас расскажут…….
4 группа
5 группа
8.Вывод:
1. Имеет шляпку, ножку, грибницу.
2.Не могут сами вырабатывать питательные вещества.
3. Питаются останками живых существ.
4. Питаются солями из почвы.
5. Для нормального роста нуждаются в тепле и влаге.
6. Самостоятельно не передвигаются.
7.Размножаются спорами.
8. Бывают трубчатые и пластинчатые
9. Съедобные и несъедобные.
Правила сбора грибов
Собирай только хорошо знакомые грибы!
Если сомневаешься – гриб в корзину не клади!
Не бери старые грибы – в них яд.
Грибы срезай ножом или выкручивай!
Не собирай грибы возле дорог – в них много вредных веществ!
- Ребята, а можно сбивать ядовитые грибы? (Нет, так как они являются лекарством для некоторых животных)
Вывод: в природе лишних растений нет! Относитесь к ним бережно!
-Ребята, давайте вспомним цель нашего урока,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Удалось ли нам её достичь?
Какие задачи мы перед собой ставили?
Справились ли вы с ними?,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
А сейчас я немного повторюсь , я говорила что, у нас не просто урок, а урок проектной деятельности. Вы, потрудившись немного в группах к концу занятия представите результаты своей работы и заселите вот эту пустующую лесную полянку удивительными грибами.
Посмотрите, пожалуйста, цель нашего урока достигнута?
Перед вами и нашими гостями родилось Удивительное царство грибов и создали его Вы ребята.
9.Рефлексия
- А сейчас я попрошу вас проанализировать свою личную и групповую работу, ну и конечно же мою. У вас на столах лежат листы самооценки заполните их пожалуйста. А еще чтобы дополнить наше царство лежат грибы по количеству участников. На работу даю 2 минуты .Если сегодняшнее занятие было полезным для вас интересным –то вы раскрашиваете шаблон в съедобный гриб, а если информация была не совсем полезна и работа не интересна-Несъедобна , то рисуете ядовитый гриб мухомор.
Спасибо большое, ребята за урок. Уходя прошу посадить свои грибочки на полянку , а листы самооценивания оставить на столах.
10Домашнее задание:
Страница 112-117 учебник, тетрадь
Твор.зад: Рецепт блюда с грибами ( на отдельном листка А4)
Или сообщение о представителе красной книги