Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 пос. Зеленый 142452, Московская область, Ногинский район, пос. Зеленый д. 4
[email protected] тел.: 8-916 – 130-29-31
Проектная разработка программы для подростков пубертатного периода: «В здоровом теле здоровый дух»
Автор: учитель биологии Поповиченко Наталья Владимировна 142452, Московская область, Ногинский район, д. Щемилово, 30 км д. 9 кв. 4
[email protected] тел.: 8-906-772-72-98
Возраст учащихся: 13 – 14 лет (7 – 8 класс) Используемая часть программы: «Формула правильного питания»
… Понятие «культура питания» должно входить в общее определение культуры человека… А.А. Покровский, академик, автор теории сбалансированного питания В средней школе возрастает учебная нагрузка и занятость учащихся, организм учащихся начинает резко переформировываться, учитывая возрастные особенности, хочется узнавать всё новое и интересное. Где же найти время для того, чтобы формировать культуру питания? В этом нам постарается помочь цикл бесед в рамках учебного плана программы уроков биологии и основы безопасности жизнедеятельности, а также классных часов и внеклассных мероприятий, направленных на формирование у учащихся здорового образа жизни.
Цель программы - формирование у учащихся основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Данная программа
предназначена для учащихся 13 – 14 лет и предусматривает реализацию следующих
воспитательных и образовательных задач: - Развитие представлений учащихся о здоровье как одного из важнейших аспектов жизни человека, формирование принципов заботы и укрепления своего здоровья как состояния полного физического, душевного и социального благополучия. - Воспитание и привитие навыков культуры питания и здорового образа жизни, формирование готовности укреплять своё здоровье. - Развитие познавательных интересов по изучению основ здорового и правильного питания как составной части здорового образа жизни. - Формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций и удовлетворения интереса к изучению режима дня школьника и основ здорового питания. - Просвещение родителей об организации правильного питания учащихся в период пубертатного развития. Содержание данной программы отвечает следующим
принципам: - возрастная особенность – соответствие используемых методов и форм обучения психологическим особенностям подростков. - практическая значимость – освещение наиболее актуальных проблем, связанных с организацией питания подростков. - вовлечённость в реализацию тем данной программы родителей учащихся. Программа направлена на достижение следующих
результатов: - полученные знания позволяют подросткам ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая полезные. - учащиеся могут самостоятельно контролировать свой рацион, потребление необходимого количества витаминов и режим питания в соответствии с общепринятыми требованиями здорового образа жизни. - учащиеся получат коммуникативные навыки взаимодействия с окружающими, что позволит им успешнее адаптироваться в социуме. Данная программа может быть
реализована: - В рамках внеклассной работы – классные часы и внеклассные мероприятия. - в рамках факультативной работы - В рамках вспомогательного компонента учебного плана предметов, направленных на формирование здорового образа жизни учащихся (биология и основы безопасности жизнедеятельности). Данная программа
направлена на вовлечение учащихся в активную работу по изучению тем учебного плана, стимулирование их интереса к познавательной деятельности из дополнительных источников информации. Крайне важно, чтобы родители принимали активное участие в организации правильного питания учащихся в период пубертатного развития. Эффективность формирования основ культуры питания в основном определяется тем, какую значимость придают этому в семьях учащихся.
Методы реализации: Учитывая возрастные особенности учащихся, могут быть использованы различные методы: - Игра, в ходе которой они решают поставленные перед собой задачи, что позволяет накапливать определённый «полезный» опыт. - Проектная деятельность, основывающаяся на самостоятельности учащихся при решении поставленных задач. Это может быть как практическая деятельность, так и теоретическая. - Диспут, дискуссия, беседа, обсуждение. Основной задачей которых является: формирование у учащихся личной позиции в отношении того или иного вопроса при решении какой-либо проблемы.
Содержание данной программы включает в себя несколько тем, затрагивающих аспекты культуры питания: - Здоровье – это основа нашего существования. (Значение здорового образа жизни человека, направленного на предупреждение болезней и укрепление здоровья. Культура питания). - Режим дня. (Регулярное разнообразное и рациональное питание учащихся). - Энергетические ценности пищи. (Соответствие рациона питания образу жизни учащегося. Витамины). - Судьбы наций зависят от того как они питаются. (Обычаи питания в разных странах). - Биологические ритмы. («Совы», «Жаворонки» и «Голуби»). - Каковы еда да питьё, таково и житьё. (Физиологические и экологические аспекты питания). Каждая тема включает в себя не только беседу, но и имеет ряд заданий для самостоятельной работы учащихся. Конечным продуктом данной программы является совместный проект, касающийся различного рода аспектов культуры питания.
Тема № 1: Здоровье – это основа нашего существования. Ещё древнегреческий философ Сократ сказал: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить» Это старинное высказывание актуально и в наше время, особенно для растущего организма. На всю жизнь человеку даётся только один организм и для того, чтобы сохранить здоровье, нужно следить за характером питания. Здоровье – это наиважнейшее условие полноценной жизни человека. Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека. От чего же оно всё-таки зависит? По мнению учёных, четверть здоровья человека определяется наследственными генетическими признаками, четверть здоровья определяется уровнем экологической окружающей обстановки и развития системы здравоохранения и ровно половина его зависит от нас самих, от нашего с вами образа жизни и потребляемых продуктов питания. Каждый человек знает, что пища необходима для нормальной жизнедеятельности организма. В течение всей жизни в организме человека непрерывно совершается обмен веществ и энергии. Источником необходимых организму строительных материалов и энергии являются питательные вещества, поступающие из внешней среды, в основном с пищей. Если пища не поступает в организм, человек чувствует голод. Но голод, к сожалению, не подскажет, какие питательные вещества и в каком количестве необходимы человеку. Мы часто употребляем в пищу то, что вкусно, что можно быстро приготовить, и не очень задумываемся о полезности и доброкачественности употребляемых продуктов. В наше время человек уже не может вести здоровый образ жизни, быть здоровым, будучи неграмотным в вопросах питания. По словам автора «Теории сбалансированного питания», академика А.А. Покровского, «многие и вовсе не считают питание предметом серьёзного научного исследования, полагая, что рациональное питание зависит только от количества продуктов». К сожалению, эти предположения ошибочны и наивны, и эта наивность порождает массу предрассудков и совершенно необоснованных, а зачастую и вредных привычек в питании. На фоне важности этой проблемы вызывает тревогу несерьёзное отношение вполне грамотных людей к вопросам своего питания. Академик А.А. Покровский замечает по этому поводу: «Беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно для многих. Едят на ходу, что придётся, забывают поесть вовремя, пренебрегают возрастными особенностями, условиями труда, климата, позволяя себе упрямо нарушать правила питания, одни переедая, надеясь на свой организм, другие – недоедая, из сугубо эстетических соображений, для сохранения стройной фигуры. Нельзя не согласиться с тем, что понятие «культура питания» должно входить в общее определение культуры человека, так как оно становится большой общегосударственной проблемой. В наше время законы рационального питания должны знать все! Вот почему науку о питании необходимо сделать доступной для всех». Правильное питание – это важный компонент здорового образа жизни для каждого человека, который напрямую зависит от него самого. Знания о правильном питании помогают сформировать свой рацион таким образом, чтобы в полной мере обеспечить свой организм необходимыми питательными веществами, способствующими сохранению и укреплению здоровья.
Варианты реализации темы: Дискуссии, беседы, индивидуальный или групповой мини-проект «Правильное питание», коллективная групповая работа по подготовке агитационных плакатов и листовок, призывающих к самосохранению своего здоровья и оформление выставки, самостоятельный или с помощью родителей анализ собственного рациона питания и потребления необходимых для укрепления здоровья питательных веществ.
Тема № 2: Режим дня. Что же такое рациональное питание? Рациональное питание – одно из составных частей здорового образа жизни и фактора продления активного периода жизнедеятельности. Рациональное питание подростков определяет их полноценное развитие и здоровье в будущем. Основу рационального здорового питания составляют три аспекта: разнообразие пищевых продуктов, баланс израсходованной организмом энергии и энергии, поступившей с потребляемыми продуктами, а также режим питания. Соблюдение режима – это один из основных принципов правильного питания, а это, в свою очередь, важное условие для сохранения здоровья. Режим питания учащегося должен учитывать его образ жизни – интенсивность учебной нагрузки, занятия в различных кружках и секциях – и от его распорядка дня. Важно стремиться к тому, чтобы у подростка выработалась привычка принимать пищу в одно и то же время. Режим питания играет большую роль в рациональном питании. Нарушение режима питания играет отрицательную роль в здоровье человека. За многие годы были сформулированы три основных правила питания: разнообразие, умеренность и своевременность. Режим дня является определённым отражением режима физиологических процессов, протекающих в организме подростка. Режим дня предусматривает повторяющийся изо дня в день автоматизм жизненных процессов, вызывающих в коре головного мозга подростка определённо повторяющуюся деятельность, которая, в свою очередь, способствует облегчению протекания нервных процессов в коре головного мозга. Организация чёткого режима подростка является одним из условий не только успешной учёбы, но и нормального физического развития. Правильное проведение всех режимных моментов предупреждает возникновение утомления. Систематическое воздействие на организм подростка в определённой последовательности труда, отдыха, питания, гимнастики, закаливания и достаточного пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность и сопротивляемость организма учащихся к различным заболеваниям и благоприятно складывается на их физическом развитии. Соблюдение правильного режима дня должно стать для подростка устойчивой привычкой.
Варианты реализации темы: лекции о правильном режиме дня, самоанализ собственного режима дня при участии родителей, работа в группах по составлению режима дня и обсуждения: почему и что может нарушить режим дня, самостоятельные тематические творческие задания, беседа-диспут: меняется ли режим дня в каникулы и почему учащиеся позволяют себе это делать и к чему же, всё-таки, это приводит? Стихотворение – пример творческого задания: Основы здорового питания. Для того, чтобы долго жить, сильным быть и жизнь любить. Надо знать основы пищи и с основами дружить. Назову я из основ главные задачи: Соблюдай баланс, режим, строй меню богаче. Ешь побольше натуральных трав, плодов и овощей. Не забудь о мясе, рыбе и тарелке вкусных щей.
А ещё дружи с кефиром, молоком и творогом. Будешь крепким и здоровым на отпор всем ворогам. Не забудь свой темперамент, ритмы жизни и устои, И с учётом этих фактов строй своё меню простое. Ведь не даром на Востоке там пословица гласит: «Завтрак - съешь, обед – дели, ужин свой отдать вели». И ещё: во все года философы, поэты За столом умеренны, а мыслили уверенно. Есть основы поведенья, есть основы воспитанья. Не забудьте про основы Здорового питания!
Тема № 3: Энергетические ценности пищи. Энергия – это то, что обеспечивает наш организм функциональностью. Потребность в энергии напрямую зависит от образа жизни человека, его активности в течение дня. По нормам потребность в энергетической пищи составляет в среднем 2 800 ккал. Ежедневный уровень потребления питательных веществ человека равен приблизительно 3 450 ккал. Сравнение этих двух чисел показывает, что уровень реального потребления превышает уровень потребностей. А это значит, что определённая часть населения переедает, о чём свидетельствует тот факт, что 50% жителей имеют лишний вес, а 25% из них страдают ожирением. На что же расходуется энергия пищи? Прежде всего, она используется для поддержания жизнедеятельности нашего организма, работы его органов. Повседневная жизнь каждого учащегося связана с многочисленными формами деятельности. Энергия необходима для активной и слаженной работы мышц, мозговой деятельностью, роста, переваривания пищи, поддержания постоянства и регуляции организма. Учащийся должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие.
Варианты реализации темы: мини-лекции, индивидуальные задания с взаимопроверкой по составлению потребности в энергии и активности в течение дня, самостоятельные задания «Суточное потребление витаминов», «Калорийность потребляемых продуктов» учащегося и членов его семьи, самостоятельные тематические творческие задания. Пример творческого задания: «Советы растущему организму» Чтобы быть всегда здоровым, не болеть и не хворать, Надо вкусным и полезным свой желудок угощать! Ты наесться не спеши, не заглатывай всё сразу! Ешь чуть-чуть, но от души, пережёвывай всё к разу. Ешь еду полезную, чистую и свежую! Соблюдай весь этикет – он спасёт тебя от бед. Ешь морковку, патиссоны, огурцы и корнишоны, Кабачки, картофель, не забудь про трюфель. Фрукты ты не забывай, в рацион свой добавляй. Обязательно их мой, повышая тонус свой! Ешь и яблоки, и груши, сливы, мандарины, Покупай ещё арбузы, персики и дыни! Сухофрукты тоже кушай, запивай их соком. Ты меня побольше слушай, чтоб не вышло «боком»! Каша силу придаёт с фруктами, кореньями. Если ты в душе пилот, ешь её отменнее! И про мясо не забудь, свинину и баранину. Ты, дружок, вникаешь в суть правильного питания? Молоко даёт нам силы, и кефир прелестен! Мне продукты эти милы и весьма полезны! Если ты, как я сказал, выполнишь советы,
Обойдут тебя сторонкой все болезни и диеты!
Тема № 4: Судьбы наций зависят от того как они питаются. Возможно, этот афоризм немного преувеличивает роль пищи, но одно в нём бесспорно: питание всегда было, есть и будет важнейшей стороной нашего бытия. И неслучайно ещё древние греки десятой Музой, без которой не мыслили своего существования, выбрали богиню, покровительствующую искусству приготовления пищи, - Кулину. Традиционная кулинария – это одна из составляющих культуры любого народа. В ней отражается культура и история народа. Традиционные кухни у разных народов различны, каждая из них формировалась в течение многих веков так, чтобы максимально обеспечить организм человека питательными веществами, способствовать эффективному приспособлению к природным и климатическим условиям жизни. Например, кухня кочевников, занимавшихся скотоводством, пищевой рацион включает кисломолочные продукты, сушёное и вяленое мясо. Что касается русской кухни, то в ней всегда преобладала растительная пища – ягоды, грибы, орехи, а также дичь, то есть то, что человек мог добыть в лесах самостоятельно, чтобы обеспечить себя пропитанием. При анализе особенностей традиционных кухонь и кулинарных обычаев стоит осознанно понимать, что среди них не может быть «более полезных» или «менее полезных». Каждая из них направлена на сохранение здоровья человека и обеспечение организма необходимыми питательными веществами. При этом, любая кухня должна быть разнообразной, как в продуктово-пищевом направлении, так и во вкусовом, что достигается путём различной кулинарной обработки пищи. Организму человека для лучшего усвоения питательных веществ необходимо употреблять в пищу варёные, жареные, тушёные, печёные и просто сырые блюда.
Варианты реализации темы: лекции, беседы, круглый стол совместно с родителями, индивидуальные, групповые или выполненные совместно с родителями мини-проекты, например, «Сравнительная характеристика русской и украинской кухонь», «Кухня России и Великобритании», теоретические и практические работы по изучению кухонь или посуды народов мира, кулинарный поединок «Кто кого?» - парный или индивидуальный практикум по приготовлению одного и того же блюда по различной рецептуре, сбор и коллективное обсуждение пословиц и поговорок о блюдах и кухнях народов мира.
Тема № 5: Биологические ритмы. В последние годы учёные доказали, что человек реагирует на приливы и отливы, солнечное и лунное влияние по-разному. Так называемые биоритмы действуют своеобразно на каждого человека. Биологические ритмы – это периодически повторяющиеся изменения биологических процессов и явлений в живых организмах. Условно учёные разделили людей на «сов», «жаворонков» и «голубей». «Совы» - это те, кто поздно ложатся спать и поздно встают. «Жаворонки» - это те, кто рано ложатся и рано встают. А «голуби» - это те, кому всё равно, они могут рано лечь и поздно встать, и наоборот. Кормить ли завтраком «сову»? Конечно, нет, а вот «жаворонок» с удовольствием завтракает, и ему он идёт в пользу. По мнению учёных, тип «жаворонок» наиболее полезен для здоровья. Именно такой распорядок был выработан веками в сёлах, когда скот, птица, сельскохозяйственные работы, семейные заботы способствовали такому распорядку дня. Да и окружающая среда играла при этом не последнюю роль в долгие зимние вечера, когда не было электричества. Приходилось рано укладываться спать, чтобы попросту не сжигать лучину и при этом легко вставали с утра и приступали к своим каждодневным работам с восходом солнца. С самого рождения мы живём в определённом ритме, наше сердце сокращается с определённой частотой, существует ритм дыхания, ритм выделения пищеварительных соков – это работают наши биологические часы. Так пищеварительные соки вырабатываются с 13 – 14 часов и с 18 - 19 часов в максимальном количестве. А в небольшом количестве каждые полтора часа. Поэтому приём пищи в определённое время считается наиболее физиологичным. Те, кто хочет жить в гармонии с окружающим миром, должны, так или иначе, учитывать эти циклы и любой сбой может привести к неприятным для здоровья последствиям.
Варианты реализации темы: беседы, диспуты, лекции, индивидуальные задания по определению биоритмов, индивидуальный проект по изучению биологических ритмов семьи, групповой проект-эксперимент по изучению биологических ритмов и их влияние на школьников.
Тема № 6: Каковы еда да питьё, таково и житьё. Для здорового питания важно воспитывать нормальный вкус к пищевым продуктам, знать свой организм, уметь контролировать свой аппетит. До сих пор физиолого-биохимическое действие аппетита до конца не изучено. Известно, что мозг имеет центры голода и насыщения. Эти центры работают нормально до тех пор, пока в рационе преобладают натуральные продукты: плоды, овощи, коренья, травы, злаки, то есть натуральная пища. Как только рацион перегружается сахаром, жирами, консервами, копчёностями, тортами, центры голода и насыщения не срабатывают, так как для них эти продукты непривычны. Желудочно-кишечный тракт человека уже на протяжении многих тысячелетий запрограммирован на приём молочно-растительной пищи и поэтому ему требуются огромные усилия для переработки и усвоения другого вида пищи. Рацион современного человека должен изменяться и в зависимости от времени года, местности, где он проживает, привычек и традиций, сложившихся веками. При приготовлении пищи необходимо строго соблюдать все санитарно-гигиенические правила. Сейчас мы можем наблюдать в продаже большие и красивые овощи и фрукты, но попробовав их, мы с огорчением выясняем, что они не очень вкусные, как нам бы хотелось. Почему? Это происходит потому, что при выращивании сельскохозяйственных культур применяют большое количество удобрений и ядохимикатов. И здесь уже речь идёт о химическом загрязнении продуктов питания. Такие продукты могут быть опасны для здоровья человека. В них накапливаются нитраты, а повышенное содержание нитратов приводит к образованию веществ, вредных для здоровья человека. Употребление таких продуктов может вызвать отравление и, даже привести к летальному исходу. Сейчас очень актуальным становится новое понятие – «экологически чистые продукты», то есть продукты, выращенные по-старинке, без всякого рода химических удобрений, что в свою очередь, весьма полезнее для растущего, да и для взрослого организма.
Варианты реализации темы: беседы, лекции, проекты по исследованию продуктов питания на содержание нитритов, пропаганда здорового питания, выставки плакатов, слоганов о здоровой пище, анализ торговых учреждений на предмет продажи химически загрязнённых продуктов питания совместно с преподавателем или родителями, мини-проект на сравнительную характеристику порчи продуктов, выращенных на приусадебном участке и купленных в супермаркете, составление памятки «Срок хранения продуктов питания».
Литература: 1. Михайлов В.С., Трушкина Л.А. Кухня в вашем доме. 2. Поздняковский В.М. гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров. 3. Покровский А.А. Теория сбалансированного питания. 4. Сорока Н.Ф. Питание и здоровье. 5. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. 6. Шляхтина С.Э, Минкина В.А. Режим дня школьника.
Согласие на обработку персональных данных.
Я, Поповиченко Наталья Владимировна, педагог МБОУ СОШ № 20 пос. Зеленый Ногинского района Московской области – участник конкурса методик программы «Разговор о правильном питании» ознакомлена с условиями конкурса «Нестле Россия» на обработку представленных мною персональных данных.
«____» _________________ 2016 г. ______________ Н.В. Поповиченко