МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
«В ЖИЗНИ ТАК СЛУЧАЕТСЯ»
Классный час, посвящённый 115-летию со дня рождения
В.П. Соловьёва-Седого
Цель: формирование гражданской позиции учащихся, воспитание чувства патриотизма, уважения к традициям своего Отечества. познакомить обучающихся с творчеством поэтов-песенников 1960-1980 гг., расширять общий кругозор на основе содержания поэтических и музыкальных произведений.
Задачи:
- развивать навыки осознанного восприятия поэтического, биографического и музыкального материалов;
- развивать слух обучающихся, умение слушать товарищей;
- обогащать эмоциональную сферу обучающихся.
Ход мероприятия
«Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить — глубоко и вдохновенно». В этих словах заключено кредо замечательного советского композитора В. Соловьева-Седого, которому он следовал на протяжении всего творческого пути. Автор огромного количества песен (свыше 400), 3 балетов, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыки к 24 драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, к 44 кинофильмам, Соловьев-Седой воспел в своих произведениях героику наших дней, запечатлел чувства и мысли советского человека. Песни Соловьева-Седова составляют своеобразную летопись истории России XX века. Хотя большинство из них было написано во время войны и первые послевоенные десятилетия, их влияние на формирование песенной культуры продолжалось и в последующее время.
Василий Павлович Соловьёв-Седой родился 25 апреля 1907 года в семье Павла и Анны Соловьевых в Петербурге в доме 139 на Старо-Невском проспекте. Но корни его происходят с Псковщины. Там в одном из сел близ Невеля жили все его предки. Только отец, Павел Павлович, после долгой службы в армии остался в Петербурге и стал работать дворником в доме страхового общества «Россия». Мать Анна Федоровна несколько лет проработала горничной у знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой. Искренне привязавшись к Анне, Вяльцева помогла бы определить её в хористки, но Павел этому решительно воспротивился, и в конце концов Анна покинула место у Вяльцевой, получив от неё в подарок граммофон и напетые ею пластинки: "Захочу - полюблю", "Ветерочек", "Гай-да тройка".
В семье Соловьевых было четверо детей — старшие дочери Анастасия и Полина и сыновья Сергей и Василий. Летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца и отец ласково называл его седеньким, седым. Дворовым мальчишкам кличка "Седой" понравилась, и с тех пор Василия только так и стали называть.
Музыкальные способности мальчика заметили уже в детстве. Отец любил петь и самоучкой освоил гармонь. От него страсть к музыке и песне перенял Василий.
В их доме жил виолончелист оркестра Мариинского оперного театра Н.Сазонов. С его помощью Василий впервые приобщился к большому искусству. Так ему удалось увидеть и услышать Федора Шаляпина в операх "Борис Годунов" и "Севильский цирюльник".
К фортепиано Василия приобщило немое кино. В доме 139 открылся маленький кинотеатрик "Слон", где крутили фильмы с участием Бастера Китона, Веры Холодной. Заметив у экрана диковинку - пианино, Василий упросил киномеханика разрешить ему попробовать клавиши и быстро подобрал по слуху "Светит месяц". Восхищенный механик позволил ему ежедневно по утрам присаживаться к инструменту, а Василий взялся таскать киноленты, помогал их "прокручивать", убирал зал.
Такие занятия очень помогли Василию Павловичу, когда уже после революции и смерти матери, закончив школу в 1923 году, он подрабатывал на танцевальных площадках, выступая в качестве тапера. Однажды его выступление услышал ленинградский композитор А. Животов. Он помог Василию устроиться на радио в качестве аккомпаниатора уроков гимнастики.
Под руководством Животова Соловьев научился импровизировать и составлять простейшие музыкальные композиции. Через год Животов посоветовал ему поступать в музыкальное учебное заведение. Вначале Василий отнесся к предложению настороженно, в то время он даже не умел записывать ноты.
Но отец убедил Василия, и тот решил последовать совету и подал документы в Ленинградский музыкальный техникум. Выдержав конкурс, Соловьев стал учиться в классе, которым руководил профессор консерватории П. Рязанов. Он и стал первым наставником будущего композитора. В 1931 году Рязанова пригласили преподавать в консерваторию и весь его класс перевели туда на первый курс. В консерватории Василий познакомился с молодым поэтом Александром Чуркиным.
В 1936 году Соловьев заканчивает консерваторию. К тому времени он был автором нескольких песен, но настоящая популярность пришла к нему гораздо позже. На открытие ленинградского Мюзик-холла он написал песню о Ленинграде. Она получила высокую оценку присутствовавшего на открытии И. Дунаевского. В 1936 г. на конкурсе песни, организованном Ленинградским отделением Союза советских композиторов, Соловьеву-Седому были присуждены сразу 2 первые премии: за песню «Парад» (ст. А. Гитовича) и «Песню о Ленинграде» (ст. Е. Рывиной). Окрыленный успехом, он стал активно работать в песенном жанре.
В 1938 году Соловьева впервые пригласили писать музыку для кинофильма. Он создал несколько песен и музыкальную сюиту для мелодрамы «11 июля».
В начале тридцатых годов Соловьев начинает работать над своим первым крупным произведением — балетом «Тарас Бульба». После многочисленных переделок он был поставлен в 1940 году на сцене Ленинградского театра имени С.Кирова, а через год, в последние мирные дни, — на сцене Большого театра в Москве. Балет был выпущен под фамилией Соловьева-Седого.
Критики высоко оценили музыку балета. Опираясь на народные мелодии, композитор смог создать яркое образное полотно, в котором раскрывалась специфика повести Н. Гоголя. Впоследствии балет неоднократно ставился не только на сценах театров СССР, но и в других странах. Но сам Соловьев не был удовлетворен им и неоднократно возвращался к нему. В конце пятидесятых годов он переработал музыку балета в танцевальную сюиту, она вошла в репертуар ансамбля, которым руководил И. Моисеев.
Когда началась Великая Отечественная война, Соловьев-Седой сразу же отложил в сторону все задуманные или начатые им работы и целиком посвятил себя песням. 22 июня 1941 года началась война, а уже на следующий день поэтесса Л.Давидович принесла Соловьеву-Седому стихи под названием "Застава дорогая". Они были написаны до войны и подправлены, так что получился необходимый куплет:
Но злая вражеская стая
Над нами, как туча, взвилась
Застава дорогая
За Родину поднялась
24 июля Соловьев-Седой сочинил мелодию этой песни. Помчался к своему другу - актеру Театра драмы имени А.С.Пушкина Александру Борисову, нашли баяниста, и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Новая песня "Играй мой баян" пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом песне "Тучи над городом встали", популярной до войны. Эта песня стала музыкальной эмблемой передач Ленинградского радио.
Уже осенью 1941 года Соловьеву пришлось уехать в эвакуацию. Вместе с труппой Малого оперного театра он был отправлен в Оренбург. Вместе с ним уехала жена — певица Татьяна Рябова — и их дочь Наташа. Но Соловьёв не мог сидеть в тылу. При содействии командования Оренбургского военного округа он организует эстрадный ансамбль «Ястребок». Соловьев пишет для ансамбля несколько песен и вскоре добивается отправки на фронт. Слова для его песен написал молодой поэт А. Фатьянов, работавший в окружном ансамбле песни и пляски. В стихах Фатьянова Соловьев нашел свободную песенность, напевность интонации, ясный мелодический строй. Всего они написали несколько десятков песен — «На солнечной поляночке», «Соловьи», «Ничего не говорила», «Давно мы дома не были», «Доброе утро», «Наш город».
Сотрудничество продолжалось и после войны: были написаны песни «Где же вы, друзья-однополчане», «Поет гармонь за Вологдой».
Интересна одна из историй, связанная с созданием произведений. Песня «На солнечной поляночке» вначале была написана в форме вальса. После исполнения ее на радио Соловьев изменил ритмическую структуру, а на прежнюю музыку написал другую песню.
Иногда судьбы его песен складывались весьма причудливо. После распространения песни «Вечер на рейде» на фронтах она попала и к немецким войскам. Там решили, что она называется «Вечер на Рейне».
Особенно плодотворным стал для композитора 1942 год. Он написал шестнадцать песен и тогда же Соловьев начинает работать над оперой «Кружевница Настя» по либретто К. Паустовского. Но опера осталась незавершенной, потому что все его время было отдано песне.
В апреле 1943 года Соловьева-Седого вызывают в Москву. Он поселяется в гостинице «Москва» и начинает работать для Всесоюзного радиокомитета. Он работает с поэтами В. Лебедевым-Кумачом, М. Исаковским, на стихи И. Уткина пишет песню «Над Родиной грозные тучи». Композитору предлагали остаться в Москве, но при первой же возможности он просит отправить его в Ленинград. В конце 1943 года композитор становится лауреатом Сталинской премии.
В 1944 году Соловьев возвращается в Ленинград и сочетает выступления с ансамблем с работой на Ленинградском радио. Продолжают появляться его новые песни.
В последний год войны он пишет музыку к кинокомедии «Небесный тихоход» (1945), две песни из которого «Потому, что мы пилоты» и «Пора в путь-дорогу» сразу же стали народными. Популярной стала и песня из следующей ленты «Первая перчатка» (1946). В 1955 году Соловьев-Седой написал музыку к картине «Максим Перепелица».
С окончанием войны ставшие привычными темы песен должны были измениться. Соловьев не сразу нашел новый подход и новые темы. Первые опыты — шуточные песни «Про Васеньку», «Веселая песенка о начальнике станции» — оказались неудачными, и сейчас о них мало кто помнит.
От яркой патриотической направленности песен Соловьев-Седой переходит к лирической тональности. С1946 года начинается его многолетнее сотрудничество с М. Исаковским. Первой совместной работой стала песня «Не тревожь ты себя, не тревожь». За ней последовали «Услышь меня, хорошая», «Баллада о солдате». Всего же в сотрудничестве родилось тридцать песен.
Успех в отдельных песнях уже не удовлетворяет композитора. Вместе с А. Фатьяновым он начинает работу над песенным циклом «Возвращение солдата». Начало новому замыслу положила песня «Где же вы, друзья-однополчане». От ее мелодии Соловьев повел мелодический рисунок еще пяти песен. Их герой постепенно меняется, он становится трактористом. Завершила цикл «Величальная», в которой Соловьев как бы расстается со своим героем. Первым исполнителем цикла стала известная певица К. Шульженко.
В начале пятидесятых годов композитор возвращается к жанру музыкальной комедии. Оперетту «Верный друг» поставили на сцене театра музыкальной комедии. Соловьев-Седой регулярно выпускает оперетты, которые с успехом идут на сцене различных авторов. Оперетты «Шельменко-денщик», «Восемнадцать лет», «У родного причала» были экранизированы.
Соловьев-Седой раскрылся и как автор театральной музыки. С 1948 года начинается его сотрудничество с Ленинградским театром имени Ленинского комсомола. Для него он написал музыку примерно к десяти спектаклям, многие из которых впоследствии были поставлены на сценах и других театров.
Наиболее популярной стала музыка к спектаклю по поэме А. Твардовского «Василий Тёркин», поставленной на сцене театра имени Моссовета. Затем композиция шла более чем в тридцати театрах страны.
В 1959 году Соловьеву-Седому присуждается Ленинская премия за песни «В путь», «Версты», «Подмосковные вечера».
Композитор приобрел поистине всенародную известность. Со временем он переходит к работе с конкретными исполнителями. Он считал, что композитор обязан рассчитывать мелодию на определенного певца, тогда песня станет небольшой миниатюрой, где проявятся индивидуальность и автора, и исполнителя. В сотрудничестве с Л. Зыкиной родились песни «Течет река Волга», с М. Бернесом — «Если бы парни всей Земли».
Иногда написанная в связи с конкретным событием песня становилась символом своего времени. Так произошло с созданной в конце пятидесятых годов песней «Подмосковные вечера», написанной для научно-популярного фильма «В дни Спартакиады». Со временем ее начали воспринимать как песню, в которой отразились черты русского характера: его открытость, гостеприимность.
Композитор возвращается и к крупной форме: вместе с либреттистами Константиновым и Рацером пишет оперетту «Олимпийские звезды». За ней последовала еще одна их совместная работа — оперетта «Восемнадцать лет».
Особая страница творчества композитора была связана с Московским театром мимики и жеста. Дочь Соловьева стала актрисой и поступила в труппу этого театра. Для труппы глухонемых актеров Соловьев написал оперетту «Подвески королевы» по мотивам романа А. Дюма «Три мушкетера». Композитор сделал, казалось бы, невозможное — создал музыкальный спектакль для людей, которые, что называется, «по определению» не могут воспринимать музыку. И опыт оказался удачным.
Приветствуя Василия Павловича в день его 70-летия, композитор Д. Покрасс сказал: «Соловьев-Седой — это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к Родине, родному городу. Это, как часто говорят про песни Василия Павловича, эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне Великой Отечественной...»
В семидесятые годы Соловьев-Седой много ездит по стране, посещает союзные республики, пишет несколько монументально-песенных циклов — «Северная поэма» (на материале народных песен), «Светлая песня» и «Мои современники» (на стихи поэта Г. Горбовского). Он также создает циклы романсов на стихи А. Пушкина и С. Есенина. Последняя работа Соловьева — мюзикл «Теремок» по сказке С. Маршака. Но дописать ее композитор не успел — 2 декабря 1979 года он неожиданно умер.