Федеральное государственное бюджетное образовательного
учреждение высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Институт образования
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Специальная педагогика»
по теме «Педагогика Рудольфа Штайнера»
Выполнила: Студентка группы ДФ-241 БИФ КЕМ ГУ Специальность: дефектология Гук Елена Ильинична |
Преподаватель: _______________________ _______________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………. | 3 |
Вальдорфская педагогика - альтернативная педагогическая система, основанная на учении Рудольфа Штайнера …………………. | 5 |
Основные принципы педагогики Рудольфа Штайнера …………. | 7 |
Особенности организации образовательного процесса в вальдорфской школе ……………………………………………………. | 8 |
Инновации практической педагогики Рудольфа Штайнера в современном образовании ……………………………………………… | 14 |
Заключение ………………………………………………………… | 21 |
Список литературы ………………………………………………… | 23 |
В
ВЕДЕНИЕ
Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в современной модернизации российского образования на всех уровнях отечественная школа переживает сложный этап своего реформирования. Сегодня достаточно ярко обозначается переход к гуманизации и демократизации школьной жизни. И в первую очередь, это касается отношения к учащимся как к субъектам обучения и воспитания, установления сотрудничества между теми, кто учит, и теми, кто учится.
Педагогические идеи известного австрийского философа - антропософа Рудольфа Штайнера, направленные на создание гармоничной образовательной среды, учитывающей потребности и способности каждого ученика, полноценно отвечают проблемам современного образования в России.
В основе педагогических взглядов Штайнера лежат гуманистические отношения, которые строятся на основе уважения личности ребенка и его права на развитие творческого мышления, эмоционального интеллекта и социальных навыков учащихся.
Штайнер считал, что образование и воспитание должны быть гармоничными. Основной целью обучения, по – мнению ученого в образовании ребенка, это формирование гармоничной личности, способной к саморазвитию и самореализации в современном мире, включающее в себя не только умственные знания, но и развитие духовных и этических ценностей. И
Объект исследования: педагогические идеи Рудольфа Штайнера
Предмет исследования: методические особенности обучения и воспитания, применяемые в педагогике Рудольфа Штайнера
Методы исследования: анализ и сравнение педагогических трудов, изучение практического опыта
Научная новизна: выявление актуальности и применимости педагогических идей Штайнера в современном образовании
Цель исследования: систематизирование педагогических взглядов Рудольфа Штайнера и влияние его трудов на современное образование.
Проблема: необходимость понимания и применения антропософских принципов в образовательном процессе
Целевая аудитория: студенты педагогических вузов, педагоги, исследователи в области образования
Задачи исследования:
1. Изучить основные принципы педагогики Рудольфа Штайнера
2. Проанализировать влияние этих принципов на современное образование
3. Предложить рекомендации по внедрению антропософских идей в практику образования
Вальдорфская педагогика - альтернативная педагогическая система, основанная на учении Рудольфа Штайнера
Обращаясь к истории возникновения Вальдорфской педагогики, определили, что она существует вот уже более 100 лет. В ее основе лежат идеи немецкого мыслителя и педагога, доктора философии Рудольфа Штайнера.
Первая вальдорфская школа открылась в 1919 г в г. Штутгарте. Учились в ней в основном дети рабочих фабрики Вальдорф-Астория – фабрика выделила на это средства. Отсюда и пошло название педагогической системы Рудольфа Штайнера, для которого социальное и материальное положение родителей его учеников, а также уровень их одаренности никогда не имели значения.
Вальдорфская педагогика – одна из практических систем, вылившихся из антропософского учения Р. Штайнера, она была его последним, завершающим делом.
Вальдорфская педагогика возникла во времена поисков новых форм образования, как «свободная педагогика», в определенном смысле, она действительно свободная, так как в ней отсутствует управленческий аппарат, в этом смысле, каждая школа является уникальной.
Вальдорфские школы отличаются самим процессом образования, где обучение выстроено иным способом. Человеческая жизнь по Р. Штайнеру разделена на несколько этапов и на каждом из этих этапов, обучение происходит различными способами. Сначала это подражание, затем творчество и наконец, научное познание.
Наряду с антропософским учением, в вальдорфскую систему педагогики вошли такие области науки, как психология и нейробиология. Из области психологии можно назвать теорию о темпераментах, эта теория исходит из античной философии и до сих пор используется в психологии. Эта теория используется и в вальдорфской педагогике.
Сам Штайнер тоже был знатным спорщиком: на протяжении всей своей жизни он пытался доказать, что автор «Критики чистого разума» Иммануил Кант не прав, и духовный мир существует! Изучив математику, физику, естественную историю, биологию, геологию и чистую механику, погрузившись в труды древних и современных философов, Рудольф Штайнер создал собственное духовно-философское учение о взаимосвязи Космоса, Земли и человека – антропософию. В недрах нового учения зародился и новый вид искусства – эвритмия, сочетающая танец с поэтической речью или музыкой. Эвритмия является обязательным предметом в вальдорфских школах.
Р. Штайнер говорил, как и о темпераменте ребенка, исходя из его «происхождения», а происхождение он делил на «земных» детей и «космических», так и о темпераменте учителя.
Темперамент учителя напрямую влияет на ребенка, так учителя с холерическим темпераментом часто давят на детей и впадают в приступы гнева. Чтобы такого не случалось, при подготовке кадров для вальдорфских школ, учителей обучают, как управлять своим темпераментом.
Исходя из этого, можно сказать, что обучение вальдорфской педагогике предполагает не только изучение самой педагогики и психологии, но и внутренняя духовная работа каждого учителя над самим собой.
Что касается «земных» и «космических» детей, то у одних преобладает наследственность и тело развито больше, им Р. Штайнер предлагает больше заниматься духовными практиками, другие же дети наоборот слабы телом, но чувствительны к духовному и интеллектуальному, они по своей сути чаще имеют меланхолический темперамент. Поэтому земные и космические дети должны заниматься определенными видами деятельности, чтобы восстановить баланс и проработать недостающие качества.
Главные задачи вальдорфской педагогики раскрывались в основных принципиальных взглядах Рудольфа Штейнера на развитие детей.
Основные принципы педагогики Рудольфа Штайнера
Рудольф Штайнер одним из первых заявил, что детство – уникальный период жизни человека, а потому дети как можно дольше должны оставаться маленькими, а задача родителей и воспитателей - помочь им насладиться всеми прелестями раннего возраста.
Цель вальдорфской педагогики - развивать природные способности каждого ребенка и укреплять его веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни. Во главу угла эта школа ставит не передачу знаний, а воспитание.
Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.
Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях - интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.
Основными принципами вальдорфской педагогики являются:
- антропоцентризм;
- образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества; гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
- обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи - к ее реализации;
- историчность - воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
- цикличность - использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;
- эвристичность - детям не навязывают готовых правил, а дают возможность сделать вывод самим;
- художественность всего обучения.
Главное свойство педагогики Р. Штайнера - отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Особенности организации образовательного процесса
в вальдорфской школе
Главное свойство педагогики Р. Штайнера - отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.
Стержень воспитательной работы - организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, красота и правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.
Организация вальдорфской школы строится на следующих основах:
- организация дня в определенном ритме, причем утро, как время наиболее благоприятное для интеллектуальной деятельности, отводится соответствующим учебным предметам;
- изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами», что позволяет ученику «погружаться» в учебный материал, сосредоточиться на нем;
- художественно-эстетические упражнения воспитывают волю, произнесенное слово воздействует на чувства;
- принцип авторитета — один из серьезнейших в вальдорфской школе;
- дети подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие; свобода и отсутствие страха, так как нет оценок, нет экзаменов;
- ребенка заставляет учиться его собственное желание.
В структуру вальдорфского образования входят школы с двенадцатилетним сроком обучения и детские сады, находящиеся, как правило, при школах.
Со школами могут быть связаны группы продленного дня, школа досуга, кружки, курсы и другие учреждения. Для детей, достигших шестилетнего возраста, в школе есть подготовительный класс, который поддерживает развитие раннего детства.
В детском саду находятся дети 3—7 лет в разновозрастных группах. Основной путь обучения детей — через подражание, создание ситуаций для сопереживания поступка, эмоционального переживания ребенком поступка-примера и соединения себя с поступком.
Ежедневная программа дошкольного образования включает разнообразные художественные занятия: письмо красками, рисование, лепку, музыку, эвритмию («зримая речь», «зримый напев»), кукольный театр, постановки маленьких пьесок, рассказывание сказок.
Ребенку дается возможность свободно найти свои средства для художественного самовыражения. Каждый день много времени отводится свободной игре, в которой дети используют игровой материал, способствующий развитию творческого начала. Окончание подготовительного класса не является обязательным условием для приема в вальдорфскую школу
Основная ступень вальдорфской школы состоит из восьми учебных лет, которые охватывают период от школьной зрелости до завершения пубертата. Процессы формирования внутреннего мира ребенка требуют, чтобы в это время один учитель следовал за учеником, сопровождая его развитие подобно тому, как у нас один учитель работает с детьми в начальных классах.
Учебный план штайнеровской школы строится так, чтобы содержание и методы обучения точно соответствовали возрастному развитию сознания человека. В этом случае обучение поддерживает естественное развитие ребенка и воздействует на него терапевтически. При адаптации учебного плана штайнеровских школ принципиально важно главное - понимание закономерностей развития ребенка и построение обучения с их учетом. В обучении детей с нарушениями слуха или интеллекта весьма значимо использование наглядных средств обучения. Штайнеровская педагогика также придает первостепенное значение в обучении детей допубертатного периода наглядности.
Вместе с тем, когда в штайнеровской педагогике говорят о наглядности в обучении, имеют в виду не только чувственную наглядность в виде картин, иллюстраций, рисунков, таблиц. Речь идет о наглядности духовного рода — образно-иносказательной, затрагивающей фантазию, чувства ребенка. Вальдорфская педагогика старается душевно - духовно оживить учебный материал, исходя при этом из того, что есть вещи, которые нельзя внешне сделать наглядными.
В младшем школьном возрасте реальность познается ребенком лишь в той мере, в какой зарождается внутреннее соприкосновение с ней. А оно возникает благодаря живому и яркому повествованию, обращенному к воображению ребенка.
Так, прежде чем приступить к обучению письму, особо занимаются развитием образного восприятия и навыков работы рук. Для этого существует специальный предмет — рисование форм. На нем учитель вместе с детьми, используя сюжеты игр или сказок, «прошагивает» по контуру основные геометрические фигуры большого размера, изображенные на полу (круг, прямая линия, спираль, треугольник и т.д.). После того как каждый ученик вместе с классом «прошагает» ногами ту или иную фигуру, опишет ее в воздухе рукой, у него возникает устойчивый образ этой фигуры. И только потом он переносит форму движения на бумагу.
В результате подобной работы изображение формы на бумаге рождается как следствие собственного опыта, прожитого всем детским существом через соответствующее движение. Образное восприятие ребенка развивается по мере осознания формы движения. Такой подход к ознакомлению с геометрическим материалом эффективен и в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Сенсомоторное восприятие является хорошей основой для формирования последующих математических представлений о геометрических фигурах у этих детей.
К ребенку, который только формирует жизнь чувства, не стоит обращаться на языке абстрактных понятий. Он усвоит их поверхностно. Ребенок до переходного возраста вживается в изучаемый материал силами своего воображения и учится на конкретных примерах в процессе практической деятельности.
Поэтому в штайнеровских школах широко пользуются методом образного обучения, что также важно при построении учебного процесса с ребенком, имеющим отклонения в развитии. Семилетний ребенок вживается в иные по своему качеству учебные образы, чем ребенок четырнадцати лет.
При обучении чтению и письму учитываются индивидуальные особенности развития детей. Те дети, которые по тем или иным причинам не научились читать вместе со всеми к концу 1-го класса, не должны чувствовать своего отставания.
Для здоровья ребенка и будущей его взрослой жизни не имеет принципиального значения, научился он читать к этому времени, как все, или нет, считают педагоги штайнеровских школ. Ценностью более высокого порядка является утверждение в этом возрасте чувства неограниченного доверия к миру и чувства самоуважения.
Восьмиклассник вживается чувствами в то, что рассказывает учитель, который должен быть хорошим рассказчиком. Для изучения самого предмета механическое запоминание дат и цифр наизусть бессмысленно.
Пробуждающееся логическое мышление у девятиклассников требует упорной и напряженной тренировки. Молодой человек должен попытаться вначале сам объяснить то или иное событие, явление, сам придумать теорию.
Затем учитель может рассказать о тех теориях, которые уже существуют в современной науке, и лучше, если их будет не одна, а несколько. Это соответствует методам современного научного познания, которым должны научиться школьники. Обучая их самому методу, педагоги учат учеников мыслить и не бояться пользоваться собственным мышлением.
Для человеческого мышления небезразлично, заучивает ли человек наизусть готовую схему или теорему или сам пытается создавать и вырабатывать пусть неумелое и несовершенное, но свое собственное умозаключение.
Учебный план штайнеровской школы составляют так, чтобы в каждом классе и применительно к каждому изучаемому предмету во внимание принимался уровень развития сознания ребенка. Метод обучения, таким образом, меняется в зависимости от возрастной группы школьников. В годы школьного обучения до возраста пубертата обучение обращается к чувствам ребенка и к его воображению. Начиная с переходного возраста, обучение сознательно развивает мыслительные способности подростка, школьника учат вести точные наблюдения и тренируют умение делать собственные умозаключения.
В штайнеровской школе существует требование индивидуального подхода к воспитанию ребенка. В контексте представлений о человеке, которыми пользуется штайнеровская педагогика, индивидуальность более сложна, чем перечень определенных человеческих качеств и их комбинаций в каждом человеке. В ее основе лежат представления о фундаментальных силах, которые ищут индивидуального неповторимого воплощения. Воспитание ребенка должно основываться на знании его типичных свойств, которые могут быть опорой для самовыражения индивидуальности.
Большую роль в личностной направленности, в гуманизации образования играет искусство. Оно является универсальным средством развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического сознания личности. Искусство (живопись, лепка, танец, движения и речь, музыка), как особая форма духовно-практической деятельности, представлено в штайнеровской школе на всех годах обучения. В художественном обучении, считают педагоги штайнеровских школ, следует опасаться слишком интеллектуальных и односторонних упражнений. Занятия искусством целостно развивают человеческую социальность, человеческие способности, если они не превращены в принудительный труд. Потребность в занятиях искусством и музыкой живет во всех детях. Обучение музыке и искусству рассматривается как содействие целостному детскому развитию, и только на втором плане стоит достижение технических результатов. Что касается одаренных детей (таких много, например, в сфере изобразительной, конструктивной деятельности среди глухих детей), то здесь важно не только то, насколько искусными музыкантами или художниками они станут, а то, каким образом с помощью искусства уравновесить и сделать гармоничным процесс детского возрастного развития и в результате этого укрепить человеческую индивидуальность ребенка.
В штайнеровской педагогике занятиям искусством и работе руками придается исключительно важное значение. Последняя особо много значит для развития мелкой моторики и, вторично, речи в коррекционной работе с детьми, имеющими любые отклонения в развитии. С особой тщательностью исследуются вопросы: какого качества искусство, в каких педагогических целях, в каком возрасте и как преподавать с тем, чтобы самым оптимальным способом поддерживать развитие ребенка. Музыка и искусство в силу своей внутренней природы должны быть составной частью любого воспитания. Заметим, что в стандарте школьного образования глухих и слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия как вид коррекционно-развивающей деятельности представлены с подготовительного по V класс.
Инновации практической педагогики Рудольфа Штайнера в современном образовании
Общие принципы вальдорфской педагогики в целом совпадают с современными общепризнанными педагогическими установками: гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребёнка, уважение его личности, ориентация на духовно-нравственное воспитание.
В России опубликованы различные лекционные педагогические циклы Рудольфа Штайнера, книги, посвящённые общим вопросам штайнеровской педагогики, методике преподавания отдельных учебных предметов.
Сегодня вальдофская педагогика известна как совокупность методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов.
В связи с этим задача данной педагогической парадигмы определяется как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения.
Сторонники вальдорфской педагогики видят в ней, прежде всего, не нормативную научную дисциплину, как правило, навязанную извне, а технологию пробуждения скрытых в человеке природных задатков.
Перечислим коротко те основные инновации, которые осуществил Р. Штайнер в школах вальдорфского движения, элементы которых используются в современном образовании:
- Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет.
Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них - корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах - панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Не приветствуется использование ТСО.
- Специфически возрастная ориентация учебного плана и методов обучения: содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика.
- Принцип классного учителя, который «ведет» свой класс с первого по восьмой год обучения; классный учитель ответственно в сотрудничестве со своими коллегами, в кооперации с родителями «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важней предмета.
- Возрождение традиции устного рассказа учителя, материалом для которого служат культурно-исторические предания человечества (сказки, легенды о святых, басни, библейская история, мифология народов мира, сцены из древней и средневековой истории, биографии выдающихся исторических личностей и проч.). Также рассказыванию и пересказу ежедневно отводится специальное время урока. Используется интеграция театральных постановок сюжетов из рассказов, обсуждаемых на уроках в учебный процесс.
- Особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла; в учебный план включены живопись, пластицирование, музыка, эвритмия, рукоделие (также и для мальчиков), ремесла — работа по дереву и металлу (также и для девочек), садоводство; таким образом, через многообразную практическую деятельность, развивается волевая культура ученика;
совместное обучение мальчиков и девочек, а также отсутствие разделения по социально-материальному признаку; школа — есть школа для всех.
- Отмена цифровой оценки (отметок) и отмена второгодничества; школа, таким образом, перестает быть местом раздачи социальных шансов и селекции — сортировки учеников на хороших и плохих. Каждый может свободно и беспрепятственно развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
- Терапевтический аспект педагогики; введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3—4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке; это ведет к концентрации учебного материала, а также дает возможность учителю для органического, последовательного развития материала в течение «эпохи».
- Связанная с терапевтическим аспектом интеграция врача в жизнь школы; последний участвует в конференциях и преподает;
- Преподавание двух иностранных языков с первого класса по особым методам;
- Еженедельные конференции учителей с целью постоянного обновления педагогики через углубление познания человека и практического дальнейшего образования и профессионального развития учителя; этому служат обсуждения отдельных учеников или целых классов, а также обсуждение вопросов методики и дидактики;
- Коллегиальное самоуправление школы учителями;
- Совместная работа родителей и учителей, посвященная общей задаче воспитания. Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно - подражательным, а не рассудочным путем.
Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений. Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.
- Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механические игрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре. Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты.
Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок или веточка, листик дерева. Строительным материалом здесь выступают: деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п. Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.
- Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду. При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности.
Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.
- Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения - они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока.
Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр. С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими - пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.
- Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами - считается одним из условий их гармоничного развития.
У последователей Штайнера ритм дня представляет собой чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» - это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем.
Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка. Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.
- Занятия. При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).
- Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей, «толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований.
Проанализировав систему современного образования, сделали вывод, что многие из педагогических подходов Штайнера не утратили актуальности в наши дни, поэтому созданные на основе его методики школы существуют и в настоящее время.
Его подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.
Четко подчеркивается культ детства. Ребёнок должен подольше наслаждаться радостями юных лет. Группы в вальдорфской школе разновозрастные, сегодня также можно встретить такие группы в дошкольных учреждениях, где дети находятся в комфортной обстановке, похожей на семейную.
Сегодня ведется совместная деятельность в классе. Объединение детей на занятиях физической культурой, в хоровом чтении и пении, где вырабатывается способность слушать друг друга. Участие в совместных спектаклях учит действовать сообща, уважать друг друга
Актуальна также возрастная ориентация учебного плана и методов обучения. Школьную программу составляется в соответствии с возрастом и уровнем развития сознания ребёнка, при этом добавляя сложные предметы по мере взросления учащихся.
Современные педагоги активно используют природные материалы для украшения помещений, игр и занятий, продуктов детского творчества. Приобщают детей к ухаживанию за животными, сажают и выращивают растения, много времени проводят на улице, проводят различные наблюдения во время прогулок в разное время года.
Особое внимание в современном образовании уделяется вовлечённости семьи в процесс обучения. В сходстве с вальдорфской школой проводятся совместные праздники и мероприятия, уроки, концерты. Взрослые могут поучаствовать в оформлении помещений и изготовлении игрушек, в совместных с детьми творческих конкурсах разного уровня.
Заключение
Рудольф Штайнер, без сомнения, является одним из самых интересных, удивительных и одновременно спорных явлений духовной жизни ХХ столетия, автор значительных трудов в области философии и теории науки, основатель антропософии.
Отличительной чертой творчества Р. Штайнера явилось выделение им социально-педагогических вопросов как основополагающих и универсальных в достижении гармонии индивидуального развития каждого человека и всего человечества на путях достижения им нового уровня своего развития, той ноосферы, о грядущем наступлении которой говорил наш великий соотечественник и современник Р.Штайнера, В.Вернадский.
Актуальность изучения социально-педагогических идей Р. Штайнера и его философии подтверждается почти столетней историей практического их применения и развития, в течение которого вальдорфская педагогика стала начальным импульсом распространения штайнеровской социальной педагогики, обладающей универсальным характером и способностью к эволюционному развитию в различных социально-культурных условиях.
Социальная направленность и системно-структурная организация живого организма штайнеровской педагогики впитали в себя наиболее ценное из существующего в области воспитания, образования и обучения в разных странах и у разных народов, породив целостную универсальную и фундаментальную модель современного воспитательно-образовательного комплекса - культурообразующего центра социума.
Основные положения социально-педагогического наследия Р.Штайнера и его образовательной системы соответствуют современным образовательным стратегиям и содержат обоснования комплексной системно-структурной модели инновационного образовательного учреждения, основанной на эволюционно-универсальных принципах.
Труды Рудольфа Штайнера продолжают играть важную роль в современном образовании. Его педагогическая концепция вальдорфской педагогики основана на идеях, которые актуальны и по сей день.
Некоторые идеи, которые лежат в основе вальдорфской педагогики:
- Гармоничное развитие личности. Сочетание духовного, интеллектуального и физического развития.
- Поэтапное и неторопливое освоение материала.
- Опора на органы чувств и на сенсорное познание мира — через ощущения, через внимание к предметам и деталям.
- Тесное взаимодействие ученика и педагога. Учитель ориентирован на то, чтобы принимать ученика таким, какой он есть, и развивать в нём нужные качества.
- Отсутствие оценок и, как следствие, конкуренции между учениками.
- Любовь к природе и натуральным материалам.
Список литературы
Валеев А. А., к.п.н., доцент, Вальдорфская педагогика и ее реализация в практике школы: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. - Казань: ТГГПУ, 2006.- 50 с.
Вальдорфская педагогика. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.ruwiki.ru/wiki/Вальдорфская_педагогика.
Вальдорфская педагогика/Викепедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Вальдорфская_педагогика
Вальдорфская педагогика: что это и кому подойдёт. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sut-i-principy-valdorfskoj-pedagogiki
Вальдорфская педагогика и ее реализация в практике школы: Методические рекомендации для студентов педагогических вузов по истории образования и педагогической мысли. – Казань: ТГГПУ, 2006.– 150 с.
Маркова В. Д., РОЛЬ АНТРОПОСОФСКИХ ИДЕЙ Р. ШТАЙНЕРА В ФОРМИРОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ/ УрФУ, г. Екатеринбург, Россия. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1736145995&tld=ru&lang=ru&name=978-5-88687-257-6_2022_077. .
Питанов В.Ю., Вальдорфские школы как школы антропософии/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/sekty/valdorfskie-shkoly-kak-shkoly-antroposofii/
Рогачева Е. Ю., Сравнительное образование: Пособие для магистрантов по направлению подготовки «Педагогическое образование» / Е. Ю. Рогачева. – Владимир, 2015 –563 с.
Хван, Е. А. Принципы организации образовательной среды школы в Вальдорфской педагогике / Е. А. Хван. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 22 (126). — С. 259-262. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/126/34999/
Штайнер Р., Принципы вальдорфской педагогики. Методика обучения и необходимые условия воспитания / Р. Штайнер. – Ереван: Лонгин, 2012 – 160 с.
13