Китайская средневековая
живопись
ВАН ВЭЙ
Живопись в слове
Обаяние средневековой китайской живописи состоит в глубине поэтического проникновения в мир природы
Отмель у белых камней
Прозрачна, мелка.
Заросли тростника –
Рядом со мной.
На запад и на восток –
Река и река:
Волны моют песок
Под ясной луной.
Ван Вэй. Отмель у белых камней
Китайская средневековая живопись поражает своим многообразием, тонким и сложным пониманием природы. Зоркость видения и широта мировосприятия донесли до наших дней аромат китайской средневековой культуры, сделали ее близкой и понятной .
Ван Вэй (699 – 761) – китайский поэт, живописец, каллиграф. Представитель китайской поэзии эпохи Тан. Основал направление пейзажной живописи.
Ван Вэй был также теоретиком живописи. В своем труде "Тайны живописи» он выразил свои взгляды на теорию изобразительного искусства: "Средь путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца"...
Ван Вэй. Хижина в горах Чжуннань
Китайскую живопись называют традиционной китайской живописью. Китайская живопись, китайская каллиграфия тесно связаны, потому что в обоих видах искусства используются линии. Китайцы превратили простые линии в высоко развитые формы искусства. Линиями рисуют не только контуры, но и для того, чтобы выразить концепцию художника и его чувства.
Для различных предметов и целей используются разные линии. Они могут быть прямыми или изогнутыми, твердыми или мягкими, толстыми или тонкими, бледными или темными, и краска может быть сухой или текущей. Использование линий и штрихов является одним из элементов, которые наделяют китайскую живопись своими уникальными качествами.
Традиционная китайская живопись представляет собой сочетание в одной картине несколько искусств — поэзии, каллиграфии, живописи, гравировки и печати. В древние времена большинство художников были поэтами и мастерами каллиграфии.
Для китайцев «Живопись в поэзии и поэзия в живописи» была одним из критериев прекрасных произведений искусства
Ван Вэй в трактате «Тайны живописи» так раскрывал секреты живописца: «Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет сотнями тысяч верст», а касаясь законов перспективы, продолжал: «Далекие фигуры – все без ртов, далекие деревья – без ветвей. Далекие вершины – без камней: они, как брови, тонки – не ясны. Далекие теченья без волны: они – в высотах, с тучами равны. Такое в этом откровенье!»
Ван Вэй (после принятия монашества Мо Цзи) и в поэзии, и в живописи прежде всего был лириком. Ван Вэй любил и воспевал природу. Он видел природу глазами поэта, умевшего осветить наиболее привлекательные ее черты. И его стихи, и пейзажи (дошедшие до нас в копиях) часто проникнуты грустным настроением, которое он умеет показать путем красивых, выразительных сопоставлений.
Ван Вэй. Снегопад
Эта зимняя ночь Тишиной донимает меня. Лишь в часах водяных Разбиваются капли звеня. – Побелела трава – На траве, как на мне, седина. И сквозь голые ветки Печальная светит луна
Ван Вэй. Зимней ночью пишу о том, что у меня на сердце
Об особенностях творческой манеры Ван Вэя как портретиста можно судить по сохранившемуся портрету древнего конфуцианского ученого Фу Шэна, знаменитого тем, что он, рискуя жизнью, спас некоторые конфуцианские книги от уничтожения при Цинь шихуанди. Это — небольшой по размеру вертикальный свиток (Музей Абе, Осака), на котором изображена данная вполоборота фигура старика, облаченного в ветхую одежду, сидящего на соломенной циновке перед низеньким столиком и держащего в руке книжный свиток. Несмотря на серьезные повреждения свитка, восхитительны совершенство линий рисунка, и мастерство исполнения фигуры человека, в первую очередь лица. Картина художника была выполнена в пастельных тонах с легким локальным усилением цвета, и считается одним из лучших образцов танского портрета.
Ван Вэй. Портрет ученого Фу Шэна
Главным новшеством в творчестве Ван Вэя считается смена полихромной техники на монохромную, в которой им использовались графические линии выполненные тушью, в сочетании различными размывами. Необходимость работы в пейзажной живописи исключительно тушью обосновывается им и в теоретическом сочинении «Тайны живописи», которое открывается фразой: «Средь путей живописца тушь простая выше всего».
Ван Вэй.
Водопад
Ван Вэй. Прояснение после снегопада в горах у реки
В историю китайской живописи Ван Вэй вошел, прежде всего, как художник-пейзажист. Он стал основоположником нового для национального изобразительного искусства пейзажно-живописного направления .
Ван Вэй изменил эстетические принципы изображения природы, заменив фантастическое нагромождение деревьев и скал на мягкий по силуэтным очертаниям ландшафт, объединяющий в себе горы, водное и воздушное пространство. В этом смысле, показательный пример горизонтальный свиток «Прояснение после снегопада в горах у реки» (копия, Собрание Огава, Киото): весь передний план картины занимает изображение поверхности застывшей и потемневшей от холода реки. Вдоль дальнего (от зрителя) берега тянутся скалы, перемежаемые островками и переходящие, на заднем плане, в горную гряду, очертания которой сглажены снежным покровом. Белизна снега подчеркивается неравномерно расположенными, но идущими в определенной ритмической последовательности группами елей и обнаженных деревьев, которые выписаны тончайшими штрихами туши. В правой части берега еле заметны очертания хижин, застывших между рекой и отдаленной горной вершиной.
«Картины Ван Вэя подобны стихам, а стихи подобны картинам».
Столь верную по смыслу оценку творчества Ван Вэя дал Су Ши – художник и поэт XI в.
Ван Вэй.
Усадьба на
реке Вэньчуань
Пусть холодно сливам —
Но месяц весны недалёк.
Я скоро услышу
Невидимых птиц песнопенье.
С трепещущим сердцем
Я вижу: травы стебелёк
Пробился тихонько
Меж каменных древних ступеней.
Ван Вэй