СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Вариативность образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Вариативность образования"»

Мониторинг в системе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста при одном или разных вариантах дошкольного образования. 

У детей старшего дошкольного возраста при условии целенаправленного обучения

развивается самостоятельная конструктивная деятельность. Основными показателями

такой деятельности являются следующие умения:

- создавать замысел (образ будущей постройки);

- определять средства его реализации (находить адекватные замыслу способы

конструирования);

- намечать последовательность практических действий, приводящих к реализации

задуманного;

- отбирать материал по форме, цвету, величине в определенном сочетании и в

соответствии с замыслом;

- практически осуществлять намеченное;

- положительное отношение к процессу деятельности и к ее результату.

А новизна, проявляющаяся как в конечном продукте, так и в характере самой

деятельности, используется в качестве критерия отнесения самостоятельной деятельности к воспроизводящей или творческой.

Именно эти показатели целесообразно использовать для оценки развития конструирования у детей старшего дошкольного возраста.

Наиболее адекватной формой организации конструирования, позволяющей выявить

наличие умения детей организовывать собственную конструктивную деятельность,

является конструирование по замыслу. В соответствии с этим оценочные методики для детей старшего дошкольного возраста разработаны на основе данной формы организации детского конструирования.


Методика экспресс-анализа заключается в следующем. Ребенку предлагают несколько видов конструктивного материала (строительный, бумага, природный) разной формы, величины, цвета, фактуры и говорят следующее: « Я знаю, ты умеешь конструировать все, что ты хочешь, но лучше что-то новое, чего ты никогда не мастерил раньше».

При наличии затруднений детей в организации конструктивной деятельности

взрослому необходимо задать им несколько вопросов, уточняющих замысел (Что ты хочешь сконструировать?), конструктивный материал (Из чего ты будешь конструировать?), способы деятельности (Как ты это будешь делать?), последовательность практических действий (С чего лучше начать конструировать? Что будешь делать дальше? и т. д.). Если и в этом случае ребенок не сможет развернуть конструирование, то взрослый предлагает ему тему и совместно с ним ее реализует.

Оценка выполнения, этого задания, также как и в предыдущих возрастных группах,

проводится по 4-х балльной системе.

4 балла. Преднамеренно создает новые по теме конструкции как отдельные, так и

связанные общим сюжетом. Проектирует новые, либо комбинирует или видоизменяет

известные способы конструирования, что приводит к новым оригинальным решениям.

Определяет целесообразную последовательность практических действий; уверенно и

качественно их выполняет. Тщательно подбирает цвет, величину, фактуру

конструктивного материала для передачи характерных особенностей поделки.

Сопровождает свою деятельность яркой эмоциональной инициативной речью, выражающей отношение к ней.

3 балла. Целенаправленно создает как знакомые, так и новые конструкции.

Использует для реализации задуманного знакомые способы конструирования и разные их комбинации. Намечает рациональную последовательность практических действий и качественно выполняет их. Избирателен в подборе величины, фактуры, цвета

конструктивного материала в плане их соответствия функции и характеру конструкции.

Проявляет интерес не только к результату, но и к самому процессу конструирования;

сопровождает его эмоциональными речевыми высказываниями.

2 балла. Развертывает деятельность после уточняющих вопросов взрослого. Создает

лишь знакомые конструкции. Использует известные способы конструирования.

Стремится к передаче выразительности поделок, изменению их внешнего вида путем

использования дополнительных деталей, комбинирования их друг с другом, изменения их пространственного расположения, величины, цвета. Не всегда выбирает целесообразную последовательность практических действий и может допускать ошибки в их выполнении. Выражает свое отношение только к полученному результату.

I балл. Организует деятельность только с помощью взрослого. Проявляет либо

полное отсутствие определенного замысла, либо привязанность к созданию знакомых

конструкций, как по теме так и по структуре. Затрудняется в определении

последовательности практических действий. Слабо владеет конструктивно-техническими умениями. В отдельных случаях может производить практические действия непреднамеренного характера, не приводящие к получению практического результата. Не избирателен в подборе конструктивного материала. Не проявляет интерес к деятельности.

Оценка 4 балла соответствует оптимальному, 3 балла — высокому, 2 балла —

среднему, 1 балл — низкому уровню развития самостоятельного конструирования.


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для относительно быстрого и информативного анализа направленности воспитателя на развитие ребенка в изобразительной деятельности взят один ее вид — рисование и выделены следующие показатели уровня развития деятельности:

1. Характер тематики детских рисунков.

2. Уровень развития некоторых действий:

а) восприятия;

б) изобразительных;

в) техники рисования (как часть изобразительных).

3. Качество результата деятельности детей (качество рисунков).

Под уровнем развития деятельности имеется в виду степень ее самостоятельности и наличие проявлений творчества. По каждому показателю, в том числе, по разным параметрам (в действиях их три) ставятся балловые оценки от 1 до 4.


Своеобразие содержания анализа и возможных уровней развития деятельности детей старшего дошкольного возраста

Анализ изобразительной деятельности старших дошкольников идет по следующим параметрам: характеру тематики детских рисунков, уровню развития изобразительных действий, включая технику, уровень восприятия, качество рисунков.


1. Возможные результаты анализа тематики детских рисунков

4 балла. Тематика занятий по плану, в основном, соответствует содержанию работы по другим разделам программы. Тематика рисунков, выполненных вне занятий,

разнообразна, встречаются оригинальные темы и образы (тема может быть одна, а

воплощение ее своеобразно) — IV уровень.

3 балла. Тематика занятий, в основном, соответствует содержанию работы по другим

разделам программы; тематика рисунков, выполненных в свободное время —

разнообразна — III уровень.

2 балла. Тематика занятий основана на содержании работы по другим разделам

программы. Но в свободное время дети чаще всего повторяют темы занятий, могут их

комбинировать. Иногда встречаются и другие темы— II уровень.

1 балл. Большое расхождение в тематике занятий и в содержании общевоспитательной работы. В свободное время — повтор тем занятий по изодеятельности, могут быть рисунки и на другие темы — I уровень.


2. Анализ уровня развития изобразительных действий и восприятия

2 а. Восприятие

Задание 1. На прогулке (в групповой комнате) понаблюдайте с ребенком за

птицами (животными, рыбами и т. д. — на выбор). Обратите внимание на их внешний вид (изобразительные признаки: форма, строение, цвет, выразительные детали повадки, действия).

Цель: выяснить, как ребенок умеет видеть изобразительные признаки предметов:

— выделяет ли обобщенную форму (соотносит ли с геометрической); способен ли

заметить характерную форму (отличие от геометрической; замечает ли

индивидуальные особенности, в т. ч. необычные, своеобразные (в форме, строении,

цвете);

— на сколько самостоятельно и осмысленно может воспринимать эти признаки.

Методика беседы: та же, что и при обследовании. Беседу построить живо,

непринужденно, но целенаправленно.

Например, спросить у ребенка: «Если бы ты захотел нарисовать собаку (рыбку), то

какую бы ты выбрал? Если ребенок делает выбор, спросить почему? Или попросить

ребенка нарисовать для малыша, для него (взрослого) понравившуюся собаку (рыбку) и указать на нее. Спросить, чем она не похожа на других (выразительность общая).

Затем следует спросить: Чтобы нарисовать похожую собаку, что надо сначала

сделать?» (рассмотреть). Если ребенок не отвечает, подсказать: «Расскажи, какая собака. Расскажи так, чтобы потом мы это нарисовали».

Примерные наводящие вопросы (если ребенок молчит)

1. Что сначала надо увидеть, что посмотреть? (самая крупная часть).

Какой формы туловище у собаки? (на какую форму похожа). Чем отличается от

овальной формы? Что потом надо посмотреть, чтобы нарисовать?

Какой формы голова? Как про нее можно сказать? Почему морда у собаки

вытянутая? (можно прикормить). Что потом надо посмотреть?

(Окликнуть собаку или прикормить). Показать ребенку, что она опускает,

поворачивает голову легко, свободно. Почему? (между головой и туловищем — шея).

Понаблюдать за бегущей собакой (вызвать движения по возможности).

— обратить внимание на расположение ног по отношению к туловищу;

— отличие задних ног от передних;

— в каких местах (суставах) ноги собаки гнутся.

6. Обратить внимание на детали: характер ушей, хвоста и окрас.

7. Обратить внимание на некоторые повадки (стоит на задних лапах, помахивает

хвостом, прижимает уши).

ПРИМЕЧАНИЕ. Беседу вести непринужденно, варьируя формулировки, делая небольшие комментарии, т. е. оживить диалог.

Из серии заданных вопросов в разговоре с каждым ребенком использовать те, которые

дополняют его самостоятельный рассказ, оживить вопросы эмоциями удивления,

заинтересованности, недоумения и пр.


Результаты (возможные уровни развития действия восприятия).

4 балла. Способен самостоятельно в определенной последовательности

(соответственно последовательности изображения) рассмотреть предмет. Владеет

действием обследования. При этом чувствует выразительность формы (цвета,

строения), замечает своеобразие. По вопросам может объяснить особенности внешнего вида (связь с условиями жизни, обитания) — IV уровень.

3 балла. Частично самостоятельно, частично с помощью наводящих вопросов

определяет в предмете характерные формы, цвет (отличие от эталонов),

строение. По вопросу взрослого может объяснить некоторые особенности внешнего

вида (почему челюсти вытянуты, величина и форма лап) в зависимости от породы

и назначения и т. п. — III уровень.

2 балла. Рассматривает и анализирует только по вопросам воспитателя

основные формы, строение, цвет. Выделяет, в основном, обобщенные формы,

простейшее строение. С помощью серии наводящих вопросов может заметить иногда

характерные формы, детали. Иногда объясняет некоторые особенности внешнего вида

1 балл. С трудом выделяет некоторые особенности внешнего вида по вопросам

Изобразительные действия (возможные уровни)

4 балла. Самостоятельно, пусть не всегда смело и уверенно, передает

характерные особенности формы (отличие от обобщенной геометрической). В

процессе рисования проявляется поиск разных способов изображения (рыбы

разной формы, величины, цвета; собаки разных пород и т. п.)— IV уровень.

3 балла. Изображает самостоятельно, иногда нуждается в поддержке (задает

вопрос, ждет ответа, ждет поощрений). Изображает обобщенные формы (близкие к

геометрическим), но дополняет изображение выразительными деталями (форма хвоста, клюва), разнообразно использует цвет. Может проявляться и поиск разных способов изображения (различные детали, цвет, положение в пространстве и т. п.) — III уровень.

2 балла. Изображает неуверенно, просит совета, нуждается в подсказке.

Изображает обобщенные формы, строение передает примитивно (главные части), без

детализации. Ограничивается единым изображением. Если повторяет, то по просьбе взрослого и неохотно — II уровень.

1 балл. Нередко говорит: «Я не умею». Изображает по прямому подсказу,

иногда просит показать. Передает обобщенные формы. Не хочет повторить или

детализировать изображение — I уровень.


Техника рисования

(по отдельным параметрам: степень свободы и уверенности)

4 балла. Правильно держит кисть, фломастер, карандаш, движения смелые, свободные, уверенные, разнообразные (слева-направо, справа-налево, сверху-вниз и наоборот)

3 балла. Правильно держит кисть (карандаш, фломастер), но несколько напряжена рука. Движения достаточно уверенные, хотя и не столь быстрые. Движения однотипные: в одном направлении — III уровень.

2 балла. Не всегда правильно держит кисть (карандаш, фломастер) выше, ниже,

всеми пальцами и т. п.; нуждается в напоминании, в правильной постановке руки.

Движение правильное, но робкое, несмелое, медленное, может быть прерывистым

(ребенок как бы примеривается, прежде чем выполнить действие) — II уровень.

1 балл. Рисовальные движения не адекватны материалу. Ребенок кистью рисует,

как карандашом. Рисуя карандашами не регулирует размах, темп, нажим — I уровень.


3. Анализ рисунков (выполненных только что)

4 балла. Изображение относительно грамотное (отходит от обобщенных форм),

выразительное (использует несколько средств выразительности). Может быть

оригинальным по содержанию и способам изображения (рассмотрел собаку, но, рисуя

изменил многое в замысле: цвет, детали, передал движения и т. п.) — IV уровень.

3 балла. Изображение относительно грамотное (форма передается обобщенно,

близко к геометрической). Строение передано правильно, хотя могут быть искажены

пропорции. Изображение элементарно выразительное. Использует отдельные

средства: или цвет, или детали— III уровень.

2 балла. Изображение мало детальное, не совсем грамотное (искажены форма,

пропорции), невыразительное. Но может быть и выразительным (случайно передано

движение за счет искажения пропорции, образ получился выразительным в том плане,

что видно отношение ребенка) — II уровень.

1 балл. Изображение узнаваемое, но невыразительное — 1 уровень.

Обработка результатов анализа та же, что и в младших группах.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Участвуя в разных видах труда, ребенок приобретает общие трудовые умения,

независящие от конкретного содержания трудового процесса, а именно умение ставить

цель и мотивировать задачу, планировать и контролировать работу, достигать

результата и оценивать его.

Наряду с развитием и совершенствованием элементарной трудовой деятельности,

изменяется и отношение к ней. Примитивность деятельности (детская неумелость)

тормозит развитие положительного отношения к ней. Вот почему мы должны

позаботиться о совершенствовании всех компонентов, составляющих трудовую

деятельность. Для экспресс-анализа взяты лишь самые значимые характеристики

каждого компонента.


1. Определение умения ставить цель

Многократные наблюдения педагога за детьми позволят сделать самоанализ этого

показателя и дать ему балловую оценку.

4 балла. Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого,

обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя или других*.

3 балла. Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам.

Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.

2 балла. Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель,

поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и

необходимость работы.

1 балл. Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом

при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и

значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.


2. Умение планировать работу

Отметим, что для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и

практического и словесного планирования. Для экспресс-анализа мы берем только

практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в

процессе работы.

Наблюдая, отмечайте:

1. Организует ли ребенок рабочее место (приготавливает ли все необходимое

для работы, удобно ли располагает и т. д.).

2. Последовательно ли выполняет все этапы работы (например, сначала убирает

игрушки с полки, потом протирает полку, затем моет игрушки и ставит их, на

полку).

3. Рациональные ли способы действия использует (для оценки рациональности

приводим таблицы 1, 2).

4. Применяет ли контрольные действия по ходу работы и по окончании ее

(рассматривает, проверяет, подправляет, промежуточный или конечный результат).

Если ребенок затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования сначала

окажите ему косвенную помощь. Например, спросите: «Все ли ты приготовил? Ничего

не забыл?» — если есть ошибки в организации работы. «Вспомни, что сначала нужно

сделать? Так ли это надо делать? Ты ведь знаешь, как — если допускает ошибку в

последовательности или способе действия. Или: — «Ты уже проверил свою работу?» —

если вы не увидели попытки проверить.

Если при ваших косвенных подсказках ребенок не корректирует своего поведения,

примените прямые указания. Например, — «Ты забыл постелить на стол клеенку», или

«Сначала нужно убрать все игрушки на стол, а не сдвигать их в одну сторону

полочки», «Или: «Проверь, вытер ли ты уголки полки, блестит там поверхность

полочки от влажной тряпки?».

Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, вы относите его к

самому низкому уровню по умению планировать.

Итак, балловая оценка умения планировать:

4 балла. Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место,

действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет

работу по ходу и окончании ее.

3 балла. Все вышеназванное делает с косвенной помощью взрослого.

2 балла. Все вышеназванное делает с помощью прямых указаний взрослого.

1 балл. Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого

мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются («Нет, я так буду

делать»).


3. Умение оценивать работу

По окончании работы попросите ребенка рассказать о ней, что и как у него

получилось. Оцените его рассказ со следующих позиций:

1. Совпадает ли его оценка с реально полученным результатом (адекватность).

2. Отмечает ли достоинства и обнаруживает ли недостатки, находит ли причины

недостатков, корректирует ли работу (развернутость, полнота оценки).

3. Оценивает самостоятельно или с вашей помощью (косвенной или прямой).

Помощь взрослого направлена на то, чтобы побудить ребенка сделать оценку

адекватной и развернутой.

Косвенная помощь может выглядеть примерно так: «Посмотри здесь, что ты об этом

скажешь? (в случае недостатка, которого ребенок не видит сам); «Как ты думаешь,

почему у тебя так получилось?» (побуждение к поиску причины недостатка); «Ты не хотел

бы исправить? Как это можно сделать?» (побуждение к коррекции работы).

Прямая помощь состоит в указаниях, как оценивать. Если ребенок молчит или

дает категоричную оценку «Хорошо, плохо получилось», Вы ему предлагаете свой рассказ

«У тебя чисто вытерты полки, даже в уголочках блестит, потому, что ты тряпочку на

пальчик навернул и протер в уголочке. А теперь расскажи: все ли хороню у тебя на

столе, где стоял тазик (на столе брызги воды, ребенок не вытер стол после работы) —

возьми тряпочку, вытри стол и у тебя все будет красиво».

Балловая оценка умения оценивать работу

4 балла. Оценка адекватна, развернута, самостоятельна.

3 балла. Оценка адекватна, развернута, но требуется косвенная помощь в поиске

причин и путей коррекции.

2 балла. Оценка неразвернута, категорична (хорошо плохо получилось), но

адекватна; с прямой помощью взрослого ребенок справляется с оценкой.

1 балл. Нет оценки или она неадекватна.


4. Отношение ребенка к работе

(прослеживается в процессе наблюдения за ним по ходу его деятельности).

Наблюдая, отмечайте:

1. Наличие эмоциональных переживаний (удовольствия, огорчения).

2. Целеустремленность (упорно доводит дело до конца или бросает при первых же

неудачах и без сожаления).

3. Стремление к наилучшему результату (контролирует, корректирует работу), ищет

наилучшие способы действий, проявляет старательность.

4. Необходимость поддержки со стороны взрослого, ее мера (приходится помогать

прямо или косвенно).

Выводы делайте на основе неоднократных наблюдений.

Балловая оценка отношения к работе

4 балла. Ярко выраженное эмоциональное положительное отношение к работе на

протяжении всего процесса. Упорно доводит дело до конца. Отчетливо видно яркое

выраженное стремление контролировать, корректировать свою работу, выполнять ее

старательно, творчески. Огорчается, если что-то не получается. Все эти проявления

самостоятельны, не требуется поддержка со стороны взрослых.

3 балла. Вышеназванные проявления обнаруживаются при поддержке взрослого

(выражение удовольствия поведением ребенка, похвала). Как правило, ребенок с

удовольствием берется за работу, но затем необходима поддержка, что бы сохранить этот эмоционально положительный настрой. Огорчение неудачей может вызвать

нежелание довести дело до конца.

2 балла. Очень неустойчивые эмоциональные переживания; недостаточно

целеустремлен и старателен. Иногда «зажигается» вначале и «гаснет» к. концу работы;

требуются большие усилия взрослого, чтобы «зажечь», а затем сам начинает работать с

удовольствием, старательно и целеустремленно. Может и отказаться от работы.

1 балл. Ребенок не испытывает удовольствия от процесса работы часты попытки

уйти от нее. Попытки взрослого увлечь ребенка часто не имеют успеха, однако вместе со взрослым выполняет работы.

Проанализировав все вышеназванные компоненты трудовой деятельности занесите

баллы, полученные ребенком по каждому из них в общую таблицу .

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностейдетей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей».