Поклонимся великим тем годам. (Слайд 1).
Цели урока: (Слайд 2).
- Развитие познавательных способностей у школьников на уроках математики.
-воспитывать патриотические чувства, уважение к ветеранам ВОВ.
духовно-нравственного развития личности и любви к Родине.
Форма урока: математический калейдоскоп.
Оборудование:
- слайды с плакатами времён ВОВ;
- разноцветный кластер основных дат, звучащих на уроке.
Ход урока:
Учитель: (Слайд 3) Прошло 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне, но до сих пор нашу память тревожит прошлое. Горькое прошлое. Героическое прошлое. На фронтах Великой Отечественной войны наш народ показал образцы бесстрашия и боевой отваги.
Сегодняшний урок математики посвящаем победе Советского народа над фашистами. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего.
Когда началась ВОВ? (ответы учащихся)
- Да, 22 июня, 1941 года, 4 часа утра - начало войны, которая продолжалась 1418 дней и ночей.
Задание №1 (фронтальная работа)
Подсчитайте, сколько это лет? Сколько месяцев?
Ответ ≈ 4 года. (без 42 дней) ≈47 месяцев.
(Слайд 4) Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней. В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!
Задача №2.(Слайд 5) Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 26,6 млн. советских граждан. А немцев 7млн. Во сколько раз советских граждан погибло больше, чем немцев?
Ответ. 3,8 раз.
Учитель. (Слайд 6).-Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата. Почтим память всех погибших минутой молчания.
Минута молчания.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как вы.
Задача № 3.(Слайд 7).На военном заводе ребята проверяли качество патронов. Пуля должна была весить ровно 9 граммов. За смену план проверки составлял 12 ящиков. Весил ящик в среднем около 55,44кг. Какой вес в среднем за смену поднимал один ребенок? И сколько пуль ему надо было проверить?
Ответ: 665,28(кг),73920 пуль.
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Задача № 4.(Слайд 8) Для защиты плацдарма необходимо построить оборонительные сооружения. Сколько потребуется колючей проволоки, чтобы сделать заграждение в четыре ряда по периметру плацдарма в форме прямоугольника с шириной 1,23 км и длиной 2 км.
Задача № 5(Слайд 9) Максимальная скорость истребителя военного времени «ЯК-3» 720 км/ч, немецкого истребителя «Мессершмидт-109» на 120 км/ч меньше скорости «ЯК-3» и на 30 км/ч больше скорости другого истребителя «Фокке-Вульф 190-А». Найдите скорость немецких истребителей и сравните их со скоростью «ЯК-3».
Физкультминутка. (Слайд 10).
Учитель. Мы с вами, ребята, потомки тех героев: солдат и мирных тружеников тыла, и, подолгу памяти не вправе забывать эти страшные, тяжёлые годы в истории нашей Родины.
Задача № 6.(Слайд 11) Решив уравнение вы узнаете сколько дагестанцев героев Советского Союза. 6х -108=5х-51. Ответ 57.
(Слайд 12). Более 110 тысяч солдат и офицеров послал горный край на защиту Родины. За мужество и героизм в боях 57 храбрейшим из храбрых присвоено звание Героя Советского Союза. Одному из первых звание Героя Советского Союза было присвоено капитану подводной лодки Магомеду Гаджиеву. А Амет-Хан-Султан удостоен звания Дважды Героя.
В памятном мае 1945-го водрузивших над рейхстагом Знамя Победы был и наш земляк. Абдул-Хаким Исмаилов долгие годы оставался, героем без «Золотой Звезды». После войны друзьям, землякам в селе Чагаротар Хасавюртовского района Абдул-Хаким рассказывал о том, что он был участником штурма рейхстага и установил со своими товарищами знамя над рейхстагом, но никто не хотел этому верить. Лишь 19 февраля 1996 года Абдул-Хакиму Исаковичу Исмаилову Указом Президента присвоено звание Героя России.
Учитель. Дагестан по праву может гордиться своими героями Великой Отечественной войны.
- А что вы понимаете под словосочетанием город – герой? Почему так его назвали? Сколько городов – героев?
Самостоятельная работа. (Слайд 13).
- Решив примеры, вы знаете города- герои. (задание разно уровневые на листочках)
(Слайд 14).
Учитель. Каждый из этих городов видел ожесточённые бои, стойкость и мужество, героизм его защитников, но слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён.200 дней продолжалась защита Сталинграда.
Задание №7. (работа в парах) Каждая пара получает таблицу о соотношении сил и средств сторон на Сталинградском направлении. Сравнить числовые данные, сделать вывод.(ответы учащихся)
Учитель. Да, перевес сил был на стороне противника. И всё же германская армия под командованием генерала- фельдмаршала Паулюса была разгромлена, что потрясло Германию. Сталинградская битва окончательно разрушила миф о непобедимости армии Гитлера.
З
адача № 8. (Слайд 15).Максимальная скорость танка Т-34, который был лучшим в мире в годы войны, 55 км/ч, а скорость фашистского танка того же класса Т-III - 40 км/ч. Успеют ли наши танки захватить переправу, если, по данным разведки, фашистские танки находятся от нее на расстоянии 26 км, а наши на расстоянии – 28 км? При этом надо учесть, что на пути советских танков есть труднопроходимый участок длиной 6 км, который можно преодолеть только со скоростью 30 км/ч.
40 км/ч 55 км/ч 30км/ч
26 км 28км 6км
Видео – клип (Слайд 16).
Учитель. - Помните об этом, гордитесь своими предками и будьте достойны их памяти!
Учитель. (Слайд 17) 9 мая 2020 года мы будем праздновать великую дату – 75 -летие Победы над фашистской Германией в годы ВОВ. Давно отзвучали раскаты войны, но память о ней жива в сердцах живущих ветеранах, тех, кто ковал Победу в тылу, кто выстоял и выжил в это лихолетье!
Итоги урока. (Слайд 18).
- Что нового вы узнали сегодня из истории нашей Родины?
- Что на вас больше всего произвело впечатление?
Домашнее задание.
Используя дополнительные источники составьте и решите задачу о ВОВ.