«ВИЧ-инфекция и СПИД: без мифов и иллюзий». Стигма и дискриминация ВИЧ-инфицированных людей.
Тренинг для учащихся 10-11 кл.
Цели.
1. Повысить уровень информированности подростков о ВИЧ/СПИДе.
2. Способствовать формированию у подростков навыков ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи.
1. Выяснить первоначальный уровень информированности подростков о проблеме.
2. Сообщить достоверную информацию о ВИЧ/СПИДе, продемонстрировать механизм распространения ВИЧ.
3. Помочь осознать подросткам об уязвимости любого человека в отношении ВИЧ-инфекции.
4. Закрепить полученные знания в практических навыках.
Организационный момент
Введение в тему
Легенда о Чингисхане
Цель: напомнить учащимся текст легенды о Чингисхане и соколе, которая в образной форме дает учащимся представление о трагедии, к которой могут привести действия человека, идущего на поводу у своих желаний.
Легенда
«… Жил некогда могущественный повелитель Чингисхан. Оно много воевал и покорил много стран, так что его империя простиралась от Восточной Европы до Японского моря. Однажды хан поехал на охоту и взял с собой своего любимого Сокола. Птица кружила высоко в небе и, едва заметив добычу, камнем кидалась вниз, чтобы настичь ее. День был жаркий, и к полудню Хана сморила жажда. Он принялся искать родник, на который как-то раньше наткнулся в этому лесу. Наконец, он заметил тонкую струйку воды, что стекала с кручи, и понял: родник где-то наверху. Вода сочилась медленно, капля за каплей. Ее было совсем мало, но это была вода, а великий Хан испытывал сильную жажду. Он достал небольшую серебряную чашу и подставил ее под падавшие капли.. чаша стала медленно наполняться. Хану ту терпелось примкнуть к воде, ощутить ее прохладу, смочить пересохшие губы, язык и горло. Он не стал ждать, пока чаша наполнится до краев, и уже поднес ее к губам, как вдруг что-то стремительно пронесло в воздухе и выбило чашу из рук Хана. Драгоценная влага пролилась на землю. Пораженный Хан поднял голову и увидел голову Сокола, своего любимица, который перелетал с дерева на дерево и гордым видом. Сверкнув на него глазами, Хан поднял чашу и снова принялся собирать воду. На этот раз он дал чаше наполнится лишь до половины. Его губы уже коснулись края чаши, он почти ощутил вкус воды, , но тут Скол вновь ринулся с высоты вниз и вышиб чашу с водой. Хан очень рассердился на Сокола. В третий раз он наполнил чашу – и в третий раз Сокол помешал ему напиться. Лицо Хана налилось кровью . устремив
гневный взор на птицу, сидевшую поблизости на ветке дерева, он в бешенстве закричал: «Как ты посмел разлить мою воду! Он нагнулся, чтобы поднять с 0емли чашу, и проговорил тихим, полным злобы голосом: «Только попадись мне, и я сверну тебе шею!». Великий Хан снова принялся набирать воду в чашу, но на этот раз он держал наготове вынутую из ножен саблю. «если ты опять осмелишься опрокинуть мою чашу, - сказал он соколу, поплатишься жизнью!».
Нетрудно догадаться, что было дальше. Едва Хан поднес чашу к к губам, сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан поднес чашу к губам, сокол ринулся вниз и выбил ее из рук Хана. Но Хан взмахнул саблей и точным ударом сразил птицу в полете. Скол упал к ногам хозяина и,, не сводя с него полный любви глаз, истек кровью. «Ты получил то, что заслужил», - сказал Хан и переступил через тело птицы, чтобы найти среди камне свою чашу. Но начал завалилась в расщелину между камнями, и Хан, как ни старался, не смог ее достать. «Ничего, - подумал Хан.- ЯЧ все равно утолю. Жажду. Эта струйка воды приведет меня наверх, к самому источнику». И хан полез на кручу. Чем выше он взбирался, тем сильнее ему хотелось пить. На самом вверху он, наконец, увидел небольшое озеро и в нетерпении бросился нему, но, достигнув кромки воды, вдруг с ужасом отпрянул: в воде лежала огромная мертвая змея, ничтожной капли яда которой было достаточно, чтобы убить человека. Хан снова окаменел. Он уже не чувствовал жажды. Все его мысли устремились теперь к бездыханному сколку, лежащему на земле далеко внизу, «Этой птице я обязан жизнью, - подумал Хан. – Сокол был мне верным другом, а я убил его». Хан пустил бежать с горы, то и дело скользя по крутому склону. Внизу он бережно поднял с земли и уложить в охотничью сумку тело птицы, сел в седло и медленно, в горьком раздумье поехал домой».
Вопросы к учащимся для обсуждения:
- Какое отношение они имеют к нам?
- какие уроки можно извлечь из этой легенды?
- А как вы относитесь к тем, кто оберегает вас от опасностей?
- Прислушиваетесь ли вы к советам этих людей?
Для того, чтобы избежать рискованных жизненных ситуаций, необходимо прислушиваться к предостережениям людей, которых мы доверяем.
Объяснение нового материала (плакаты на стене)
В – вирус
И – иммунодефицита
Ч – человека
С – синдром
П – приобретенного
И- имунно
Д – дефицита
(плакаты на стене)
Мозговой штурм
Вопрос: почему теме ВИЧ и СПИД уделяется так много внимания: об этом говорят в школе, пишут газеты, показывают передачи? (ответы маркером пишут на ватмане)
Тренер подводит итог. Основные актуальности проблемы:
- быстрое распространение
- пока неизлечим
- это проблема связана с рискованным поведением
- более половины с ВИЧ – имеют возраст от 15 до 29 лет.
- вероятность заражения ВИЧ для женщины вдове выше, чем для мужчин.
Ролик о СПИДе (1 часть)
Выступление историка
ВИЧ-инфекция и СПИД – это совершенно новая и непривычная для людей болезнь. Ученые и врачи считают, что ВИЧ появился на Земле не более 50 лет назад. Однако за это короткое время СИД уже унес свыше 22 миллионов жизней. До стих пор не удалось найти лекарства, полностью излечивающих СПИД, и особой защитной прививки от ВИЧ. Даже в вопросе, когда и как появился ВИЧ, пока не все ясно. Существует несколько гипотез, но не одна из них не доказана:
1 –я гипотеза. – большинство исследователей считают, что заболевание возникло в Африке, а затем распространилось на другие территорий (страны США, Европы). Согласно африканской гипотез предшественники ВИЧ могли быть близкородственные вирусы приматов. В Африке были выявлены очаги, где у обезьян достаточно широко распространялся вирус, сходным с ВИЧ.
2-я гипотеза – вирус мог приспособиться к жизни в человеческом организме благодаря широкому использованию таких научных достижений 20 века, как переливание крови, пересадка органов и других открытий в медицине, которые могли способствовать формированию как более слабых, так и более опасных форм вируса.
3-я гипотеза – искусственное возникновение вирсу в конце 70-х гг. на основе бактериологического оружия.
4-я гипотеза – вирус мог существовать с древних времен, меняя модификацию.
Заражение этим вирусом вызывает через несколько лет заболевание, известное под названием ВПИД. СПИД у зараженных ВИЧ развивается не сразу, а через 7-10 лет после заражения.
СПИД впервые был зарегистрирован в 1981 г. В США. Когда были выявлены групповые заболевания мужчин в возрасте 25-45 лет гомосексуальной ориентации. Затем стали выявлять и у представителей других слоев населения (наркоманы, проститутки). В России о первом случае заражения стало известно в 1987 г. (молодая женщина из Санкт-Петербурга).
Выступление медработника (плакат на стене)
Вирус содержится в 4 жидкостях человека:
- крови;
- сперме;
- вагинальном секрете;
- грудном молоке (– 15-30%) (ролик часть 2 о детях)
Таким образом, можно сделать вывод, что ВИЧ передается 3 путями:
- половой;
- при переливании крови
- от матери к ребенку.
Очень малое содержание вируса
- слюне;
- моче;
- поте;
- слезах;
- кале;
- рвотной массе.
Сколько может жить человек с ВИЧ? Ответ мед работника (ролик часть 3)
В классе на стенах таблички «Высокий риск», «Небольшой риск», «Риск отсутствует». Задание делается молча. Медработник зачитывает утверждения, дети занимают нужное место в пространстве, возле определенной таблички. После того, как дети занимают соответствующее место, медработник комментирует.
поцелуй в щеку
оральный секс
половая жизнь в браке
дверные ручки и спортивные снаряды
объятия
чихание и кашель
рукопожатие
общее пользование фонтанчиком для питьевой воды
пользование чужой бритвой
татуирование
переливание крови
пользование чужой зубной щеткой
плавание в бассейне
половой акт с потребителем наркотиков
глубокий поцелуй
уход за больным СПИДом
укус комара
множественные половые связи
прокалывание ушей
проживание в одной комнате с больным СПИДом
пользование общественным туалетом
укус постельного клопа
Мозговой штурм (педагог-организатор)
Как вы думаете, что подразумевается под дискриминацией ЛЖВ (люди, живущие ВИЧ). )(ответы детей). Введение понятия стигма. Одним из последствий эпидемии ВИЧ и СПИДа является стигма и дискриминация тех, кто является носителем вируса или подвержен ему. Стигма (клеймо, ярлык) – это предубеждение в отношении людей в силу их неординарности. Самым серьезным препятствием в борьбе против СПИДа являются стигма и дискриминация. Хотя формы могут быть разные, но стигма остается.
Упражнение «Причины стигматизации» (социальный педагог)
Перед вами плакат «Континуум вины», которая создана на основе исследований, проведенных в разных странах.
Виноват не виноват
Особы, которые
Предоставляют секс. Мужчины
услуги
наркоманы незамужние мед.работники,
женщины инфиц. На работе
женщины инфиц.
Своими мужьями
Куда бы могли включить гомосексуалистов?
Упражнение «Театр риска» (педагог-психолог)
Цель: выработка навыков оценки риска.
Для проведения упражнения следует вырезать из бумаги фигурки людей (девочек и мальчиков: одна сторона которых будет белая, вторая - красная). Все участники выходят в белых масках.
Жили- были на свете молодые люди – Дины и Тима (выходят Девушка и Юноша). Однажды они встретились в полюбили друг друга. У них никогда раньше не было таких чистых и доверительных отношений – такой настоящей любви.
Все, что было в прошлом у каждого, не имело для них никакого значения. Это было случайные встречи, несерьезные отношения, до и было их совсем немного. У Дины был один короткий летний роман (выходит юноша). У Тимы раньше был близкие отношения в 2 девушками (2 девушки). У бывшего друга Дины было много девушек, он вообще был человек несерьезный (выходят 2 девушки). И одни из бывших подруг Тимы была легкомысленной. Из-за этого они расстались. Вторая просто уехала в город другой и бросила его, и мы не заем, сколько партнеров у нее было раньше.
Если расширить эту схему дальше, то, люди, которых мы изобразили, наверняка не знакомы с главными героями, Тимой и Диной, скорее всего, они даже не слышали о них. А зачем о низ вспомнили мы? Потому что один из этих людей оказался ВИЧ – инфицированным (один из последних героев меняет маску на красную), и каждый человек, имевший с ним близкие отношения, рисковал заразиться сам и передать инфекцию своим партнерам (все меняют маски на красные).
Таким образом, вступая в незащищенные сексуальные отношения, даже сочень любимым и близким человеком, мы рискуем, потому что одновременно контактируем со всеми его предыдущими партнерами. Выглядит это ужасно. Но вирусу все равно, кого поразить, и мораль ему незнакома.
Кроме того, кто из ребят, изображенных на схеме, мог бы быть инициированным, мы не знаем. Такие «сюрпризы» могут разрушить жизнь и любовь любого.
К счастью, это придуманная история, ведь может произойти с любым из нас! (снимите маски).
Демонстрация ролика. «Рассказ ВИЧ -инфицированной»
Психолог делает итог, что не только женщины легкого поведения и наркоманы могут стать ВИЧ-инфицированными. (жертвы насилия, бедность, незнание и тп.). (ролик часть 4)
3.8. Демонстрационное упражнение «Дэвида Павлика»
Вступление: целью этого упражнения является персонификация эпидемии ВИЧ для каждого из нас. Мы надеемся, что это игра поможет понять ВИЧ на межличностном уровне, наладить более эффективную работу относительно борьбы с эпидемией и побуждать к проявлениям беспокойства и поддержки тех, кто живет с ВИЧ/СПИДом
Шаги:
Объедините участников на группы по 6 человек и выдайте каждому набор 10 карточке (приложение). Попросите их сначала выслушать инструкции, а уже потом рассматривать карточки.
Как вы знаете, может пройти много лет до того, как у ВИЧ позитивного лица начнут проявляться серьезные симптомы. Однако, в течении этого периода, вирус продолжает распространятся и разрушать иммунную систему. В результате ослабленной иммунной системы, в организме человека начинают развиваться болезни и разные заболевания, связанные со СПИДом. Вести обычный образ жизни становится все тяжелее и тяжелее, приходится делать выбор.
Представьте себе, что у Вас СПИД. Болезнь развилась до такого уровня, когда вы не можете больше делать те вещи, какие Вы обычно делали раньше. Придется от них отказаться. 10 карточек, которые вы получили отображают 10 аспектов качества жизни. Пересмотрите их. Вы можете оставить только 5 карточек, а от остальных 5 вы должны отказаться. Разделите карточки на 2 группе – те которые оставите, и те, которые отдадите. На выполнение 5 минут.
По очереди расскажите о тех, от которых вы отказались. От какой тяжелее всего было отказаться? Как вы себя чувствовали, отдавая их? (10 мин.)
Теперь расскажите тех, которые вы оставили. Выберите 2 – самые главные.
Приоритеты людей разные, но СПИД очень влияет на изменение качества жизни
Теперь возьмите карточки, от которых вы отказались и положите их лицом вниз на стол перед собой. Возьмите 5 карточек, которые вы оставили. Сложите из веером так, чтобы вы видели что на них написано. Представьте, что СПИД прогрессирует, и теперь вам придется отказаться от еще большего количества вещей. В действительности, вы потеряли возможность выбора. Для моделировании ситуации, повернитесь к участнику рядом с вами (но так чтобы он не видел что написано на карточках) и позвольте ему вытянуть 2 карточки и положить их на стол (3 мин.)
поделитесь вашими чувствами с группой. Как вы себя чувствовали, когда у вас забрали эти карточки? И насколько выбор совпал с вашим? Что вы почувствовали, когда потеряли контроль?
Попросите участников поделиться впечатлениями от этой игры. Во время беседы подчеркните, что в итоге мы не может контролировать некоторые вещи, которые случаются с нами, даже если это касается что-то важного.
(это упражнение было разработано Дэвидом Павликом из Бейли Буш Хауса, хосписа в Сиэтле, США. Он создал ее как часть учебы по проблеме ВИЧ – для персонала клиники, где больные СПИДом и умирающие от него люди)
Работа в группах (педагог-организатор)
Участники делятся на 5 групп, им раздаются фотографии мужчин, женщин, подростков, детей. Надо их объединить в семью. Каждой группе необходимо объединить в семью, составить семейный портрет.
Кто я?
Возраст?
Занятие (учеба, работа)
мое отношение к семье.
мои обязанности
После этого тренер предлагает посмотреть на обратную сторону фотографии, у кого стоит плюс, тот ВИЧ-инфицированный. Надо придумать рассказ о том, как он мог заразиться и отношение к нему в семье после этого.
Подведении итога. Меняется жизнь человека с ВИЧ, могут менять отношения внутри семьи. Кто-то поддержит, кто-то оставит в беде. Но, чтобы ни случилось рядом с нами всегда наши родители, которые поддержат несмотря ни на что.
Подведение итогов
Как избежать инфицирования ВИЧ?
Воздержание
Соблюдать взаимную верность
Использовать презерватив при каждом сексуальном контакте
Не употреблять наркотики
Рефлексия
- что было интересным
- что было трудным
- что было неважным
11