СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Виды медицинской помощи и принципы ее оказания способами транспортировки пострадавших»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытый урок "Виды медицинской помощи и принципы ее оказания способами транспортировки пострадавших"

Просмотр содержимого документа
««Виды медицинской помощи и принципы ее оказания способами транспортировки пострадавших»»



Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»







.








Методические рекомендации по проведению открытого урока

в группе Туризм, 1 курс



















Преподаватель:

Лыткина Вероника Серафимовна









Сунтар, 2017



Методическая разработка

Тема: «Виды медицинской помощи и принципы ее оказания способами транспортировки пострадавших». Первая помощь при различных экстремальных ситуациях.

Цель: познакомить обучающихся с основными видами повреждения целостности тканей, научить теоретически правильно оказывать первую помощь в экстремальных ситуациях.


Задачи:

  • актуализировать теоретические знания по первой медицинской помощи;

  • формировать личностно-значимое отношение к необходимости правильного оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

  • развивать навыки анализа чрезвычайной ситуации, принятия быстрого решения .развивать познавательные процессы и умение работать в команде.

  • формировать ценностное отношения к своему здоровью,


Занятия по теме: «Первая медицинская помощь при различных экстремальных ситуациях» проводится в рамках реализации образовательной программы. Данная разработка состоит из 2 уроков по 45 мин. Форма работы на занятии: групповая.

Обучающиеся на занятиях знакомятся с характеристикой различных видов кровотечений и их причин, способами остановки кровотечений (давящая повязка, наложение жгута, пережатие артерий, сгибание конечностей), характеристикой различных видов пе­реломов, правилами оказания первой медицинской помощи при переломах, правилами и способами транспортировки пострадавшего.

При изучении темы «Первая медицинская помощь при различных экстремальных ситуациях» учащиеся осваивают предметные умения.

Предметные умения:

В познавательной сфере

  • Знать правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, перевязочные средства, виды повязок.

  • Знать способы остановки кровотечений и правила наложения повязок.

  • Знать правила транспортировки пострадавших».

В ценностно-ориентационной сфере:
• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций, связанных с получением ран;
• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать быстрые решения при оказании первой помощи.

В коммуникативной сфере:
• умение наблюдать, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

В трудовой сфере:
• локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы, нарушением техники безопасности и травматизмом;
• умения оказывать первую медицинскую помощь (способы остановки кровотечений и правила наложения повязок и транспортировки пострадавших.


Ожидаемый результат:

  • обучающиеся повторили теоретические знания по изученной теме;

  • обучающиеся осознают важность правильности оказания первой медицинской помощи;

  • обучающиеся получили практический опыт применения имеющихся знаний.

По окончанию изучения темы учащиеся должны знать отличительные признаки ран, на какие факторы необходимо обращать внимание при оказании первой помощи, владеть навыками оказания первой медицинской помощи при ранениях и кровотечениях которые возможно получить в повседневной жизни.

Использование активных форм работы на занятиях имеет особую важность, ведь любая чрезвычайная ситуация по-своему уникальна. Решение алгоритма о возможном варианте действий в экстремальных ситуациях, скорее всего, придётся, человеку находить самостоятельно, когда рядом не будет друзей, преподавателя и тетради с конспектами.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учеников

Организационная часть 2 мин

Приветствие, проверка посещаемости и готовности к занятию.



Слушают, готовятся.

Подготовка к занятию,

открывают тетрадь.2 мин

(Слайд 1) Тема нашего занятия «Виды медицинской помощи и принципы ее оказания способами транспортировки пострадавших».

Сегодня мы должны будем с вами изучить основные виды повреждений, целостности кожи и тканей, а так же рассмотрим способами транспортировки пострадавших».

Слушают, записывают тему.





Основная часть.

35 мин

Медицинская эвакуация и способы транспортировки пострадавших. 

На месте происшествия, прежде всего надо остановить у пострадавшего кровотечение, наложить повязки на раны, зафиксировать с помощью шин переломы костей. Только после этого можно переносить, грузить и транспортировать его в лечебное учреждение, по возможности быстро и осторожно.

Неумелое извлечение и перенос пострадавших может привести к серьезным осложнениям - усилению кровотечения, смещению отломков костей и болевому шоку. Чтобы этого не произошло, извлекать из автомобиля, поднимать и укладывать пострадавшего на носилки следует вдвоём или втроём.

При отсутствии стандартных носилок, их несложно сделать из досок, жердей, фанеры, одеяла, пальто.

Например, можно соединить ремнями две жерди деревянными распорками, сверху положить одеяло, пальто или другой материал.

Этим приспособлением можно воспользоваться после извлечения пострадавшего из автомобиля, если вы оказались на месте происшествия один, а чрезвычайная ситуация - пожар, угроза взрыва, кровотечение, прекращение дыхания и остановка сердца у пострадавшего - не позволяет дожидаться помощи. Применение носилок обеспечивает свободную проходимость дыхательных путей, относительную неподвижность позвоночника и даже небольшое его вытяжение, что особенно важно, если повреждён шейный отдел позвоночника.

Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходимо: два человека становятся с той стороны, где нет раны, ожога или перелома, один подводит свои руки под голову и спину пострадавшего, второй под ноги и таз, по команде поднимают одновременно так, чтобы позвоночник оставался прямым. Если поднимают втроём, то один поддерживает голову и грудь, второй - спину и таз, третий - ноги. В таком положении осторожно поднимают, переносят и опускают пострадавшего на носилки, стараясь не причинить ему боли.

1. Общие правила переноски и подъема пострадавших
Правила переноски пострадавших на носилках:
- По ровной поверхности их надо нести ногами вперёд, а если пострадавший без сознания, то головой вперёд, так удобнее наблюдать за ним и обеспечивается приток крови к мозгу.
- Передвигаться следует осторожно, короткими шагами. Чтобы носилки не раскачивались, несущие не должны идти в ногу.
- На крутых подъёмах и спусках следить, чтобы носилки находились в горизонтальном положении, для чего на подъёме приподнимают их задний конец, на спусках передний. При этом ручки носилок можно положить на плечи несущих.
- Нести пострадавших на носилках на большие расстояния значительно легче, если использовать лямки /ремни, верёвки/, которые уменьшают нагрузку на кисти рук. Из лямки делают петлю в виде восьмёрки и подгоняют её под рост носильщика.
Длина петли должна быть равна размаху вытянутых в стороны рук. Петлю надевают на плечи так, чтобы она скрещивалась на спине, а петли, свисающие по бокам, - на уровне кистей опущенных рук, эти петли продевают в ручки носилок.
Способы выноса пострадавших из очага бедствия:


Извлечение на пальто, плащ-палатке, брезенте. Пострадавшего осторожно укладывают на разостланное пальто, продевают через рукава ремень или верёвку и закрепляют его вокруг туловища. Пострадавшего перетаскивают волоком.


- Переноска на руках. Оказывающий помощь становится около пострадавшего, опускается на колено, одной рукой подхватывает его под ягодицы, а другой - под лопатки. Пострадавший обнимает спасателя за шею. Затем носильщик выпрямляется и несёт пострадавшего.








- Переноска на спине. Носильщик усаживает пострадавшего на возвышенное место, становится между ногами спиной к нему и опускается на колено. Обхватив пострадавшего обеими руками за бёдра, поднимается вместе с ним. Пострадавший удерживается, обнимая спасателя за шею (этот способ применяется для переноски на более далёкие расстояния).

Переноска на плече. Если пострадавший без сознания, носильщик взваливает его на правое плечо животом вниз. Голова пострадавшего находится на спине носильщика.

Переноска вдвоём. Один из носильщиков берёт пострадавшего под мышки, второй становится между его ног и спиной к нему, подхватывает его ноги чуть ниже колен. При ранениях с переломом конечностей этот способ неприменим.



Переноска на "замке". Наиболее удобен способ переноски пострадавшего. Для образования "замка" каждый из двух оказывающих помощь захватывает правой рукой свою левую руку у кисти, а своей левой рукой - правую руку напарника тоже у кисти. Образуется кресло, в котором и переносится пострадавший, который двумя или одной рукой придерживается, (обхватывает) за плечи или шею спасателей.


Переноска с помощью жерди. Жердь можно сделать из трубы, деревянного шеста длиной не менее 2,5 - 3 метра, концы простыни завязываются узлом и просовываются под жердь, второй простыней или одеялом обхватывает ягодицы пострадавшего, и её концами завязывают за жердь.


2. Переноска пораженных без носилок
Переноска пораженных без носилок может осуществляться одним или двумя носильщиками с помощью носилочных лямок и без них.

Носилочная лямка представляет собой брезентовый ремень длиной 360 см и шириной 6,5 см, с металлической пряжкой на конце. На расстоянии 100 см от пряжки нашита накладка из той же ткани, позволяющая пропустить сквозь нее конец ремня и сложить лямку в виде восьмерки (рис. 1)


Способы транспортировки пострадавших 


1. Если пострадавший находится в коматозном состоянии, у него имеются ожоги ягодиц или спины или наблюдается частая рвота, то его следует транспортировать только в положении лежа на животе (г). Это же положение может использоваться для транспортировки пострадавших при переломе позвоночника, когда имеются только гибкие брезентовые носилки и нет возможности дождаться специализированной помощи.

2. В положении на спине с согнутыми в коленных суставах (б) или приподнятыми ногами транспортируют пострадавших с проникающими ранениями брюшной полости (в), переломами нижних конечностей, при внутреннем кровотечении или подозрении на него (в).

3. При переломе костей таза, верхней трети бедренной кости и подозрении на эти переломы пострадавшего следует транспортировать в положении лежа на спине в позе «лягушки». Для этого его ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах и разводят в стороны. Под колени подкладывают валик из одежды или одеяла.

4. При травмах позвоночника, подозрении на повреждение спинного мозга, переломе костей таза транспортировка пострадавших должна осуществляться только на твердых носилках или вакуумном матрасе. Если их нет в наличии, то могут использоваться импровизированные носилки, изготовленные из дверного полотна, широкой доски или деревянного щита.

5. В положении полусидя или сидя (е, ж), транспортируют пострадавших с ранениями шеи, проникающими ранениями грудной клетки, переломами верхних конечностей и с затрудненным дыханием вследствие утопления.

6. В положении "на боку"(д) транспортируют пострадавших с ЧМТ и возможной рвотой.

Транспортировка пострадавших при переломах

Транспортировать пострадавших с переломами можно только после наложения транспортной шины (стандартной или изготовленной из подручных средств), ограничивающей подвижность поврежденной конечности. Это позволит уменьшить проявление болевого синдрома и снизит вероятность развития травматического шока.

При открытом переломе, прежде чем приступить непосредственно к наложению шины, следует остановить кровотечение (кровоостанавливающий жгут, давящая повязка), обработать края раны спиртом, зеленкой или настойкой йода и наложить на нее асептическую повязку. Для наложения повязки используют стерильный бинт или перевязочный пакет, которые можно купить в любой аптеке. При невозможности приобрести их можно использовать кусок чистой (желательно, проглаженной горячим утюгом с двух сторон) белой хлопчатобумажной или льняной ткани.

Перед наложением шины конечность следует обернуть куском ткани, одеждой, марлей или слоем ваты. После ее наложения транспортировка пострадавших при переломах осуществляется в соответствии с общими правилами. Способ доставки в лечебное учреждение выбирается лицом, оказывающим первую помощь, в зависимости от имеющихся возможностей.

Щадящим способом транспортировки пораженных является перевозка их по внутренним водным путям, а также железнодорожным транспортом, особенно в пассажирских вагонах. Единственным недостатком при таких способах транспортировки, особенно на близкие расстояния (до 100 км), является многократная перегрузка пораженных (необходимость подвоза пострадавших к местам погрузки, а затем перегрузка на автомобильный транспорт в местах разгрузки).


Слушают.

Записывают.


















Отвечают на вопрос..




















Слушают.

Записывают.












Слушают.

Записывают.






























Слушают.

Записывают.


















Слушают.

Записывают.





Слушают.

Записывают.













Слушают.

Записывают.




















Слушают.

Записывают.















Слушают.

Записывают.















Слушают.

Записывают.























Слушают.

Записывают.



















Слушают.

Записывают.













Слушают.


Заключительная часть

6 мин.

Вывод:


Мы сегодня рассмотрели основные виды транспортировки и их характеристик, давайте узнаем, как вы их запомнили.

Ответьте на вопросы:

1.Назовите основные виды транспортировки знаете?

2.Общие правила переноски и подъема пострадавших? 3.Какие кровотечения знаете?Помощь.

Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили.

(Слайд 11)

Разделяем класс на 4 группы по 4-6 человек.Ситуационные задачи.

Домашним заданием будет, каждой группе даем один из вопросов:

1. (Первая помощь) ПП при кровотечениях.

2. Виды повязок и правила их наложения.

3. Методы и правила Иммобилизации.

4. Методы и правила транспортировки пострадавшего.

Всем спасибо за урок, до свидания.

Отвечают на вопросы.













Записывают домашнее задание.