Внеклассное занятие «А знаешь ли ты закон?»
Цели:
Задачи:
Обучающие: сформировать и закрепить знания по защите прав потребителей; учить применять основные положения и статьи закона при разрешении профессиональных ситуаций; осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
Развивающие: развитие навыков познавательной деятельности; умение работать в команде; коммуникативные навыки; умение анализировать, сравнивать, обобщать; развитие умений применять полученные знания в конкретных практических ситуациях.
Воспитательные: воспитание правовой культуры, умение слушать. осознания значимости выбранной профессии для построения успешной траектории роста в профессиональной деятельности
Методическая цель: формирование гражданской позиции обучающихся через активизацию познавательной деятельности.
Тип занятия: систематизации и обобщение знаний по дисциплине с применением активных форм обучения.
Форма занятия: викторина.
Материально-техническое и дидактическое оснащение: ПК, проектор, демонстрационный экран, м/м презентация, Закон РФ «О защите прав потребителей», жетоны.
Приветствие.
Здравствуйте, уважаемые студенты и преподаватели! Сегодня в нашем техникуме началась неделя, посвященная профессии «Продавец, контролер-кассир» и вы присутствуете на занятии под названием «А знаешь ли ты закон?», которое пройдет в форме викторины. Как вы уже догадались, речь пойдет о законе РФ «О защите прав потребителей». Слайд №2
Мотивация:
Каждый из вас проходит обучение по программе «Продавец, контролер-кассир», можно подумать, что для продаж достаточно одного лишь дара убеждения и таланта, но это не всегда так. Специалист с профильным дипломом будет иметь конкурентное преимущество среди коллег в плане карьерного роста и перспектив высокого дохода. Если у человека есть тяга работать в торговле, тогда ему обязательно стоить повысить свой уровень, зная данный закон, и применяя его на практике можно избежать различных негативных ситуаций. Поэтому на сегодняшний день эта тема для вас очень актуальна.
Слайд №3
Существует известный эпиграф византийского императора Юстиниана:
«Знать законы – значит воспринять не их слова, но их содержание и значение». Как вы его понимаете?
Слайд №4-6
Давайте вспомним основы законодательства защиты прав потребителей.
Данный закон был принят в 1992 году, когда наша страна встала на путь создания рыночной экономики. В такой ситуации государство все меньше вмешивается в деятельность предприятий. В то же время все больше возрастают взаимоотношения между покупателем, продавцом и товаропроизводителем.
Закон о правах потребителя представляет собой документ, регулирующий отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Слайд №7
Закон состоит из 4 глав и 46 статей.
Глава 1. Общие положения. (в данной главе рассказывается об основных правах потребителей)
Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям (в главе рассказывается как потребитель может защитить свои права, если они нарушены).
Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ(оказании) услуг.
Глава 4. Государственная и общественная защита прав потребителей.( в данной главе регламентируется деятельность государственных и общественных организаций по защите прав потребителей).
В законе есть три основные группы норм, которые необходимо знать: а) права потребителя; б) механизм защиты прав потребителя; в) ответственность виновных в нарушении этих прав.
Слайд №8-10
Основные понятия, используемые в законе о ЗПП:
- потребитель – физическое лицо, приобретающее товар для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
изготовитель – организация, производящая товары для реализации потребителям;
исполнитель – организация, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору;
-продавец – организация, реализующая товары потребителям по договору купли-продажи;
-импортер – организация, осуществляющая импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
-уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель - это организация (индивидуальный предприниматель), уполномоченная на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
-недостаток товара - несоответствие товара или обязательным требованиям, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется;
-существенный недостаток товара - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
-безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы.
Слайд №11
Основные права потребителей, закрепленные Законом РФ «О защите прав потребителей»:
1. На просвещение в области защиты своих прав
2. На надлежащее качество товаров
3. На безопасность товаров
4. На информацию
5. На возмещение морального вреда
6. На судебную защиту
7. На государственную, общественную защиту
Слайд №12-13
Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей. В России уже сложилась и развивается система информирования и просвещения потребителей. Это специальные рубрики для потребителей в наиболее массовых изданиях: «Известия», «Аргументах и фактах», приложениях в газете «Комсомольская правда».С 1992 года издается специальный журнал для потребителей «Спрос».
Слайд №14
Право на надлежащее качество товаров. Требования к качеству товара (работы, услуги) подлежат обязательной сертификации, точному соответствию стандартам, условиям договора. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Слайд №15
Право потребителя на безопасность. Оно означает, что товар при обычных условиях его использования, транспортировки и хранения должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя и окружающей среды. Для того чтобы обеспечить потребителю право на безопасность, государство устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержаться в стандартах. Соответствие качества товара стандартам подтверждается государственными органами сертификации.
Слайд №16
Право на информацию. Право на информацию заключено в том, что потребителю должна быть предоставлена необходимая, достоверна и полная информация о товаре, о продавце, о порядке приобретения товара.
Вся эта информация должна быть указана на вывеске предприятия. Приобретатель имеет право требовать следующую информацию о товаре: о сертификации, об изготовителе, о сроке годности, составе, содержании вредных веществ, противопоказаниях к применению, назначении, потребительских свойствах, правилах пользования, хранения, сроке службы.
Кроме того, продавец обязан сообщить покупателю цену товара, условия его приобретения, условия гарантии и адреса ремонтных мастерских. Запрещена информация, не соответствующая действительности, и утаивание части информации ( например, когда продавец забывает сказать покупателю, что батарейки, от которых работает игрушка, в комплект не входят). Информация должна быть предоставлена на государственном языке. Продавец несет ответственность за непредоставление надлежащей информации.
Слайд №17
Право на возмещение причиненного ущерба. Покупатель вправе рассчитывать, что вред, причиненный ему некачественным товаром или недостоверной информацией, будет возмещен в полном объеме , причем как материальный ущерб, так и моральный вред. Возмещение вреда является обязанностью изготовителя в течение срока службы, а если он не установлен, то в течении 10 лет. Сумму материального ущерба подсчитать легко, а размер компенсации морального вреда в каждом конкретном случае определяется судом.
Продавец (изготовитель) товара, исполнитель работы (услуги) освобождается от ответственности за вред, причиненный потребителю, только в случаях: в случае возникновения вреда в следствии непреодолимой силы и в случае нарушении потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услугой или хранения товара.
Слайд №18-19
Сейчас работает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее тер. органы исполнительной власти, органы м/су. Защита прав потребителей осуществляется судом.
Сегодня продавец на рынке труда является одной из востребованных вакансий. Как уже говорили, важной составляющей этой должности является знание основ Закона о защите прав потребителей. В соответствии с нормами законодательства РФ, ЗЗПП изначально стоит на стороне потребителя, но на продавце лежит обязанность ДОКАЗАТЬ, если потребитель не прав.
Сейчас вам будут представлены различные торговые ситуации, которые необходимо грамотно разрешить, правильно ответить на поставленные вопросы. За каждый правильный ответ участник получает жетон. В конце занятия по подсчетам жетонов будут определены три призовых места.
Слайд №20-22
I этап: «Разминка».
Вам будут представлены расшифровки терминов законодательства о защите прав потребителей, необходимо назвать эти термины. Кто готов ответить, поднимает руку. За каждый правильный ответ выдается жетон.
Слайд №23-24
II этап «Кто прав?»
Посмотрите, пожалуйста, видеосюжет №1.
Ответьте на вопросы:
- Прав, ли кассир, обвинив покупателя в данном инциденте?
- Каковы могут быть дальнейшие действия покупателя?
- Какая статья ФЗ о ЗПП нарушена?
Слайд №25-26
Вопросы к видеосюжету №2:
- Курьер прав?
- Как следует поступить потребителю и продавцу?
Слайд №27-28
Вопросы к видеосюжету №3:
- Кому верить ценникам или кассиру?
- Правильно ли поступает продавец?
- Как должен поступить продавец?
Слайд №29-34
III этап «В лабиринтах закона»
Представлены тесты по защите прав потребителей, нужно выбрать правильный ответ.
Слайд №35-47
IV этап «Разреши ситуацию»
Необходимо разрешить конкретную торговую ситуацию.
Подведение итогов.
Наше занятие подходит к концу. Подсчитайте свои заработанные жетоны. Три участника, набравшие наибольшее количество жетонов, распределятся по трем призовым местам.
Что мы вспомнили сегодня на уроке? Для чего необходимо знать содержание Закона РФ «О защите прав потребителей»? Пригодится ли это вам в жизни, в будущем в работе?
Сегодня вы закрепили знания по защите прав потребителей, показали, как умеете применять основные положения и статьи закона при разрешении спорных ситуаций.
Знание законодательства о защите прав потребителей позволит вам правильно и оперативно решать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в жизни. Эти знания помогут вам в вашей профессиональной деятельности. Поэтому я желаю вам всем быть достойными гражданами и грамотными продавцами.
Слайд №48
Спасибо за урок. Благодарю за внимание.