Викторина «Грамматическое лото»
1.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
1 Команда:
1) Рукавом махнул, дерева погнул. (ветер) В
2) Плывёт пароход, то взад, то вперед. (утюг) У
3) Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся. (берега) Б
4) Растёт на суше, голова из плюша. (камыш) К,
5) Красные и черные, кислые и сладкие,
Так и просятся в рот, и варенья, и компот. (ягоды) Ы
Из этих букв составьте слово. Это будет название вашей команды.
2 Команда:
1) Не огонь, а жжётся (крапива) К
2) Кто на себе свой дом таскает? (улитка) У
3) Чёрненька собачка,
Свернувшись, лежит,
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок) З
4) Два братца -
Пошли в воде купаться (вёдра) В
5) Что находится между горой и долиной? (буква И) И
- Теперь из букв составьте название своей команды.
Получатся названия команд – “БУКВЫ” и “ЗВУКИ”.
2.ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД
1 команда
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
2 команда
Мы отвечаем дружно
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
- Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.
Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве”. Пусть будет оно всегда чистым и новым.
1.Разминка «Назовите одним словом» )
- зарубить на носу (запомнить)
-богатый человек (богач)
-в час по чайной ложки (медленно)
-веселый человек (весельчак)
-повесить нос (грустить)
-сильный человек (силач)
2. КОНКУРС «Кто больше найдет»
Из букв слова транспорт составьте как можно больше слов
(спорт, торт, рот, нос, спор, трос, сорт, порт, сор, рост, тост, пост, наст, тон, нота, тропа и т.д.).
3.Конкурс «Собери высказывание»
Высказывания (каждое разрезано на шесть частей):
Умно говорить трудно, умно молчать ещё труднее.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.
4.Конкурс «Поэтический перевёртыш»
Злой кабан сидел на ветке
Пароход томился в клетке
Соловей точил клыки
Дикобраз давал гудки
Кошка физику учила
Маша хвостик свой ловила
Буратино сшил себе штаны
Портной все поел блины
Ёж накрыт к обеду был
Чиж усами шевелил
Рак летал под облаками
Стол гонялся за мышами
Чайник прыгал во дворе
Мальчик булькал на костре
Приглашаются по одному человеку от команды.
Задание: строчки перепутались. Задача участника – расположить строки правильно.
5.Конкурс «Перевёртыши-пословицы».
Пример:
Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.
Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.
Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.
Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.
Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.
От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.
Чужие ботинки дальше от ног. – Своя рубашка ближе к телу.
6.КОВАРНАЯ ВИКТОРИНА ПРО СЛОВА
В состав какого молочного продукта входит коровий рог?
(Творог)
Внутри какого насекомого помещается бочка, а внутри какого домашнего животного помещается бак?
(Бабочка и собака)
Какое животное ходит во фраке?
(Рак - фрак)
В состав какого мясного продукта входит химическая колба?
(Колбаса)
Какое средство передвижения можно моментально вырезать из скатерти?
(Катер - скатерть)
Как из ствола дерева без единого инструмента быстро сделать стол?
(Убрать букву «В»: ствол - стол)
В каком цветочке разместилась целая страна?
(Настурция)
С каким цветком всегда и повсюду ходят все шпионы, чемпионы и пионеры?
(С пионом - шпион, чемпион, пионер)
7.МИНИВИКТОРИНА ПРО ЛЯГУШКУ-КВАКУШКУ
Лягушке нравятся слова, В которых есть три буквы - КВА.
Назовите любимые напитки лягушки Квакушки.
(Квас и простокваша)
А какая её любимая ягода?
(Клюква)
Какая у лягушки Квакушки любимая книжка?
(Букварь)
В каком ансамбле очень любит петь Квакушка?
(Квартет)
Назовите её любимый город.
(Москва)
Какую геометрическую фигуру предпочитает лягушка Квакушка?
(Квадрат)
Чем она любит рисовать?
(Акварелью)
В каком жилище она мечтает жить?
(В квартире)
8. КОНКУРС «Слово спрятано в слове» (СЛАЙД 10)
Образец: ХЛЕВ – ЛЕВ.
1 ком.- УТОЧКА,СТОЛБ,ЩЕЛЬ,МРАК,ПОЛК;
2 ком.- ЗУБР, КОСА,УДОЧКА,ДРАМА,ЩЕЛЬ .
9 задание: исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Деньги выпускаются в трубу Вылетают в трубу
Душа кровью обливается | Сердце кровью обливается |
Похоронить на корню | Загубить на корню |
Власть предержащие | Власть предержащая |
Скрепя зубы | Стиснув зубы, скрепя сердце |
Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь | Не ударить лицом в гря |
10. КОНКУРС «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!»
- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки.
Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.
Команда “БУКВЫ”
Самолёт, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.
Команда “ЗВУКИ”
Вертолёт, сорока, мел, ручка, птица, грач, руки, галка, овца.
11. КОНКУРС «Грамматическая арифметика»
100+г= ? 3+умф=?
3+котаж = ? 100+лб=?
Па+3+от= ? 100+рож=?
Кабан- ан + лук =? С+ место стоянки судов=?
Ква+рак-ак+тира=? Череп-п+муха=?
12.Конкурс «Слоги перепутались»
Команда «Звуки»
Составьте слова, начинающихся с буквы Б, из слоговых карточек: бул, боб, бан, ба, ка, ры, ка, ран.
Команда «Буквы»
Составьте слова с г, из слоговых карточек: сне, иг, ра, гли, гирь, ра, дуга, на.
13. Игра «Звук заблудился»
Ребята. Слушайте внимательно. Исправьте неправильный звук.
Команда «Звуки»
Жучка будку (булку) не доела
Неохота, надоело
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это
Команда «Буквы»
На островок нашел ураган
На пальме остался последний баран (банан)
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой
Команда «Звуки».
Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда
Команда «Буквы».
Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно врачей (грачей) 14. КОНКУРС « У кого получится ». (СЛАЙД 14)
1 команда
1)Мамаша Ромаше дала сыворотку из – под простокваши.
2)Собирала Маргарита маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе.
2 команда
1)На семеро саней по семеро в сани уселись сами
2)Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп, как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп.
На этой веселой нотке мы подошли к концу. Попросим жюри подсчитать баллы и объявить победителя сегодняшнего урока.
- На этом мы заканчиваем, большое спасибо вам, ребята, за работу, а вам, уважаемые гости, за внимание!!!
До свидания и до новых встреч!!!