Викторина по информатике «Путешествие в страну Компьютерра»
Провёл: преподаватель информатики Разумова Ю.В.
Цели и задачи занятия:
· закрепление знаний по предмету информатики и ИКТ;
· развитие логического и математического мышления;
· развитие памяти, внимания, функций мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация),
· развитие представлений об информационной деятельности.
· формирование познавательного интереса учащихся;
· формирование коммуникативных качеств личности;
· воспитание серьезности, самостоятельности, ответственности и аккуратности.
Материально- техническое оснащение
· Презентация к уроку и комплект презентационного оборудования.
· Раздаточный материал для проведения конкурсов.
Ход викторины
Дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычный урок – викторина.
Вы знаете, что вся жизнь и деятельность человека непосредственно связана с обработкой информации. Как говорил философ Френсис Бекон «Кто владеет информацией – тот владеет миром».
Мы с вами являемся свидетелями интереснейшего этапа в развитии современного общества – процесса информатизации – пятой информационной революции. Человек живет в информационном пространстве, и сам является его частью. А компьютер – это незаменимый помощник человека при работе с информацией различного вида и свойств.
С давних времён существовало понятие «terra incognita» - неизведанная тайная земля. Я надеюсь, что наша Компьютера – территория информатики и компьютерной техники уже перестала быть для вас такой же неизведанной, вы многому научились, пришло время проверить ваши знания
В игре принимают участие две команды, и начнем мы с разминки.
1 конкурс – «Разминка – вопросы от компьютерной мыши».
1. Кто является разработчиком первой компьютерной мыши? (разработчик манипулятора «мышь» - Дуглас Энгельбарт)
2. Из какого материала был изготовлен ее корпус? (из дерева).
3. Как называется устройство, заменяющее мышь на ноутбуке? (тачпад).
4. Значок, который перемещается по экрану, следуя за перемещением мыши (курсор).
5. Какого из этих драйверов не существует:
а) драйвер мыши,
б) драйвер для коврика мыши,
в) драйвер клавиатуры?
(не существует варианта б))
2. конкурс – «Потерялась информация»
Обеим командам выдается соответствующий раздаточный материал.
Задание.
При передаче информации произошла ее частичная потеря из-за помех в канале связи. Кстати, как называются такие помехи в теории связи? (ответ – «шум»).
Ваша задача восстановить потерянную информацию.
Вставьте пропущенные слова:
1. Компьютер является 1) ________________ электронным устройством, включающим в себя комплекс 2) ______________ и 3) ______________ средств.
(ответ: Компьютер является универсальным электронным устройством, включающим в себя комплекс аппаратных и программных средств).
2. ОС Windows представляет собой операционную систему с 1) __________________ интерфейсом, обеспечивающую 2) __________________ и многопоточную обработку 3) ________________ (программ).
(ответ: ОС Windows представляет собой операционную систему с графическим интерфейсом, обеспечивающую многозадачную и многопоточную обработку приложений (программ)).
3. Принцип работы антивирусных программ основан на проверке 1) ____________, загрузочных секторов 2) ________________ и 3) ________________ памяти и поиске в них известных и новых вредоносных программ.
(ответ: Принцип работы антивирусных программ основан на проверке файлов, загрузочных секторов дисков и оперативной памяти и поиске в них известных и новых вредоносных программ).
4. Гиперссылка — автоматический 1) ________________________________ на позицию 2) ______________________________ документа, на другой документ, или на сетевые 3) ______________________.
(ответ: Гиперссылка — автоматический указатель на позицию внутри документа, на другой документ, или на сетевые ресурсы).
5 конкурс – «Веселый вопрос»
1. Единица информации, о которой абсолютно достоверно известно, что она состоит из 8-ми более мелких единиц (байт).
2. Рабочее пространство на компьютере, которое во множественном числе дало название одной из всемирно популярных ОС (окно – и операционная система Windiws)
3. Совокупность байтов, носящая какое-либо гордое имя, имеющая расширение и содержащая бесценную информацию (файл).
4. Остальные символы называют его «невидимкой» (пробел).
5. Видео, материнская и звуковая… Что это? (плата).
6. В Интернете это не дом, и не улица, и даже не Советский Союз. Обычно содержит особое животное – собаку (адрес).
7. Эта логическая функция принимает значение 1, если вы говорите правду, только правду, ничего кроме правды (логическая функция «И»).
8. Раньше так называли склад, где хранились овощи, а теперь здесь хранятся упорядоченные данные (база данных).
«Неформальные определения»
1. «Почерк» компьютера (шрифт).
2. Сколько не запоминай – все равно забудешь. Что это? (пароль).
3. «Мозг» компьютера (процессор).
6 конкурс – «Решите задачу»
Задание | Решение и ответ |
Скорость передачи данных через ADSL – соединение равна 64000 бит/с. Через данное соединение передается файл, размером 625 килобайт. Определите время передачи файла в секундах. | Решение: 1. Переведем в биты: 625 Кб = 625 * 213бит. 2. Т = (625 *213) : 64000=80 с Ответ: 80 секунд. |
7 конкурс – «Заполните пропуски в схеме»
Обеим командам выдается соответствующий раздаточный материал – схема-классиффикация по теме «Объекты текстового документа».
Ответ:
8 конкурс – «Информатика в профессии».
Мы уже знаем, что информатика — это наука, изучающая методы представления, накопления, передачи и обработки информации (информационные процессы) с помощью компьютера. Исходя из этого определения информатика - это и наука, и область практической деятельности человека. Так как же можно применить средства и методы информатики в вашей будущей профессии?
Команды готовят несколько примеров такого применения.
(Например, основные направления применения средств информатики в профессии повара:
· Поиск и отбор профессиональной информации (рецепты, оборудование, охрана труда).
· Хранение профессиональной информации.
· Численные расчеты (калькуляция блюд и напитков).
· Работа с контрольно - кассовым оборудованием.
· Представление (презентация, реклама) собственной работы.)
Вывод:
Итак, средства и методы информатики позволяют сделать работу практически любого работника более эффективной в том случае, когда необходимо произвести некоторые информационные процессы (такие как сбор, отбор, хранение, передача и обработка) с профессиональной информацией.
9 конкурс – «Знакомые лица» - знаменитые ученые, работавшие в области информатики.
На экране демонстрируются портреты ученых, а участники команд должны определить, кто из ученых изображен на предлагаемом портрете (примеры такой информации и портреты ученых можно найти на моем персональном сайте на странице «Информатика в лицах» - http://mtdinfo.16mb.com/znuchenie.html. Источник информации: методическая газета "Информатика" №12/2006).
Слово жюри.
Подведение итогов игры.
Жизнь не стоит на месте, и то, что сегодня кажется нам невозможным, очень скоро станет для нас повседневной реальностью. Компьютерная страна, страна информации и информатики - это окружающее каждого из нас информационное пространство, в котором живет, учится и работает современный человек.
Завершить же нашу викторину мне хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого.
«Память лет учения неразрывно живет с человеком и неприметно для него освещает и направляет его шаги в продолжение целой жизни».
Мы с вами живем уже в 21 веке, но эти слова все еще не утратили своей актуальности. И я надеюсь, что информация, полученная в рамках этой викторины, поможет вам как в дальнейшей учебе, так и в профессиональной деятельности
Урок-викторина "Компьютер и информатика"
Цели:
Обобщить и систематизировать знания учащихся по аппаратному, программному обеспечению компьютеров и системам счисления.
Совершенствовать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую, выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления.
Развивать мышление, память, внимательность.
Формировать творческое отношение к выполнению заданий, интерес к предмету.
Оборудование:
компьютер (для презентаций заданий и загадок);
ребусы;
Презентация (Викторина)
плакаты для оформления кабинета.
1-й гейм – разминка.
Послушайте отрывок из стихотворения "Сколько лет девочке?" (А. Стариков) Расшифруйте информацию, которая содержится в стихотворении.
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и жёлтый лист держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс и носила по 4 книги, ушей, рук и глаз у девочки было по 2)
2-й гейм – блиц-вопросы:
Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления? (нет)
Клавиатура – это устройство ввода или вывода? (ввода)
Программы, предназначенные для работы пользователя? (прикладные)
Назовите символы двоичного алфавита. (0; 1)
Верно ли, что в компьютере используется римская система счисления? (нет)
Устройство вывода информации на печать? (принтер)
Верно ли, что число 320 записано в троичной системе счисления? (нет)
3-й гейм – практические задания:
Было 11 яблок. После того, как их разрезали пополам, стало 10110 половинок. В какой системе счисления вёлся счёт? Докажите. (В десятичной и двоичной)
Восстановите символы, вместо которых стоит *
Запишите в столбцах имена текстовых и графических файлов: J0075.wav, Dog1.bmp, Readme.txt, Ребус.doc, Japan.hlp, Alligator.wmf, Lines.exe
Найдите в сканворде слова, обозначающие устройства компьютера. (модем, динамик, микрофон, микрофон, сканер, принтер, монитор, мышь, трекбол, диск, память)
4-й гейм – загадки.
Отдохнём две минутки, попробуем разгадать загадки. Вставь пропущенное слово:
Как заправский эрудит
Вычислительным процессом
Он легко руководит. (процессор)
И ведёт легко и быстро
Мой компьютер сложный счёт,
Он решенье программисту
На ????????? выдаёт. (дисплее)
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без ?????????
Шагу бы не мог ступить! (программы)
5-й гейм – имена великих людей. (3 балла, после каждой подсказки –1 балл)
Назовите имя французского математика, физика, философа:
а) который доказал, что воздух имеет вес, а показания барометра зависят от температуры и влажности воздуха;
б) он создал первую модель вычислительной машины, которая выполняла сложение чисел;
в) в его честь назван популярный язык программирования. (Паскаль)
6-й гейм – ребусы. (Приложение 1)
Клавиатура, винчестер, монитор.
7-й гейм – кроссворд.
А теперь приготовьте ручки.
Предлагаю вам работу с кроссвордом (Приложение 2)
Подведение итогов и награждение победителей.