Тема урока: Развитие речи. Викторина по разделу "Фольклор"
Тип урока: обобщающий.
Цель урока: закрепить полученные теоретические сведения и практические навыки по теме «Фольклор».
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания по теме «Фольклор»;
Обобщить систему умений по теме «Фольклор»;
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к предмету;
Развивать творческие способности учащихся;
Развивать положительные эмоции;
Развивать речь, память, воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народному творчеству;
Воспитывать чувство патриотизма;
Воспитывать эстетический вкус;
Воспитывать умение работать в коллективе;
Воспитывать нравственные качества личности.
План урока.
Организационный момент.
Проверка усвоения теоретических знаний.
Проверка усвоения практических умений.
Физкультминутка.
Проверка творческих заданий учащихся.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Ход урока.
Сегодня мы проводим итоговый урок по теме «Фольклор». Вместе мы должны повторить теоретические сведения по данной теме, отработать практические навыки, подвести итоги ваших творческих работ.
Фольклор – это устное народное творчество. Какие жанры фольклора мы изучали в этом году? Какие жанры фольклора знаем еще? С чем ассоциируется у вас слова народный, русский, Россия?
Итак, ребята, перед нами несколько остановок для прохождения нашей викторины.
«Быт русского народа»
Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)
Какая самая распространенная на Руси обувь? (Лапти )
Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)
Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)
Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
Универсальный предмет мебели в русской избе. ( Скамья )
«Русские народные праздники»
На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)
Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)
Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, Зеленые святки)
Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)
Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались - кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)
Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)
«Русские старинные загадки»
Месяц – новец, днем на поле блестел,
К ночи на небо слетел. (Серп)
Лежит мужичок в золотом кафтане,
Подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь, так не встанет. (Сноп)
Бабушка Андреевна сгорбившись стоит,
Ноженьки в землюшку, рученьки расширила,
Все хочет схватить. (Соха)
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдает, сам в угол идет. (Ухват)
Ходит полем из края в край, режет черный каравай (Плуг)
Маленький, мохнатенький, всех людей перебил
И царю не спустил. (Банный веник)
Пришла летняя пора, стала золотая гора.
Колом подпирается, посреди поля стоит,
Во все стороны глядит. (Копна)
Бабушка седа-бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает-
Про бабушку забывают. (Печь)
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь.
(Веретено)
Согнута в дугу,
Летом – на лугу,
Зимой – на крюку.
(Коса)
Что висело – на пол село,
Что болталось – там осталось.
(Часы, гири и маятник)
Ни свет ни заря, пошло, согнувшись, со двора. (Коромысло)
Стоит попадья,
Тремя поясами подпоясана. (Кадка)
Молодцы! Вы неплохо владеете материалом!
Физкультминутка.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа.
Предлагаю преодолеть четвёртое препятствие –остановку «Отгадай-ка». Поиграем. Проверим, какой ряд – самая дружная семейка
Отгадай-ка
Частушка – короткая рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе.
Поговорка – меткое выражение, краткое по форме и острое по мысли.
Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки.
Былина – песня-сказание о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси.
Гипербола – художественный прием, преувеличивающий какое-либо действие.
Эпитет – художественное определение, которое подчеркивает важные свойства.
Метафора – скрытое сравнение на основе общего признака.
Пословица – краткое изречение, в котором выражена мудрость народа.
Сказка – короткие истории фантастического характера.
Анекдот – устный рассказ с остроумной концовкой.
Песня – стихотворное произведение, предназначенное для пения.
Знакомы ли вы со значением слова ярмарка? Ярмарка (нем.) – ежегодный торг. Издавна ярмарки проводились в нашем городе. Молодой художник Б.М.Кустодиев, впервые приехал в Кинешму в 1898 году, вот что увидел: «Вчерашний базар меня поразил, по краскам удивительно сильно, и, вероятно, на нем я остановлюсь. Чем выдумывать всякие сюжеты, нужно брать из природы, которая разнообразнее всего выдуманного».
Так появилась его знаменитая «Ярмарка». Кинешемская ярмарка стала темой его дипломной работы. Эта картина, написанная в 1906 году, была высоко оценена квалифицированной комиссией, за нее художник был премирован поездкой в Швейцарию. На картине на фоне Крестовоздвиженской церкви (1741) и Воскресенской церкви (1720) сочными красками изображен облик традиционной Кинешемской ярмарки. В настоящее время эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее. Кинешма стала родиной «кустодиевских ярмарок» - целой серии картин, изображающих праздничный русский быт XIX - начала XX столетия.
Кстати, каждый год, в нашем городе проводятся ярмарки. Кто был на ярмарке? Что видели?
На ярмарках народ не только веселился, он торговал. Чем? Сейчас мы посмотрим (презентация «Народные промыслы» + игра).
Итак, ребята, викторина помогла нам вспомнить теоретические знания, потренироваться в нахождении художественных средств по теме «Фольклор», определить лучших на ярмарке творческих работ, познакомиться с народными промыслами.
Как вы относитесь ко всему народному, русскому? Уважительно.
Как называются люди, уважающие русские традиции, любящие свою родину? Патриоты. Надеюсь, что вы на уроке были искренни! Понравился ли вам урок? Своей оценкой украсьте матрешку!!!
Домашнее задание: Написать сочинение « Любимый вид фольклора»