Стартовая контрольная работа №1 по обществознанию 8 класс
На выполнение работы по обществознанию даётся 40 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас остаётся время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Стартовая
контрольная работа №1 по обществознанию за курс 8 класса
Пояснительная записка
Назначение стартовой контрольной работы – контроль состояния уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков среди учащихся 8 классов по предмету «Обществознание» за курс 7 класса.
Задания для стартовой контрольной работы составлены в соответствии с требованиями Государственного стандарта образования в области предмета «Обществознание».
Задания стартовой контрольной работы охватывают темы курса, изученные обучающимися в 7 классе, включают в себя материал содержательных линий «Регулирование поведения людей в обществе», «Человек в экономических отношениях», «Человек и природа».
Задания 1; 2; 3 включает задания базового уровня с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных вариантов. Они сформулированы как в виде предложения, к которому необходимо подобрать единственно возможное продолжение, так и в виде ситуации, иллюстрирующей то или иное понятие, которое необходимо найти в предложенном списке ответов, так и в виде анализа двух суждений, где необходимо выбрать правильный ответ. Сложность задания состоит в том, что суждения могут оказаться как верными, так и неверными, а также верным может быть только одно из них. Каждое правильно выполненное задание базового уровня оценивается 1 баллом.
Задания 4; 5; 6 стартовой контрольной работы повышенного уровня сложности состоят из заданий различных типов, на которые надо дать краткий ответ и записать его в виде набора цифр или букв. В данной части представлены задания следующих типов:
-исключение лишнего;
-установить соответствие между понятием и примером. К каждой позиции, данной в первом столбце, следует подобрать позицию из второго столбца и записать в таблицу выбранные цифры;
Правильно выполненные задания этого типа оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок, задание 4 оценивается 1 баллом.
Задания 7; 8; 9; 10 проверяют умение учащегося работать с текстом. В задании 7 требуется составить план текста, выделив и озаглавив его основные смысловые части. Задание 8;9;10 задания – вопросы по содержанию текста. Они оцениваются по 2 балла за каждое.
Общее количество баллов за всю работу – 16.
Критерии оценивания:
- на оценку «2» - от 0 до 5 баллов;
- на оценку «3» - от 6 до 9 баллов;
- на оценку «4» - от 10 до 13 баллов;
- на оценку «5» - от 14 до 16 баллов.
Вариант 1.
1. Высокий уровень межличностных отношений характеризует:
1) знакомство
2) компромисс
3) апатия
4) дружба
Ответ:______
2. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все виды нарушений?
с 12 лет
с 14 лет
с 16 лет
с 18 лет
Ответ:_____
3. К внешним угрозам нашей страны относится:
создание незаконных вооруженных формирований
торговля наркотиками на улицах
военный конфликт в соседнем государстве
распространение оружия
Ответ:_____
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «формы бизнеса». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
1)индивидуальное предприятие 2) госкорпорация 3) товарищество 4) акционерное общество 5) посредничество
Ответ:______
5. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
1- коммунальные | 2- жилищные |
Ответ: | Ответ: |
газоснабжение,
горячее водоответвление,
капитальный ремонт,
электроснабжение
содержание и ремонт жилья
предоставление жилья по договору найма
отопление
6. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. акция | А) превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию |
2. бюджет | Б) специальные знания, умения, навыки, полученные работником для практической деятельности |
3. прибыль | В) ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли в виде дивидендов и на участие в управлении |
4. капитал | Г) план доходов и расходов на определенный период |
5. квалификация | Д) имущество, способное приносить доход |
Внимательно прочитайте фрагмент текста. Выполните задания 7-10..
Мир экономических отношений. Материальные и нематериальные блага
Во всех развитых странах экономика состоит из двух взаимосвязанных и дополняющих друг друга сфер производства, направленных на получение благ:
материальной, где создается продукт в материально-вещественной форме, например, обувь, станки, цемент, уголь;
нематериальной, где создаются духовные, нравственные и иные ценности - произведения культуры, искусства, науки и т. п.
Благами называют средства удовлетворения потребностей людей. Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные виды благ. Блага можно классифицировать на:
материальные, включающие естественные дары природы (землю, воздух, воду, климат) и продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты);
нематериальные, имеющие форму полезной людям деятельности и воздействующие на развитие способностей человека. Они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, культура и др.
Существенной чертой человеческой жизни и деятельности является зависимость от материального мира. Часть материальных благ имеется в изобилии, и поэтому они всегда доступны для людей (воздух, солнечные лучи, энергия ветра). Такие блага в экономике называются неэкономическими.
Другие материальные блага имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить имеющиеся в них потребности и иметь их в доступном количестве, необходимы усилия человека, направленные на их добывание, приспособление к потребностям. Эти блага называются экономическими. От обладания этими благами зависит благосостояние людей, поэтому они обращаются с ними бережно, экономно, расчётливо.
Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведите по два примера материальных и нематериальных благ, не указанных в тексте.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Чем отличаются экономические блага от неэкономических?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В чём заключается специфика и какова роль экономических благ в жизни человека?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К СТАРТОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
8 КЛАСС
ВАРИАНТ 1.
4
3
3
5
1: 1247 2: 356
1В 2Г 3А 4Д 5Б
7. Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) Сферы производства. 2) Понятие благ. 3) Классификация благ. 4) Виды материальных благ. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. | 2 |
Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, пункты плана отражают основные идеи соответствующих частей текста. | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия пунктов плана не соответствуют основной идее соответствующих частей текста и являются цитатами из текста, ИЛИ ответ неверный. | 0 |
8. Приведите по два примера материальных и нематериальных благ, не указанных в тексте. |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе могут быть названы: —материальные блага: одежда, жильё, драгоценности. —нематериальные блага: страхование, юридические услуги, досуг. Могут быть приведены другие примеры. | |
Правильно приведено по два примера на каждый вид | 2 |
Правильно приведены 3 примера | 1 |
Правильно приведены 1-2 примера ИЛИ ответ неверный | 0 |
9. Чем отличаются экономические блага от неэкономических?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие отличия: —экономические блага имеются в ограниченном количестве; —неэкономические блага имеются в изобилии, и поэтому они всегда доступны для людей. Отличия могут быть приведены в иных, близких по смыслу, формулировках. | |
Правильно названы два отличия | 2 |
Правильно названо одно отличие | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
10. В чём заключается специфика и какова роль экономических благ в жизни человека? |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть указаны: —специфика экономических благ: необходимы усилия человека, чтобы добыть экономические блага и приспособить их к потребностям человека; —роль экономических благ в жизни человека: от обладания этими благами зависит благосостояние людей. | |
Указаны две позиции в ответе | 2 |
Указана одна позиция в ответе | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
Вариант 2.
1. Отношения между людьми, в основе которых лежат симпатия, взаимная тяга, стремление к контакту:
1)знакомство
антипатия
дружба
приятельство
Ответ:______
2. К обязанностям граждан России относится:
охрана природы
участие в управлении государством
приобщение к национальной культуре
соблюдение моральных норм
Ответ:______
3. Что является главной целью занятия бизнесом?
рост производства
снижение затрат
получение прибыли
создание дополнительных рабочих мест
Ответ:_____
4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, соответствуют понятию «собственность». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
владение 2) распоряжение 3) творчество 4) пользование 5) наследование
6) имущество
Ответ:_____
5. Распределите в два столбика услуги 1- коммунальные 2- жилищные (записать цифры)
1- коммунальные | 2- жилищные |
Ответ: | Ответ: |
газоснабжение,
горячее водоответвление,
капитальный ремонт,
электроснабжение
содержание и ремонт жилья
предоставление жилья по договору найма
отопление
6. Установите соответствие между приведенными понятиями и их определениями. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
1. бартер | А) особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров |
2. деньги | Б) целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, направленных на удовлетворение потребностей |
3. номинал | В) экономическая деятельность, направленная на получение дохода, прибыли |
4. труд | Г) натуральный обмен одного товара на другой |
5. бизнес | Д) нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах, монетах |
Внимательно прочитайте текст. Выполните задания 7 – 10.
Человек, общество, природа
Отношение человека к природе постоянно менялось: восхищение и преклонение перед природной стихией сменялось противодействием ей. Человек стремился подчинить природу своей воле и, вторгаясь в природную среду, думал о том, как сделать свою жизнь более комфортной. Взаимодействие с окружающей средой превращалось в противодействие ей.
Современное общество называют обществом потребления, и именно оно несёт ответственность за многие экологические преступления. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом.
Какие же необходимы меры для решения глобальных экологических проблем? Прежде всего, следует перейти от потребительского подхода к природе к поиску гармонии с ней. Для этого, в частности, необходим целый ряд мер по экологизации производства: природосберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла.
Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение.
Еще одним направлением в решении экологической проблемы и, может быть, в перспективе - самым важным из всех, является формирование в обществе экологического сознания, понимания людьми природы как другого живого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для него и себя. Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства.
(По материалам журнала «Экология в школе»)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В тексте указывается, что «экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства». Согласны ли вы с этим мнением? Используя текст и обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) вашей позиции. Приведите пример вашего участия в мероприятиях по охране окружающей среды.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОТВЕТЫ К СТАРТОВОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
8 КЛАСС
ВАРИАНТ 2.
1-4
2-1
3-3
4-3
5-1: 1247 2: 356
6-1Г 2А 3Д 4Б 5В
Составьте план текста. Для этого выделите последовательно основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) Человек: слуга или хозяин природы. 2) Глобальные экологические проблемы. 3) Пути решения экологических проблем. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента. | |
Выделены основные смысловые фрагменты текста, пункты плана отражают основную идею каждого фрагмента текста. | 2 |
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, пункты плана отражают основные идеи соответствующих частей текста. | 1 |
Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия пунктов плана не соответствуют основной идее соответствующих частей текста и являются цитатами из текста, ИЛИ ответ неверный. | 0 |
8. Как в тексте объясняются причины появления экологических проблем? Укажите две причины. |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы две причины: 1)технический и культурный прогресс сопровождался всё возрастающим потреблением ограниченных природных ресурсов; 2)человек стремился подчинить окружающий мир удовлетворению своих неограниченных потребностей. Причины могут быть приведены в иных, близких по смыслу, формулировках. | |
Правильно названы две причины | 2 |
Правильно названа одна причина | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
9. Какие три направления в решении экологических проблем названы в тексте? |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
В правильном ответе должны быть названы следующие направления: 1) экологизация производства; 2) разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов; 3) экологическое обучение и воспитание. Направления могут быть приведены в иных, близких по смыслу, формулировках. | |
Правильно названы две причины | 2 |
Правильно названа одна причина | 1 |
Ответ неверный или отсутствует | 0 |
10. В тексте указывается, что «экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственный уровень и проводиться с раннего детства». Согласны ли вы с этим мнением? Используя текст и обществоведческие знания, приведите аргумент (объяснение) вашей позиции. Приведите пример вашего участия в мероприятиях по охране окружающей среды. |
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1)выражено мнение; 2)приведён аргумент (объяснение); 3)приведён пример участия в таких мероприятиях, как например: —общественные акции «Зелёный город», «Береги природу»; —социальные проекты «Чистым рекам - быть!» и др. | |
Представлены три элемента ответа | 2 |
Представлены два элемента ответа | 1 |
Представлен один элемент ответа или ответ неверный | 0 |