на тему:
«Гибкость и методика её воспитания у школьников в процессе урочных форм занятий физическими упражнениями»
студентки 3 курса (второе высшее, заочная форма обучения)
группы С – 32 факультета ФКСиБЖ ЕГУ им. И.А. Бунина
Пановой Светланы Геннадьевны
Научный руководитель :
К.п.н., доцент
Столярова Елена Петровна
ВКР
Елец-2017
Объект:
Цель:
учебно-педагогический процесс физической культуры в школе.
определить наиболее эффективные средства и методы воспитания гибкости у школьников в процессе урочных форм занятий физическими упражнениями.
Предмет:
воспитание гибкости у учащихся среднего школьного возраста.
3.Экспериментально обосновать эффективность использования средств и методов воспитания гибкости у учащихся среднего школьного возраста в процессе урочных форм занятий физическими упражнениями.
Задачи:
1. Проанализировать и выявить возрастные особенности воспитания гибкости и факторы влияющие на ее развитие.
2. Определить основные средства и методы воспитания гибкости у школьников в процессе урочных форм занятий физическими упражнениями.
Гипотеза:
Методы:
регулярное использование комплекса статических упражнений воспитания гибкости с учётом индивидуальных особенностей школьников, в процессе урочных форм занятий физическими упражнениями, будет способствовать повышению уровня гибкости.
● анализ научно-методической литературы;
● педагогические наблюдения;
● педагогическое тестирование;
● педагогический эксперимент;
● математико-статистические методы исследования;
● анализ, сравнение, обобщение результатов эксперимента.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился для того, чтобы проверить гипотезу исследования. В нем приняли участие девочки 8 класса.
Были сформированы 2 группы: контрольная группа и экспериментальная.
Для его проведения использовались условия МБОУ СОШ с. Стегаловка Долгоруковского района Липецкой области.
В начале и в конце исследования было проведено
тестирование у групп по оценке уровня развития
гибкости.
Педагогическое тестирование
На начальном этапе определили уровень гибкости у школьников посредством тестирования, с помощью тестовых заданий:
1) Подвижности позвоночного столба:
- наклон туловища вперед в седе ноги врозь ;
- « Гимнастический мостик ».
2) Подвижности тазобедренных суставов:
- «Шпагат» - разведение ног вперед назад
- с опорой на руки.
Уровень развития гибкости в начале эксперимента
Путем сравнения полученных данных выявлено, что у девушек результаты соответствуют низкому или среднему уровню развития гибкости.
№ п/п
Наклон вперед из положения сидя (см)
Тест 1
Контрольная группа
Уровень
«Мостик»
Уровень
5
(см)
Тест 2
Н
«Шпагат» (см)
5
Ср показатели:
14
Н
60
Тест3
Уровень
Н
С
60
10
Экспериментальная группа
8,5
Н
1.
38
50
Н
Н
Н
Н
55
2.
40
15
Н
28
Н
56,25
3.
С
Н
Н
36
18
4.
16
40
35,5
С
Н
5.
С
Н
С
45
8
Ср показатели:
20
С
42
С
12
С
Н
45
13,8
25
С
Н
С
28
С
40
Н
С
35
42,4
С
Н
30
Н
27,6
Н
Результаты первоначальной оценки уровня развития гибкости у девушек Таблица 1.
0,05 27,6 ± 5,59 5,26 2,18 0,05 0,05 Таблица 2" width="640"
Уровень развития гибкости в начале эксперимента
Результаты сравнения по t- критерию Стьюдента не достоверные. Показатели гибкости у групп указывают на отсутствие различий между ними по трём тестам (табл. 2).
Это означает, что группы были подобраны с одинаковым уровнем развития гибкости.
Наименование теста
Шпагат
КГ (n = 4)
Наклон вперед из положения сидя
8,5 ± 4,35
ЭГ (n = 5)
Х ± σ
Мостик
Критерий Стьюдента, t
13,8 ± 3,90
56,25 ± 4,77
Х ± σ
Уровень значимости, P
35,5 ± 5,26
1,90
42,4 ± 2,51
0,05
27,6 ± 5,59
5,26
2,18
0,05
0,05
Таблица 2
Это подтвердило гипотезу о необходимости акцентированного внимания к развитию гибкости у учащихся в процессе урочных форм занятий физическими упражнениями.
Был подобран комплекс упражнений для улучшения подвижности в суставах. Он проводился после разогревания мышц в заключительной части, когда в мышцах улучшается кровоснабжение, они становятся эластичными, снижается риск травмы.
Процесс развития гибкости осуществлялся постепенно, дозировка упражнений была небольшой, но они применялись систематически и регулярно на каждом уроке и рекомендовались в качестве д/з. Дополнительно ЭГ занималась в кружках «Хореография», «Степ-аэробика».
Итоговые результаты уровня развития гибкости
После 4-х недельного периода проводилось повторное тестирование, совпадающее по содержанию с первоначальным этапом. Регулярные занятия по развитию гибкости при помощи подоработанной методики нашли отражение в изменении показателей гибкости у девочек ЭГ и КГ, которые представлены в табл. 3
Снизилось количество с низким
уровнем развития.
В ЭГ за счет использования методики
увеличилось количество девочек,
отнесенных к группе с высоким уровнем
гибкости.
Таблица3.
№ п/п
Наклон вперед из положения сидя (см)
Контрольная группа
Тест 1
1.
Уровень
2.
«Мостик»
Тест 2
3.
15
(см)
4.
7
Уровень
С
Ср показатели:
17
«Шпагат»
40
Н
40
Экспериментальная группа
С
Тест 3
13
(см)
С
1.
36
С
13
С
Уровень
34
С
20
С
2.
20
3.
30
37,5
С
Н
Н
4.
22
В
С
22
Н
5.
20
30
В
19
Н
Ср показатели:
18
С
В
25,5
20
25
20
Н
С
В
В
30
0
В
19,8
В
20
С
5
В
23
С
В
8
8
С
В
8
С
С
5,8
С
Уровень развития гибкости в конце эксперимента
Все расчёты проводились на 5% уровне значимости (ρ ≤ 0,05).
Анализ полученных данных показал, что после проведения второго
тестирования в каждой из групп выявлено улучшение гибкости.
По тесту 1 « Шпагат » в ЭГ гибкость улучшилась с 27,6 см до 5,8 см.
В КГ средний показатель тоже улучшился с 35,5 до 25,5 см.
По тесту 2 « Наклон вперед в седе » в КГ гибкость улучшилась с 8,5 см
до 13 см. В ЭГ – с 13,8 см до 19,8 см (20 – высокий уровень развития гибкости).
По тесту 3 « Мостик » в ЭГ гибкость улучшилась с 42,4 до 23 см; в контрольной -
гибкость улучшилась с 56,25 до 37,5 см.
Наименование
Шпагат
КГ (n = 4)
Наклон вперед
ЭГ (n = 5)
13± 4,32
Х ± σ
Мостик
Критерий, t s
37,5± 3,00
19,8±1,48
Х ± σ
3,00
Критические значения
23±4,58
25,5± 5,26
2, 37
5,71
5,8± 3,49
Уровень значимости P
Стьюдента t кр
2, 37
6,44
2, 37
Таблица 4.
В КГ развитие гибкости ниже по показателям. Они выполняли упражнения только на занятиях в ходе эксперимента и пропускали уроки. В ЭГ улучшение гибкости было более значительным.
Из полученных результатов эксперимента следует, что
предложенная методика позволяет добиться более высокого
прироста гибкости.
Специально отобранные средства и методы воспитания гибкости
эффективно улучшают подвижность в суставах и показатели гибкости
у учащихся.
Выводы
Анализ литературы по теме показал, что существует возрастная предрасположенность детей к воспитанию гибкости, обусловленная рядом анатомо-физиологических особенностей. Гибкость зависит от психического состояния, возраста, пола, суточной периодики, разминки, массажа, температуры тела и среды. Для того чтобы она развивалась и сохранялась, нужны тренировки и специальные упражнения (активные, пассивные, динамические, статические, смешанные статодинамические). Важно определить пропорции в упражнениях и дозировку нагрузок.
Использование отобранных средств и методов улучшает подвижность в суставах и показателях гибкости у учащихся, что доказано было в результате эксперимента. Он заключался в определении исходного уровня развития гибкости у школьников, внедрения методики и проведения повторного тестирования . С помощью упражнений на растягивание и их проведения было доказано, что у девочек уровень развития гибкости стал выше, что стало следствием использования экспериментальной методики для получения высоких результатов.
В заключение работы, можно сделать вывод, что цель
достигнута, а гипотеза подтвердилась.
Список используемой литературы:
Ашмарин Б.А. /Теория и методика физического воспитания/ под ред. Б.А. Ашмарина - М.: Просвещение, 1990. Барчуков И.С. / Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений/ И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. Ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 528 с. Барамидзе A.M./ Стретчинг. Подвижность, гибкость, элегантность/ Барамидзе A.M., Родик М.А., Киселев Т.Г. - М: Советский спорт, 1991 - 96 с. Волков Л.В. /Методика воспитания физических способностей школьников/ под ред. Л.В. Волкова, - К., 1980. Горбунов Г.Д./ Психопедагогика спорта/ Горбунов Г.Д. - Физкультура и спорт, 1986. - С. 56-78. Железняк Ю.Д./ Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, П.К. Петров. – 4-е изд., стер. – М.; Издательский центр «Академия», 2008.- 272 с. Качашкин В.М./ Методика физического воспитания. /В.М.Качашкин – М: Просвещение, 2003 – 304 с. Козленко Н.П./Теория и методика физического воспитания/ Козленко Н.П., Вильчковский Е.С., Цвек С.Ф. под ред Н.П. Козленко, - К., 1984. Курпан Ю.И. /Физическое воспитание учащихся с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе/ под ред Ю.И. Курпана, – 94г
Курпан Ю.И. /Физическое воспитание учащихся с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе/ под ред Ю.И. Курпана, – 94г Курамшин Ю.Ф. /Теория и методика физической культуры: Учебник/ под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. – 3-е изд., стереотип. - М. Советский спорт, 2007. – 464 с. Лаптев А.П. /Гигиена. Учебник для институтов и техникумов физической к-ры/ Лаптев А.П., Полиевский С.А. под ред А.П. Лаптева,– 1990 Лях В.И. /Гибкость и методика ее развития/ В.И. Лях - Физкультура в школе № 1, 99 с.25 Максименко А.М. /Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры/ А.М. Максименко. – 2-е изд, испр. И доп. – М.: Физическая кульура, 2009. – 496 с. Матвеев А.П. /Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч-щ/ Матвеев А.П., Мельников С.Б. -М.: Просвещение, 1991-191с Матвеев Л.П. /Теория методика физической культуры. Учеб.для ин-ов физ. Культуры/ Матвеев Л.П. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 549 с. Травин Ю.Г. /О развитии двигательных качеств у школьников // Физическая культура в школе/ под ред Ю.Г. Травина, – 1981. Фомин Н.А. /Возрастные особенности физического воспитания/ Фомин Н.А., Филин В.П. - М: Физкультура и спорт, 1972 - 176 с.
Холодов Ж.К. /Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. Высш. Уче. заведений/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4е изд, стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480 с Хриплова А.Г./ Возрастная физиология/ А.Г. Хриплова. – М: Академия, 1978.-78. Хриплова Л.Т./ Возрастная физиология: Учебное пособие/ Л.Т. Хриплова. – М: Просвещение, 1988. – 36 с. Чудинова П.Р./Воспитание гибкости у детей/ П.Р. Чудинова// Физическая культура в школе.- 1994.- №5. Шакина Е.А./Определение гибкости/Е.А. Шакина// физическая культура в школе. – 1994. - № 7. Шлемин А.М/ Юный гимнаст / А.М. Шлемин – М: Физкультура и спорт, 1973 «Физическая культура в школе» Журналы № 1,99г; 2,02г; 1,96г. Янсон Ю.А./ – Физическая культура в школе./Ю.А.Янсон – Ростов н/Д «Феникс», 2004 – 624 с. http://www.f-mx.ru/fizkultura_i_sport/diplom_vospitanie_ gibkosti _ u_detej.html http://referat.niv.ru/view/referat-sport/238/237811.htm http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/04/28/ normativy-kompleksa-gto http://pandia.ru/text/77/150/8719-5.php
Спасибо за внимание!