СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние экологического воспитания на духовное развитие школьника

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесут свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут учащимся в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Просмотр содержимого документа
«Влияние экологического воспитания на духовное развитие школьника»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Шумячская санаторная школа интернат»

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете Приказ от_________№_____

СОГБОУ «Шумячская санаторная Директор________А.М.Донченко

школа-интернат»

Протокол от____________ № _____










Программа

«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»









Воспитатель

первой квалификационной категории

Сидоренкова Вера Николаевна









Шумячи


Тема самообразования:

«Влияние экологического воспитания на духовное развитие

личности школьника»



Начата: 2020 год.

Срок работы над темой: 4 года


Диагностический

2020-2021г.

1. Определение целей и задач темы.

2. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

3.Изучение методической, педагогической и психологической  литературы.

4. Сбор и анализ в Интернете информаций по начальному обучению.

Прогностический

2021-2022г.

1. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме в СМИ.

3. Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

4. Открытые уроки на школьном уровне.

5.Корректировка работы.


Практический

2022-2023г.

1.Открытые уроки на школьном  уровне. 

3.Посещение уроков у учителей начальных классов школы.

4.Практическое применение в образовательном процессе экологического воспитания


Обобщающий

2023-2024г.

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. 2.Открытые уроки на школьном   уровне.

3. Выступление на заседании ШМО учителей  начальных классов по теме самообразование.

5.Оформление результатов работы.


Представление материала: открытые уроки, выступления на ШМО.


Актуальность темы:

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство, к сожалению, воспринимается нами как данность, как что-то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем, что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению, мы не задумываемся, насколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал, что нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно, является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.

Школьники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят, к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи, с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В детском возрасте у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – школьный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесут свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут учащимся в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Не смотря на активное использование традиционных форм работы с детьми, в целом дающих положительный эффект, зачастую дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться необходимостью беречь природу.
Становится все более ясной необходимость усиления воздействия  на духовную сферу личности, формирование нравственного компонента экологической культуры.

Цель: формирование основ экологической культуры школьников.
Задачи:

  • формировать готовность и  способность ребёнка к духовному развитию, индивидуально-ответственному поведению; 

  • создавать условия для общения ребенка с природой; 

  • развивать умения видеть и слышать природу, понимать её законы, высказывать свое суждение.

  • воспитывать социально активную личность, бережно, ответственно относящуюся к окружающей среде.





В основе моей работы лежат следующие принципы:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.
Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения, в ходе деятельности. 
Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.
Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
Принцип системности. Деятельность планируется систематически.
Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Планируемый результат работы: 


Чтобы школьник стал образованной личностью в сфере экологии, необходимо расширить и уточнить знания детей о природе и экологии, организовать экологические пространства в школе, воспитать в ребенке нравственную личность, повысить и активизировать роль родителей в экологическом воспитании детей.
В процессе работы предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса, воспитанию нравственности и духовности у младших школьников.





Планирование работы по теме самообразования

- изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;

- периодическое изучение нового материала по экологии на педагогических сайтах;

- изучение нормативно-правовых документов;

- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;

- взаимопосещение  открытых уроков, внеклассных мероприятий, организованных в школе, в районе;

- разработка конспектов образовательной деятельности по экологическому воспитанию;

- подведение итогов анкетирования по экологии;

- проведение досугов, экологических, народных праздников.


План работы с детьми

- образовательная деятельность по экологическому воспитанию;

- игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические и т.д.);

- разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

- проведение бесед на экологические темы;

- организация и участие в выставках поделок из природного материала, из овощей и фруктов;

- участие в общешкольных экологических акциях;

- организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий;

- организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания.





Особенности формирования экологической культуры в школьном возрасте


Природная среда было, есть и будет неизменным партнером человека в их повседневной жизни. Мы черпаем из ящика природы все наши богатства. Природа, ее красота и величие остаются нашим главным сокровищем, нашей святыней, которой неподвластны время, мода ...

Экологическая культура - культура всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением и преобразованием природы; состоит из знания и понимания экологических нормативов, осознание необходимости их выполнения, формирование чувства гражданской ответственности за судьбу природы, разработки природоохранных мероприятий и непосредственного участия в их проведении.

Школа призвана воспитывать школьников в духе любви к родной природе, охраны окружающей среды.

Школа - начальное звено формирования экологической культуры, экологического мышления, усвоение экологических знаний. Поэтому задача учителя - сформировать мышление и экологическую культуру каждого ученика, научить молодое поколение жить по законам природы, добиться, чтобы чувство личной ответственности за все живое на Земле, забота о сохранении природы стали чертами характера каждого человека.

Обучение экологии должен быть активным, интересным, рациональным, максимально приближенным к жизни, а в материале не должно быть перенасыщенности психической информации, которую дети могут должным образом воспринять.

В.А.Сухомлинский утверждал, что сама по себе природа не развивает и не воспитывает. Оставив ребенка наедине с ней, нечего надеяться, что она под воздействием окружающей среды станет разумной, глубоко нравственно, непримиримой ко злу.

Только активное взаимодействие с природой способно воспитывать лучшие человеческие качества.

Экологическая культура младшего школьника включает:

  • знания о взаимосвязи в природе и сознания человека как ее части

  • понимание необходимости беречь окружающую среду

  • умения и навыки позитивного воздействия на природу

  • понимание эстетической ценности природы

  • негативное отношение к детям, которые наносят ущерб окружающей среде.

Сознательное и бережное отношение каждого человека к природе возможно только при наличии экологической культуры, широких экологических знаний, которые должны формироваться, начиная с детства. Знание экологических норм, закономерностей развития природы, знакомства с загадочным миром животных, растений, с особенностями их поведения, проблемами, которые возникают в их жизни, очень часто по вине человека, дадут возможность каждому почувствовать личную ответственность за будущее природы.

Успех экологического воспитания во многом зависит от учета ряда педагогических требований. При реализации требований экологического воспитания необходимый комплекс таких методических средств и приемов, чтобы изучение природы, любое общение с ней оставляло в памяти детей глубокий след, обязательно влияло бы на чувства и сознание. Именно такое влияние оказывают игры, викторины, экскурсии, народные приметы, экологические исследования, поэтому их рассматривают как важное условие эффективного формирования экологической культуры у учащихся младших классов.



Педагогические требования к экологическому воспитанию школьников


Успех экологического воспитания во многом зависит от учета ряда педагогических требований.

У ученых - педагогов пока не сложилось единого мнения по вопросу, какие именно условия способствуют эффективному усвоению учащимися экологических знаний и воспитанию их на основе экологической культуры. По мнению педагогов, главным условием успешного формирования у учащихся экологической культуры является умение сочетание учебного материала экологического содержания с практической деятельностью школьников в природной среде.

В психологической и педагогической литературе обоснованные общие положения относительно процессов восприятия и усвоения учащимися знаний, воспитания детей определенного возраста. Психологи отмечают, на разных этапах своей жизни школьники по-разному понимают и воспринимают окружающее. К тому же каждый ученик владеет ему одному присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли характера, поведения. Каждый школьник требует индивидуального подхода на основе изучения и учета психологических особенностей формирования его личности.

Поэтому для достижения положительных результатов в экологическом образовании и воспитании учащихся важно учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности, черты характера, отношение к учебе, потребности и способности каждого школьника. Только при этом условии учитель сможет обеспечить сознательное и полноценное восприятие ребенком учебного материала, выбрать в ней правильное отношение к окружающей среде, сформировать экологическую культуру.

Школа открывает немалые возможности для этого, именно здесь закладываются основы интеллекта, структура мышления, а природная любознательность детей и искренний интерес к окружающему создают чрезвычайно благоприятные условия для экологического воспитания.

Изучение педагогических условий для экологического воспитания осуществляется на основе ознакомления с теоретическими данными из научных источников, обобщение передового педагогического опыта и собственного опыта работы.

Это в частности, следующие требования:

-комплексный подход к изучению природы, с использованием межпредметных связей

-учет возрастных, индивидуально-психолгичних особенностей школьников

-организация непосредственной деятельности учащихся по охране и улучшению природной среды своей местности во время учебной и общественно полезной работы

-выбор оптимальных норм, методов и приемов экологического воспитания

-влияние учителей на воспитанников собственным примером бережного, заботливого отношения к окружающей среде

-единство действий всего педагогического коллектива к экологическому воспитанию учащихся.

Таким образом, экологическое воспитание учащихся имеет ряд специфических особенностей, а его развитие должно отвечать комплексу педагогических требований.













Основные методы экологического воспитания средствами природных традиций


Для того, чтобы начать с детьми работу по теме «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника», необходимо выяснить какими знаниями обладают дети на данный момент, с этой целью мною были выделены следующие направления:

- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- Формирование первичных представлений об особенностях природы;
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия мира  природы;
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,  природе.

А также я вела наблюдения за детьми на уроках и в повседневной жизни, беседы с детьми и родителями, анкетирование родителей. В ходе проведённой работы выяснилось, что не все читают детям произведения о природе, а отдыхая на природе не рассказывают о правилах поведения в лесу, о красоте природы, не наблюдают за природными объектами. Родители отговариваются занятостью. 

Ученики проявляют огромный интерес к природе. Нет ни одного объекта или явления, к которому они оставались бы равнодушными. Задача учителя и воспитателя – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных и нетерпимо относиться к бессмысленной порче растений и уничтожению животных.



Основными методами экологического воспитания являются:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- метод проблемного изложения,

- частично-поисковый,

- исследовательский методы.

Так, в рамках объяснительно-иллюстративного метода можно сообщать ученикам информацию об окружающей среде и народные традиции отношения к природе посредством устного слова (рассказ, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительная литература), наглядных пособий (картин, схем, натуральных природных объектов), практического показа способов деятельности в природе (уход за растениями на пришкольном участке, уход за животными в живом уголке и т.п.). При этом дети слушают, смотрят, читают, наблюдают, соотносят новую информацию о природных объекты с ранее усвоенной и запоминают. Пользуясь этим методом, доводим до сознания ученики содержание, сущность и значение народных традиций отношения к природе.

Для формирования у учащихся навыков и умений, а вместе для достижения второго уровня усвоения знаний, учителю необходимо направить деятельность школьников на неоднократное воспроизведение полученных ранее знаний о народных традициях отношения к природе (репродуктивный метод). Например, учитель называет народные приметы о времени года, а ученики вспоминают подобные, изученные ранее.

В рамках метода проблемного изложения, учитель может ставить перед учеником проблему, сам ее решать, но при этом показывать путь решения в его противоречиях, раскрывать ход мысли. Этот метод дает возможность учителю показать учащимся образцы научного знания природы, научного решения проблем взаимосвязи между неживой и живой природой, а ученикам - следить за ходом мысли, логикой доказательства и усваивать знания о целостности природы. Непосредственным результатом проблемного изложения будет усвоения способа и логики решения данной проблемы или данного типа проблем, но еще без умения применить их самостоятельно.

Учитель ставит перед учащимися проблему:

почему птицы перед дождем спускаются ниже к земле, а рыбы выскакивают из воды? Проблемное изложение учителю целесообразно строить на новом материале: перед дождем значительно повышается влажность воздуха, крылья насекомых увлажняются, становятся тяжелыми, и они спускаются ниже к земле. Насекомыми питаются птицы и рыбы. Поэтому перед дождем птицы летают низко над землей, а рыбы выскакивают из воды, чтобы поймать насекомых. Таким образом, учитель убеждает учащихся в целостности природы.

В рамках частично - поискового метода учитель может направить деятельность школьников на самостоятельное выполнение отдельных шагов к поиску знаний о природных объектах. Прежде всего, учителю следует обращаться к наблюдениям самих учащихся, к уже приобретенных знаний, жизненного опыта. Дети должны высказывать свои суждения. Все ответы учащихся учитель должен обобщить и сделать вывод.

Применяя исследовательский метод, необходимо учитывать его основную цель - научить учащихся самостоятельно познавать природу. Целесообразно предлагать такие задания, которые обеспечивали бы творческое применение учащимися основных знаний о природе при изучении курса " Человек и мир", овладение чертами творческой деятельности, постепенный рост сложности естественных проблем. Кроме того, учитель должен контролировать ход работы учащихся, проверять итоги работы и организовывать их обсуждение. Например, используя этот метод, путем наблюдений можно положиться народным приметам.

Вполне естественно, что в учебном процессе исследовательские задачи требуют длительного времени. Поэтому этот метод рекомендуется учителю использовать преимущественно во внеклассной работе.


Эти методы экологического воспитания дают ученикам:

  • элементарные экологические знания

  • доходчиво объясняют взаимосвязи компонентов системы "человек - общество - природа"

  • возможность осознанного понимания детьми эстетической ценности природы

  • возможность достаточно легко и осознанно использовать знания о народных традициях в собственном отношении к природе.

Различение отдельных методов экологического воспитания средствами народных традиций имеет важное значение для понимания и организации различных видов деятельности учащихся. Однако это не означает, что в реальном учебном процессе эти методы необходимо отделять друг от друга. Наоборот, их целесообразно реализовывать в сочетании, параллельно друг другу.

В своей работе я использую такие формы работы, как:
– экскурсии;
– минуты доброты (наблюдение, труд в уголке природы, и т.д.);
– минуты мышления (викторины, КВН и т.д.);
– обсуждение и проигрывание ситуаций;
– трудовой десант; 
– коллекционирование (сбор природного материала);
– экологические праздники;
– экологические игры (дидактические, имитационные, игры – путешествия);

конкурсы рисунков, поделок, стихов;
– экологические сказки.

Часто на занятиях  по формированию экологических представлений используется  художественная литература. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми проводится беседа, задаются вопросы.

Все эти формы работы позволяют познакомить детей со многими экологическими закономерностями, не отвлекая их от игры, и не загружая сухой научной терминологией. 

Работа с родителями

Цель: вовлечение родителей в непрерывный процесс экологического образования, направленный на формирование экологической культуры детей и взрослых.  

Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений моей работы.
Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила, если взрослые сами не всегда ему следуют. Разные требования, предъявляемые в школе и дома, могут вызвать у них растерянность или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в школе и наоборот.
Работу с родителями провожу постепенно и непрерывно. В классе проводятся родительские собрания по вопросу экологического образования детей, например: « Ребенок и природа», «Влияние экологического воспитания на духовное развитие ребенка», «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» и т.д. На таких собраниях родителям разъясняю, какая работа по данной теме проводится в школе, о том какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, о пользе экскурсий, об участии родителей в этом процессе познания.

Наши  родители принимают активное участие в:
-  фотовыставках; 
- сборе коллекций природного материала;
-  изготовлении поделок;
- акциях «Елочка своими руками », «Посади дерево!», «Поможем птицам!».
- совместных походах в зеленую зону;
- посещении занятий познавательного характера;

Для родителей были проведены консультации: «Экологическое воспитание школьников», «Использование художественной литературы в экологическом воспитании школьников в семье», анкетирование родителей по теме «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»; «Экологическое воспитание школьников».

С помощью родителей были организованы следующие мероприятия:
- конкурс рисунков «Природа моей деревни»;
- конкурс на самую лучшую кормушку для птиц;
- конкурс рисунков « Птицы нашего края»;
- мероприятие «Земля – наш общий дом».
Используя вышеперечисленные мероприятия, формы и методы в системе работы по экологическому воспитанию младших школьников удалось достичь следующих результатов: 

Характерным достижением для большинства детей стало то, что они радуются встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения. По собственной инициативе наблюдает за живыми существами, проявляет элементарную любознательность: задает разнообразные вопросы поискового характера, высказывает суждения. Владеет обобщенными представлениями о живом. Умеет доказывать принадлежность к живому людей, животных, растений. Дети стали понимать нравственный смысл своих действий и поступков.
У детей сформировалась готовность и способность к духовному развитию, ответственному поведению, ребята научились видеть и слышать природу, понимать ее законы, высказывать свои суждения.
Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а так же анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.
Вывод:   Подводя итоги работы, хочется отметить, что проводится она не зря. Дети стали замечать то, на что раньше даже не обращали внимания. Теперь они более внимательно относятся к животным и птицам, деревьям и растениям. Любят дежурить, с удовольствием ухаживают за комнатными растениями. В процессе работы стараюсь воспитывать у детей доброту, отзывчивость, любовь к родной природе, желание заботиться о ней. Многие дети, как я замечаю, не ломают веток, не срывают цветы, возмущаются, когда не только их ровесники, но и взрослые ведут себя в этом смысле неподобающе.
Работа с родителями также не прошла впустую: мамы и папы пришли к пониманию того, что ребенок «учится тому, что видит у себя в дому», необходимо самим относиться к природе, к красоте родного края так, как к чему-то прекрасному, хрупкому и неповторимому.

      Таким образом, духовно- нравственное и экологическое  воспитание является основой всех основ. В зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими. Воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой.






Литература:

1. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа.– 1989, № 5, С. 25-27.

2. Хафизова Л.М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. //Начальная школа.–1988, № 8, C. 40-46.

3. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 1990.

4. Новолодская Е. Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников//Начальная школа.- 2002, № 3, с. 52-55.

5. Морозова Е. Е. Психолого – педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе. // Начальная школа, - 2002, № 7, с. 35-38.

6. Утков П. Ю. Из опыта экологического образования и воспитания младших школьников. // Начальная школа, № 8, с. 12-16.

7. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. III / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд – во КГПУ им. К. Э. Циолковского. 2007. – 224 с.

8. Материалы по дополнительному экологическому образованию учащихся (сборник статей). Вып. II. / Под ред. М. Н. Сионовой и Э. А. Поляковой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э Циолковского. 2005. – 218 с.

9.  Сеть Интернет.














10