СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние физических упражнений на показатели физического развития подростка

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние физических упражнений на показатели физического развития подростка»


 

-1-

Глава I: Теоретическая часть.

Введение:

    Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Многие великие люди говорили о положительном влиянии движения. Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII век) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить действие движения».

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и  всего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления государственной политики в области образования.

      Научные данные свидетельствуют о том,  что  у  большинства  людей  при соблюдении ими гигиенических правил есть  возможность  жить  до  100  лет  и более.

Данные медицинских осмотров, проводимых на учащихся школы

по казывают понижение зрения более чем у 20 % старшеклассников, нарушение пищеварения на 7 % увеличивается к старшему школьному возрасту, нарушения осанки у 26% учеников.


При изучении научной литературы, в которой говорится о сокращении числа здоровых детей в 4-5 раз за период обучения в школе, о том, что лишь 6-8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50% выпускников имеют морфологическую патологию, 42% выпускников хронические заболевания.

Большие  умственные  и  статистические  нагрузки  в  школе  отсутствие дополнительной   двигательной   активности,   малоподвижный   образ   жизни,  нерациональное питание,  приводят  к  тому,  что  у  большинства  школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и  дыхательной  системы,  нарушается  обмен  веществ,   уменьшается   сопротивляемость   организма   к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

Налицо деградация молодого поколения страны, что самым неблагоприятным образом сказывается на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, интеллектуальном потенциале. Поэтому мы считаем необходимым, пропагандировать  среди подростков значение здорового образа жизни в

целом и значение физических упражнений в частности.

      Как же сохранить своё здоровье,  добиться  высокой  работоспособности, профессионального долголетия?

      Наиболее  оправданный  путь  увеличения   адаптационных   возможностей организма,  сохранения  здоровья,   подготовки   личности   к   плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – регулярные занятия физическими упражнениями.

Актуальность выбранной нами темы также заключается и в том, что, к сожалению, многие люди не соблюдают самых  простейших,  обоснованных наукой   норм   здорового   образа   жизни.   Одни    становятся    жертвами малоподвижного образа жизни (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение,  другие излишествуют в еде с почти неизбежным в  этих  случаях  развитием   склероза сосудов,  а у  некоторых  -  сахарного  диабета,  третьи  не  умеют  отдыхать,  отвлекаться  от   производственных   и   бытовых   забот,   вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном  итоге  приводит  к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Некоторые  люди,  поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Мы решили провести исследование среди учеников старшей школы в возрасте 15-16 лет.

Тема: «Влияние физических упражнений на показатели физического развития подростка».

 Цель работы: Изучить индивидуальное физическое развитие подростков 10 -11класса.

Задачи:

1. Формировать у учащихся жизненной позиции на здоровый образ жизни.

-4-

2.Разработать рекомендации по улучшению физического здоровья.

 Глава II: Основная часть.

Эксперементально-опытническая работа:  

Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по возрастной смене фаз и периодов развития.

Для оценки физического развития используют результаты измерений человека, которые принято именовать атропометрическими. Фиксируются: рост, (длина), вес (масса) тела, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), данные динамометрии кистей и др. Это позволяет дать оценку индивидуального развития учащихся, их соответствие возрастным нормам.

  1. Выполнение антропометрических измерений:

1. Масса тела. Измерения проводились в утреннее время. Исследуемые находятся без верхней одежды и обуви. Масса тела определяется с помощью медицинских (электронных) весов.

2. Рост. При измерении роста испытуемый стоит на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

3. Жизненная ёмкость лёгких. Измерение жизненной ёмкости лёгких производится с помощью воздушного спирометра. Обследуемый предварительно делает вдох, затем выдох. Ещё один раз глубоко вдохнув, он берёт наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает воздух в трубку до отказа.

2. Функциональные пробы:

1. Проба с приседанием. Вначале необходимо измерить пульс в покое, затем выполнить 20 приседаний за 30 с и определить время восстановления пульса.


2. Проба с максимальной задержкой дыхания. Характеризует устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). Она проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генче). В обоих вариантах оценивается продолжительность задержки дыхания и показатель реакции сердечно — сосудистой системы (ПР).

3. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). В положении сидя спокойно выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, затем снова глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при этом рот закрыть, а нос зажать пальцами или носовым зажимом). Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно — сосудистой системы на задержку дыхания по формуле:

ПР = Частота пульса после пробы

Частота пульса до пробы


Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен

превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие

значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции

сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

4. Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи)До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). Спокойно выполнить три относительно глубоких вдоха — выдоха, после чего на выдохе задержать дыхание, надев на нос зажим или зажав его пальцами.

-6-

У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12 — 13 сек., у взрослых - 25 — 30 с, у спортсменов - 40 — 60 с и больше. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2). Рассчитать показатель реакции сердечно — сосудистой системы по приведенной выше формуле. Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно — сосудистой системы на недостаток кислорода.

  1. Индекс СкибинскогоХарактеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивости организма к гипоксии. Сначала измерить пульс на лучевой артерии в покое, в положении сидя. Затем выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, далее снова глубокий вдох, после чего задержать дыхание на максимально возможное время. Время задержки дыхания фиксируется. Далее определяется жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Индекс Скибинского(ИС) вычисляется по формуле:

                               ЖЕЛ х

ИС =  ------------, где ЖЕЛ - жизненная емкость легких (мл);

                        ЧСС t - время задержки дыхания (с);

ЧСС - частота сердечных сокращений в

покое в положении сидя (уд/мин).

6. Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье).

Предназначена для оценки работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки. Сесть и побыть в таком положении в течение 3 — 5 мин, затем определить число ударов пульса за 10 с и умножить на 6 — пульс за 1 мин (Р); в течение 30 с выполнить 30 приседаний, вновь сесть и подсчитать пульс за первые (Ptи последние 210 с первой минуты восстановления (показатели

-7-

умножить на 6). Расчет индекса Руффье (ИР) производят по формуле:

Р0+ Р1+Р- 200

ИР =--------------------------

10


7. Экспресс — тест Л.Н.Бачериковой (1988). Тест выполняется из упора присев. По команде быстро встать и выполнить хлопок над головой. Затем возвратиться в исходное положение. Упражнение выполняется в максимальном темпе в течение 30 с. Фиксируется количество приседаний (КП). При выполнении теста необходимо полностью выпрямлять туловище, ноги в коленях и не делать подскоков. По окончании теста подсчитать пульс за 10 с. Результат умножить на 6, т.е. определить частоту сердечных сокращений за 1 мин. Провести расчеты комплексной оценки (КО) физической работоспособности по формуле:

КО = ЧСС : КП.

Ход работы:

1. Для оценки и характеристики физического развития были сформированы две группы детей из числа учеников одного класса (11 класс) основной медицинской группы, т. е. здоровые дети, по результатам медицинского осмотра. В первой группе исследовались дети, ведущие активный образ жизни (посещают спортивные секции, активно участвуют в школьных и районных соревнованиях), а во второй группе дети, ведущие малоподвижный образ жизни.

I группа:  II группа:

  1. 1Ломоносов А. Акуленко Д.

  2. 2 Лихачев Д. Новикова Е.

  3. 3 Прейма Д. Каманин В.

Показатели функционального состояния.

Показатели функционального состояния помогут оценить эффективность занятий физическими упражнениями. Эти пробы дают важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

I группа.

Ломоносов А.

Проба с приседаниями:

Пульс в покое – 84 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 84 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):

- пульс в покое – 80 уд/мин.;

- задержка дыхания – 65 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 86 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,07, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):

- пульс в покое – 72 уд/мин.;

- задержка дыхания на выдохе – 24 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 82 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,13, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.

Индекс Скибинского:

- пульс в покое – 80 уд/мин.;

- задержка дыхания (максимальное время) – 70 сек.

Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=3325, что говорит о хорошей реакции кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).

Лихачев Д.

Проба с приседаниями:

Пульс в покое – 76 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 76 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):

- пульс в покое – 86 уд/мин.;

- задержка дыхания – 112 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,06, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):

- пульс в покое – 86 уд/мин.;

- задержка дыхания на выдохе – 43 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,06, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.

Индекс Скибинского:

- пульс в покое – 76 уд/мин.;

- задержка дыхания (максимальное время) – 115 сек.

Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=9230, что говорит об очень хорошем состоянии кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).

Прейма Д.

Проба с приседаниями:

Пульс в покое – 72 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 72 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на

-17-

нагрузку.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):

- пульс в покое – 80 уд/мин.;

- задержка дыхания – 63 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 84 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,05, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):

- пульс в покое – 82 уд/мин.;

- задержка дыхания на выдохе – 21 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 88 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,07, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода.

Индекс Скибинского:

- пульс в покое – 76уд/мин.;

- задержка дыхания (максимальное время) – 73 сек.

Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=4034, что говорит об очень хорошей реакции кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).

II группа

Акуленко Д.

Проба с приседаниями:

Пульс в покое – 108 уд/мин. После выполнения приседаний пульс

-18-

восстановился через 3 минуты и составил 108 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):

- пульс в покое – 72 уд/мин.;

- задержка дыхания – 87 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 86 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,19, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):

- пульс в покое – 64 уд/мин.;

- задержка дыхания на выдохе – 28сек.;

- пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,4, что не является нормой и говорит о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Индекс Скибинского:

- пульс в покое – 106 уд/мин.;

- задержка дыхания (максимальное время) –76 сек.

Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=2652, что говорит о хорошей реакции кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).

Новикова Е.

Проба с приседаниями:

-19-

Пульс в покое – 84 уд/мин. После выполнения приседаний пульс не восстановился и через 5 минут составил 96 уд/мин, что говорит о неудовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на пробу с приседанием.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):

- пульс в покое – 90 уд/мин.;

- задержка дыхания – 52 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 96 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,04, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):

- пульс в покое – 94 уд/мин.;

- задержка дыхания на выдохе – 18 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 72 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,3, что не является нормой и указывает на неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Индекс Скибинского:

- пульс в покое – 90 уд/мин.;

- задержка дыхания (максимальное время) – 32 сек.

Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=853, что говорит о неудовлетворительном состоянии кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).

Каманин В.

Проба с приседаниями:

Пульс в покое – 114 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 138 уд/мин., через 4 минуты пульс 108 уд/мин, что говорит об удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.

Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):

- пульс в покое – 92 уд/мин.;

- задержка дыхания – 95 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 112 уд/мин.

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,26, что не является нормой и свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):

- пульс в покое – 104 уд/мин.;

- задержка дыхания на выдохе – 30 сек.;

- пульс после задержки дыхания – 132 уд/мин. но-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,24, что

Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы не является нормой и свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

Индекс Скибинского:

- пульс в покое – 92 уд/мин.;

- задержка дыхания (максимальное время) – 83 сек.

Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=2661, что говорит о хорошей реакции

кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).

Чтобы оценить эффективность влияния физических упражнений на организм подростка мы воспользовались простыми, доступными функциональными пробами с регистрацией и анализом частоты сердечных сокращений. Это нам дало важную информацию о деятельности кардиореспираторной системы. Произведя расчёты, мы определили, что учащиеся I первой группы имеют высокие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.

Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того,

полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.

Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.

Такие возможности организма развиты учениками в процессе систематических занятий физическими упражнениями, чего нельзя сказать об учащихся из второй группы.

Малоподвижный образ жизни отражается на функционировании многих систем  организма  школьника,  особенно сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении  дыхание становится  менее глубоким   обмен  веществ  понижается,  происходит застой  крови  в 

нижних конечностях, что  ведёт  к  снижению работоспособности  всего  организма  и особенно  мозга:  снижается  внимание,   ослабляется   память,   нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

           Отрицательные  последствия  гипокинезии   проявляются   так   же в

сопротивляемости   молодого    организма    “простудным    и    инфекционным заболеваниям”,    создаются    предпосылки    к формированию     слабого, нетренированного  сердца   и   связанного   с   

этим   дальнейшего   развития недостаточности  сердечно-сосудистой  системы.   Всё вышесказанное отражается в диаграмме и показывает нам в процентном соотношении слабые функциональные возможности кардиреспираторной системы на недостаток кислорода.

Показатели физической работоспособности

Использованные в исследовании пробы: проба Руффье, экспресс-тест

Л.Н.Бачерниковой дали возможность оценить работоспособность в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.

I группа

Ломоносов А

Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):

- пульс в покое (в положении сидя) – 76 уд/мин;

- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;

- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 92 уд/мин.

При расчёте индекс Руффье = 10, что говорит о хорошей работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.

Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:

- количество приседаний за 30 сек. – 27 раз;

- пульс по окончании приседаний – 120 уд/мин.

Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 4,4. Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.

Лихачев Д.

Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):

- пульс в покое (в положении сидя) – 72 уд/мин;

- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 126 уд/мин.;

- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 78 уд/мин.

При расчёте индекс Руффье = 7,6, что говорит о хорошей работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.

Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:

- количество приседаний за 30 сек. – 30раз;

- пульс по окончании приседаний – 126 уд/мин.

Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 4,2. Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.

Прейма Д.

Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):

- пульс в покое (в положении сидя) – 66 уд/мин;

- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 96 уд/мин.;

- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 78 уд/мин.

При расчёте индекс Руффье = 4, что говорит об отличной работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.

Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:

- количество приседаний за 30 сек. – 26 раз;

- пульс по окончании приседаний – 114 уд/мин.

Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 4,3. Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.

II группа

Акуленко Д.

Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):

- пульс в покое (в положении сидя) – 84 уд/мин;

- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;

- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 90 уд/мин.

При расчёте индекс Руффье = 10, что говорит о хорошей работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.

Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:

- количество приседаний за 30 сек. – 24 раз;

- пульс по окончании приседаний – 132 уд/мин.

Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 45,5. Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.

Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):

Новикова Е.

- пульс в покое (в положении сидя) – 78 уд/мин;

- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;

- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 96 уд/мин.

При расчёте индекс Руффье = 10,6, что говорит об удовлетворительной работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.

Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:

- количество приседаний за 30 сек. – 20 раз;

- пульс по окончании приседаний – 120 уд/мин.

Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 6. Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.

Каманин В.

Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):

- пульс в покое (в положении сидя) – 96 уд/мин;

- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;

- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 108 уд/мин.

При расчёте индекс Руффье = 13,6, что говорит об удовлетворительной работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.

Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:

- количество приседаний за 30 сек. – 26 раз;

- пульс по окончании приседаний – 138 уд/мин.

Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 5,3. Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.

Проведение пробы и экспресс-теста показали следующие результаты, которые мы рассмотрим на диаграмме.




-26-

В первой группе поддерживается высокий уровень работоспособности и такой результат можно объяснить следующим образом.  

При систематических  занятиях  физической  культурой  и  спортом

происходит  непрерывное  совершенствование  органов   и   систем  организма человека, том числе  проходит тренировка всех систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной. Регулярные занятия физическими упражнениями помогают переносить нагрузки и поддерживать высокую работоспособность. В  этом  главным  образом  и  заключается положительное  влияние физической культуры на укрепление здоровья.

  Под  влиянием  мышечной  деятельности  происходит   гармоничное

развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ.  нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.

           Физические   упражнения  благотворно  влияют  на  развитие  таких

функций нервной системы как сила,  подвижность  и  уравновешенность нервных процессов.  Даже   напряжённая   умственная   деятельность  невозможна   без движения.

          Занятие физическими упражнениями   также  вызывает   положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому  становится понятным,  почему человек, познавший “вкус” физических упражнений  и спорта,  стремится к регулярным занятиям ими.

Во второй группе учащихся физическая работоспособность средняя и это тоже объяснимо, так как ученики второй группы ведут малоподвижный образ жизни. Они не умеют переносить физические нагрузки. Наступает быстрая утомляемость: сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, которые быстро реагируют на недостаток кислорода в организме. Такие проблемы не дают ученикам хорошо учиться, усваивать учебный материал, а в дальнейшем скажутся и на профессиональной деятельности.

III. Заключительная часть.

    1. Выводы:

Для исследования были привлечены ученики 10 класса в возрасте 15 – 16 лет в количестве 6 человек, что составило 100% детей отнесённых к специальной медицинской группы и 67% от общего числа учеников 11 класса. Ученики были разделены на две подгруппы. В первой группе исследовались ученики, активно занимающиеся физической культурой и спортом, во второй группе исследовались ученики, ведущие малоподвижный образ жизни. При определении уровня физического развития учеников использовались: антропометрические данные, результаты функциональных (простейших и доступных) проб.

Полученные данные доказывают положительное влияние физических упражнений на все органы и системы организма. Систематические занятия

-28-



физической культурой и спортом помогают ученику развиваться гармонично, сохранять высокую работоспособность.

Нами доказано, что ученики, регулярно занимающиеся физическими упражнениями из I группы имеют хорошо развитую дыхательную и сердечно-сосудистую системы, хорошо развитый костно-мышечный аппарат, имеют высокую работоспособность.

Положительное влияние физических упражнений поможет в дальнейшей жизни, в том числе быть успешными в профессиональной деятельности. Чего нельзя сказать об учениках второй группы.

Малоподвижный образ жизни ведёт к тому, что уже сейчас у них плохо развита дыхательная система, сердечно-сосудистая система удовлетворительно реагирует на недостаток кислорода, а при выполнении стандартной физической нагрузки уровень работоспособности средний. Такие показатели в подростковом возрасте говорят о том, что ученикам необходимо обратить внимание на своё физическое развитие и здоровье. Изменить свой образ жизни на активный, начать выполнять утреннюю зарядку и заниматься в спортивных секциях или сменить пассивный отдых на активный отдых.

    1. Рекомендации:

  1. Выводы, полученные в ходе исследования представить ученикам и родителям, для ознакомления и изучения.

  2. Ученикам второй группы настоятельно советовать занятия в спортивных секциях или занятия физическими упражнениями самостоятельно.

  3. Рекомендовать ежедневное выполнение утренней зарядки, пеших или велосипедных прогулок.


-29-

  1. Выйти с предложением на Совет старшеклассников о создании клуба здоровья для пропаганды здорового образа жизни и активных видов отдыха среди учеников школы и жителей села.