-1-
Глава I: Теоретическая часть.
Введение:
Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Многие великие люди говорили о положительном влиянии движения. Французский врач Симон-Андре Тиссо (XVIII век) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить действие движения».
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления государственной политики в области образования.
Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.
Данные медицинских осмотров, проводимых на учащихся школы
по
казывают понижение зрения более чем у 20 % старшеклассников, нарушение пищеварения на 7 % увеличивается к старшему школьному возрасту, нарушения осанки у 26% учеников.
При изучении научной литературы, в которой говорится о сокращении числа здоровых детей в 4-5 раз за период обучения в школе, о том, что лишь 6-8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50% выпускников имеют морфологическую патологию, 42% выпускников хронические заболевания.
Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.
Налицо деградация молодого поколения страны, что самым неблагоприятным образом сказывается на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, интеллектуальном потенциале. Поэтому мы считаем необходимым, пропагандировать среди подростков значение здорового образа жизни в
целом и значение физических упражнений в частности.
Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?
Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – регулярные занятия физическими упражнениями.
Актуальность выбранной нами темы также заключается и в том, что, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижного образа жизни (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.
Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.
Мы решили провести исследование среди учеников старшей школы в возрасте 15-16 лет.
Тема: «Влияние физических упражнений на показатели физического развития подростка».
Цель работы: Изучить индивидуальное физическое развитие подростков 10 -11класса.
Задачи:
1. Формировать у учащихся жизненной позиции на здоровый образ жизни.
-4-
2.Разработать рекомендации по улучшению физического здоровья.
Глава II: Основная часть.
Эксперементально-опытническая работа:
Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по возрастной смене фаз и периодов развития.
Для оценки физического развития используют результаты измерений человека, которые принято именовать атропометрическими. Фиксируются: рост, (длина), вес (масса) тела, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), данные динамометрии кистей и др. Это позволяет дать оценку индивидуального развития учащихся, их соответствие возрастным нормам.
Выполнение антропометрических измерений:
1. Масса тела. Измерения проводились в утреннее время. Исследуемые находятся без верхней одежды и обуви. Масса тела определяется с помощью медицинских (электронных) весов.
2. Рост. При измерении роста испытуемый стоит на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.
3. Жизненная ёмкость лёгких. Измерение жизненной ёмкости лёгких производится с помощью воздушного спирометра. Обследуемый предварительно делает вдох, затем выдох. Ещё один раз глубоко вдохнув, он берёт наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает воздух в трубку до отказа.
2. Функциональные пробы:
1. Проба с приседанием. Вначале необходимо измерить пульс в покое, затем выполнить 20 приседаний за 30 с и определить время восстановления пульса.
2. Проба с максимальной задержкой дыхания. Характеризует устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). Она проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генче). В обоих вариантах оценивается продолжительность задержки дыхания и показатель реакции сердечно — сосудистой системы (ПР).
3. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). В положении сидя спокойно выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, затем снова глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при этом рот закрыть, а нос зажать пальцами или носовым зажимом). Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно — сосудистой системы на задержку дыхания по формуле:
ПР = Частота пульса после пробы
Частота пульса до пробы
Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен
превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие
значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции
сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
4. Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи). До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). Спокойно выполнить три относительно глубоких вдоха — выдоха, после чего на выдохе задержать дыхание, надев на нос зажим или зажав его пальцами.
-6-
У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12 — 13 сек., у взрослых - 25 — 30 с, у спортсменов - 40 — 60 с и больше. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2). Рассчитать показатель реакции сердечно — сосудистой системы по приведенной выше формуле. Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно — сосудистой системы на недостаток кислорода.
Индекс Скибинского. Характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивости организма к гипоксии. Сначала измерить пульс на лучевой артерии в покое, в положении сидя. Затем выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, далее снова глубокий вдох, после чего задержать дыхание на максимально возможное время. Время задержки дыхания фиксируется. Далее определяется жизненная емкость легких (ЖЕЛ).
Индекс Скибинского(ИС) вычисляется по формуле:
ЖЕЛ х
ИС = ------------, где ЖЕЛ - жизненная емкость легких (мл);
ЧСС t - время задержки дыхания (с);
ЧСС - частота сердечных сокращений в
покое в положении сидя (уд/мин).
6. Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье).
Предназначена для оценки работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки. Сесть и побыть в таком положении в течение 3 — 5 мин, затем определить число ударов пульса за 10 с и умножить на 6 — пульс за 1 мин (Р); в течение 30 с выполнить 30 приседаний, вновь сесть и подсчитать пульс за первые (Pt) и последние (Р2) 10 с первой минуты восстановления (показатели
-7-
умножить на 6). Расчет индекса Руффье (ИР) производят по формуле:
Р0+ Р1+Р2 - 200
ИР =--------------------------
10
7. Экспресс — тест Л.Н.Бачериковой (1988). Тест выполняется из упора присев. По команде быстро встать и выполнить хлопок над головой. Затем возвратиться в исходное положение. Упражнение выполняется в максимальном темпе в течение 30 с. Фиксируется количество приседаний (КП). При выполнении теста необходимо полностью выпрямлять туловище, ноги в коленях и не делать подскоков. По окончании теста подсчитать пульс за 10 с. Результат умножить на 6, т.е. определить частоту сердечных сокращений за 1 мин. Провести расчеты комплексной оценки (КО) физической работоспособности по формуле:
КО = ЧСС : КП.
Ход работы:
1. Для оценки и характеристики физического развития были сформированы две группы детей из числа учеников одного класса (11 класс) основной медицинской группы, т. е. здоровые дети, по результатам медицинского осмотра. В первой группе исследовались дети, ведущие активный образ жизни (посещают спортивные секции, активно участвуют в школьных и районных соревнованиях), а во второй группе дети, ведущие малоподвижный образ жизни.
I группа: II группа:
1Ломоносов А. Акуленко Д.
2 Лихачев Д. Новикова Е.
3 Прейма Д. Каманин В.
Показатели функционального состояния.
Показатели функционального состояния помогут оценить эффективность занятий физическими упражнениями. Эти пробы дают важную информацию о деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
I группа.
Ломоносов А.
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 84 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 84 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
- пульс в покое – 80 уд/мин.;
- задержка дыхания – 65 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 86 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,07, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
- пульс в покое – 72 уд/мин.;
- задержка дыхания на выдохе – 24 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 82 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,13, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Индекс Скибинского:
- пульс в покое – 80 уд/мин.;
- задержка дыхания (максимальное время) – 70 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=3325, что говорит о хорошей реакции кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Лихачев Д.
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 76 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 76 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
- пульс в покое – 86 уд/мин.;
- задержка дыхания – 112 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,06, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
- пульс в покое – 86 уд/мин.;
- задержка дыхания на выдохе – 43 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,06, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Индекс Скибинского:
- пульс в покое – 76 уд/мин.;
- задержка дыхания (максимальное время) – 115 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=9230, что говорит об очень хорошем состоянии кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Прейма Д.
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 72 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 72 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на
-17-
нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
- пульс в покое – 80 уд/мин.;
- задержка дыхания – 63 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 84 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,05, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
- пульс в покое – 82 уд/мин.;
- задержка дыхания на выдохе – 21 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 88 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,07, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода.
Индекс Скибинского:
- пульс в покое – 76уд/мин.;
- задержка дыхания (максимальное время) – 73 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=4034, что говорит об очень хорошей реакции кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
II группа
Акуленко Д.
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 108 уд/мин. После выполнения приседаний пульс
-18-
восстановился через 3 минуты и составил 108 уд/мин., что говорит о хорошей реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
- пульс в покое – 72 уд/мин.;
- задержка дыхания – 87 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 86 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,19, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
- пульс в покое – 64 уд/мин.;
- задержка дыхания на выдохе – 28сек.;
- пульс после задержки дыхания – 92 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,4, что не является нормой и говорит о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Индекс Скибинского:
- пульс в покое – 106 уд/мин.;
- задержка дыхания (максимальное время) –76 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=2652, что говорит о хорошей реакции кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Новикова Е.
Проба с приседаниями:
-19-
Пульс в покое – 84 уд/мин. После выполнения приседаний пульс не восстановился и через 5 минут составил 96 уд/мин, что говорит о неудовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на пробу с приседанием.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
- пульс в покое – 90 уд/мин.;
- задержка дыхания – 52 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 96 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,04, что является нормой и говорит о том, что ССС реагирует нормально на недостаток кислорода и в работе ССС нет отклонений.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
- пульс в покое – 94 уд/мин.;
- задержка дыхания на выдохе – 18 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 72 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,3, что не является нормой и указывает на неблагоприятную реакцию сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Индекс Скибинского:
- пульс в покое – 90 уд/мин.;
- задержка дыхания (максимальное время) – 32 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=853, что говорит о неудовлетворительном состоянии кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Каманин В.
Проба с приседаниями:
Пульс в покое – 114 уд/мин. После выполнения приседаний пульс восстановился через 3 минуты и составил 138 уд/мин., через 4 минуты пульс 108 уд/мин, что говорит об удовлетворительной реакции сердечно-сосудистой системы и дыхательной системы на нагрузку.
Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге):
- пульс в покое – 92 уд/мин.;
- задержка дыхания – 95 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 112 уд/мин.
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы на задержку дыхания на вдохе. ПР=1,26, что не является нормой и свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи):
- пульс в покое – 104 уд/мин.;
- задержка дыхания на выдохе – 30 сек.;
- пульс после задержки дыхания – 132 уд/мин. но-сосудистой системы на задержку дыхания на выдохе. ПР=1,24, что
Имея эти данные можно рассчитать показатели реакции (ПР) сердечно-сосудистой системы не является нормой и свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.
Индекс Скибинского:
- пульс в покое – 92 уд/мин.;
- задержка дыхания (максимальное время) – 83 сек.
Индекс Скибинского рассчитывается по формуле: ИС = (ЖЕЛ х t) : ЧСС и результат характеризует функциональные возможности системы дыхания и устойчивости организма к гипоксии (кислородному голоданию). В результате вычислений ИС=2661, что говорит о хорошей реакции
кардиореспираторной системы (ССС и дыхательной систем).
Чтобы оценить эффективность влияния физических упражнений на организм подростка мы воспользовались простыми, доступными функциональными пробами с регистрацией и анализом частоты сердечных сокращений. Это нам дало важную информацию о деятельности кардиореспираторной системы. Произведя расчёты, мы определили, что учащиеся I первой группы имеют высокие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышца сердца сокращается сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию. Кроме того во время работы в кровоток включается и та кровь, которая в спокойном состоянии не циркулирует по сосудам. Вовлечение в кровообращение большой массы крови не только тренирует сердце и сосуды, но и стимулирует кровотворение.
Физические упражнения вызывают повышенную потребность организма в кислороде. В результате чего увеличивается “жизненная ёмкость ” лёгких, улучшается подвижность грудной клетки. Кроме того,
полное расправление лёгких ликвидирует застойные явления в них, скопление слизи и мокроты, т.е. служит профилактикой возможных заболеваний.
Лёгкие при систематических занятиях физическими упражнениями увеличиваются в объёме, дыхание становится более редким и глубоким, что имеет большое значение для вентиляции лёгких.
Такие возможности организма развиты учениками в процессе систематических занятий физическими упражнениями, чего нельзя сказать об учащихся из второй группы.
Малоподвижный образ жизни отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в
нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствия гипокинезии проявляются так же в
сопротивляемости молодого организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с
этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Всё вышесказанное отражается в диаграмме и показывает нам в процентном соотношении слабые функциональные возможности кардиреспираторной системы на недостаток кислорода.
Показатели физической работоспособности
Использованные в исследовании пробы: проба Руффье, экспресс-тест
Л.Н.Бачерниковой дали возможность оценить работоспособность в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
I группа
Ломоносов А
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
- пульс в покое (в положении сидя) – 76 уд/мин;
- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 92 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 10, что говорит о хорошей работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:
- количество приседаний за 30 сек. – 27 раз;
- пульс по окончании приседаний – 120 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 4,4. Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.
Лихачев Д.
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
- пульс в покое (в положении сидя) – 72 уд/мин;
- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 126 уд/мин.;
- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 78 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 7,6, что говорит о хорошей работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:
- количество приседаний за 30 сек. – 30раз;
- пульс по окончании приседаний – 126 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 4,2. Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.
Прейма Д.
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
- пульс в покое (в положении сидя) – 66 уд/мин;
- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 96 уд/мин.;
- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 78 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 4, что говорит об отличной работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:
- количество приседаний за 30 сек. – 26 раз;
- пульс по окончании приседаний – 114 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 4,3. Такой результат говорит о высоком уровне работоспособности ученика.
II группа
Акуленко Д.
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
- пульс в покое (в положении сидя) – 84 уд/мин;
- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 90 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 10, что говорит о хорошей работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:
- количество приседаний за 30 сек. – 24 раз;
- пульс по окончании приседаний – 132 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 45,5. Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
Новикова Е.
- пульс в покое (в положении сидя) – 78 уд/мин;
- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 96 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 10,6, что говорит об удовлетворительной работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:
- количество приседаний за 30 сек. – 20 раз;
- пульс по окончании приседаний – 120 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 6. Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.
Каманин В.
Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье):
- пульс в покое (в положении сидя) – 96 уд/мин;
- пульс в первые 10 сек. первой минуты после приседаний – 132 уд/мин.;
- пульс в последние 10 сек. первой минуты после приседаний – 108 уд/мин.
При расчёте индекс Руффье = 13,6, что говорит об удовлетворительной работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки.
Экспресс-тест Л.Н.Бачерниковой:
- количество приседаний за 30 сек. – 26 раз;
- пульс по окончании приседаний – 138 уд/мин.
Расчёт комплексной оценки работоспособности по экспресс-тесту = 5,3. Такой результат говорит о среднем уровне работоспособности ученика.
Проведение пробы и экспресс-теста показали следующие результаты, которые мы рассмотрим на диаграмме.
-26-
В первой группе поддерживается высокий уровень работоспособности и такой результат можно объяснить следующим образом.
При систематических занятиях физической культурой и спортом
происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека, том числе проходит тренировка всех систем: дыхательной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной. Регулярные занятия физическими упражнениями помогают переносить нагрузки и поддерживать высокую работоспособность. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное
развитие всех отделов центральной нервной системы. При этом важно, что физ. нагрузки были систематическими, разнообразными и не вызывали переутомления.
Физические упражнения благотворно влияют на развитие таких
функций нервной системы как сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Даже напряжённая умственная деятельность невозможна без движения.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.
Во второй группе учащихся физическая работоспособность средняя и это тоже объяснимо, так как ученики второй группы ведут малоподвижный образ жизни. Они не умеют переносить физические нагрузки. Наступает быстрая утомляемость: сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, которые быстро реагируют на недостаток кислорода в организме. Такие проблемы не дают ученикам хорошо учиться, усваивать учебный материал, а в дальнейшем скажутся и на профессиональной деятельности.
III. Заключительная часть.
Выводы:
Для исследования были привлечены ученики 10 класса в возрасте 15 – 16 лет в количестве 6 человек, что составило 100% детей отнесённых к специальной медицинской группы и 67% от общего числа учеников 11 класса. Ученики были разделены на две подгруппы. В первой группе исследовались ученики, активно занимающиеся физической культурой и спортом, во второй группе исследовались ученики, ведущие малоподвижный образ жизни. При определении уровня физического развития учеников использовались: антропометрические данные, результаты функциональных (простейших и доступных) проб.
Полученные данные доказывают положительное влияние физических упражнений на все органы и системы организма. Систематические занятия
-28-
физической культурой и спортом помогают ученику развиваться гармонично, сохранять высокую работоспособность.
Нами доказано, что ученики, регулярно занимающиеся физическими упражнениями из I группы имеют хорошо развитую дыхательную и сердечно-сосудистую системы, хорошо развитый костно-мышечный аппарат, имеют высокую работоспособность.
Положительное влияние физических упражнений поможет в дальнейшей жизни, в том числе быть успешными в профессиональной деятельности. Чего нельзя сказать об учениках второй группы.
Малоподвижный образ жизни ведёт к тому, что уже сейчас у них плохо развита дыхательная система, сердечно-сосудистая система удовлетворительно реагирует на недостаток кислорода, а при выполнении стандартной физической нагрузки уровень работоспособности средний. Такие показатели в подростковом возрасте говорят о том, что ученикам необходимо обратить внимание на своё физическое развитие и здоровье. Изменить свой образ жизни на активный, начать выполнять утреннюю зарядку и заниматься в спортивных секциях или сменить пассивный отдых на активный отдых.
Рекомендации:
Выводы, полученные в ходе исследования представить ученикам и родителям, для ознакомления и изучения.
Ученикам второй группы настоятельно советовать занятия в спортивных секциях или занятия физическими упражнениями самостоятельно.
Рекомендовать ежедневное выполнение утренней зарядки, пеших или велосипедных прогулок.
-29-
Выйти с предложением на Совет старшеклассников о создании клуба здоровья для пропаганды здорового образа жизни и активных видов отдыха среди учеников школы и жителей села.