ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
НА МОТИВАЦИЮ УЧАЩЕГОСЯ
(на примере использования материалов музея на уроках литературы)
Стефашкина Татьяна Фёдоровна,
МБОУ «СОШ № 12», г. Новокузнецк
В связи с модернизацией системы российского образования происходит смена методологических подходов к организации обучения. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что «главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Школьники должны быть вовлечены в творческие проекты, понимать и осваивать новое, быть способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознавать возможности» [1]. Задачи, поставленные в инициативе, могут быть реализованы через личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение сегодня получило в педагогике широкое распространение. Данному вопросу посвящены исследования Н. А. Афанасьевой, О. С. Газмана, Г. К. Селевко и др. Использование личностно-ориентированного обучения на уроках литературы рассматривали такие педагоги как Т. И. Шамова, Е. А. Крюкова и др.
Под личностно-ориентированным обучением мы понимаем обучение на основе учета личностных особенностей ребенка, систему обеспечения комфортных, бесконфликтных условий для его развития, а также реализацию его природных потенциалов. Личностно-ориентированное обучение осуществляется с помощью личностно-ориентированной технологии, которая представляет собой сочетание гуманистической философии, психологии и педагогики. Данная технология предполагает, что в центре внимания педагога находится уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к реализации своих возможностей, открытая для восприятия нового опыта и видов деятельности, способная на ответственный выбор в различных жизненных ситуациях [3, с.125].
Целью личностно-ориентированной технологии является удовлетворение запросов личности, раскрепощение ее собственного «я», самопознание, самоопределение и самореализация [2, с.26].
Личностно-ориентированная технология предполагает:
организацию взаимодействия учащихся в групповой и парной работе;
выполнение постоянно усложняющейся системы заданий;
обязательное включение учащегося в творческие процессы (данное требование может быть реализовано на уроках литературы через ролевые игры, литературные гостиные, музейные технологии);
организацию условий для самостоятельного составления школьниками заданий и задач на уроках для их последующего самостоятельного выполнения;
организацию условий самовоспитания учащихся (данное условие в большей степени может быть реализовано на уроках гуманитарного цикла) [4, с.112].
Ориентация обучения на развитие личностных качеств и творческого потенциала учащегося посредством принципов личностного обучения требует совершенствования управления процессом обучения. Управление обучением на основе принципов личностно-ориентированных технологий возможно при наличии взаимопонимания, сотрудничества и т.д. Средствами для создания данных условий, по мнению Т. И. Шамовой, является целенаправленная мотивация субъектов обучения [3, с.56].
Мотивацией обучения занимались такие исследователи как Л. И. Божович, Е. П. Ильин, А. К. Маркова. Их исследования сводятся к тому, что управление обучением на всех его этапах возможно только посредством формирования устойчивой мотивации.
Учебная мотивация – это совокупность факторов и побуждений к учебной деятельности, направленная на ее отдельные стороны. В учебной деятельности мотивация побуждает учеников проявлять внутреннюю активность, принимать цели и задачи обучения как личностно значимые.
Мотивацию обучения в системе личностно-ориентированной технологии мы рассматриваем как целостный процесс, который возможен только при наличии следующих условий: привлечение внимания учащихся, придание обучению личностного смысла, увеличение уверенности в возможности решения задач, удовлетворенность процессами обучения.
Опираясь на целевую направленность обучения, можно выделить следующие группы приемов формирования учебной мотивации: приемы деятельности учителя; приемы, усиливающие определенные стороны мотивации; приемы формирования мотивации на отдельных этапах занятия; приемы формирования мотивации на различных видах занятий.
Приемы деятельности учителя, способствующие формированию общей мотивации. Данные приемы направлены на создание благоприятной психологической обстановки на уроке, на создание атмосферы доверия и личностного комфорта для каждого обучающегося. Например, проведение занятий литературы в рамках школьного музея с приглашением ветеранов и социальных партнёров. В 5 – 6 классах был проведен урок «Детство, опаленное войной» с приглашением Байковой Тамары Акимовны; в 7 – 8 классах урок «Детские узники концлагерей», на который была приглашена Стафеева Антонина Ивановна. В старших классах были проведены уроки «Выпускники 41-ого», на который была приглашена выпускница нашей школы Жирнова Анастасия Андреевна (она же является почетным членом Совета музея) и «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны: вклад в победу». На этом уроке ученики слушали внучку легендарного Александра Красилова (одного из трех наших героев: И. Герасименко, А. Красилов, Л. Черемнов) Чекоданову Тамару Алексеевну.
Социальные партнеры – это Мельникова Алла Михайловна от городского Совета Ветеранов, которая была приглашена на урок «Имя героев в названиях улиц нашего города» (к 400-летию Новокузнецка), а также сотрудник библиотеки им. Н.В.Гоголя Струц Нина Михайловна, она представила интересную экспозицию к уроку литературы в 5 классе «Пионеры-герои».
Приемы, усиливающие определенные стороны мотивации. Данные приемы направлены на формирование отдельных аспектов внутренней позиции ученика относительно собственного обучения. В эту группу приемов будут входить поощрение собственного выбора и готовности к сотрудничеству, устойчивость целей и упорство в их реализации. Например, при организации литературной гостиной по теме «Великая Отечественная война в солдатских письмах» учащиеся делятся на группы выступающих и подбирают материал к сценарию. По данному уроку ученики предложили составить три группы: I группа – солдатские письма (ребята анализировали письма бывших учеников школы, ушедших на фронт, и сравнивали их по содержанию и по использованию языковых средств с современными письмами); II группа – выпускники на фронте (группа отбирала информацию о выпускниках на фронте по материалам музея и актуализировала их через литературных персонажей на основе книги «Живая память»); III группа – 32 отдельная лыжная бригада (данная группа занималась сбором и анализом материалов музея по 32 о.л.б.).
Приемы формирования мотивации на отдельных этапах занятия. Данные приемы используются для того, чтобы учащиеся, решая учебные задачи, видели целостность собственной деятельности, то есть понимали цели, правильно отбирали приемы для их достижения, а также выполняли самоконтроль и самооценку. В рамках изучения темы «Женщина на войне» для знакомства с книгой Б.Васильева «А зори здесь тихие» ученики получили задание сравнить судьбы литературных героинь и реальных учениц школы № 12, ушедших на фронт.
Приемы формирования мотивации на различных видах занятий. Данные приемы определены различиями в целях организации и проведения занятия. При формировании учебной мотивации в традиционной системе обучения учитель, как правило, на уроке самостоятельно называет цель, план, разъясняет назначение темы и рассказывает о видах учебной деятельности. Приемы мотивации учащихся, в основе которых лежат принципы личностно-ориентированного обучения, предполагают, что целеполагание и мотивация к обучению исходит из внутренней активности и принятия цели как личностно значимой. Для этого учитель предлагает в процессе изучения теоретического материала решение практических задач через активизацию личностного опыта учеников. Например, при изучении темы «Афган – спрятанная война», ученикам была предоставлена возможность выступить в качестве героев книги С. Алексиевич «Цинковые мальчики» и прочувствовать их судьбу и судьбу их близких. В процессе подготовки к уроку школьники самостоятельно выбирали героев, материал, который ими будет представлен, презентовали его и в завершении презентации формулировали личностное отношение к судьбе героя и определяли степень трагедии, выпавшей на долю поколения восьмидесятых.
В заключение хотелось бы отметить, что использование личностно-ориентированных технологий на уроках литературы способствуют повышению учебной мотивации, развитию креативных и организационно-деятельностных навыков обучающихся. А проведение уроков литературы с использованием материалов школьного музея в рамках личностно-ориентированного обучения позволяет вызвать чувство душевного неспокойствия, ответственности за то, что происходит с нами, и в то же время изучить фактический материал, осветить исторические события.
Для диагностики эмоционально-мотивационной сферы, а также для изучения учебной мотивации учащихся нами использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В.Матюхиной [5, с.139]. Выявлялись особенности потребностно-мотивационной сферы испытуемых, их эмоционально-чувственные переживания, а также обобщенные интеллектуальные особенности. В данном конкретном случае нас интересовали доминирующие социальные мотивы – мотив долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования:
познавательные – ученик проявляет интерес к учебному материалу, ключевым идеям (увеличение на 19%, с 42 до 61%);
коммуникативные – позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, получить одобрение у окружающих (выросли на 16%, с 39 до 55%);
эмоциональные – ученик осознает социальную необходимость (увеличение на 23%, с 41 до 64%);
мотив достижения – ученик ставит позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение своей цели (увеличение на 9%, с 48 до 57%).
Список использованной литературы
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс]. – http://mon.gov.ru/doc/akt/6591 (дата обращения 04.07.2019).
Подласый, И. П. Практическая педагогика или три технологии: интерактивный учебник для педагогов рыночной системы образования [Текст] – Киев : Издательский Дом «Слово», 2006. -616 с.
Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. Т. И. Шамовой. – М., 2002. – 384 с.
Шипилина, Л. А. Мотивационное управление в образовательных системах : учеб. Пособие [Текст] / Л. А. Шипилина, В. В. Шипилина. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2001. – 152 с.
Матюхина, М.В., Бадмаева, Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: монография [Текст] / М. В. Матюхина, Н. Ц. Бадмаева. – Улан-Удэ, 2004. – 250 с.