СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Данная творческая работа – это результат поиска ответа на вопрос,  почему школьники в своей устной и письменной речи употребляют слова, находящиеся за пределами литературной нормы? 

Просмотр содержимого документа
«Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников»

    Нефтеюганское районное муниципальное  общеобразовательное учреждение  «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»         Влияние  мультипликационных фильмов    на речь младших школьников        Выполнила: СМУТКОВСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА 5 класс Руководитель: Смутковская Ольга Владимировна Учитель русского языка и литературы  АПРЕЛЬ 2012 год

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное учреждение «Лемпинская средняя общеобразовательная школа»

Влияние

мультипликационных фильмов

на речь

младших школьников

Выполнила:

СМУТКОВСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

5 класс

Руководитель:

Смутковская Ольга Владимировна

Учитель русского языка и литературы

АПРЕЛЬ 2012 год

почему школьники в своей устной и письменной речи употребляют слова, находящиеся за пределами литературной нормы?

почему школьники в своей устной и письменной речи употребляют слова, находящиеся за пределами литературной нормы?

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ Автор исследовал различные источники по данной проблеме, провел анализ анкетирования, результатов техники чтения, обобщил полученные результаты

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор исследовал различные источники по данной проблеме, провел анализ анкетирования, результатов техники чтения,

обобщил полученные результаты

Проблема: в среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски, что ведет к снижению уровня языковой культуры

Проблема:

в среде школьников заметно усилилось использование слов сниженной стилистической окраски,

что ведет к снижению уровня языковой культуры

гипотеза: культура речи младших школьников будет совершенствоваться, если средства массовой информации будут носителями нормативного русского литературного языка

гипотеза:

культура речи младших школьников будет совершенствоваться, если средства массовой информации будут носителями нормативного русского литературного языка

Цель : выявить характер влияния мультфильмов на культуру речи школьников младших классов

Цель :

выявить характер влияния мультфильмов на культуру речи школьников младших классов

Объект исследования : речь школьников младших классов

Объект исследования :

речь школьников младших классов

Предмет исследования: сниженная лексика, употребляемая школьниками под влиянием мультипликационных фильмов

Предмет исследования:

сниженная лексика, употребляемая школьниками под влиянием мультипликационных фильмов

Задачи, которые предстояло решить:   1. Изучить литературу по теме исследования.  2. Определить состав лексики зарубежных и отечественных мультфильмов с точки зрения употребления слов сниженной стилистической окраски героями исследуемых мультфильмов.  3. Выявить, какие стилистически ограниченные слова заимствуют младшие школьники из лексики мультипликационных фильмов.

Задачи, которые предстояло решить:

1. Изучить литературу по теме исследования.

2. Определить состав лексики зарубежных и отечественных мультфильмов с точки зрения употребления слов сниженной стилистической окраски героями исследуемых мультфильмов.

3. Выявить, какие стилистически ограниченные слова заимствуют младшие школьники из лексики мультипликационных фильмов.

методы исследования:   1.Теоретический. Изучение и анализ (сравнительно – сопоставительный, логический) литературных источников (учебников по русскому языку, справочников по предмету, научно-популярных журналов, Газетных изданий).  2.Анкетирование, беседа, опрос.  3.Включенное наблюдение .  4.Математическая и статистическая обработка полученных первичных данных исследования.

методы исследования:

1.Теоретический. Изучение и анализ (сравнительно – сопоставительный, логический) литературных источников (учебников по русскому языку, справочников по предмету, научно-популярных журналов, Газетных изданий).

2.Анкетирование, беседа, опрос.

3.Включенное наблюдение .

4.Математическая и статистическая обработка полученных первичных данных исследования.

Актуальность:   1)устная и письменная речь младших школьников в последние годы засоряется словами и оборотами речи, находящимися далеко за пределами норм современного русского языка,  2) возникает необходимость определить причины снижения культуры речи учащихся и проводить коррекционную работу

Актуальность:

1)устная и письменная речь младших школьников в последние годы засоряется словами и оборотами речи, находящимися далеко за пределами норм современного русского языка,

2) возникает необходимость определить причины снижения культуры речи учащихся и проводить коррекционную работу

Теоретическая значимость: выявлены и определены отрицательные факторы, влияющие на формирование культуры речи школьников

Теоретическая значимость:

выявлены и определены отрицательные факторы,

влияющие на формирование культуры речи школьников

 Практическая значимость и новизна :   1) результаты исследования позволят решать учебно-воспитательные задачи по устранению слов ненормативной лексики из речи учащихся на уроках русского языка, литературы и внеклассной работы по указанным предметам.  2) информирование родителей и общественности с целью принятия конкретных мер по устранению недочетов в устной и письменной речи.

Практическая значимость и новизна :

1) результаты исследования позволят решать учебно-воспитательные задачи по устранению слов ненормативной лексики из речи учащихся на уроках русского языка, литературы и внеклассной работы по указанным предметам.

2) информирование родителей и общественности с целью принятия конкретных мер по устранению недочетов в устной и письменной речи.

 Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. ( Г. Гегель )   Обороты речи - это своего рода одежда, в которую облачены мысли. ( И.  Энгель ) Не плоть, а дух растлился в наши дни. (Ф. Тютчев).

Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. ( Г. Гегель )

Обороты речи - это своего

рода одежда, в которую

облачены мысли.

( И.  Энгель )

Не плоть, а дух растлился в

наши дни.

(Ф. Тютчев).

источником формирования речевой культуры школьника -семья, -школа, книги, -общение со сверстниками, - средства массовой информации

источником формирования речевой культуры школьника

-семья,

-школа,

  • книги,
  • -общение со сверстниками,
  • - средства массовой информации
влияния телевидения на речь младших школьников -  в основном смотрят мультипликационные фильмы

влияния телевидения на речь младших школьников -

в основном смотрят мультипликационные фильмы

Культура речи (история) культурой речи как культурным, социальным, психологическим и эмоциональным явлением. занимались и занимаются многие ученые-лингвисты

Культура речи (история)

культурой речи как культурным, социальным, психологическим и эмоциональным явлением. занимались и занимаются многие ученые-лингвисты

Михаил Васильевич  Ломоносов  «РОССИЙСКАЯ ГРАММАТИКА» (1757 г.) является первым научным описанием русского языка,  в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы.

Михаил Васильевич Ломоносов

«РОССИЙСКАЯ ГРАММАТИКА»

(1757 г.)

является первым научным описанием русского языка,

в котором рассмотрены вопросы морфологии, синтаксиса, словопроизводства, систематизированы орфографические правила и орфоэпические нормы.

Александр Христофорович Востоков в 1852 году редактировал «Опыт областного великорусского словаря»,  в котором затрагивал вопросы культуры речи и морфологии

Александр Христофорович Востоков

в 1852 году редактировал

«Опыт областного великорусского словаря»,

в котором затрагивал вопросы культуры речи и морфологии

Алексей Александрович Шахматов возглавлял работу по созданию «Академического многотомного словаря»  и комиссию по реформе орфографии

Алексей Александрович Шахматов

возглавлял работу по созданию «Академического многотомного

словаря»

и комиссию по реформе орфографии

Виктор Владимирович Виноградов создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, грамматике, о языке художественной литературы

Виктор Владимирович Виноградов

создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, грамматике, о языке художественной литературы

 В 17-томпом словаре современного  русского литературного языка  Академии наук СССР 120 480 слов.   Особое место в лингвистике занимают  Владимир Иванович Даль,  Сергей Иванович Ожегов,  Дмитрий Николаевич Ушаков.   В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.  В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч

В 17-томпом словаре современного русского литературного языка Академии наук СССР 120 480 слов.

Особое место в лингвистике занимают

Владимир Иванович Даль,

Сергей Иванович Ожегов,

Дмитрий Николаевич Ушаков.

В однотомном словаре С. И. Ожегова около 57 тысяч слов.

В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч

словари В перечисленных словарях собраны слова литературно­го языка, языка художественных, публицистических произведений, печати, радио, науки, и т. д. В этих словарях нет диалектизмов и профессионализмов, и тем более, нет жаргонизмов, сленговых слов

словари

В перечисленных словарях собраны слова литературно­го языка, языка художественных, публицистических произведений, печати, радио, науки, и т. д.

В этих словарях нет диалектизмов и профессионализмов, и тем более,

нет жаргонизмов, сленговых слов

Русский язык - один из самых  богатых языков мира имеет большой лексический запас, располагает развитыми выразительными средствами. Почему люди и абсолютное большинство подростков искажают слова русского языка, не следят за культурой собственной речи?

Русский язык - один из самых богатых языков мира

имеет большой лексический запас,

  • располагает развитыми выразительными средствами.
  • Почему люди и абсолютное большинство подростков искажают слова русского языка, не следят за культурой собственной речи?

Вы слышали, как разговаривают школьники? У школьников свой особенный язык общения. Или это современный русский язык?

Вы слышали, как разговаривают школьники?

У школьников свой особенный язык общения.

Или это современный русский язык?

Культура речи – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей

Культура речи

это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей

речь Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной, красивой. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики и нормы литературного языка

речь

Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной, красивой.

Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики и нормы литературного языка

Под культурой речи понимают соблюдение законов логики и норм литературного языка

Под культурой речи понимают соблюдение законов логики

и норм литературного языка

  факторы, влияющие на развитие  речи школьников:   - Речевое общение с взрослыми. - Речевое общение со сверстниками. - Обучение в школе. - Образцовая речь учителя. - Чтение художественной литературы. - Уроки русского языка, вырабатывающие у детей навыки литературной речи. - Занятия по развитию речи. - Просмотр телепередач, в том числе мультфильмов. - Работа с компьютером.

факторы, влияющие на развитие речи школьников:

- Речевое общение с взрослыми.

- Речевое общение со сверстниками.

- Обучение в школе.

- Образцовая речь учителя.

- Чтение художественной литературы.

- Уроки русского языка, вырабатывающие у детей навыки литературной речи.

- Занятия по развитию речи.

- Просмотр телепередач, в том числе мультфильмов.

- Работа с компьютером.

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре  происходит на основе устной речи, образцом которой становится язык СМИ

Формирование представлений о языковой норме и речевой культуре

происходит на основе устной речи,

образцом которой становится язык СМИ

Состав лексики русского языка стилистически неоднороден Лексика разговорного стиля выделяется некоторой сниженностью

Состав лексики русского языка стилистически неоднороден

Лексика разговорного стиля выделяется некоторой сниженностью

Просторечные слова большую сниженность, по сравнению с разговорной лексикой, имеют слова просторечные, характеризующиеся упрощенностью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок

Просторечные слова

большую сниженность,

по сравнению с разговорной лексикой, имеют слова просторечные, характеризующиеся упрощенностью, грубоватостью и служащие обычно для выражения резких, отрицательных оценок

Просторечные слова выходят за рамки литературного языка, часто нежелательны даже в обычной беседе

Просторечные слова

выходят за рамки литературного языка,

часто нежелательны даже в обычной беседе

В лексике русского языка встречаются жаргонные и арготические слова, они находятся за пределами литературного языка

В лексике русского языка

встречаются жаргонные

и арготические слова,

они находятся за пределами литературного языка

Значение слова  Наличие у слова дополнительного стилистического значения находит отражение в словарях,  указывается стилистическими пометами: “ разговорное”, “просторечное”, “бранное”, “ вульгарное” указывает не только на сферу употребления,  но и на сниженность стилистической оценки

Значение слова

Наличие у слова дополнительного стилистического значения находит отражение в словарях,

указывается стилистическими пометами:

разговорное”, “просторечное”, “бранное”,

вульгарное”

  • указывает не только на сферу употребления,
  • но и на сниженность
  • стилистической оценки

Выделение слов со сниженной стилистической окраской в отечественных и зарубежных мультфильмах было просмотрено 13 зарубежных, 10 российских мультипликационных фильмов: «Южный парк», «Крутые бобры»,  «Малыши рулят», «Огги и тараканы»,  Дисней-клуб, «Мадагаскар», «Симпмоны», «Эй, Арнольд», «Губка Боб», «Том и Джери», «Бетман,» «Котопес», «Винкс «и др.

Выделение слов со сниженной стилистической окраской в отечественных и зарубежных мультфильмах

было просмотрено 13 зарубежных,

10 российских мультипликационных фильмов:

«Южный парк»,

«Крутые бобры»,

«Малыши рулят»,

«Огги и тараканы»,

Дисней-клуб,

«Мадагаскар»,

«Симпмоны»,

«Эй, Арнольд»,

«Губка Боб»,

«Том и Джери»,

«Бетман,»

«Котопес»,

«Винкс «и др.

Анкетирование среди младших школьников  (26 человек- 1,2,3,4,5 классы) Большинство учащихся смотрят мультипликационные фильмы. 86% учеников очень часто любят смотреть мультфильмы, 2% учащихся не смотрят и не любят мультфильмы, 87% опрошенных школьников предпочитают смотреть мультфильмы, 3% читают книги. 64% школьников смотрят мультипликационные фильмы зарубежного производства 57% - отечественного

Анкетирование среди младших школьников (26 человек- 1,2,3,4,5 классы)

Большинство учащихся смотрят мультипликационные фильмы.

86% учеников очень часто любят смотреть мультфильмы,

2% учащихся не смотрят и не любят мультфильмы,

87% опрошенных школьников предпочитают смотреть мультфильмы,

3% читают книги.

64% школьников смотрят мультипликационные фильмы зарубежного производства

57% - отечественного

Лексика мультипликационных фильмов наряду с нейтральной употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении

Лексика мультипликационных фильмов

наряду с нейтральной употребляется стилистически сниженная лексика, ограниченная в употреблении

Лексика мультипликационных фильмов В мультфильмах «Спанч Боб», «Том и джери»,  «Арнольд», «Винкс» и других  часто употребляются слова, такие как:  идиот, извращенец, урод,, морда, оборванец, гнида и другие

Лексика мультипликационных фильмов

В мультфильмах

«Спанч Боб»,

«Том и джери»,

«Арнольд»,

«Винкс»

и других

часто употребляются слова, такие как:

идиот, извращенец, урод,, морда, оборванец, гнида и другие

В Толковом словаре С.И. Ожегова и  Н.Ю. Шведовой данные слова отмечены стилистическими пометами: “ гнида”,  стерва, “козел”, идиот, болван, гаденыш (прост., бранное), а слова: придурок, паршивец, фигня, жулик, тусовка , бестолочь и др. даны с пометой “просторечное”

В Толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой данные слова отмечены стилистическими пометами:

гнида”, стерва, “козел”, идиот, болван, гаденыш (прост., бранное), а слова: придурок, паршивец, фигня, жулик, тусовка , бестолочь и др. даны с пометой “просторечное”

Жаргоны: закосить от армии, подонок, надерем задницу, голубой (гей), отвали, клёво . Чаще всего данная группа слов употребляется в качестве обращений мультгероев  друг к другу

Жаргоны:

закосить от армии, подонок,

надерем задницу, голубой (гей),

отвали,

клёво .

Чаще всего данная группа слов употребляется в качестве обращений мультгероев

друг к другу

Количество слов со стилистически сниженной окраской в отдельных мультфильмах: от 3 до 17 слов; некоторые слова, такие как: урод, идиот, задница, извращенец, дурак, тупица употребляются практически в каждом мультфильме зарубежного производства

Количество слов со стилистически сниженной окраской в отдельных мультфильмах:

от 3 до 17 слов;

некоторые слова, такие как: урод, идиот, задница, извращенец, дурак, тупица употребляются практически в каждом мультфильме зарубежного производства

В мультипликационных фильмах зарубежного производства зачастую употребляются стилистически сниженная лексика, которая нежелательна даже в обычной беседе

В мультипликационных фильмах зарубежного производства зачастую употребляются стилистически сниженная лексика, которая нежелательна даже в обычной беседе

телевидение Россия – 40%  ТНТ – 20% ОРТ – 24%;  СТС  НТВ Культура  ТВ-3

телевидение

Россия – 40%

ТНТ – 20%

ОРТ – 24%;

СТС

НТВ

Культура

ТВ-3

Зарубежные мультфильмы смотрят с удовольствием -  яркие, красочные,  несут заряд бодрости; спецэффекты, сюжеты с драками, “крутые” слова, ругательства; действующие герои этих мультфильмов нарочито грубы и вульгарны

Зарубежные мультфильмы смотрят с удовольствием -

яркие,

красочные,

несут заряд бодрости; спецэффекты,

сюжеты с драками, “крутые” слова, ругательства;

действующие герои этих мультфильмов нарочито грубы и вульгарны

Программа телепередач: 79% - мультфильмы зарубежного производства;  20% - мультфильмы российской киноиндустрии

Программа телепередач:

79% - мультфильмы зарубежного производства;

20% - мультфильмы российской киноиндустрии

зарубежные мультфильмы не ориентированы на российскую культуру:  не адаптированы к менталитету нашего народа, пошлы. Все, что смотрят дети по телевизору, несет элемент воспитания и формирования личности

зарубежные мультфильмы не ориентированы на российскую культуру:

не адаптированы к менталитету нашего народа,

пошлы.

Все, что смотрят дети по телевизору, несет элемент воспитания и формирования личности

Подражая героям мультфильмов учащиеся младшего школьного возраста в своей речи употребляют так называемые “крутые” слова и используют их в качестве обращений и личностных характеристик

Подражая героям мультфильмов

учащиеся младшего школьного возраста в своей речи употребляют так называемые “крутые” слова и используют их в качестве обращений и личностных характеристик

стилистически сниженная лексика активно проникает в речь младших школьников  33% учащихся употребляют в своей речи слова, которые услышали в мультфильмах, что ведет к обеднению индивидуального словарного запаса

стилистически сниженная лексика активно проникает в речь младших школьников

33% учащихся употребляют в своей речи слова, которые услышали в мультфильмах, что ведет к обеднению индивидуального словарного запаса

стилистически ограниченная лексика  популярна среди школьников - оказывает негативное воздействие на формирование словарного запаса младших школьников, культуру их речи

стилистически ограниченная лексика популярна среди школьников -

оказывает негативное воздействие на формирование словарного запаса младших школьников, культуру их речи

Влияние родителей 24% из опрошенных школьников слышат от родителей ругательные слова и выражения,  58% - не слышат таких слов от родителей  и пополняют свой словарный запас бранной лексикой мультгероев

Влияние родителей

24% из опрошенных школьников слышат от родителей ругательные слова и выражения,

58% - не слышат таких слов от родителей

и пополняют свой словарный запас бранной лексикой мультгероев

В результате проведенных исследовательских мероприятий было обнаружено прямое влияния мультипликационных фильмов на снижение уровня культуры речи школьников, так как слова и речевые обороты ( вне нормы), которые учащиеся слышат и читают, входят в их активный лексикон

В результате проведенных исследовательских мероприятий было обнаружено прямое влияния мультипликационных фильмов

на снижение уровня культуры речи школьников,

так как слова и речевые обороты

( вне нормы),

которые учащиеся слышат и читают, входят в их активный лексикон

Младшие школьники отдают предпочтение просмотру мультфильмов зарубежного производства и заимствуют из них слова сниженной стилистической окраски

Младшие школьники отдают предпочтение просмотру мультфильмов зарубежного производства

и заимствуют из них слова сниженной стилистической окраски

Вывод: словарный запас школьников “обогащается”  за счет лексики, ограниченной в употреблении  и негативно влияет на культуру их речи

Вывод:

словарный запас школьников “обогащается”

за счет лексики, ограниченной в употреблении

и

негативно влияет на культуру их речи

Наши рекомендации: 1.Уменьшить количество показов мультфильмов зарубежного производства.  2.Больше внимания уделять чтению книг и учебе.  3.Детям меньше времени тратить на просмотры мультфильмов.  4.Родителям ограничить или запретить покупку зарубежных мультфильмов .

Наши рекомендации:

1.Уменьшить количество показов мультфильмов зарубежного производства.

2.Больше внимания уделять чтению книг и учебе.

3.Детям меньше времени тратить на просмотры мультфильмов.

4.Родителям ограничить или запретить покупку зарубежных мультфильмов .