Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51» г. Улан-Удэ
670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, Железнодорожный район, ул.Гагарина, 12, тел.
8(3012)44-04-41 (факс), 44-06-52.
Сайт школы:school51uu.fo.ru E-mail:[email protected]
Социальный проект
«Вместе мы сила»
Автор проекта: Батуев Арсалан
Руководитель проекта:
учитель истории и обществознания
Николаева В.Ц.
Улан-Удэ
2019г.
Содержание:
Паспорт проекта
Актуальность проекта
Аналитическое обоснование проекта
Целевое назначение проекта
Механизм реализации
Планы мероприятий
Используемая литература
Приложения
Паспорт проекта
Название учебного заведения | МБОУ «СОШ №51» |
Название проекта | «Вместе мы сила» |
ФИО автора, место и срок разработки | Батуев Арсалан. Ученик 10 «б» класса МБОУ «СОШ №51», в течение года |
Срок реализации | В течение года |
Целевая аудитория | Учащиеся , трудные подростки |
Актуальность проекта.
Правоохранительные органы выполняют огромную роль в правовом регулировании общественных отношений, а, следовательно, и в функционировании общества в целом. В последнее время возрастает интерес к правоохранительным органам возрастает. Это связано с деятельностью органов, как общественного регулятора правопорядка, а также с выбором будущей профессиональной деятельности учащихся. Надо отметить, двоякое отношение молодежи к правоохранительным органам. Во-первых, согласно статистике, более половины опрошенных граждан выражают скептическое отношение к работе сотрудников правопорядка. Проблема недоверия граждан Российской федерации к деятельности правоохранительных органов на сегодняшний день носит повсеместный характер. Это обусловлено рядом причин, которые оказывают непосредственное влияние на формирование объективного мнения о правоохранительных органах. Во-вторых, правоохранительные органы, выполняют роль социального лифта в современном обществе. И школьник, выбирая будущую профессию учитывает и другие факторы такие как заработная плата, положение в обществе, авторитет, льготы, а также то, что работа в правоохранительных структурах дает достаточно высокий статус. Не секрет, что многие дети хотят стать в будущем судьями, прокурорами, адвокатами, следователями, сотрудниками ФСБ, МВД.
В последнее время в нашей стране растет количество несовершеннолетних детей, совершающих правонарушения, что отрицательно сказывается на благополучии общества, социальной сфере и правопорядка. В нашей школе есть учащиеся, которые стоят на учете в КДН, ОДН МВД, и внутришкольном учете. (см. Приложение 2 и приложение 3). Это обусловлено особенностью подросткового возраста, который характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. Подростки активны, любопытны, им нравятся острые ощущения, но при этом в силу своего возраста не могут прогнозировать будущее, они стремятся к самостоятельности, стараются сформировать свое личное отношение к окружающей среде. Все это относится к подростковому возрасту вообще. Но есть категория подростков, у которых эти качества проявляются резче, что приводит к непониманию с окружающими, к конфликтам и даже к противоправным действиям. Таких детей называют «трудными», с ними трудно найти контакт, они часто нарушают дисциплину, могут проявлять агрессию. Они часто конфликтуют с родителями, педагогами и становятся легкой добычей асоциальных групп. Такие подростки в раннем возрасте втягиваются в криминальные группы, принимают алкогольные и наркотические средства. С такими детьми проводится целый ряд воспитательных мероприятий, но часто этих мер недостаточно. в первую очередь потому что многие из них считают себя правыми и остаются при своем мнении, во вторую, ответственность о которой им говорят, кажется им далеким и туманным. Поэтому для эффективности борьбы с малолетними правонарушителями и профилактики правонарушений необходимо, чтобы они посещали, например, судебные заседания, структуры правоохранительных органов. Все это станет наглядным примером возможной юридической ответственности за проступки и преступления.
Актуальность моего проекта связано с популяризацией деятельности правоохранительных органов среди учащихся, через ознакомление с работой этих структур, что даст возможность более точно определиться с будущей профессией школьникам, а также с профилактикой правонарушений несовершеннолетних, подросток получает знания о недопустимости неправомерного поведения в обществе и юридической ответственности.
Цель проекта: познакомиться с деятельностью правоохранительных органов, способствовать сознательному выбору будущей профессиональной деятельности, способствовать социальной адаптации и решению проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Поставленная цель проекта обуславливает следующие задачи:
Знакомство со структурными подразделениями правоохранительных органов
Способствовать популяризации правоохранительных органов, путем совместной деятельности, бесед с сотрудниками полиции.
Способствовать осознанному выбору будущей профессиональной деятельности ученика.
Воспитывать законопослушную личность, умеющую защищать свои права, анализировать свои поступки, способную к позитивно направленной социальной деятельности. Профилактика правонарушений несовершенолетних
Аналитическое обоснование проекта.
Профориентационная работа предполагает целый комплекс мер, направлена на выявление у школьников склонностей и таланта к определенным видам профессиональной деятельности и является одним из важнейших компонентов воспитательной системы. Реализуется во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися. Подготовка учащихся к самостоятельному осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности. Исходя из этих принципов образовательной системы, считаю, мой проект даст возможность более детально ознакомиться с работой правоохранительных органов и как вследствие поможет с выбором профессиональной деятельности. Проект «Вместе мы сила», предполагает создание кружка любителей- правоведов, где учащиеся будут изучать более углубленно уголовное, административное и процессуальное право, а также права и обязанности граждан, в том числе несовершеннолетних. Посещать отдел МВД по Железнодорожному району, суд и судебные заседания, прокуратуру, патрулировать по улицам вместе с сотрудниками полиции, следить за соблюдением правил дорожного движения с сотрудниками ГИБДД. Члены кружка будут консультировать других учащихся и детей с негативным девиантным поведением. проводить с ними беседы, лекции, на позиции «равный- равному», таким образом внося и свою лепту в воспитательную систему по профилактике борьбы с малолетними правонарушителями.
Общество нуждается в здоровых, грамотных и профессиональных гражданах своего государства. Проект позволит направить энергию учащихся в позитивную сторону, формировать физически и духовно развитую личность, морально стойкую, способную реализовать творческий потенциал, обладающую высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга.
В результате реализации проекта с одной стороны способствует сознательному выбору будущей профессиональной деятельности ученика, а с другой, происходит личностное становление школьника, они получают возможность проявить себя и осознать необходимость соблюдения социальных норм, принятых в обществе.
К реализации проекта будут привлечены: отдел МВД Железнодорожного района, районный суд Железнодорожного района, прокуратура Железнодорожного района, администрация Железнодорожного района, администрация МБОУ СОШ №51.
В процессе реализации проекта, учащиеся будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, обучаясь и развивая личностные качества. Во-вторых, взаимодействуя между собой приобретают навыки командной работы, коллективной поддержке. Учащиеся организовывают и проводят выступления перед классами, игры, проводят социальные опросы, анкетирование. В-третьих, передают информацию своим сверстникам, консультируют, по принципу «равный-равному». Проводят дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия с элементами тренинга, конкурсы, выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, написание статей в школьную газету. Все это будет способствовать социальной компетенции ученика.
Целевое назначение проекта:
Проект направлен на учащихся МБОУ СОШ №51, предусматривает оказание помощи школьникам в выборе будущей профессии в структурах правоохранительных органов, а также проведение профилактической работы с ребятами, состоящими на учете и входящими в группу риска.
Содержание программы.
Программа содержит
3 блока: организационная работа, профориентационная деятельность и профилактическая.
1 блок. Организационная работа направлена на осуществление комплекса мероприятий по выявлению интересующихся правом и созданию кружка «Вместе мы сила».
2 блок. Профориентационная деятельность. Предполагает кружковую работу по изучению права, экскурсии и беседы с правоохранительными органами, совместную деятельность.
3 блок. Профилактическая деятельность включает в себя индивидуальную и коллективную работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Мероприятия (действия) по реализации Проекта.
Этапы реализации проекта.
1 блок. Организационный.
Выявление интереса у школьников к изучению права путем опроса, анкетирования и индивидуальных бесед.
Создание учебного кружка «Вместе мы сила».
Создание договорных отношений с правоохранительными органами о проведении экскурсий, бесед, показательных выступлений обучающимся.
Создание картотеки учащихся состоящих на внутришкольном учете, КДН и ОДН.
2 блок. Профориентационная деятельность.
Изучение отраслей права, юридической ответственности, процессуального гражданского, административного и уголовного права, прав и обязанностей несовершеннолетних (см. Приложение 1).
Проведение тематических экскурсий, бесед с правоохранительными органами совместное сотрудничество, ознакомление с деятельностью, функциональными обязанностями и правами правоохранительных органов (см. Приложение 1)
Совместное посещение членами кружка и трудными подростками правоохранительных органов, связанных с осуществлением ими своих профессиональных функций.
3 блок. Профилактическая деятельность.
Учащиеся проводят классные часы по профилактике правонарушений. беседы и консультации с детьми девиантного противоправного поведения.
Тематические ролевые игры.
Приглашение «трудных» подростков на экскурсии, беседы с правоохранительными органами. Таким образом, ученики будут информаторами, воспитателями и проводниками в воспитательной системе.
В проекте используются следующие понятия:
Несовершеннолетний- лицо, не достигшее 18 лет.
Трудный подросток- это ребенок, вступивший в стадию полового созревания, поведение которого не соответствует общепризнанным общественным нормам.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также по реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующим правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Правовая основа программы.
Правовую основу программы сставляют:
Закон об образовании
Международная конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Федеральный закон №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенолетних».
Устав школы МБОУ СОШ№51.
Локальные акты.
Методы работы
Анкетирование
Тестирование
Наблюдение
Опрос
Беседа
Убеждение
Тематические экскурсии
Методика коллективной творческой деятельности
Индивидуальная консультация
Индивидуальная поддержка
Ожидаемые результаты.
1 блок | Создать список, интересующихся правом. Создать базу данных по учащимся, состоящим на учете. Посетить и договориться с правоохранительными органами о проведении профориентационной работы сотрудниками правопорядка, судебной системы и прокуратуры. |
2 блок | Сформировать ответственного и грамотного в правовом отношении гражданина своей страны и способствовать осознанному выбору будущей профессии в структуре правоохранительных органов. |
3 блок | Сформировать жизненную позицию учащихся. Сформировать у учащихся здоровый образ жизни Способствовать формированию законопослушного гражданина. |
Материальное обеспечение
Учебно-методические пособия
Канцелярские товары
Оплата проезда на маршрутном автобусе, трамвае.
Проектор
Компьютер.
Риски и угрозы
Отсутствие взаимодействия между структурами и подразделениями правоохранительных органов и школьного сообщества ставит под угрозу реализацию цели.
Недостаточность финансирования.
План мероприятий.
Содержание работы | сроки | ответственные |
Организационная. Составление списка, желающих посещать кружок «Вместе мы сила». Сосотавление базы данных, детей состоящих на учете. Составление ряда устных и письменных договоров со структурами правоохранительных органов. | сентябрь | Батуев А. Руководитель проекта-Николаева В.Ц. |
Профориентационная . Кружковая деятельность в школе Посещение органов судопроизводства, судебного заседания, отдела МВД, совместное патрулирование улиц (не более 2 часов в день в свободное от учебы время), прокуратуры. | В течение года | Батуев А. Руководитель проекта-Николаева В.Ц. |
Профилактическая. Работа с детьми девиантного поведения, консультация, беседа на позиции «равный-равному», проведение классных часов. Посещение учащихся, состоящих на учете и детей с отклоняющимся поведением судебных заседаний, отдела МВД, прокуратуры. | В течение года | Батуев А., члены кружка. Руководитель проекта-Николаева В.Ц. |
Используемая литература
Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М., 2006 г.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 9-11 классах. Ростов/на Дону, 2006.
Правовое воспитание школьников 5-9 классы. — Волгоград, 2005.
Потёмкин Г. А., Моравски Я. «Спасибо, нет!». — М.: АМИТИ, 1994.
Работа с детьми группы риска: Методическое пособие для социальной службы
«Ребёнок на улице». — М.: Российский Благотворительный Фонд «Нет алкоголизму и наркомании» («НАН»), 1999. — 112 с.
Сергеев А. Н., Целинский Б. П. Рекомендации педагогам,родителям и сотрудникам правоохранительных органов о проведении профилактической работы по предупреждению распространения наркотиков и злоупотребления ими в молодёжной и подростковой среде — М., 2000. — 30 с.
Фалькович Т.А., Высоцкая Н.В., Толстоухова Н.С. Подростки 21 века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. — М. 2009. – 129 с.
Бедарева Т, Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьерыдля старшеклассников и студентов- спб, 2008
Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога.- СПБ, 2006
Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности.- МПСИ,2004-301с.
Приложение 1
Календарно-тематический план кружка «Вместе мы».
№ | Тема занятия | примечание |
| Что такое право | |
| Правоотношения и субъекты права | |
| Правонарушения и юридическая ответственность | |
| Беседа «Юридическая ответственность» | |
| Правонарушения и юридическая ответственность | |
| Гражданские права | |
| Правоохранительные органы | |
| Правоохранительные органы | |
| «Мы патрулируем улицы нашего района» | |
| Посещение отдела МВД | |
| Конституция РФ | |
| Правовая игра «Конституция» | |
| Право на труд | |
| Семейные отношения | |
| Административные правоотношения | |
| Посещение и присутствие на судебном заседании мирового судьи | |
| Совместное дежурство с сотрудниками ГИБДД | |
| Посещение и присутствие на судебном заседании районного суда | |
| Уголовные правоотношения | |
| Посещение отдела МВД, знакомство со структурными подразделениями МВД и их функциональными обязанностями. | |
| Проведение классных часов в 7-8 классах | |
| Посещение прокуратуры, знакомство с отделами и их функциональными обязанностями. | |
| Права и обязанности несовершеннолетних. | |
| Тематическая игра « Мои права» | |
| Социальные права | |
| Подведение итогов | |
Приложение 2
Социальный паспорт МБОУ СОШ №51
Уч. год | Количество учащихся | Дети, оставшихся без попечения родителей | Дети-инвалиды | Дети с ОВЗ | Дети, жертвы насилия | Дети, проживающие в малоимущих семьях | Дети- СОП | Полные семьи | Неполные семьи | Многодетные семьи |
2016/2017 | 830 | 12 | 6 | 0 | 0 | 141 | 40 | 551 | 257 | 156 |
2017/2018 | 848 | 10 | 5 | 0 | 0 | 97 | 36 | 542 | 245 | 175 |
2018/2019 | 908 | 6 | 6 | 0 | 0 | 131 | 4 | 664 | 224 | 143 |
Приложение 3
Список учащихся, состоящих на учете.
Уч.год | Всего учащихся | ВШУ | КДН | ОДН | РНД |
2016/2017 | 848 | 7 | 2 | 1 | 0 |
2017/2018 | 871 | 5 | 0 | 0 | 0 |
2018/2019 | 908 | 5 | 1 | 1 | 0 |