СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов "В мире русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 5-6 классов "В мире русского языка"»

Внеклассное мероприятие

Брейн-ринг «В мире русского языка».

Предмет: русский язык

Класс: 5-6

Цели занятия:

образовательная:

закрепить, расширить и углубить знания учащихся по русскому языку

развивающая:

активизировать мыслительную деятельность, развивать мышление, память, сообразительность; побуждать к познанию нового; формировать навыки командной игры;

воспитательная:

воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.

Ход мероприятия

В нашем зале собрались любители русского языка.

Девиз нашей игры: “Выучить русский язык!”

Перед вами громада – русский язык.

Наслажденье глубокое зовет вас, погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”

(Н.В.Гоголь) 

Играют 4 команды, в каждой из которых по 6 человек.

Игроки выбирают капитана команды, придумывают название и свой девиз.

Представление команд

Ведущий. Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!

 Разминка. Вопросы – шутки.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)

  2. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)

  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)

  4. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)

  5. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  6. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

  7. Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)

  8. Какое государство можно носить на голове? (Панама)

  9. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? (Залп)

  10. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? (Нос)

  11. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?  (Камыш-мышка)

  12. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?  (Но)

А теперь мы приступим к более сложным заданиям.

Задание 1. Пред вами слова, в которых необходимо правильно расставить ударения и объяснить значения слов.

торты (кондитерское изделие)

балуюсь (шалить, забавляться)

комбайнер (водитель комбайна)

тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)

мельком (в самое короткое время, бегло)

щавель (растение)

силос (корм для скота)

квартал (часть города)

Игра со зрителями.

Ведущий игры: Пока ребята справляются с ударениями, мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. “Ведь пословица недаром молвится”, “Без пословицы не проживешь”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять пословицы и поговорки.

  1. Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.). 

  2. О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.). 

  1. Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?(После дождичка в четверг.). 

  2. Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (Положить зубы на полку.). 

  3. Плеваться вообще некрасиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.). 

Задание 2.  Укажите номера нераспространенных предложений. За каждый верный ответ 1 балл. Ответы: 1,3,5

  1. Мальчики и девочки разговаривали и смеялись.

  2. Море весело плескалось.

  3. Москва – это столица.

  4. Давно угомонился и замолк птичий гомон.

  5. Маша, беги!

Вопрос 3. Различаются ли по составу слова? Обозначьте их морфемный состав. За выполненное задание 2 балла.

Стекло (глагол)  и стекло (сущ.)

Внеклассное мероприятие

«БРЕЙН-РИНГ по русскому языку и литературе»

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 5-9 классов.

Задачи:

• повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по

русскому языку и литературе;

• развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

• расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

• карточки с заданиями

• музыкальное сопровождение,

• проектор,

• ручки и листочки.

У ч а с т н и к и: 3 команды по 6 человек, учащиеся 5-9 классов, сидят за

столами.

Ход мероприятия

Разминка.

Блиц-опрос (вопросы всем командам, кто вперед ответит):

1. Какая азбука состоит из 2 знаков? (Морзе)

2. Первое жилище человека. (Пещера)

3. Отрезок времени в сто лет. (Век)

4. У кого усы длиннее ног? (Таракан)

5. 6 ног, 2 головы, а хвост один. (Всадник на коне)

6. В каком месяце меньше всего говорят? (В феврале)

7. Из какого полотна не сошьешь рубашку? (Из ж/д)

8. Самая близкая к Земле звезда (Солнце)

9. На каком языке читал Чингисхан? (На не грамотном)

10. Дать синонимы: торопиться - спешить, хата - изба, обратно - назад, пламя -

огонь, забава - игра, темнота - мрак.

Учитель (ведущий): Мы поздравляем победителей, а ко всем остальным я хочу

обратиться со словами Б. Симонова: Радость постарайся дать другим,

Помогай им в случаях тяжёлых,

А сейчас - ты слышишь - не грусти.

Верь мне, что наступит час весёлый.

Прошагай его с улыбкой ясной.

Верю я, что ты мечту найдёшь


И счастливым в этой жизни будешь.

По дороге разума пройдёшь.

Много знаний ты себе добудешь.

1 тур

(из области русского языка)

1. Загадки - шутки (по очереди каждой команде) :

- Его проглатывают, упорно не желая о чём – то говорить. За него тянут

или дёргают. Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

(Язык)

- Его вешают, приходя в уныние. Его всюду суют, вмешиваясь не своё дело.

(Нос)

- Не цветы, а вянут. Не ладоши, а хлопают. Не бельё, а развешивают их

слишком доверчивые и любопытные люди. (Уши)

2. Какой частью речи - числительными или существительными - являются слова

тысяча, миллион, миллиард? (Числительные, отвечающие на вопрос сколько? И

могут быть записаны цифрами)

3. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый -

любящий насмехаться, смешливый - такой, которого легко рассмешить. Нет)

4. Как превратить слова ай и но в местоимения? (Я, он - прочитать справа

налево)

5. Расставьте ударения в словах :

Торты, договор, начал, звонит, квартал, каталог, красивые, баловать,

диспансер, средства. (Участникам раздать карточки с этими словами, для

зрителей показать на доске)

6. Найди четвёртое лишнее (каждой команде по одной строчке)

а) Расти, поросль, росла, рост (росла - форма слова)

б) Конечно, скучно, дачник, скворечник (дачник)

в) Друг, товарищ, приятель, кореш (кореш)

7. Сколько стоит книга, если за неё надо заплатить два пятиалтынных?

8. Подберите прилагательные - определения к словам :

Какаду, какао, кофе, мозоль, рояль, тюль, шампунь, такси, боа (по очереди)

9. Чем различаются слова : невежа и невежда, одень и надеть

10. Подберите антонимы к словам: простой, рабство, высота (составной,

свобода, низина)

11. Пантомима. Выбрать карточку с названием басни Крылова; составить

пантомиму. Зрители должны угадать басню.


Музыкальная пауза. Танец в исполнении танцевальной группы школы.

2 тур.

(из области литературы)

1. Великий учёный, поэт, основатель МГУ (М. В. Ломоносов)

2. «Терпи казак - атаманом будешь» (из какого произведения и чьи слова). (Тарас

Бульба - произведение Гоголя)

3. Он родился 15 октября 1814 года, погиб, как и А. С. Пушкин, на дуэли (М. Ю.

Лермонтов)

4. «Береги честь смолоду». Эпиграф к какому произведению? («Капитанская дочка»

А.С.Пушкина)

5. Чьи это слова : «Ты всё пела, это дело, так поди-ка попляши» (Крылов

«Стрекоза и Муравей)

6. Самая издаваемая книга в мире. (Библия)

7. Сказка о пользе коллективного труда («Репка»)

8. Какие съедобные фамилии встречаются в произведениях Н. В. Гоголя (Земляника

в «Ревизоре», Яичница в «Женитьбе», Плюшкин в «Мёртвых душах»)

9. Из какого произведения слова :

«Бойцы поминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они» (А. С.

Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)

«Смешались вместе кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный

вой» (М. Ю. Лермонтов «Бородино»)

«Но я другому отдана и буду век ему верна» (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)

«Счастливые часов не наблюдают» (А. Грибоедов «Горе от ума»)

«Быть или не быть : вот в чём вопрос» (Шекспир «Гамлет»)

10. Почему арабские сказки названы «Тысяча и одна ночь»? (Тысячу ночей

рассказывала Шахразада свои чудесные сказки. А когда наступила тысяча

первая ночь, она окончила свой рассказ)


3 тур.

(вопросы из разных областей)

1. Что здесь лишнее : автомобиль, трамвай, автобус, мотоцикл? (трамвай)

2. Дощечка у художника для смешивания красок. (палитра)

3. 2 отца и 3 сына съели 3 яйца, по одному каждый. Как это случилось?

(Дед, отец, сын)

4. Из какого растения делают халву? (Подсолнечник)

5. Австралия - это континент. Сколько на этом континенте стран? (1)

6. Кто был первым пассажиром искусственного спутника Земли? (Собака

Лайка)

7. Древнегреческий герой, совершивший 12 подвигов. (Геракл)

8. Автор «Сикстинской мадонны» (Рафаэль)

9. Композиторы, сами сочиняющие музыку, слова песни и сами же

исполняющие её под гитару. (Барды)

10. Самая крупная ягода. (Арбуз)

11. Итальянский мыслитель, учёный, сожжённый на костре за свои убеждения.

(Дж. Бруно)

12. Самая высокая вершина мира. (Гималаи, Джомолунгма, Эверест 8843 м)

13. Автор картины «Алёнушка» (Васнецов)

14. Самый короткий день в году. (22 декабря)

15. Они родились в античные дни, потом были забыты. Теперь они проходят

каждые 4 года, причём зимой и летом только. (Олимпийские игры)

16. В какой последовательности расположены цвета радуги? (к. о. ж. з. г. с ф.

ВИКТОРИНА

по русскому языку для 5 класса «Грамота—второй язык»

Автор: учитель русского языка и литературы Чистопольской средней школы района имени Габита Мусрепова Северо-Казахстанской области СЕРЕДА Лариса Николаевна

Цель мероприятия: прививать любовь к русскому языку через игру.

Задачи:

1) развивать творческое воображение детей, вырабатывать свободную и выразительную речь; прививать любовь к родному языку.

2) показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, формировать подлинные познавательные интересы; поддерживать желание учиться и получать удовольствие от преодоления познавательных трудностей;

3)развивать пытливость, любознательность каждого ученика, творческие способности учащихся, расширить кругозор и словарный запас.

4) воспитывать стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь; воспитывать чувство товарищества, умения работать в коллективе.

Ход викторины:

  1. Оргмомент. Деление на команды.

Задание 1. Добавить одну букву, чтобы получилось слово.



БА БА

КО КО

СО СО

РИ РИ

ЛА ЛА



5 бал. – 5 слов

4 бал. – 4 сл. и т.д.

2 задание «Угадать слово по подсказке»

1 команде

7 «люков»

_лю_к_

_люк_

_ лю_к _

_ люк_

_лю_ _ _ к _

_люк_ _

_ лю_ _ к



2 команде

7 «львов»

_л_ _ев_ _

ле _ в_ _

_ лев_ _

_ _ лев_ _ _ _ _ _

_ лев

_ лев_ _ _ _

ле _ _ в__

Вопросы для 1 команды

Без этого не играют в хоккей

Этот в руке у Бабы-Яги

Этот пекут, как пекут пироги

Этот не знает, что значит улыбка

В тот молочко наливают кошке

Этот с болота приносят в лукошке

Этот искал Карабас-Барабас



Вопросы для 2 команды

Первый лев пасет оленей

Этот острый, в мыльной пене

Третий корм для лошадей

Лев – источник новостей

В пятом здесь бычок вздыхает

Этот полю помогает

А последний очень вял.



3 задание: «Найти слово в слове».

В данных словах найдите другие слова:

глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.

Выигрывает та команда, которая найдёт больше слов.

(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)



4 задание: «Волшебные предметы»

– черный ящик. Вы должны угадать, какой волшебный предмет находится в чёрном ящике, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». (волшебная палочка?)



– Как называется волшебная скатерть. (Самобранка)



– Какой волшебный предмет хранила в болоте черепаха Тортилла? (золотой ключик)



– Какой волшебный предмет помог узнать царице, что молодая царевна живет у семи богатырей? (зеркальце)



– Волшебный вид транспорта, на котором герой русской народной сказки попал к царю во дворец. А помогла ему в этом необычная рыба. (Печка Емели)



– Какой разноцветный волшебный предмет исполнил семь желаний девочки Жени? (цветик - семицветик)

5 задание: «Закончи пословицу»

1 команде.

1. Будет зима…(будет и лето).

2. Готовь сани летом…(а телегу зимой).

3. Зима не лето – (в шубу одета).

4. Невелика капля…(а камень долбит).

5. Одно дело делаешь – (другого не порть).

2 команде.

1. В зимний холод…(всякий молод).

2. Солнце летом греет…(а зимой морозит).

3. Лето собирает…(а зима съедает).

4. Жаль молока – (не видать кошки).

5. Красна птица пером…(а человек умом).



6 задание: обеим командам: “В каких словах ЕЛЬ растет?”

Составить новые слова, используя слово «ель». Кто больше слов составит. (Карамель, кисель, писатель, водитель, учитель, мебель, капель, портфель, картофель, мель, мельница, понедельник и т.д..)



7 задание: Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу или поговорку. (Вопросы задаются командам поочерёдно, если одна не может ответить, то право ответа передаётся другой).

- Какой конь борозды не портит? (Старый).

- От чего лучше всего танцевать? (От печки).

- Кем станет казак, если будет терпеть? (Атаманом).

-Чего не вырубишь топором? (Что написано пером).

- Чем долг красен? (Платежом).

- Когда приходит аппетит? (Во время еды).

- Где черти водятся? (В тихом омуте).

- Что любят деньги? (Счёт).

- Что знает кошка? (Чьё мясо съела).

- Что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).

- На какой роток не накинуть платок? (На чужой).

- В какие сани не следует садиться? (Не в свои).



8 задание: «Пословицы шутят».

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такая ты была,

Неужто буква озорная

Вновь чье-то место заняла?

(Прочитать пословицу и исправить букву, которая искажает смысл).

1 команде.

1. Ус хорошо, а два лучше.

2. Голод – не щётка.

3. Один в золе не воин.

4. Жди у горя погоды.

5. Дружба дружбой, а кабачок врозь.

6. Толочь в ступе соду.

7. Нашла коза на камень.

8. Не зная броду, не суйся в моду.

9. Трус кормит, а лень портит.

10.Лес рубят – кепки летят.



2 команде.

1. Первый клин комом.

2. Сашу маслом не испортишь.

3. Мы сами с ушами.

4. От бобра бобра не ищут.

5. В здоровом теле здоровый пух.

6. Крутится, как булка в колесе.

7. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плавало.

8. Голода не бойся, по пояс мойся.

9. Купить кита в мешке.

10.Соловья башнями не кормят.



9 задание: Быстро и правильно произнести скороговорки (по командам)



- У пенька опять пять опят.



- У реки росла рябина, а река текла, рябила.



10 задание: составить новое слово, используя отдельные морфемы из других слов.

1 команде:

У слова НАЕЗДНИК возьмём приставку,

у слова САДОВНИК – корень,

       у слова ПЕЧАЛИТЬ – суффикс,

       у слова ПОДАЛ – суффикс,

       у слова МЫШИ – окончание.

Что получилось? Каким способом образовано?

2 команде:

У слова ПЕРЕКЛИЧКА возьмём приставку,

у слова КРИКУН – корень,

у слова ПРЫГНУТЬ – суффикс,

у слова СТАТЬ – суффикс.

   Какое слово получилось? Каким способом оно образовано?

11 задание: Чем торгует продавец?

КЕ ЗЕ ФРУК СЛИ КОН СО ФИНИ ВАФ ФТР ЛИ ТЫ КИ ВЫ ФЕТЫ

(Ответ: вафли, зефир, сливы, конфеты, фрукты, финики, кефир, соки)




12 задание: «Кто быстрее?»

Все участники отвечают на шуточные вопросы.

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон)

2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень)

3. Чем больше берешь, тем больше она становится. (Яма)

4. Кто говорит на всех языках? (Эхо)

5. Сидит кошка на кошке, голова и хвост, как у кошки, но все же не кошка. Что это за зверь? (Кот)

6. Какой месяц короче всех? (февраль)

7. Какая птица больше всех похожа на утку? (Селезень)

8. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню)

9. В каком месяце люди меньше всего разговаривают? (В феврале)

10. Место на реке, где ее можно перейти (Брод).

11. Отверстие вулкана (Кратер).

12. Наука о небесных светилах (Астрономия).

13. Место, где скрещиваются улицы (Перекресток).

14. Речь, произнесенная одним лицом (Монолог).

15. Кто он? Его бояться - в лес не ходить. (волк)

16. Укажите название басни , мораль которой

А вы , друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

17. Кто он? Его на мякине не проведешь. (воробей)

18. Кто он? Хватит его баснями кормить. (соловей)

19. Кто он? Пустите его в огород. (козел)

20. Товарищ по работе. (Коллега).

13 задание: Закончи пословицу:

1 команде:

1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).

2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).

3. Один за всех - … (все – за одного).

4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).

5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).

2 команде:

1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).

2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).

3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)

4. Поспешишь - … (людей насмешишь).

5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).

  1. Задание: «Угадайка». Почтальон Печкин растерялся, прочитав телеграммы. Кто же их послал?

    1. К. Был в гостях у козлят.

    2. К. Цветочек удивительной красоты нашёл, ждите домой.

    3. К. За крота замуж не вышла, улетаю с ласточкой.

    4. К. Людоеда съел, замок – твой.

  1. Задание: Вопросы-шутки

1.В каком слове сорок гласных? 
2. В каких словах по сто согласных? 
3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий? 
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? 
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв? 
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? 
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? 
8. В каком числительном содержится приказ? 
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? 
10. В каком слове 100 отрицаний. 
Подведение итогов. Награждение.

Итог: Спасибо, Грамматика,

Наука прекрасная!

За буквы, слова, предложения ясные.

Где трудное место в словах –

Ты же рядом

И правило четко подскажешь, как надо

Писать, говорить, размышлять

И трудиться, –

Нам в жизни, Грамматика, все пригодится!

I. Отборочный тур

1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.

II. Задания

Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.

1. Определить часть речи у следующих слов:

Карточка № 1.

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

2. Определить способ словообразования.

1) отгадать загадку, ответ записать.

2) определить, каким способом образовано слово-ответ.

1. Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всем поклон отдаёт.

(земляника – суффиксальный)

2. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода.

(самовар – сложение корней)

3. Зубов много, а ничего не ест.

(расчёска – приставочно-суффиксальный)

4. В маленьком окошке

Голубое солнце.

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(телевизор – сложение корней)

5. Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала…

(снежинка – суффиксальный)

6. Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз –

В огороде – лето.

(теплица – суффиксальный)

3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.

Карточка № 2.

  1. Дело шуток не любит. (Им. п.)

  2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)

  3. Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)

  4. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)

  5. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)

  6. И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)

  7. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)

  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)

  9. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)

  10. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

4. Конкурс с болельщиками.

Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ответы:

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

5. Определить в прямом или переносном значении употреблены прилагательные.

Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).

6. Конкурс капитанов.

Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойно ли вы выбрали руководителя своей команды.

Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.

1 команда: М.

2 команда: К.

Вопросы:

  1. Как вас зовут?

  2. Какая у вас фамилия?

  3. Как зовут вашу маму?

  4. Как зовут вашего отца?

  5. Из какого вы города?

  6. Назовите любимое блюдо.

  7. Любимая книга.

  8. Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?

  9. Любимое животное.

  10. Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.

7. Определите род у несклоняемых существительных.

Ведущий читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.

Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.

Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.

Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.

Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Ответы:

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).

8. Конкурс с болельщиками.

Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс. Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

9. Определить лексическое значение у предложенных слов.

Карточка № 3.

1. выжига

В

а) очень жаркая погода

2. затуркать

К

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

А

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

Б

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

Е

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

Ж

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

З

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

Г

з) продавец в ларьке

9. катыш

И

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

Д

к) то же, что затюкать

10. Конкурс с болельщиками.

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень)

  2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)

  3. Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)

  4. Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)

  5. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)

  6. Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)

  7. Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)

  8. Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)

11. Определить значение фразеологических оборотов.

Найти в предложениях фразеологические обороты или части, восстановить их и объяснить значение.

Карточка № 4.

  1. Первый дачный блин вышел, кажется, комом.

  2. Я теперь по мачты влюблена в трёхтрубный крейсер.

  3. Во всю ивановскую трачу деньги.

  4. «Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.

  5. Возьмём мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твоё яблоко, мой табак и уйдём из этого дома куда глаза глядят.

  6. В этом деле он собаку съел.

  7. Нередко трон занимали цари без царя в голове.

  8. Он человек отставной, его песенка спета.

12. Конкурс с болельщиками.

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

III. Подведение итогов.

Ведущий подсчитывает баллы. Награждают команду-победителя и самого активного болельщика.