МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОЧУРТАХСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
368166 РД, Новолакскийрайон,селоНовочуртах, ул. Центральная 46, тел. 8 (928) 555-63-67 эл.адресnovochurtakhsosh[email protected]
Внеклассное мероприятие
« Дисциплина на дороге – залог безопасности»
Внеклассное мероприятие
« Дисциплина на дороге-залог безопасности
Цель: Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения пешеходов, пассажиров, водителей на улице, дороге, с целью предупреждения дорожно-транспортного травматизма
Ход классного часа
Учитель: Немного об истории правил дорожного движения.В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».(слайд 2)Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.(слайд 3)Первый сигнальный светофор появился в США в 1914 году.(слайд 4)Первый светофор в России был установлен 1929 году в Москве. Он имел форму круга, поделенного на три равных части: красный, зеленый и желтый. Регулировщик поворачивал стрелку на нужный цвет.(слайд 5)Современные светофоры имеют разный вид. (слайд 6)Учитель: Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).(слайд 7)По статистике, из общего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Длясравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56%. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым проходит тот, кто “торопится медленно”.
О “Зебре”. Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили, что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов. В ней есть такие строки: “Пешеход имеет право на городскую территорию, предназначенную исключительно для пользования, причем как только возможно большую, гармонично вписывающуюся в общую планировку города”.(слайд 8-9)Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которыхзависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои права. "Дисциплина на улице - залог безопасности”. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. (слайд 10-11)
Как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом.Дорога всегда манит. На какие части делиться дорога? (На тротуар и мостовую. Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов). (слайд 12)
Ученик .Это было 200 лет назад. В столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той жедороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей у театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали? Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР(слайд 13)Ученик.Первой аварией на механическом транспорте можно считать аварию с паровой телегой французского изобретателя в 1769 году. Это почти 250 лет назад. Паровой автомобиль выехал на улицы Парижа, водитель не смог справиться с управлением тяжелой и неуклюжей машиной, и она врезалась в каменный забор. Котел паровой телеги взорвался с «грохотом на весь Париж». Водителя отправили в больницу. Когда появились быстроходные автомобили с двигателем, работающем на бензине, увеличилось и число дорожно-транспорных происшествий. Первое, официально зарегистрированное, дорожно-транспортное происшествие произошло 17 августа 1896 года в Великобритании. Автомобиль, двигавшийся со скоростью 6 км/ч, совершил наезд на пешехода.(слайд 14)Учитель.Отдельная проблема - детский дорожно-транспортныйтравматизм. В 2013 году в целом по стране снизились основные показатели аварийностис участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Однако в абсолютных цифрахэти показатели очень велики: 24930 дорожно-транспортных происшествий, вкоторых погибло 1276 и ранено 25720 несовершеннолетних. Большинство ДТП(79,8%) с участием детей произошло на территории городов и населенных пунктов.Свыше половины (51,4%) всех пострадавших в ДТП детей и подростковучаствовали в ДТП в качестве пешеходов. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболеечастыми являются:
- Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35-40%
- Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или
других препятствий, мешающих обзору 25-30%
- Неподчинение сигналам светофора 10-15%
- Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара - 5-10%
В половине ДТП, в которых пострадали дети, они являлись пассажирами.В результате таких происшествий 579 детей погибли и 9378 получили ранения. Вподавляющем большинстве дети страдают по вине взрослых, которые управлялитранспортом в состоянии опьянения, превысили скорость, выехали на полосувстречного движения и т.д. Практически во всех случаях дети-пассажиры в моментДТП не были пристегнуты ремнями безопасности или не находились в детскихудерживающих устройствах. Это тоже на совести взрослых. В 2013 году зарегистрировано 1835 ДТП, в которых пострадали дети-велосипедисты: 92 погибли и 1753 несовершеннолетних получили ранения.Каждое седьмое (14,0%) ДТП, в которых пострадали дети - велосипедисты, связанос наличием на местах происшествий неудовлетворительных дорожных условий. В настоящее время в соответствии с распоряжениемПравительства Российской Федерации разработан проект Программы проведения вРоссии Недели безопасности дорожного движения. Программа, в частности,предусматривает проведение в общеобразовательных учреждениях открытыхуроков по безопасности дорожного движения, а также различных конкурсов,викторин и других акций. Вопросы безопасности дорожного движения будутрассмотрены в обязательном порядке на региональных комиссиях по безопасностидорожного движения в субъектах Российской Федерации.(слайд 15-16)
А теперь ознакомимся с обязанностями пешеходов:
Ученик.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
2. Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
4. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.
6. Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
7. При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.
8. Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.(слайд 17)
Викторина (слайд 18)
Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль)По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай)Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)Старинный экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета)Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат)Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход)Дом для автомобиля. (Гараж)Гараж для самолётов. (Ангар)Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)
Аллея посредине улицы. (Бульвар)
Край тротуара, прилегающий к проезжей части. (Поребрик)
Дорога для трамвая. (Рельсы)
Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)
Изгиб дороги. (Поворот)
Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)
Водитель самолёта. (Лётчик, пилот)
Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз)
Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)
Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход)
Полосатая разметка перехода. (Зебра)
Место пересечения улиц. (Перекрёсток)
Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик)
Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена)
Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)
Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности)
Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем)
Безбилетный пассажир. (Заяц)
Общее название автобуса, трамвая, троллейбуса. (Общественный транспорт)
Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир)
При поездке в общественном транспорте держитесь за … (поручень).
Кто продаёт билеты в общественном транспорте? (Кондуктор)
Подземный вид общественного транспорта. (Метро)
Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор)
Лестница на морском судне. (Трап)
Место работы водителя в автомобиле, автобусе, троллейбусе, трамвае. (Кабина)
Водитель велосипеда. (Велосипедист)
Спортивное сооружение, где проводятся кольцевые гонки на велосипеде. (Велотрек)
Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд)
Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум)
Опора рельсов. (Шпалы)
Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина)
Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе)
Водоотводная канава вдоль дороги. (Кювет)
«Ноги» автомобиля. (Колёса)
«Глаза» автомобиля. (Фары)
Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов)
Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал)
Учитель.А теперь о легких транспортных средствах
Сесть за руль автотранспортного средства сегодня не проблема. Ценовой
диапазон на автомобили очень широк: сдай на права — и езжай. Не хочешь
получать права — покупай мопед или скутер.Этот факт сегодня заставляет работников ГАИ бить тревогу. По виневодителей «лёгких» транспортных средств случилось примерно 400аварий. Мер же воздействия на нерадивых водителей законодательне предусмотрелЕдинственное требование, предъявляемое сегодня Правилами дорожногодвижения к мопедам и скутерам, — они должны соответствовать определённымкритериям. Это как велосипед: покупай и катайся на здоровье. Только в сто разопаснее.
Получается нонсенс: обладатели мопедов одновременно являются
водителями, но для них существуют особые правила: при ДТП они, выступая в роли водителя на дороге, наказываются как иной участник дорожного движения.
Таким образом, ответственность за нарушения ПДД и создание аварийной
ситуации гораздо ниже, чем у человека за рулём автомобиля или мотоцикла.
Водителя автомобиля в нетрезвом состоянии лишают прав. А в случае
с водителями скутеров их лишать нечего. Максимум, что можно сделать, — этопредъявить штраф размером в 300 рублей. Других мер наказания — таких, как,например, изъятие транспортного средства, не предусмотрено.
Актуальность мопедов растёт из-за таких их ценных для современности
качеств, как мобильность и доступность. Цена равна стоимости хорошего
велосипеда. А в пробках мопеду просто цены нет. Но особой популярностью онипользуются в сельской местности. И здесь определяющим моментом становитсякак раз доступность.
Мопед просто незаменим. До школы почти два километра, на нём гораздо
быстрее получается. Доходит до абсурда: деревенская бабушка рассекает просторыполей на мопеде, следуя в магазин за хлебом. Понятное дело, что ни о какихправилах она и слыхом не слыхивала. Да и вообще, в деревне чуть ли не с первогокласса дети гоняют на скутерах. В то же время, редко какой папа покупаядорогущий скутер своему ребёнку, купит ему и книжку с правилами дорожногодвижения и объяснит, как можно ездить, а как нельзя.(слайд 19)
Прогнозы на лучшее:
В 2010 году Госдума обратила внимание на эту проблему - принят регламент о технических транспортных средствах.
В соответствии с регламентом, мопеды будут классифицироваться как транспортные средства, которые обязаны проходить регистрацию в органах ГИБДД, независимо от объёма двигателя. Это связано с тем, что большинство мопедов и скутеров, которые
по паспорту якобы развивают скорость не более 50 км в час, на самом деле
развивают большую скорость и имеют больший объём двигателя. —
По вступлении регламента в силу мопеды обязаны будут регистрироваться,
получать паспорт технического средства. Но водительское удостоверение пока всёравно требоваться не будет. Каждый современный школьник должен знатьи выполнять правила дорожного движения. И тогда у нас будет меньше ДТП сучастием детей и ваши родители будут спокойны.
Обязанности водителя.(слайд 20)Ученик.Сегодня мы поговорим с вами о более взрослых вещах – об автомобилях. Недалеко то время, когда это чудо техники будет в каждой семье. Я убеждена, что вы уже с интересом поглядываете на папин или мамин автомобиль, представляя себя за рулем. Ждать недолго, пройдет несколько лет, и вы, окончив школу и получив водительские права, на законных основаниях нажмете на педаль автомобиля.Вот поэтому я и обращаюсь к вам сейчас, как к будущим равноправным участникам дорожного движения в надежде, что вы уже сегодня усвоите необходимые истины, более того – поможете закрепить их в сознании ваших родителей. Начнем с ремня безопасности. Скажите, ваши родители всегда ли пристегиваются? Не всегда. К сожалению, более ста граждан, которых ежедневно недосчитываются в России, тоже пренебрегали ремнями безопасности. И если бы все они были пристегнуты ремнями безопасности, эта страшная цифра сократилась бы на две трети.Что же происходит с водителями и пассажирами, если они не пристегнуты, на скорости 80 км в час наезжают на дерево или стену? Через 0,03 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля. Останавливает его движение на линии передних сидений; в тоже время пассажиры продолжают двигаться по инерции со скоростью 80 км.в час. Спустя секунды водитель грудной клеткой ломает руль и с силой 9 тонн ударяется о приборный щиток. Затем водитель и пассажир рядом с ним ударяются головой о лобовое стекло… Наверное, хватит и так ясно, в живых не останется никто. Будь водитель и пассажир пристегнуты, они имели реальные шансы выжить.В общем, ремни безопасности далеко не бесполезные в автомобиле. Не зря же чемпион мира по Формуле-I Ральф Шумахер пристегивается, даже, когда ему надо отогнать машину от дома в гараж. И проехать то всего-то тридцать метров. Словом, пристегнутые ремни во всем мире – такая же обыденность, как зубная щетка.
Прогресс не стоит на месте. Уже выпускаются устройства, которые предупреждают водителя звуковым сигналом о необходимости пристегнуться. Больше того, есть ремни, которые автоматически пристегивают водителя и пассажиров. А пока напомните папе, чтобы он пристегнулся. Так больше шансов, что ваша семья будет собираться за ужином в полном составе.Думаю, не стоит и говорить о том, что водитель обязан знать и соблюдать Правила дорожного движения, а кроме этого:· иметь при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации, полис обязательного страхования гражданской ответственности;· быть пристегнутым ремнем безопасности и не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями; обеспечивать исправность транспортного перед выездом и в процессе движения; · проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения.
Сегодня мы пытаемся разобраться, что мы делаем на дороге не так. Не забудем и самое распространенное транспортное средство доступное школьникам – велосипед.(слайд 21-22)
Ученик.Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.
Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность. Например, вы вышли из подъезда и сели на велосипед. У него шины накачены, тормоза в порядке, светоотражательные сигналы на месте. А недалеко от вас мужчина садится в машину и его дальнейшие действия вам пока неизвестны. Подождите, пока автомобиль поедет, и пропустите его. Другой пример, вы едете по двору и сворачиваете в арку дома. Вы не знаете, что вас ждет там, поэтому сбавьте скорость, притормозите, въезжая в арку.Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство самосохранения.
Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет.
Ученик.Обязанности пассажиров. (слайд 23)
Обязанности у пассажиров не так многочисленны, как у водителей, но в любом случае они есть. При этом ответственность за их выполнение со стороны пассажиров несет водитель.
1. Пассажиры, обязаны быть пристегнутыми предусмотренными ремнями безопасности, вне зависимости от того, на каком месте они располагаются;
2. Посадку или высадку производить со стороны тротуара или обочины, убедившись в ее безопасности и отсутствии помех для других участников движения.
3.Пассажирам запрещается открывать двери во время движения, отвлекать водителя от управления транспортным средством.
Минутки безопасности.(слайд 24)
1. Почему опасно переходить дорогу вдвоём под руку или держась за руки?
Когда переходит дорогу целая колонна детей, то держаться за руки безопасно. Когда же переходят двое-трое, так поступать не следует, потому что при появлении опасности дети могут тянуть друг друга в разные стороны и потерять драгоценные секунды.
2. О чём надо помнить пешеходу, выходящему из автобуса?
Выйдя из автобуса, надо отойти от него, давая дорогу выходящим и ожидающим посадку.
Не надо спешить переходить через дорогу: стоящий автобус мешает заметить проезжающий транспорт.
Поэтому выбегать из-за него нельзя ни спереди, ни сзади. Дойдите до перехода или дождитесь, пока автобус отойдёт от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу.
3. В чём опасность, когда вы идёте по улице с маленькими детьми?
Маленькие дети ещё не умеют ориентироваться на дороге и могут вырваться из рук, побежать в самый неподходящий момент. Старшие должны крепко держать младших за запястье руки и не выпускать их.
Особенно внимательными надо быть, когда вы подъезжаете к своему дому и выходите из автобуса, трамвая, такси, троллейбуса.
Маленькие дети, заметив кого-то из знакомых на другой стороне улицы, могут вырваться и побежать к ним.
4. Чем опасен для пешехода момент, когда одна машина обгоняет другую?
Некоторое время первый автомобиль закрывает второй. Пешеход может видеть только одну машину и не заметить обгоняющую машину.
5. Чем опасен для пешехода момент, когда разъезжаются две встречные машины?
Одна машина выезжает из-за другой. Поэтому и водитель, и пешеход могут не заметить друг друга.
6. Можно ли отвлекаться при переходе дороги?
Конечно, нельзя. На дороге за секунду автомобиль проезжает 10-12 метров и даже больше. Но мы любим оглядываться на шум, крик, особенно когда услышим своё имя. Это очень опасная привычка.
7. Вы подошли к перекрёстку. На нём горел для пешеходов зелёный сигнал. Как долго вы не знаете. Стоит ли начинать переход?
Лучше подождать нового цикла зелёного сигнала, чтобы не оказаться на переходе при красном сигнале светофора.
Особенно это важно в дождливую погоду или зимой, когда дорога скользкая.
8. Что делать, если при переходе дороги уронил сумку, портфель или какой-нибудь другой предмет?
Если мы что-то уронили, первая реакция быстро поднять. При переходе дороги эта привычка может сослужить плохую службу.
Если сразу наклоняться и поднимать предмет, наше внимание будет приковано только к нему. На дороге так делать нельзя.
Необходимо сначала посмотреть в обе стороны дороги, убедиться, что опасности нет, а потом подбирать свою «пропажу». Лучше, конечно, при переходе быть собранным и ничего не ронять.
9. Мальчик спешит в кино, опаздывает. К переходу приближается грузовик, но мальчик видит, что он вполне успеет перейти. В чём опасность такой ситуации?
Опасности две. Во-первых, за грузовиком может идти другая машина, скрытая от глаз мальчика.
Во-вторых, переходя, мальчик будет наблюдать только за приближающимся грузовиком и может позабыть посмотреть в другую сторону.
10. Почему опасно играть рядом с дорогой?
Во время игры можно забыть об опасности, выбежать на дорогу и попасть под машину.
11. На нерегулируемом перекрёстке пешеход пропустил автомобиль, больше машин ему не видно. Можно ли переходить?
Сразу, пропустив машину, нельзя. В первые секунды, пока она близко, за ней может быть скрыта встречная. Пропустив машину, надо подождать, пока она отъедет подальше и не будет мешать осмотру улицы.
12. Пешеход начал переходить улицу при смене сигналов светофора с зелёного на красный. Пешеход решил: «Пока машины стоят – успею: ведь водители видят меня и не станут наезжать». В чём ошибка пешехода?
Не все машины в этот момент стоят, некоторые приближаются к перекрёстку, и при включении
Зелёного сигнала они выедут на перекрёсток с ходу.Перебегающего пешехода такой водитель может не заметить из-за стоящих машин. И пешеход эту машину не видит тоже из-за стоящего транспорта.