СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию "Вместе - целая страна!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час  для учащихся начальной школы, посвященный Дню единста народов России.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по гражданско-патриотическому воспитанию "Вместе - целая страна!"»

МАОУ гимназия № 1 города Калининграда









Внеклассное мероприятие

для начальной школы



ВМЕСТЕ – ЦЕЛАЯ СТРАНА!

(ко Дню единства народов России)



Номинация «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»

Модуль «Классное руководство»









Подготовила: Вайст

Марина Станиславовна







2022, Калининград

«Вместе – целая страна!»

(внеклассное мероприятие, посвященное Дню Единства народов России, в рамках патриотического воспитания школьников)

Цели:

-познакомить учащихся с подвигом К. Минина и Д. Пожарского,

-сформировать у обучающихся первоначальные сведения о

государственном празднике «День народного единства» (4 ноября);

- вызвать у детей интерес к изучению истории России;

- создать образовательную среду, направленную на формирование у

школьников чувства гордости за победы российского народа.


Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность

поколений, патриотизм.


Планируемые результаты:

Личностные:

– первоначальная сформированность у обучающихся основ российской

гражданской идентичности; готовности к саморазвитию; мотивации к

познанию и обучению.

Метапредметные:

– проявление первоначальных умений анализировать информацию, делать выводы о событиях, относящихся к празднику «День народного единства».


Продолжительность занятия: 40 минут.

Форма занятия: виртуальная экскурсия, познавательная беседа.

Комплект материалов:

− сценарий

− презентационные материалы

− интерактивное задание


Ход мероприятия.

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы окунемся в историю нашей Родины. Мы перелистаем страницы нашей истории, посвященные Дню народного единства и вспомним о событиях того времени. Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм. А также попытаемся ответить на вопросы викторины.

Но об этом чуть позже. А начнем с интеллектуальной разминки «МОЯ НЕОБЪЯТНАЯ РОДИНА». Ваша задача – правильно ответить на мои вопросы.

1. Что такое Родина? (МЕСТО, ГДЕ МЫ РОДИЛИСЬ И ЖИВЁМ)

2.Как называется наша Родина? (РОССИЯ)

3. Как называются граждане, проживающие в России? (РОССИЯНЕ)

4. Столица России? (ГОРОД МОСКВА).

5. Кто управляет нашей страной? (ПРЕЗИДЕНТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО)

6.Кто президент России? (В. В. ПУТИН)

7. Как называется главная песня страны? (ГИМН)

8. Где можно увидеть флаг России? (НА ЗДАНИЯХ, КОРАБЛЯХ, САМОЛЁТАХ, ГРАНИЦЕ, СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ, МОНЕТАХ)

9. Покажите картинку с изображением флага России.


10. Покажите картинку с изображением герба России .



Учитель: 4 ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства.(слайд 1-2)

-Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник?

Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных захватчиков.

Обратимся к истории. Более 400 лет назад в городе Москва, столице нашей Родины, правил царь Борис Годунов. (слайд 3). Это был сильный царь, много сделавший для своей Родины. Но случилось так, что он внезапно умер и Лжедмитрий (слайд 4 ) нечестным путем был венчан на царство, потом назначили возглавлять нашу страну Василия Шуйского, таким же нечестным путем. Враги нашей Родины, а именно поляки (т.е. польский народ) воспользовались слабостью нашей страны, увидели ее шаткое положение и напали на Москву.(слайд 5 )

Москвичи восстали. Почти вся Москва сгорела. Многие жители погибли. Польские отряды действовали по всей стране.(слайд 6)

Они захватили Великий Новгород и другие города. Гибель России казалась неизбежной… На борьбу поднялся весь народ.

Жил тогда в Нижнем Новгороде человек по имени Кузьма Минин.(слайд 7) Родился он в городе Балахна, семья его занималась солевым промыслом. Позже Минин переехал в Нижний Новгород (слайд 8), сначала он был продавцом мяса и рыбы, позже был старостой и считался в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Он решил, что надо помочь своему Отечеству и начал созывать ополчение. Возник вопрос, кто же возглавит его? Люди выбрали вождём Дмитрия Пожарского, лечившегося от боевых ран в своём имении.(слайд 9). К нижегородцам вскоре примкнули и другие города.

- Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году (слайд 10) ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа всенародное ополчение выступило на Москву. Главной святыней Нижегородского ополчения была икона Казанской Божьей Матери. Вот почему день народного единства и праздник Казанской Божьей матери мы празднуем в 1 день.

Битва за Москву была кровопролитной. Люди дали клятву: «Умрем за Русь святую» и в решительном бою была одержана решительная победа над захватчиками и Москва была очищена от врагов.

После победы над польским войском Минину пожаловали звание думного дворянина, а в 1615 году пожаловал вотчину под Нижним Новгородом.

Минин и Пожарский – настоящие герои! Они сумели объединить народ в борьбе за Родину. Организатор ополчения Кузьма Минин похоронен в Нижегородском Кремле. Его прах покоится в Михаилово-Архангельском соборе.

- Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения?

Люди поставили им памятник.(слайд 11)

Памятник Минину и Пожарскому - самый первый в Москве! Однако, изначально его планировали установить в Нижнем Новгороде - в городе, где было собрано ополчение. Работу над памятником поручили Ивану Мартосу (слайд 11). В 1818 году его установили в Москве на красной площади, чуть позже его перенесли к собору Василия Блаженного. На постаменте памятника нанесена надпись: "Князю Пожарскому и гражданину Минину благодарная Россия. 1818 год".

Уже в наше время копию этого памятника установили в Нижнем Новгороде.

(слайд 12)

Давайте посмотрим на этот памятник. (слайды 13) Как думаете, ребята, почему у Минина поднята рука? Почему Пожарский изображен сидя?

(Скульптор изобразил момент, когда Кузьма Минин, указывая рукой на Москву, вручает князю Пожарскому старинный меч и призывает его встать во главе русского войска. Опираясь на щит, раненый Пожарский приподнимается со своего ложа, что символизирует пробуждение народа в трудный для Отечества час и готовность служить Отечеству).


В заключении моего рассказа давайте послушаем стихотворение Зои Александровой в исполнении наших ребят и подумаем, о чем оно.

Ученик 1:

Российский край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса и горы.

И север есть у нас, и юг.

Сады цветут на юге.

На севере снега вокруг –

Там холода и вьюги.

В Москве ложатся спать сейчас,

Луна глядит в оконце.

Дальневосточник в тот же час.

Встаёт, встречая солнце.

Ученик 2:

Российский край, как ты велик!

С границы до границы.

И скорый поезд напрямик.

В неделю не домчится.

Звучат по радио слова –

Им дальний путь не труден.

Знакомый голос твой, Москва,

Повсюду слышен людям.

И рады мы всегда вестям.

О нашей мирной жизни.

Как счастливо живётся нам.

В своей родной Отчизне!

Ученик 3:

Народы – как одна семья,

Хотя язык их разный.

Все – дочери и сыновья.

Своей страны прекрасной.

И Родина у всех одна.

Привет тебе и слава,

Непобедимая страна,

Российская держава!

- О чем это стихотворение? (ответы детей)


Учитель: А сейчас мы проверим, внимательно ли вы слушали мой рассказ о героях, что вы запомнили.


Викторина. (слайды 14-22)


1. Какой город является родиной К.Минина?

А. Балахна

Б. Богородск

В. Лысково

Г. Нижний Новгород

Д. Суздаль


2. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в 1631 году в память ополчения?


А. Обелиск – меч

Б. Скульптура руководителей ополчения

В. Михайло-Архангельский собор

Г. Каменный кремль


3. Через какие города Нижегородское ополчение в 1612 году не проходило?

А. Через Балахну и Кострому

Б. Через Юрьевец и Ярославль

В. Через Владимир и Суздаль


4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?

А. Икона Иверской Божьей Матери

Б. Икона Казанской Божьей Матери

В. Икона Смоленской Божьей Матери

Г. Икона Тихвинской Божьей Матери


5. Каким званием за “московское очищение” был удостоен К. Минин?

А. Боярина

Б. Стольника

В. Думного дворянина

Г. Великого князя Нижегородского


6. Сколько памятников Минину и Пожарскому существует в Нижнем Новгороде?

А. Два

Б. Три

В. Четыре

Г. Пять


7. Кто автор рельефов Минина и Пожарского на обелиске-мече в Нижегородском кремле?

А. З.Церетели

Б. И.П. Мартос

В. Ф.И. Шубин

В. П.К. Клодт


Слайд 23

Итог: - Так народное движение России спасло страну от врага, спасло русскую государственность. В пору безвременья проявились лучшие черты русского народа – его стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью.

Слайд 24

В память дня освобождения Москвы от польских захватчиков русский народ празднует его как «День народного единства». Осенью этого года будет 410 лет.

Каждое поколение периодически переживает времена Смуты. Не так давно современная Россия тоже находилась на грани распада и хаоса, но выстояла, потому что «велика Россия, но сила ее в единстве». А сейчас новая угроза человечеству – террористы. Вспомните хотя бы трагедию в Беслане, где погибли безвинные дети, взрослые. Цель террористов – разобщить народ, запугать, посеять вражду, смуту, нарушить единство. Но и в наши дни народ любит свою Родину и готов постоять за нее. Помните: вместе всегда нам надо держаться, помогать друг другу, уважать чужие интересы, горячо любить свою родину.