Внеклассное мероприятие по истории Древнего мира. Исторический форт Боярд «В поисках сокровищ»
Команда «Весёлый Роджер»
Девиз:
Прямо к острову плывём
Там сокровища найдём
Заживём друзья богато
Потому что мы пираты.
Команда «Чёрная жемчужина»
Девиз:
Мы пираты - просто класс,
Полюбуйтесь вы на нас.
Мы нигде не пропадём,
Золото мы всё найдём!
Правила игры:
Участвуют 2 команды по 8 человек
Команды проходят ряд испытаний, за которые получают подсказки. В конце игры, используя подсказки, необходимо отгадать ключевое слово – оно является кодом от двери в сокровищницу.
Подсказку команда получает за правильное выполнение задания.
1 комната «Рыбаки и рыбки». 1 подсказка.
Задание: 1 команде раздаются термины и понятия, а 2 – определения. Игроки команды показывают и читают термин, а игрок другой команды у кого есть определение слова поднимает карточку и читает. Потом меняются. Выигрывает подсказку та команда, которая без ошибок поймает всех «рыбок».
Слова и термины, определения:
Правитель Египта Фараон
Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона, собирал налоги. Писец
Священная книга христиан. Библия
Царь Междуречья, создатель первых письменных законов. Хаммурапи
Люди, лишенные свободы. Рабы
Главный строительный материал в Двуречье. Глина
Стенобитное орудие Таран
Существа с туловищем льва и головой человека - охранники пирамид. Сфинксы
Первобытный коллектив родственников Родовая община
Древнеегипетское письмо Иероглифы
Письмо жителей Двуречья Клинопись
Отец школы Учитель
Каменная гробница для фараона Пирамида
Дом божий Храм
2 комната «Зоркий глаз» по 2 человека от команды. 1 подсказка.
Задание: 1 минута. Соотнести изображения со странами.
1 команда: | 2 команда |
Египет | Двуречье | Финикия | Палестина |
Пирамиды | Хаммурапи | Финикийский корабль | Моисей со Скрижалями |
Маска Тутанхамона | Глиняные таблички | Маски из цветного стекла | Храм Соломона |
Вельможа | Столб с законами Хаммурапи | Алфавит | Давид и Голиаф |
Фараон | Висячие сады Семирамиды | Пурпурная краска | Самсон и Далила |
Египетский храм | | | Библия |
Бог Ра | | | Ноев ковчег |
3 комната «Ребусы». 1 подсказка
Задание: разгадать ребусы. Пример на экране – алфавит. Команда совместно решает сразу по три ребуса. Время 3 минуты.
Ответы: ремесло, пирамида, каста, Финикия, дельта, история.
4 комната «Мумия». 1 подсказка
По два игрока от команды. Один – мумия, второй будет обматывать мумию туалетной бумагой. На время – какая команда быстрее справиться. Условия: быстрота, качество (бумага не порвётся) и чтобы всё тело было покрыто «бинтами», кроме глаз.
5 комната «Древние художники». 1 подсказка
Задание: с завязанными глазами нарисовать то, что скажет команда.
Жюри оценивает не качество, а похоже или нет.
6 комната «Загадки Фура». 1 подсказка
Получает подсказку та команда, которая даст больше правильных ответов.
Задание: на обсуждение командам по 2 минуты.
На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.
Ответ: Папирус, т.к. это был первый материал для письма, близкий к бумаге.
Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.
- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.
О каких сражениях идет речь?
Ответ: Речь идет об игре в шахматы, придуманной в Индии.
Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?
Ответ: В Египте были иероглифы (более 700), в Двуречье – клинопись, а в Финикии придумали алфавит, где было всего 22 согласных буквы.
Китайский врач, навещая больного, даёт ему выпить лекарство. Больной, морщась, капризничает: «Какая гадость! Лекарство горчит, вяжет, имеет странный запах!» На что врач ответил больному: «Лекарство очень редко бывает приятным на вкус! Но оно способно вернуть тебе силы, поможет встать на ноги! Целебные свойства этого настоя очень велики. Помни мои слова, за этим питьём большое будущее!» На самом деле этот настой, который в Китае был сначала лекарством, в настоящие дни любят пить миллионы здоровых людей во всём мире. И вы не раз его пробовали. О чём идёт речь?
Ответ: этот напиток- чай.
В один из дней путешествия финикийский торговый корабль, который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу острова. Купцы, собираясь пообедать, развели костёр. Вместо камней, на которые можно было поставить котелки, они использовали куски каменной соды с корабля. Огонь был очень сильным, так что сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками, от костра начали течь прозрачные струйки жидкости. Что таким образом изобрели финикийцы?
Ответ: финикийцы таким образом изобрели стекло.
Путешественник, вернувшийся на родину из Индии, рассказал своим товарищам, какая это удивительная страна. Он утверждал, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл, они выжимают сок из тростника, уваривают его, сок становится твёрдым, сладким и хрустит на зубах. Друзья не поверили путешественнику и назвали его вруном. Был ли путешественник на самом деле вруном? О чём он рассказывал?
Ответ: путешественник не лгал, он рассказывал о сахаре, которые ещё не были известны в Европе.
Вряд ли разумно одеть два головных убора. Однако один египтянин так и пожелал поступит.
Кем он был? Почему он так сделал?
В наши дни один ученик на вопрос учителя, как называется письменность, возникшая в Древнем Двуречье, ответил: «Глинопись». Ответ, конечно, ошибочный, но дан такой ответ не случайно. Как мог возникнуть подобный ответ? Какой ответ и почему является правильным?
Географический кругозор вавилонян был ограничен Двуречьем и соседними с ним странами. Знали вавилоняне два больших водных пространства. Одно из них они называли «морем Восхода», а второе – «Морем Заката».
Подумайте, как в наши дни называются эти водные пространства? Покажите их на карте.
В Библии говорится, что Моисей был знаменитым и почитаемым всеми вождём древнееврейских племён. Именно ему бог Яхве передал для своего народа десять заповедей. Однако имя, которое носил Моисей, по мнению ряда учёных, не еврейского, а египетского происхождения.
Выскажите предположение: как это можно объяснить, исходя из библейских легенд.
Заключительный этап.
Максимум 6 подсказок. Если у какой-то команды меньше, то команда может отдать игроков за подсказки. Но эти игроки не попадут в сокровищницу.
Командам даётся 3 минуты. За это время развернуть и прочитать все подсказки. Определить ключевое слово и написать его на листе. Та команда, которая быстрее справиться, получает на 30 секунд больше времени на вынос сокровищ. Т.е. 1 команда – 2 минуты, 2 команда – 2,5 минуты. Начинают по команде. По очереди.
Выигрывает та команда, которая вынесет больше монет. Монеты лежат на большой тарелке (или в салатнице). По команде по очереди по одному игроку подбегают к сокровищнице, ложкой берут монету (можно несколько, если получится) (ложка в одной руке) и бегут к своей команде и кладут монету на тарелку. И так далее пока не закончиться время.
Подсказки: стрелки, юг, север, Китай, путь, путешественник. Ключевое слово – компас.
Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! |
Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! |
Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! | Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. |
Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! | Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. |
Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! | |
Команда «Весёлый Роджер» Девиз: Прямо к острову плывём Там сокровища найдём Заживём друзья богато Потому что мы пираты. | Команда «Чёрная жемчужина» Девиз: Мы пираты - просто класс, Полюбуйтесь вы на нас. Мы нигде не пропадём, Золото мы всё найдём! | |
Йо-хо-хо!
Я капитан Флинт!
Приветствую вас смелые и отважные друзья!
Я хочу вам раскрыть одну тайну. Среди моря-океана стоит форт Боярд. Там спрятаны сокровища. Но их не просто добыть. В форте живёт старец Фура и охраняет эти сокровища. Он отдаст их только тем, кто пройдёт все его испытания.
Я и мои друзья попытались их добыть, но у нас ничего не вышло. В школе не учились. Но вам повезёт!
Удачи!
Ребус 5

Ребус № 6

Загадки:
На многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага – “папир”, по-английски – “пэйпер”, по-французски – “папье”. По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же слова.
Что это за слово? Обоснуйте свою мысль.
Два индийца сидят за низким столом друг против друга. Судя по их разговору, они – злейшие враги, но почему-то они улыбаются, нет ненависти на их лицах.
- Это было лучшее из выигранных мною сражений! – хвастается один. – Помнишь, как мой любимец слон топтал твою пехоту?
- Все было так, но в этот момент моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. – ответил второй.
- Совсем ненадолго,- возражает первый. – Притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя, и ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся! В следующий раз выиграю я, - ответил второй.
О каких сражениях идет речь?
Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие – долгие годы. Напротив, в древних городах Библе, Тире и Сидоне школьники, едва начав учиться, через несколько недель могли записать и прочитать несложный текст.
Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в данном случае?
Китайский врач, навещая больного, даёт ему выпить лекарство. Больной, морщась, капризничает: «Какая гадость! Лекарство горчит, вяжет, имеет странный запах!» На что врач ответил больному: «Лекарство очень редко бывает приятным на вкус! Но оно способно вернуть тебе силы, поможет встать на ноги! Целебные свойства этого настоя очень велики. Помни мои слова, за этим питьём большое будущее!» На самом деле этот настой, который в Китае был сначала лекарством, в настоящие дни любят пить миллионы здоровых людей во всём мире. И вы не раз его пробовали. О чём идёт речь?
В один из дней путешествия финикийский торговый корабль, который вёз груз соды, пристал к песчаному берегу острова. Купцы, собираясь пообедать, развели костёр. Вместо камней, на которые можно было поставить котелки, они использовали куски каменной соды с корабля. Огонь был очень сильным, так что сода расплавилась и смешалась с песком и ракушками, от костра начали течь прозрачные струйки жидкости. Что таким образом изобрели финикийцы?
Путешественник, вернувшийся на родину из Индии, рассказал своим товарищам, какая это удивительная страна. Он утверждал, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл, они выжимают сок из тростника, уваривают его, сок становится твёрдым, сладким и хрустит на зубах. Друзья не поверили путешественнику и назвали его вруном. Был ли путешественник на самом деле вруном? О чём он рассказывал?
Вряд ли разумно одеть два головных убора. Однако один египтянин так и пожелал поступит.
Кем он был? Почему он так сделал?
В наши дни один ученик на вопрос учителя, как называется письменность, возникшая в Древнем Двуречье, ответил: «Глинопись». Ответ, конечно, ошибочный, но дан такой ответ не случайно. Как мог возникнуть подобный ответ? Какой ответ и почему является правильным?
Географический кругозор вавилонян был ограничен Двуречьем и соседними с ним странами. Знали вавилоняне два больших водных пространства. Одно из них они называли «морем Восхода», а второе – «Морем Заката».
Подумайте, как в наши дни называются эти водные пространства? Покажите их на карте.
В Библии говорится, что Моисей был знаменитым и почитаемым всеми вождём древнееврейских племён. Именно ему бог Яхве передал для своего народа десять заповедей. Однако имя, которое носил Моисей, по мнению ряда учёных, не еврейского, а египетского происхождения.
Выскажите предположение: как это можно объяснить, исходя из библейских легенд.
Слова-подсказки
стрелки
юг
север
Китай
путь
путешественник