СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по теме «Любовь- она бывает разной». 8 класс. Урок-викторина по рассказам: А. П. Чехов «О любви», И. А. Бунин «Кавказ», А. И. Куприн «Куст сирени».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме «Любовь- она бывает разной». 8 класс. Урок-викторина по рассказам: А. П. Чехов «О любви», И. А. Бунин «Кавказ», А. И. Куприн «Куст сирени».»

Внеклассное мероприятие по теме «Любовь - она бывает разной». 8 класс.

Урок-викторина по рассказам: А. П. Чехов «О любви», И. А. Бунин «Кавказ», А. И. Куприн «Куст сирени».

Цели мероприятия :

  1. На основе трех рассказов показать разные виды любви.

  2. Воспитание правильного отношения к любви как чистому, светлому чувству.

  3. Развитие мышления, усовершенствование навыков чтения.

Оборудование урока: портреты писателей: А.Чехова, И. Бунина, А. Куприна.

Ход урока:

  1. Этап мотивации.

Наше мероприятие хотелось бы начать со стихотворения ( читает учитель)

О. Высоцкой «Любовь - она бывает разной».

Любовь она бывает разной.

Бывает отблеском на льду.

Бывает болью неотвязной.

Бывает яблоней в цвету.

Бывает вихрем и полётом.

Бывает цепью и тюрьмой…

Мы ей покоем и работой,

И жизнью жертвуем самой!

Но есть ещё любовь такая,

Что незаметно подойдёт

И, поднимая, помогая,

Тебя сквозь годы поведёт.

И будет до последних дней

Душой и совестью твоей!



Слово учителя:

-Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о любви. Вы прочитали три произведения, где описаны разные виды этого великого чувства.

Подготовленный ученик зачитывает определение слова «любовь» из словаря С. Ожегова: - Елизавета.

«Любовь - глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство».

Сегодня у нас непросто обычный урок, а урок-викторина. Для этого классу нужно разделится на три группы (по количеству рассказов). Группы придумывают названия: «Чеховские», «Бунинские », «Купринские». Но в первую очередь нам необходимо выбрать литературных консультантов (капитанов) своей команды, для этого я приведу вам цитаты из рассказов, и первым кто правильно ответит о каком рассказе идет речь, назначается капитаном команды ( выбирает ее участников и рассказ, по которому будут работать).

  1. Она заставляла его ещё и ещё раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором. Она интересовалась самыми мельчайшими деталями: какое было выражение лица у профессора, каким тоном говорил он про свою старость, что чувствовал при этом сам муж.

( Вера Алмазова, А.Куприн «Куст сирени»)- Кирилл -капитан

2. Он искал ее в Геленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил сигару. ( Кавказ.) – Елизавета-капитан

3. Обыкновенно любовь поэтизируют, украшают ее розами, соловьями, мы же, русские, украшаем нашу любовь этими роковыми вопросами, и притом выбираем из них самые неинтересные. ( О любви ) – Анастасия капитан

2) Этап актуализации.

Группы выполняют задания.

Мы определили, что эти три рассказа объединены темой любви, но любовь в них раскрывается писателями и проявляется в судьбах героев по-разному.

1 задание.

Какие определения к подзаголовкам своих рассказов вы бы дописали и почему ?

А.П.Чехов (О любви). Рассказ о…………………………………любви. (Аргументы)

И.А.Бунин (Кавказ). Рассказ о…………………………………любви. (Аргументы)

А.И.Куприн (Куст сирени). Рассказ о………………………………любви.(Аргументы)

У Чехова-рассказ о несостоявшейся, несбывшейся любви, потому что герои, полюбив друг друга, не смогли избавиться от груза бытовых проблем, сомнений. И «поезд уже ушёл». Герои пропустили своё счастье. Алёхин говорит: «…со жгучей болью в сердце я понял, как не нужно, мелко и как обманчиво было всё, что мешало нам любить,….что в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного…»

У Бунина – рассказ о несчастной, трагической любви, об украденном счастье. Герои хотя любили друг друга пылко, страстно, по-настоящему и были счастливы друг с другом, но их счастье омрачалось необходимостью расставания, сознанием своей вины перед обманутым мужем, который догадывался об измене жены. Имея жестокий, самолюбивый характер, он говорил жене: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!» И привёл свою угрозу в исполнение, покончив жизнь самоубийством. Недаром героиня часто плакала в течение рассказа.

У Куприна-рассказ о счастливой, жертвенной, самоотверженной любви. Героиня рассказа Верочка Алмазова придумывает способ исправить ошибку мужа, закладывает в ломбард все свои драгоценности, в том числе и кольцо с бриллиантом. На вырученные деньги супруги покупают куст сирени и просят садовника посадить его ночью именно на том месте, где на плане местности Николай Алмазов превратил нечаянно поставленное на чертеже пятно в кусты. Вера всегда поддерживала мужа в сложных ситуациях, помогала найти правильный выход, не давала ему падать духом. И потом они вместе торжествовали победу: «И они шли домой, как будто бы кроме них, никого на улице не было: держась за руки и беспрестанно смеясь. Прохожие с недоумением останавливались, чтобы ещё раз взглянуть на эту странную парочку…»



Время: 5 минуты.

Отчет групп. 2 балла, если правильно подобрали определение, привели аргументы.

2 задание.

Интеллектуальная разминка. Группы получают конверты с тремя вопросами по своему произведению.

«Треугольник»

-Назовите занятия Алехина.

-Что нравилось Алехину в семье Лугановичей?

-В чем проявилось благородство Алехина по отношению к Лугановичам?

«Кавказ»

-Опишите состояние влюбленных при отъезде из города.

-Чем привлекателен южный пейзаж?

-Почему муж покончил с собой?

« Сирень»

-Чем занимался муж Веры Алмазовой?

-В чем заключалась помощь Веры мужу?

-Кто из героев понравился больше и почему?

Группы отчитываются по очереди. Баллы за правильность, полноту ответа, грамотность речи. Макс.-3 балла за один вопрос.

3 задание.

Игра «Собери сердечки».

На «сердечках»- понятия, связанные с темой: жертва, обман, тайна, измена, мука, дружба, взаимопомощь, несчастье, катастрофа, драма, понимание, счастье, страдание, трагедия, тайна и т . д.

3) Этап рефлексии.

4 задание.

Составить «синквейн» по своему рассказу.

«Кавказ».

1.Любовь.

2.Тайная, тревожная.

3.Обманывает, разрушает, изменяет.

4.Измена не приносит счастья.

5.Любовь - драма.

3 балла.

4.Подведение итогов.

И пока мы подводим итоги, ребята прочитают для вас стихотворение Эдуарда Асадова «Слово о Любви»

Ученики читают стихотворение Э. Асадова «Слово о любви».

Слово о любви

-Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить - значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!

И нежности ждет и тепла, но только

Подсчетов бухгалтерских не ведет:

Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.

Песне не свойственно замыкаться.

Любить - это с радостью откликаться

На все хорошее на земле!

Любить - это видеть любой предмет,

Чувствуя рядом родную душу:

Вот книга - читал он ее или нет?

Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!

Порой ведь и каплею жизнь спасают.

Любовь - это счастья вишневый стяг,

А в счастье пустячного не бывает!

Любовь - не сплошной фейерверк страстей.

Любовь - это верные в жизни руки,

Она не страшится ни черных дней,

Ни обольщений и ни разлуки.

Любить - значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить - это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.

Любить - значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!

-Любовь - не веселый бездумный бант

И не упреки, что бьют под ребра.

Любить - это значит иметь талант,

Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,

Все чувства уйдут, как в песок вода.

Временны только лишь увлеченья.

Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех

Того, кому звездных высот не мерить.

Ведь эти стихи мои лишь для тех,

Кто сердцем способен любить и верить!

Заключительное слово учителя:

- Мы познакомились с несколькими видами любви, далеко не со всеми. Слегка прикоснулись к этой совсем не однозначной теме. Хочется пожелать вам, ребята, такой любви, чтобы ради вас зажигали на небе звезды, сажали кусты сирени, к вам приплывали корабли под алыми парусами. Но для этого необходимо и самим отдавать тепло своей души. Как писал Лев Николаевич Толстой, «Любовь – это единственная вещь, которую мы можем подарить, и всё же она у тебя остаётся.»