СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по цветоводству и декоративному садоводству «Путешествие в цветочную страну».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: 

Познакомить учащихся с многообразием комнатных растений, углубить знания о приспособленности растений к условиям среды.

Обеспечить развитие познавательного интереса к природе.

Развивать исследовательские умения.

Способствовать формированию чувства ответственности за порученное дело.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по цветоводству и декоративному садоводству «Путешествие в цветочную страну».»

В неклассное мероприятие по цветоводству и декоративному садоводству «Путешествие в цветочную страну».


Автор разработки: учитель биологии –

Исайкин Владимир Владимирович.

г. Скопин, 2019г.

Цели и задачи:

Познакомить учащихся с многообразием комнатных растений, углубить знания о приспособленности растений к условиям среды.

Обеспечить развитие познавательного интереса к природе.

Развивать исследовательские умения.

Способствовать формированию чувства ответственности за порученное дело.

Оборудование: выставка комнатных растений, карта мира, лабораторная посуда для проведения опытов; проектор, компьютер.

Планируемые личностные результаты: создать условия для проявления активности, организованности и самостоятельности; формировать умение достигать поставленных целей, работать в команде; формировать любовь к природе, осознать роль человека в сохранении окружающего мира, соблюдать принципы и правила бережного отношения к природе.

Планируемые метапредметные результаты: развивать у обучающихся познавательные и коммуникативные аспекты УУД; умение работать по заданному алгоритму; анализировать полученную информацию и применять её при высказывании суждений; формулировать аргументированные выводы и строить логическое рассуждение.

Планируемые предметные результаты: закрепить знания о комнатных растениях, о правилах ухода за ними, научиться готовить удобрения для растений, сформировать эстетические чувства; уметь устанавливать причинно – следственные связи; уметь применять естественнонаучные знания для объяснения сущности природных явлений.

Ход мероприятия:


  1. Полёт на борту «Мыслелета».

Звучит праздничная музыка. Выходят участники и, сменяя друг друга, делают свои сообщения.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Приглашаем вас на праздник, посвященный комнатному цветоводству. Проходить он будет на борту комфортабельного лайнера «Мыслелета».

Мы побываем в пустынях Америки, в тропически и субтропических леса Африки и Азии, на родине кенгуру – в Австралии. Вас ожидают исследовательские опыты, занимательные конкурсы и загадки. Завершит праздник мастер-класс по разведению комнатных растений.

Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. А теперь – внимание! Пристегните ремни, устраивайтесь в креслах поудобнее. Мы отправляемся в путешествие, и первую остановку наш «Мыслелет» совершит в Центральной Америке на родине кактусов.

Докладчик 1. Мы с вами приземлились на Мексиканском плоскогорье, в пустыне, где и находится родина кактусов. Кактусы, растущие здесь, поражают размерами и разнообразием форм. Особое впечатление производят заросли опунции.

Опунция – один из многочисленных родов семейства кактусовых. Это род членистых кактусов. Стебель растения состоит из отдельных округлых лепешек. Членики покрыты колючками, волосками, щетинками. Щетинки легко обламываются при прикосновении и впиваются в кожу. Опунция требует много света и солнца, летом – обильного полива. Взрослые растения цветут желтыми, оранжевыми, красными цветами. К почве совершенно не требовательна. Плохо переносит пересадку, поэтому пересаживать только по необходимости.


Ведущий. Мы продолжаем наше путешествие по Америке и отправляемся в тропические леса Бразилии. Оказывается такой привычный для нас зигокактус родом из тропических лесов Бразилии. Он интересен тем, что стебли у него в виде члеников соединяются в цепочку и выполняют роль листьев. Цветет в конце декабря ярко-красными цветами, поэтому его еще называют «декабристом». В отличии от кактусов пустыни этот вид нуждается в обильном поливе.


Докладчик 2. В тропических лесах Южной Америки можно встретить хорошо известное нам растение монстера. Монстера — это род крупных тропических растений, лиан с рассеченными листьями, расположенными на стеблях поочередно. В начале 18 века в Европе ходили легенды о гигантских растениях-убийцах, которые встречаются в южноамериканских дебрях. Путешественники рассказывали, что после нападения этих растений, от людей и животных оставались одни скелеты, буквально пронизанные свисающими со ствола длинными отростками. Благодаря подобным легендам, монстера и получила название, по латыни monstrum (монстр) — чудовище.


Ведущий. Мы отправляемся в Австралию! И нашему вниманию предстоит самый эффектный и яркий, самый модный цветок - Кенгуровая лапка или Анигозантос. Сочетание густых прикорневых узких листьев с диковинными соцветиями, выделяет его в любой обстановке и в любом интерьере. Среди комнатных цветов сложно найти комнатные растения с более нестандартным цветением, чем у него. Эта комнатная культура – подлинный австралиец и по характеру, и по требованию к условиям, и по своей красоте.


Докладчик 3. Австралия - это родина самого распространенного комнатного растения – воскового плюща. Восковой плющ, или хойя, получил свое название в честь английского садовода Т. Хойя. Хойя – вечнозеленый кустарник с лазающими, тонкими, длинными стеблями. Листья темно-зеленые, толстые, кожистые, расположены супротивно. Цветки очень изящные, белые, розовые, каждый отдельный цветок имеет форму пятиконечной звезды. Выращивать хойю следует в светлом помещении, поливать обильно.


Ведущий. Наш «Мыслелет» продолжает полёт и делает посадку в Африке. Там мы встречаем всем известное растение алоэ. В настоящее время в мире существует 300 разновидностей алоэ. Любой вид имеет определенные лечебные свойства. Растение хорошо растет на тяжелых почвах с примесью глины и песка, светолюбивое, но не переносит застоя влаги. На примере этого растения мы видим, как приспособилось алоэ к жизни в условиях пустыни. Обратите внимание, какие мясистые листья с большим запасом влаги, восковой налет на листьях, толстая кутикула.


Докладчик 4. Бегонии происходят из жаркого и влажного климата тропических лесов Западной Африки. Род бегония назван в честь губернатора Мишеля Бегона, жившего в 17 веке. Он организовал экспедицию по сбору растений, в ходе которой были обнаружены шесть видов растения. В Россию бегония попала при Петре I из Голландии вместе с другими тропическими растениями. Растения бегонии тенелюбивы, предпочитают рассеянный свет, полутень; влаголюбивы, влажность окружающего воздуха не менее 60%. Бегонии бывают однолетними и многолетними, растут как травы, кустарники или полукустарники.


Ведущий. Наше путешествие продолжается и мы переносимся в тропические леса Евразии. Это родина папоротников. Папоротники – группа споровых растений. Среди них нефролепис. Его стебли, растущие пучком из корневища, достигают 50 см. Папоротники хорошо переносят затемнение. Они влаголюбивые. В естественных условиях размножаются спорами, в домашних – делением корневища.


Докладчик 5. Растение китайская роза (гибискус) - семейство Мальвовые, Род гибискусов и насчитывает около двухсот видов. Гибискус представляет собой вечнозеленый кустарник или дерево высотой до двух метров. Родина гибискуса - тропические леса юга Китая. Листья растения похожи на листья березы – гладкие, блестящие, зубчатые по краю. Одиночные цветки очень красивы: узкие бутоны, раскрываясь, становятся похожими на широкие чашки диаметром от 8 до 14 см.


Ведущий. «Мыслелет» хорош тем, что на нем можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Мы отправляемся в Европу в 19 век на заседание ученого совета цветоводческих наук.


Ученый. Основная масса комнатных растений выходцы из стран с тропическим и субтропическим климатом. В зависимости от места происхождении растения делятся на следующие группы:

  • растения влажных тропических лесов – гигрофиты (гигрос – влажный). К этой группе относятся: монстера, бегония, фикус, колеус, бальзамин, зигокактус, традисканция.

  • растения субтропиков – мезофиты (мезос - средний). К этой группе относятся: пеларгония, китайская роза, камнеломка, кислица, кливия, хлорофитум, папоротники, узумбарская фиалка, амариллис, аспидистра.

  • растения пустынь и полупустынь – ксерофиты (ксерос-сухой). К этой группе растений относятся: алоэ, кактусы, опунции, каланхоэ, молочай, сансевьера, финиковая пальма.

Растения, правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение людей, придают помещению своеобразный колорит и создают определенный комфорт. Кроме того, живые цветы являют собой удачное украшение помещений.

Мы провели исследовательскую работу по изучению уровня бактериального загрязнения помещения. Стало известным, что зеленые растения в помещении улучшают микроклимат, выделяют летучие вещества – фитоциды, пагубно влияющие на болезнетворные микробы. На основании полученных данных сделали вывод, что наибольшую фитонцидность имеют герань, олеандр, бегонии. Мы рекомендуем для озеленения помещения учитывать не только красоту растения, но и его фитонцидные свойства.


  1. Загадки в стихах про комнатные растения.


Вам скажу, ребята, сразу
Я похож на дикобраза;
Очень острые иголки…
В Мексике я вместо ёлки (кактусы Опунция).


Что за чудо здесь такое?
В комнате расцвёл алое,
Хоть и скромен этот цвет,
Он цветет лишь раз в сто лет.(Столетник)

Знают люди разных стран
Про цветущую ……….
Наш собрат в горшке растущий,
Может быть и не цветущим.

Я тоже в комнате расту,
И пусть я без цветов –
Тебе я ранки залечу
Без всяких докторов. (Брилофитум, хирург без ножа)



Может он и неказист,
В январе цветущий,
Очень скромный ………….
На окне растущий.
Листьев длинный завиток…
Лишь мороз ударит
Распускается цветок
Розовый фонарик.

Я пришел к вам из пустыни, 
Мне не страшен окон иней,
Я колючий, словно ежик,
Но цвету, хоть редко, тоже. (Кактус)

Хоть мы ростом низковаты
Любят очень нас ребята.
Мы целый год почти цветем
И украшаем дом.
Всех оттенков наши глазки,
Не жалеем для них краски. (Фиалки)

С цветочного горшка
Вниз свесила я косы.
Я не цвету – пока
На улице морозы.
Но только снег растает – 
Я тут же расцветаю. (Традесканция)

Своими узкими листами
Озеленю ваш дом.
И всех отдельными кустами
Я награжу потом.
Детей я своих люблю – 
При себе я их храню. (Хлорофитум)

Эй, дружок, меня не трожь,
Я колючий словно ёж,
Как с иголками подушка,
Как опасная зверюшка…
Очень больно я кусаюсь
……………. я называюсь

  1. Творческая лаборатория “Зимний сад”


Ведущий. Наш лайнер «Мыслелет» прибывает на следующую станцию – это школьная творческая лаборатория “Зимний сад”. Посмотрите сколько разнообразных растений и цветов находиться здесь. В этой лаборатории учащиеся школы сами ухаживают за цветами, проводят различные опыты и эксперименты над растениями.

Для того чтобы успешно выращивать и ухаживать за комнатными растениями необходимо создать особенности их природной среды обитания и по возможности приблизить к ним условия выращивания.И сейчас мои помощницы, юные цветоводы, ученицы 8 класса, расскажут вам об особенностях ухода за комнатными растениями.

  1. Лаборант-цветовод Иванова Е. Почвенные условия

Для цветочных культур пригодны разные садовые земли - дерновая, перегнойная, листовая, торфяная, а также смеси из них с добавлением песка.

Дерновую землю заготавливают на лугах. Нарезают дёрн пластами толщиной 6 - 7 см., измельчают и просеивают его.

Перегнойная земля получается при перепревании навоза, она очень питательна.

Листовая земля заготавливается из опавших листьев яблонь, груш, клена, вяза и тополя. Она лёгкая и рыхлая.

Торфяную землю заготавливают на низинных торфяниках.

Земляные смеси заготавливают заблаговременно. Почти во все земляные смеси необходимо добавить песок для придания им рыхлости.

Земля, используемая для посадки, должна быть свежей, не слишком сухой и не слишком влажной, такой, чтобы при сжимании в руке она оставалась рыхлой, а не слипалась в плотный комок.

При невозможности достать землю, следует купить готовый грунт, который продается в цветочных магазинах.

  1. Лаборант-цветовод Иванова А. Световой режим

Правильный световой режим - это необходимое условие жизни растений.

Растения следует притенять от полуденного летнего солнца

У растения, расположенного на подоконнике, листья и стебли тянутся к окну. Растение становится однобоким; чтобы это предотвратить, горшок время от времени необходимо немного поворачивать. Не поворачивайте горшок, когда на растении образуются бутоны.

Не следует переносить растение из тенистого места сразу на солнечный подоконник или на открытый воздух, его нужно постепенно приучать к яркому свету.

Красивоцветущие растения особенно требовательны к свету, т.к. для того, чтобы цветки распустились, необходимо освещение бутонов прямыми солнечными лучами.

  1. Лаборант-цветовод Кураксина Н. Водный режим

Не меньшее значение имеет для домашних растений их водный режим. От умелого и своевременного полива зависит развитие и цветение растений.

Если растение поливают редко и недостаточно, то корневые волоски засыхают и перестают всасывать воду. Если растение поливают слишком часто, то земля в горшке закисает, а молодые корни загнивают.

Правила полива:

Следует поливать растение, когда запас влаги в земле израсходован почти полностью.

Для большей части комнатных растений, полив нужен тогда, когда верхний слой земли в горшке просохнет и посветлеет. Достаточно потрогать землю пальцами: если она очень сухая, значит, нужен полив.

Вода для полива должна быть одной температуры с комнатным воздухом или немного теплее его.

Сосуд с водой, предназначенной для полива, держать в той же комнате, где стоят растения, наполняя его за сутки до полива, тогда вода согреется до комнатной температуры и избавится от вредных газов.

Растения рекомендуется поливать снизу, наливая воду в поддон. Вода с поддона впитывается в землю. При поливе сверху струю воды следует направлять как можно ближе к краю горшка.

Летом растения обычно поливают вечером. Зимой растения поливают утром.

Весной и летом комнатные растения полезно опрыскивать: вечером - после полива, утром - до того, как на них начнут падать прямые солнечные лучи.

  1. Лаборант-цветовод Лагутина Ю. Температурный режим

Естественная среда обитания большинства комнатных растений - тропики.

Почти все комнатные растения хорошо развиваются при температуре от 13°С до 23°С.

Очень опасны резкие перепады температуры.

Растения любят, чтобы ночная температура была на 2 - 3°С ниже дневной.

Старайтесь не допускать, чтобы зимними ночами температура в комнате резко падала - утепляйте окна и убирайте растения с подоконников в морозную погоду.

  1. Лаборант-цветовод Михалина Е. Воздушный режим

Для хорошего роста комнатных растений нужен свежий и чистый воздух.

Для создания благоприятного климата вокруг растения можно наливать в поддон воду. Летом несколько раз в день нужно обрызгивать растения водой.

Растениям необходима воздушная среда, содержащая кислород. Чтобы обеспечить достаточный приток свежего воздуха в комнаты, их необходимо проветривать. Проветривать комнаты в холодную погоду надо осторожно. Сквозняки вредны для растений.

Зимой следует защищать растения, стоящие на подоконнике, от струй холодного воздуха, проникающего в комнату через форточку.

Землю в цветочных горшках рекомендуется время от времени осторожно разрыхлять для лучшего доступа воздуха к корням.

Воздух в комнате не должен быть пыльным и загрязненным, некоторые растения, например папоротники, плохо переносят табачный дым.

  1. Лаборант-цветовод Новичкова В. Подкормки

Уход за растениями заключается также в их подкормке.

Подкормку растений осуществляют весной и летом, в период активного роста и цветения.

В продаже сейчас есть большой выбор удобрений, как в виде гранул, так и жидкие удобрения. Можно применять и органические удобрения.

Во время интенсивного роста растения нужно подкармливать раз в 10-14 дней.

Наряду с обычными подкормками можно в течение лета несколько раз проводить внекорневые, опрыскивая надземную часть растения растворами удобрений



  1. Конкурс со зрителями «Угадай мелодию»

Начало формы

1. Какие цветы — вестники разлуки упоминаются в известной песне в исполнении Наташи Королёвой?

Жёлтые тюльпаны

Белые лилии

Желтые розы


2. Какие цветы в одной из старых советских песен называются светлым мая приветом?

Тюльпаны

Лилии

Ландыши

Колокольчики


3. Какие цветы пахли полынью в песне группы «Ночные снайперы»?

Розы

Лютики

Ромашки


4. Песню про какие цветы исполняет известная российская группа «Ласковый Май»?

Белые розы

Жёлтые тюльпаны

Красные маки

Белые ромашки

Ночные лилии


5. О каких цветах поёт София Ротару, называя их «Наших встреч с тобой синие цветы...»?

Ландыши

Белые розы

Лаванда

Жасмин


6. Каких цветов миллион в одной из песен Аллы Пугачевой?

Белые тюльпаны

Алые розы

Белые розы


7. Какие цветы отцвели в саду уж давно в одном из известных романсов?

Хризантемы

Магнолии

Розы


8. Какие цветы были подарены Светке Соколовой в песне, спетой группой «Весёлые Ребята»?

Желтые тюльпаны

Розовые розы

Белые розы


9. Каким цветам говорит «Привет» певица Земфира в одной из своих песен?

Незабудкам

Лютикам

Ромашкам


10. Какие цветы были посажены в снег в одной из песен Ирины Аллегровой, слова которой «Завывает осипшая вьюга. За витражным окном в эту ночь...»?

Хрезантемы

Белые лилии

Розы


  1. Мастер класс по пересадке комнатных растений


Ведущий. Все горшечные растения нуждаются в регулярной пересадке. Молодые и быстрорастущие растения нужно пересаживать ежегодно. Более крупные растения и медленно растущие пересаживают реже – раз в 2-3 года.

Растения обычно пересаживают весной (с конца февраля по май, с началом роста), чтобы они за лето успели хорошо укорениться и окрепнуть к зиме.

За месяц до пересадки растения можно 1-2 раза подкормить раствором мочевины.

Пошаговая инструкция:

1. Подготавливаем горшок для пересадки. В продаже имеются большое многообразие посуды для цветов: керамическая, пластмассовая, фарфоровая и др. Но лучше всего растения сажать в обыкновенные глиняные горшки. Часто используют пластмассовые горшки, т.к. они не дорогие, легко моются, имеют красивый внешний вид. Но в них труднее регулировать полив. Чтобы вода не застаивалась, в этих горшках делают в донышке отверстие, слой дренажа и земляную смесь более рыхлой.

2. Насыпаем первый слой. Для того, чтобы цветок после посадки успешно развивался, при пересадке растений рекомендуется создать в горшке дренажную систему. И это будет правильно, так как дренаж позволит сгладить небольшие промахи в поливе. Для этих целей подойдут: керамзит, кусочки кирпича или черепки.


3. Достаем растение из старого горшка. Для этого можно обильно полить растение за час до пересаживания, тогда розетка цветка легко выйдет наружу.
4. Очищаем корни. Руками осторожно очищаем корни растения от верхней земли, стараясь не повредить их. Если у растения есть подгнившие корни, то их лучше удалить, подсушить и присыпать древесным углем.
5. Высаживаем растение. Берем новый горшок с дренажем и опускаем растение на слой земли так, чтобы корневая шейка была чуть ниже краев горшка, никогда не заглубляйте шейку растения. А все оставшееся пространство между старым земляным комом и стенками горшка заполняем новым увлажненным субстратом.
6. Уплотняем землю вокруг растения. После процедуры уплотнения, которую можно делать руками, следует досыпать свежей земли.
7. Поливаем растения. Данный шаг касается не всех растений, например, привыкшие к сухости почвы цветы, не нужно поливать после пересадки, их просто нужно высаживать в слегка увлажненный субстрат. Никогда не поливайте растения с поврежденной корневой системой, в течении 5 - 7 дней (дайте травмам на корнях затянуться).

Изготовление цветочного горшка из подручных материалов.

 Для озеленения школьных помещений мы с вами можем использовать ведёрки из под майонеза, стаканчики из под йогуртов, пакеты из под кефира, пластиковые бутылки и ёмкости. Делаем отверстие в донышке можно нагрев шило над огнем (используем свечку).Наклейку с боковой стороны емкости можно убрать с помощью ручного фена. Нагреваем этикетку феном и аккуратно снимаем. Боковые стороны мы будем украшать самоклеющейся цветной бумагой,    На оборотной стороне самоклеющейся бумаги можно при помощи линейки и карандаша нанести узор по выбору. Вырезать узор. Снимая постепенно обратный слой с бумаги, наклеить узор на боковую сторону емкости. Цветочный горшок готов!

  1. Заключительная часть

Подведение итогов, рефлексия.

На каких континентах мы побывали?

С какими комнатными цветами мы познакомились?

Каковы условия содержания цветов?

Как правильно пересадить комнатные цветы?

Как еще можно оформить горшочки?

Что вам понравилось?

Учитель. Занятие мене хочется закончить словами из книги «Как ухаживать за цветами». Москва, 1897 г., изданной еще в позапрошлом веке (стиль речи сохранён): “Если цветы не хороши или чем-либо не задаются, то прямо вам скажу, что без надлежащего ухода они и задаваться никогда не будут; если же кто ленив ухаживать за цветами, то лучше их и не разводи, то же можно сказать и относительно помещения. В неподходящем месте и с хорошим уходом цветы хорошими быть не могут”.

Ведущий. Что ж, уважаемые пассажиры, наш полет завершен. Надеемся, что праздник-путешествие был приятным и интересным. До новых встреч дорогие друзья!


 Литература:

  1. Технология: Учебник для учащихся 7 – го класса общеобразовательной школы (вариант для девочек)\ В.Д. Симоненко, О.В.Табурчак, Н.В.Синица и др.; Под ред. В.Д.Симоненко –М.: Вентана – граф, 2001. - 240 с.: ил.

  2. Колбасенко М.Н., Севастьянова З.П. Дидактические материалы по экологии (региональный компонент): Учеб.-метод. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Архангельск: Поморский гос.ун-т, 2003. – 176 с.

  3. Энциклопедия комнатного цветоводства \ Сост. Б.Н.Головкин. – М.: Народное творчество, 2001 . – 296 с.: ил.