СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Под звуки нежные романса"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с прекрасным жанром в русской музыкальной культуре. Рассказ о великих исполнителях прошлого и продолжателях в современности. В мероприятии принимали участие ученики, учителя, преподаватели Детской школы искусств города.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Под звуки нежные романса"»

Вечер романса «Под звуки нежные романса»


Ведущий 1:

  1. Поверьте, я нисколько не боюсь

Сегодня с веком нынешним расстаться.

Позвольте, к вам сегодня обращусь

Высоким слогом русского романса:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Учащиеся читают стихи


2. «День и ночь роняет сердце ласку,

День и ночь кружится голова.

День и ночь взволнованною сказкой

Мне звучат твои слова:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.Только раз бывает в жизни встреча

Только раз с судьбою рвется нить.

Только раз в холодный зимний вечер

Мне так хочется любить».

---------------------------------------------------------------------------------------------------------

4. Ночь светла. Над рекой тихо светит луна.

И блестит серебром голубая волна…

В эту ночь при луне на чужой стороне,

Милый друг, нежный друг, помни ты обо мне…

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

5.Глядя на луч пурпурного заката,

Стояли мы на берегу Невы.

Вы руку жали мне, промчался без возврата

Тот сладкий миг, его забыли вы…

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ведущий 2: Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу.

Для многих присутствующих романс ассоциируется, прежде всего, с фильмом Эльдара Рязанова «Жестокий романс»

Появляются действующие лица :

Лариса садится в кресло. Кнуров и Огудалова присаживаются у столика на диван.
Паратов становится у трибунки с вазой и цветами. У мужчин в руках бокалы с шампанским.

Паратов: Что вы нас покинули, Лариса Дмитриевна?

Лариса: Мне что-то нездоровится.

Паратов: Позвольте, Лариса Дмитриевна, попросить осчастливить нас! Спойте нам какой-нибудь романс или песенку! Я вас целый год не слыхал, да, вероятно, и не услышу уж более.

Кнуров: Позвольте и мне повторить ту же просьбу.

Лариса: Право же, господа, прошу простить, мне действительно нездоровится.

Огудалова: Спой, Лариса, уважь дорогих гостей.

Паратов: (подносит гитару и становится на колено) Просим!

Кнуров, Паратов, Огудалова: Просим! Просим!

Лариса: Подыграйте мне –

поет романс “Под лаской плюшевого пледа» Трофимова Полина, Лунёв Кирилл)

Муз. Андрей Петров, слова - Марина Цветаева


Ведшая : У нас сегодня присутствуют почётные гости, преподаватели Детской школы искусств –

  • Будюкина Людмила Леонидовна

  • Толстов Владимир Юрьевич


В их исполнении звучит «Романс о романсе» на стихи Беллы Ахмадулиной, музыка Андрея Петрова из кинофильма, любимого миллионами зрителей « Жестокий романс».


Ведуший : Со времени появления первых романсов в России прошло более двухсот лет, но они и сегодня волнуют и трогают нас, людей начала 21 века. В чем же секрет их популярности и притягательности? Наверное, в том, что в них много искренности, простоты, сердечности, которые свойственны лучшим произведениям этого жанра и которые близки нам и сегодня.


Ведуший : В романсе, как ни в каком другом лирическом вокальном жанре, достигли совершенного слияния, гармонии и цельности - русский лирический стих и высокая задушевная мелодия.

Хотя само слово «романс» испанского происхождения и означало когда - то светскую песню на испанском (романском) языке, в отличии от церковных песнопений на латыни, именно русский романс придал этому слову его особый смысл.


1. О, русский романс, восхищаюсь тобой.

За то, что красив ты и светел.

За то, что на все, что случилось с судьбой

Ты просто и ясно ответил.


2. За то, что умна твоя старая грусть.

И я перед нею немею.

За то, что я знаю тебя наизусть…

И лучше сказать не сумею.


Ведуший: Сколько звучит романс? Не долго, всего несколько минут. Но ни одна опера не ставит перед автором и исполнителем такой труднейшей психологической задачи, как иной романс. Проникновение святая святых великих романсов дается только тем, кто сам много пережил и перечувствовал. Русский романс – это драма в миниатюре. И в нем одно действующее лицо – ты сам.

Особый расцвет получил романс в 19 веке. Немало композиторов создавали романсы. Городские улицы, дворянские гостиные заливались алябьевским «Соловьем», любовались варламовским «Красным сарафаном», мчались на птице-тройке под гурилевский «Колокольчик».


Юноши и девушки, сидящие в зале читают:


А.К. Толстой Средь шумного бала,

случайно

В тревоге мирской суеты.

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…



Ф. Тютчев Я встретил вас – и все

былое

В отжившем сердце ожило.

Я вспомнил время, время

золотое,

И сердцу стало так тепло…


А. Фет На заре ты ее не буди

На заре она сладко так спит.

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках

ланит…


В.П. Чуевский Гори, гори моя звезда,

Звезда любви заветная.

Ты у меня одна заветная,

Другой не будет никогда…


М.Ю.Лермонтов Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой,

Что кинул он в краю родном…


И. Козлов Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом…


А.А. Ахматова Приходи на меня посмотреть.

Приходи, я живая, мне больно.

Этих рук никогда не согреть,

Эти губы сказали: Довольно»…


М. Цветаева Мне нравится, что вы больны не

мной.

Мне нравится, что я больна не

вами.

Что никогда тяжелый шар

земной

Не уплывет под нашими

ногами…



Ведуший : Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. В её огромных глазах затаенная грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн.
Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы. Каждый вечер Александр Сергеевич мог слушать её песни.

Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Прощаясь, Пушкин подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Из книги выпал небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…

А в 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.

Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием.

Звучит романс « Я помню чудное мгновенье». Муз. М.И. Глинки.


Ведуший: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному-двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс Эраста Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Среди прислуги в доме матери была одна девушка – белошвейка Авдотья Ермолаевна Иванова. С первого раза приглянулась она Ивану Сергеевичу ясными и кроткими глазами, тонкими чертами лица, скромностью.

Дошла весть об этой любви до самой Варвары Петровны, которая давно держала обиду на сына. Иван Сергеевич сообщил о своем намерении жениться на Авдотье. Последние слова вызвали настоящую истерику. Она выгнала сына из дома и обещала лишить его наследства. Авдотью же выслала в Москву. Там родилась у Авдотьи Ермолаевны девочка Пелагея, очень похожая на отца. С матерью шутки были плохи: обещала пустить по миру – слово свое сдержит. С грустными, тяжелыми мыслями покидал Тургенев Спасское. Жгучей болью ложились на сердце последние события. Дорога была прикрыта первой снежной порошей, скудные нивы с редкой стернёй тянулись до самого небосклона, сами собой складывались элегические стихи…

Почему в разных нотных сборниках инициалы автора различны?   Трое братьев Абаза были офицерами лейб-гвардии гусарского полка, расквартированного в Царском Селе. Все трое прекрасно владели гитарой, были поклонниками модного тогда  цыганского пения. Однажды в Царском Селе проходил парад, которым император остался недоволен. Последовало приказание: ни одного офицера из полка  не отпускать. Это было похоже на арест. Изнывая от скуки, гусары  пригласили цыганский хор. Всю ночь звучали песни. Забрезжил рассвет. За окнами было белым-бело. "Как красиво! — сказал Эраст Абаза. — Утро туманное, утро седое… Так ведь, Тургенев, кажется,  написал?! Замечательно написал…." И он стал подбирать аккорды на гитаре. Так на рассвете морозного утра родилась мелодия романса “Утро туманное”.

Послушайте романс в исполнении великой певицы начала 20 века Надежды Обуховой.

Ведуший: Наряду с камерно-вокальной классикой в XIX веке возникает и бытовой романс, рассчитанный на певцов-любителей. С середины века разделяются области классического романса и романса бытового. Бытовой романс по простоте музыкального языка, ясности аккомпанемента доступен для исполнения как профессионалам, так и любителям. Слушая эти произведения, мы многое узнаем о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения. Имена Алябьева, Варламова, Гурилева, Булахова и других композиторов, создавших яркие образцы русского бытового романса XIX века, живут в истории отечественной музыки.

Послушайте романс Александра Гурилёва на слова Ивана Макарова «Однозвучно гремит колокольчик» исполняет прекрасная певица Евгения Смольянинова и хор Сретенского монастыря

Ведуший: А теперь перенесемся из 19 века в 20, хотя кто-то из великих сказал, что 19 век длился до 1917 года… Гостиная дома Турбиных. Здесь в хрустальной вазе стоят белой акации гроздья душистые. И звучит одноименный романс, как гимн ушедшей молодости, ушедшему времени. И хотя поэт Матусовский написал стихи много позже, они созвучны времени, описанном Михаилом Булгаковым.


Звучит романс «Белой акации…»


Ведуший :

В том краю тишина бездыханна,

Только в гуще сплетенных ветвей

Дивный голос твой, низкий и странный

Славит бурю цыганских страстей.  


Это стихотворение Александр. Блок посвятил знаменитой певице, королеве русского романса Анастасии Вяльцевой. Дочь орловской крестьянки, в юные годы она работала младшей горничной в гостинице на Крещатике. Популярность Вяльцевой в начале XX века была огромна, ее называли "Чайкой русской эстрады" и "русской Золушкой", превратившейся из простой горничной в одну из самых богатых и известных женщин России»

Послушайте один из самых знаменитых романсов из репертуара певицы на музыку талантливого автора Николая Зубова. « Не уходи, побудь со мною…»

исполняет завуч нашей школы Тимофеева Е.С.

Ведуший: На протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1920-х годов, русский романс будто бы стеснялись исполнять в престижных залах страны, романсу пришили ярлыки «буржуазной культуры», «цыганщины», «пошлости».

Борис Прозоровский был представителем княжеского рода. По желанию отца он стал военным врачом. Но любовь к музыке победила. После долгих поисков он нашёл партнёршу в лице Тамары Церетели. Они стали вместе выступать на эстраде. Успех был ошеломляющий. Однако за благородное происхождение и увлечение «белогвардейским жанром» (романсами) Прозоровского сослали в зэковские лазареты на Беломорканал. Тамара Церетели избежала репрессий. Борис Алексеевич после освобождения недолго оставался на свободе. После очередного ареста его отправили в Сибирь, откуда вернуться ему уже не удалось. Послушайте

Романс « Снежинка» музыка Бориса Прозоровского , слова Оскара Осенина

исполняют - преподаватели Детской школы искусств

Будюкина Людмила Леонидовна

Толстов Владимир Юрьевич

Ведуший: В 50-х годах XX века вспыхнул интерес к творчеству Сергея Есенина. Это оживило и музыкальный интерес к его поэзии, композиторы вновь обратились к его поэтическим работам. Появились новые произведения вокальных жанров. Из них можно отметить популярную песню - романс «Клен ты мой опавший», где удается передать лирическую интонацию есенинской поэзии, её исповедальность.

Сергей Есенин « Клён ты мой опавший» музыка неизвестного автора


исполняет – Лунёв Кирилл


Рыбина Е.А: В 1964-м Hовелла Матвеева написала самую знаменитую свою песню — «Девушка из харчевни». Её слова «Любви моей ты боялся зря, не так я страшно люблю…» знают даже те, кто не знает автора. Если ты слышал их в детстве или отрочестве, то узнал о любви что-то такое... Это "что-то" и будет теплится у тебя в груди. «Как сейчас помню, меня в детской спальне оставляли на ночь одну. И тогда мне в голову начинали приходить вопросы, по-видимому, философской важности. Например, была ли я давно? Была ли я… много, много, много раньше? И где находится это «раньше»?..».


Новелла Матвеева «Девушка из харчевни»- исполняет Брыкина Аня


Рыбина Е.А: На рубеже ХХ-ХХ1 веков романс словно переживает второе рождение. В кинематографе романс служит элементом стилизации под какую-либо эпоху («Собака на сене», «испанские романсы» Г.Гладкова), обозначением определенного культурного слоя («Дни Турбиных», романс «Белой акации гроздья душистые»), выражает лирическое состояние современных героев («Разные судьбы», романс Рощина, «Ирония судьбы», романсы М. Таривердиева и др. Музыка к театральным постановкам пишется с теми же целями. Наиболее известны театральные романсы: «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А. Рыбникова из спектакля «Юнона» И «Авось». На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка


Ведуший: Всем запомнились романс Гумилёва «Однообразные мелькают всё с той же болью дни мои…», который исполняет Николай Носков. Стихи принадлежат Николаю Гумилёву, а музыку написал легендарный Кипа-джаз последних десятилетий ХХ века, композитор, поэт, писатель, сценарист и режиссёр Анатолий Бальчев. Стихи были написаны под влиянием трагического разрыва Николая Гумилёва с другой замечательной поэтессой серебряного века Анной Ахматовой, которую он любил с 19 лет.


«Однообразные мелькают» Николай Носков Анатолий Бальчев , стихи Николая Гумилёва

Ведуший: "Как молью изъеден я сплином, посыпьте меня нафталином..." благодаря этой фразе из стихотворения Саши Черного появилось название группы - Сплин в 1994 году, созданной Александром Васильевым. А ровно 10 лет спустя появляется на свет одна из самых лиричных грустных песен современной рок-сцены «Романс» об остром, ощутимом каждой клеточкой тела и мозга одиночестве.

«Романс» группа «Сплин» автор Александр Васильев.

Исполняет Кирилл Лунёв

Ученики: Я вас люблю, я думаю о вас

И мне открылся мир неповторимый…

Я вас люблю, я думаю о вас

И повторяю в мыслях ваше имя...

Рыбина Е.А.: Если заглянуть в книги о великих наших певцах, вы обязательно найдёте там признание в любви к романсу. В сборнике, посвящённом Надежде Андреевне Обуховой, можно прочесть её слова: «Обожаю старинные романсы. Они мне близки и милы большой простотой, искренностью и мелодичностью». В книге «Елена Образцова» приводятся слова выдающейся певицы: «Обращение к романсовой литературе необычайно обогащает, расширяет палитру переживаний, тончайших оттенков состояний и страстей. В опере много наглядно, предметно, реально. А в романсе я могу спеть мечту, воспоминание, недосказанность». Черпая из русской лирики и русской музыки, романс стал выразительнейшим явлением национальной культуры и заметно повлиял на развитие поэзии, музыкального искусства, на театр и эстрадные жанры, на кинематограф.

21 век не хочет расставаться с романсом. И, хотя усложняются его стихи и музыка, романс так же передает оттенки личных, душевных переживаний героев, как и в старину, в любимом им 19 веке. Лирические признания в романсах никогда не умолкнут, пока есть на земле ЛЮБОВЬ.



Наш вечер подошел к концу. Благодарим за внимание. До новых встреч!