СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие «Путешествие по городу Фольклору»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на повышение интереса к изучению литературы

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Путешествие по городу Фольклору»»

ГОУ ЛНР «Краснодонская средняя школа № 8 имени защитника ЛНР

Виталия Парсанова»

















Внеклассное мероприятие «Путешествие по городу Фольклору»



















Автор:

Хайнус Светлана Сергеевна,

высшая категория, «старший учитель»

учитель русского языка и литературы



г. Краснодон

2019 год

Тема: Путешествие по городу Фольклору.

Цели:

*обучающая: расширение и обогащение знаний учащихся по предмету;

*развивающая: развитие внимания, памяти, логического мышления;

*воспитательная: укрепление чувства уважения к одноклассникам и другим обучающимся; формирование чувства ответственности за свои поступки, умения работать в коллективе.

Форма: путешествие.

Оборудование: минусовка песни «Бибика»; презентация «Жанры фольклора»; карта города Фольклора.

Ход мероприятия

Ведущий:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по городу Фольклору. На каком виде транспорта вы любите путешествовать больше всего (ответы детей). На машине? Отлично! Отправимся в путешествие на машине, представьте, что вы за рулем (все имитируют вождение автомобиля)

Звучит музыка (минусовка песни «Бибика»)

Ведущий:

- Посмотрите, этот указатель говорит нам о том, что мы уже въезжаем в город. Познакомимся с его достопримечательностями. Итак, улица Сказочная. Назвали ее так, потому что жители этой улицы – великие знатоки сказок, и при разговоре с ними нужно быть готовым к любым вопросам о сказках, они считают, что сказки – это самый волшебный жанр фольклора. Давайте немного подготовимся к встрече с жителями этой улицы.

Задание: отгадайте сказочного героя по его монологу.

  • « Я решил просто путешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие добрые, как мои Бабушка и Дедушка. Но оказалось, что в этом мире живут и злые, и жестокие, и хитрые…» (Колобок)

  • « Я знал, что все так закончится. Уж больно ветхий я и старый, столько лет в поле стою. Мечтал, конечно, чтобы во мне кто-то поселился… Но их поселилось так много, что просто я не выдержал и рухнул…» (Теремок)

  • « Ну и хвост у этой мышки! Не сравнится ни с кулаком Дедушки, ни с кулаком Бабушки. И надо было этой Мышке выбежать в самый неподходящий момент. Сейчас бы мной все любовались…» (Яичко из сказки «Курочка-ряба»)

  • « Мне приятно было на голове у этой девочки. Мне нравится вместе с ней ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого происходят всякие неприятности…» (Красная Шапочка)

  • « Честно говоря, неприятно, когда тебя надевает на ноги Кот. У него ведь когти! Я, конечно, понимаю, что вся эта беготня ради хозяина, но больно ведь…» (Сапоги, сказка «Кот в сапогах)

  • « Нам хотелось не подводить. Мы бы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, ни отставать». (Часы, сказка «Золушка»)

  • « Для меня очень вредно находиться в воде. Спасибо этому любопытному мальчишке. Если бы не он и не Черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?» ( Золотой ключик)

  • « Я, конечно, готова выполнить любое ее желание. Ведь ее муж спас мне жизнь. Но чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и приходится таким людям оставаться у разбитого корыта». ( Рыбка, «Сказка о золотой рыбке»)

  • « Я осталась жива только благодаря этой маленькой, хрупкой девочке. Она меня согревала, кормила, поила. Как прекрасно жить! Радоваться солнцу, теплу!» (Ласточка, сказка «Дюймовочка»)

Ведущий:

- Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете сказки! Думаю, к встрече с жителями этой улицы вы готовы.

Житель улицы Сказочной:

- Здравствуйте, ребята. Никогда вас здесь раньше не встречал. Я житель улицы Сказочной. А вы откуда? ( Ответы детей) Ученики 5 класса? Тогда вы наверняка вспомните, что такое «сказка»? (Ответы детей) А какие бывают виды сказок, если брать во внимание авторскую принадлежность. (Ответы детей: авторские и народные.) Молодцы! А виды сказок по содержанию? (Ответы детей: волшебные, бытовые, о животных.) Верно! Какие композиционные части можно выделить в сказках? (Ответы детей: присказка, зачин, концовка.) Замечательно! Какое выразительное средство характерно для сказок? (Ответы детей: эпитеты.) Какие толковые ученики! Ну, а какие сказки вы прочитали на уроках литературы в этом году? (Ответы детей) Ребята, беседовать с вами очень приятно: сразу видно, ученики вы старательные… Но мне пора! Меня ждут дома…До новых встреч!

Ведущий:

- Молодцы, ребята! Справились с трудными заданиями. Продолжим наше путешествие?

Звучит музыка (минусовка песни «Бибика»)

Ведущий:

- Ребята, давайте остановимся здесь… на проспекте Пословиц и поговорок.

Житель проспекта Пословиц и поговорок:

- Здравствуйте! Что-то мне подсказывает, что вы в нашем городе впервые. (Ответы детей) Замечательно! Тогда я могу вам показать наш прекрасный проспект! Жители, проживающие на его территории, очень хорошо знают пословицы и поговорки. А вы знаете, что такое «пословица»? «поговорка»? ( Ответы детей, слайд 3) Молодцы! Тогда вам нетрудно будет выполнить мои задания.

Задание 1: Дополните фразу, поговорку:

*голодный как… (волк)

*хитрый как …(лиса)

*болтливый как …(сорока)

*робкий как …(лань)

*упрямый как …(осел)

*неуклюжий как …(медведь)

*трусливый как …(заяц)

*храбрый как … (лев)

*скользкий как … (угорь)

ЗАДАНИЕ 2. Послушайте пословицы народов разных стран и приведите примеры русских пословиц, синонимичных данным.

  • Надежда поддерживает жизнь. (Надежда умирает последней.)

  • То, что обещано, сделано. (Сказано-сделано.)

  • Жить как петух на откорме. (Жить как у Христа за пазухой.)

  • Попасть с дождя под водосточную трубу. (Из огня да в полымя.)

  • Попасть пулей в плетень. (Попасть пальцем в небо.)

  • Делать из комара верблюда. ( Делать из мухи слона.)

  • Плохие новости ходят быстро. (Худые вести не лежат на месте.)

  • Дела говорят громче, чем слова. (Не по словам судят, а по делам.)

  • Не беспокой беспокойство, пока оно не беспокоит тебя. (Не тронь лихо, пока спит тихо.)

  • Бог помогает тому, кто сам себе помогает. (На Бога надейся, а сам не плошай.)

  • Одна птица в руке лучше, чем две в кустах. (Лучше синица в руках, чем журавль в небе.)

Житель проспекта Пословиц и поговорок:

- Да вы великие знатоки пословиц и поговорок! Но, ребята, извините, мне пора! До скорых встреч!

Ведущий:

- Ребята, вы молодцы! Я вижу, вам здесь понравилось, но …готовы ли вы к дальнейшему путешествию? (Ответы детей) Тогда вперед!

Звучит музыка (минусовка песни «Бибика»)

Ведущий:

- Что это у нас впереди? Площадь Считалок! Чтобы проехать через эту площадь, нам нужно вспомнить как можно больше считалок. Вспомните, какие считалки вы используете в играх с друзьями. ( Дети рассказывают по желанию.)

Ведущий:

- Молодцы, ребята! Вы много считалок знаете! А что такое «считалка»? ( Ответы детей, слайд 4) Отлично! Но посмотрите, мы даже не заметили, как подъехали к остановке Загадка. Кто знает, что такое «загадка»? Давайте проверим наши силы в разгадывании загадок:

  • Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)

  • Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)

  • Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)

  • Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)

  • Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

  • Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)

  • В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (Соль)

  • Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

  • Что за зверь:

Белый как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест, (Гусь)

  • Сер, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик)

  • Много рук, а нога одна. (Дерево)

  • Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое)



Ведущий:

- Ребята, вы знаете ответы на все вопросы! Вам нет равных! Молодцы! Но… время не ждет, отправимся дальше!

Звучит музыка (минусовка песни «Бибика»)

Ведущий:

- Парк Скороговорок! А кто помнит, что такое «скороговорка»? ( Ответы детей)

Предлагаю каждому из вас потренироваться: попробовать четко и быстро проговаривать слова в предложенных скороговорках (скороговорки написаны на доске, каждый выбирает себе понравившуюся, тренируется в произношении, затем по желанию отвечает).

  • Осип Архип, Архип осип.

  • На дворе трава, на траве дрова, не пили дрова на траве двора.

  • Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, перевыколпаковать.

  • Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.



Ведущий:

- Как вы мастерски справляетесь со скороговорками! Молодцы! Ну а теперь в путь!



Звучит музыка (минусовка песни «Бибика»)

Ведущий:

- Обратите внимание: перед вами самый известный музей города Фольклора! Предлагаю вам посетить его.



Музейный работник:

- Здравствуйте, уважаемые посетители! Мы рады приветствовать вас в нашем музее жанров фольклора! Здесь вы можете познакомиться с экспонатами пестушек, потешек, прибауток, закличек, приговорок. Но знакомство это будет необычное, т.к. угадывать жанровую принадлежность экспоната вы будете сами. Готовы потрудиться? (Ответы детей) Отлично! Тогда начнем!

Задание: Угадайте жанр данного произведения, обоснуйте свой ответ:

  • Потягуни-потягушечки,
    От носочков до макушечки!
    Мы потянемся-потянемся,
    Маленькими не останемся!
    Вот уже растем, растем, растем!
    Вот как выросли! ( Пестушка, комментарий ученика)

  • Ты умница, разумница
    Ты умница, разумница,
    Про то знает вся улица,
    Петух да кошка,
    Да я немножко. (Потешка, комментарий ученика)



  • Мишка косолапый по лесу идет, 
    Шишки собирает, песенки поет, 
    Шишка вдруг упала - прямо мишке в лоб. 
    Мишка рассердился, и ногою - топ! (Прибаутка, комментарий ученика)



  • Солнышко - вёдрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко, нарядись!
    Красное, покажись! (Закличка, комментарий ученика)



  • Рву, рву ягодку,
    Черную смородинку -
    Маменьке в стаканчик,
    Тятеньке в рукавчик.
    А серому волку -
    Корья на лопате. (Приговорка, комментарий ученика)

Музейный работник:

- Молодцы, ребята! Вы смогли угадать все жанры фольклора!

Ведущий:

- Спасибо вам за необычную экскурсию по музею! А нам пора в обратный путь! Вижу, что вы устали. Предлагаю вам во время нашей поездки домой спеть колыбельную песню, чтобы немного отдохнуть, расслабиться. Прежде чем мы начнем петь, давайте вспомним, что такое колыбельная песня. (Ответы детей) Хорошо! Какую песню выберем для исполнения?



«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок, 
Тебя схватит за бочок
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.

Ведущий:

- Вот мы и дома! Интересное у нас путешествие получилось? Расскажите о своих впечатлениях? Что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали в ходе путешествия? Что для вас показалось трудным? легким? (Ответы детей)

Спасибо вам за участие! До новых встреч!