Внеклассное мероприятие
«
Путешествие по стране Толерантность», автор Андрющенко Ольга Сергеевна, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» Каменского района Алтайского края Возрастная группа: 6- 8 лет (1 классы).
Методы и формы: метод проектов (исследовательские, поисковые, творческие), проблемный метод, кейс-метод (ситуация реальная или максимально приближенная к реальности) ; групповые, фронтальные формы, ситуативные и ролевые игры.
Тема: «
Путешествие по стране Толерантность»
.
Цель: формирование духовно-нравственного развития ребёнка, дружеских чувств и толерантных отношений в обществе; усвоение нравственных понятий через игровую деятельность.
Предметные результаты: умение выделять и различать сходства людей, проявление уважения к людям;
Метапредметные: проявление способности свободно, эмоционально и уважительно реагировать на речь других людей, выражение своего мнения и построение высказываний в разных формах с использованием новых слов по теме мероприятия;
Личностные : применение знаний о нравственно - этичеcких нормах, о категориях добра и зла, дружбы, раскрытие внутреннего мира чувств каждого ребёнка, осмысление и принятие понятия толерантность.
Ход мероприятия. СЛАЙД 1
1.
Организационный момент ( мотивационно-побудительный
). (Звучит песня «Если с другом вышел путь»)
Здравствуйтe, ребята и уважаемые взрослые. Всем здравствуйте!
Давайте скажем хором, здравствуйте! Таким образом, пожелаем друг другу здоровья!
2. Введение (целеполагание).
Сегодня мы с вами отправимся увлекательное путешествие по стране - «Толерантность». В этой стране много замечательных городов, все они по - своему знамениты и интересны. Но мы с вами отправимся путешествовать по самым главным и значимым местам.
СЛАЙД № 2
Отправляемся под девизом «Мы
такие разные, но
все мы вместе!»
(на слайде фото детей). - Ребята, а как вы понимаете наш девиз: «Мы такие разные, но все мы вместе»? (Ответы детей)
-Встаньте, пожалуйста, девочки. Какие вы сегодня красивые. Садитесь.
-А сейчас встаньте, пожалуйста, мальчики. Какие вы сильные, мужественные.
-Поднимитесь со своих мест те ребята, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые? Спасибо. Садитесь.
- Как вы думаете: «Какие все мы?» (ответы детей).
Ведущая: «Все мы разные, но мы вместе, и мы все равные».
Вы живете в одном городе, ходите в одну школу, дружите, мы все вместе отмечаем праздники, отдыхаем, поэтому и сегодня мы с вами собрались в этом зале все вместе, хотя мы все такие разные.
3. Работа над значением слова «толерантность».
СЛАЙД 3
Все люди разные, но каждый человек хорош по- своему.
А сейчас мы вместе выясним, какими качествами характера должен обладать хороший человек?
определение качеств толерантной личности ( групповая работа)
Каждому классу я дам лист бумаги, на котором записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют хорошего, положительного человека. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните. Учителей прошу озвучить.
Качества характера человека:
Терпимость
Бессердечность
Конфликт ( ссоры)
Сострадание
Прощение
Вспыльчивость
Желание что-либо делать вместе
Милосердие
Злорадство
Ложь
Сотрудничество
Раздражение
Принятие другого таким, какой он есть
Зависть
Проверка. Зачитываю.
Вывод: значит, человек должен быть: добрым, милосердным, дружелюбным, терпимым.
А сейчас я раскрою вам секрет. Человека с такими хорошими качествами и поступками называют …. - толерантным. Потому что слово толерантность - это способность терпеть что-то или кого-то и быть добрым, дружным, милосердным , уважительно относится к другим людям.
ВИДЕО «Что такое ТОЛЕРАНТНОСТЬ». ( 5 мин.) Слайд 4
Скажите, пожалуйста, как вы поняли, что такое Толерантность? (Ответы детей)
Ведущая. Верно.
Толерантность – это милосердие, доброта, сострадание, уважение, дружба, терпение.
А злой, бессердечный, коварный, беспощадный, грубый человек может быть толерантным?
Ведущая: Мы отправляемся в путь по стране Толерантность не пешком , а на чудесном паровозике .
СЛАЙД 5
Путешествуя по этой стране , мы отдохнём, поиграем, а главное научимся дарить людям доброту, радость, приветливость, внимательность и хорошее настроение.
В путь, согните руки в локтях и поехали. Чух- чух- чух. Мелодия « Голубой вагон"
3. Закрепление и обобщение понятия «толерантность».
Ведущая: Мы прибываем в город « Доброта» . СЛАЙД 6
Беседа
Какой признак доброты вы знаете? – это добрая улыбка.
Возьмите за руки соседа.
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа! Улыбнитесь всем, чтобы у всех было доброе, хорошее настроение. Молодцы!
СЛАЙД 7 ( пустой)
Город «Доброта» необычный: туда пускают только тех, кто умеет правильно себя вести, знает и употребляет в речи «волшебные», вежливые слова. С помощью этих слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. А вы знаете волшебные слова?
А как можно назвать человека, который использует в речи такие волшебные слова ??? --- -Толерантным.
Игра с загадками «Доскажите волшебное словечко» ( коллективная игра с залом).
Ребята, послушайте веселые загадки из жизни жителей города «Доброта», догадайтесь, какое «волшебное» слово необходимо договорить и скажите его все вместе – хором.
Сайт БЭБИ.ру - счастливые мамы на baby.ru «Вежливые стихи»
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья!)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…» (Браво!)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…» (Будь здорова!)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…» (Добрый вечер!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…» (Пожалуйста!)
Молодцы! Стать вежливым нелегко, но это очень важно и всегда вам пригодится.
Я предлагаю вашему вниманию одну маленькую СЦЕНКУ «Просто старушка» автор Осеева. ( Учащиеся 1 В класса. ) skazki.rustih.ru›…oseeva-prosto-starushka/
Просто старушка (рассказ)
( ведущая) По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
( мальчик)– Подержи мои книжки! – (ведущая) крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила его:
(девочка)– Это твоя бабушка?
(мальчик) – Нет, – отвечал мальчик.
(девочка)– Мама? – (ведущая) удивилась подружка.
( мальчик) – Нет!
(девочка) – Ну, тётя? Или знакомая?
(мальчик) – Да нет же, нет! – (ведущая) отвечал мальчик.
(мальчик) – Это просто старушка.
- Как вы поняли, как надо поступать, чтобы быть толерантным человеком?
Делая добрые поступки, человек сам становится лучше, добрее, красивее.
Ведущая: А в веселом городе «Доброта» вас встречают герои из разных волшебных сказок. ( музыка «В гостях у сказки») СЛАЙД 8
Во всех сказках есть добрые и злые герои. Они постоянно соперничают, борются между собой. А что всегда побеждает? ( добро).
- А можно назвать всех добрых героев сказок толерантными? Почему? – (они внимательные, добрые, отзывчивые, умеют дружить. А всех злых героев мы назовем - не толерантными.
ИГРА «Добрый – злой» ( коллективная игра с залом).
Я буду называть сказочного героя, а вы будите показывать, какой он.
Если добрый, то вы радостно и громко хлопаете в ладоши, а если злой, то сильно топаете ногами.
СЛАЙД 9 ( пустой)
колобок
Кощей бессмертный
Кот в сапогах
Снегурочка
Снежная королева
Золушка
Красная шапочка
Баба-Яга
Золотой петушок
Змей Горыныч
Василиса Премудрая
Молодцы.
Ведущий: послушайте стихотворение о доброте в исполнении ребят 1 В класса.
(Текст песни " - Добрым быть совсем не просто", Музыка Игоря Лученко , Слова Н. Тулуповой , стихотворение ДОБРОТА)
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей!
Ведущая: Едем дальше ( паровозик). Наше путешествие продолжается, и мы прибываем в город «Дружба». СЛАЙД 10 -11 Музыка «Голубой вагон».
Послушайте, кто так говорил? ( отрывок из мультфильма «Кот Леопольд») Видео на poltava-city.ru: Кот Леопольд - Ребята, давайте жить дружнА!
А что такое дружба? А толерантный человек – он дружелюбен?
Беседа об осмыслении проблемных ситуаций.
Ведущая: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантного человека?
- Все ли можем спокойно выслушать друг друга и договориться? Поддержать в трудной ситуации ?
- А ссоритесь ли вы со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуации.
Послушайте и покажите, как поступить правильно в этих ситуациях ( коллективная игра с залом).
Если я зачитываю правильное действие , то поднимаете руки вверх, если неправильное ,то закрываете лицо руками.
Младший брат сломал вашу игрушку.
1. Вы его поймете и простите
2. Вы накричите, ударите его и сломаете его игрушку.
Вы поссорились с другом или подругой.
1. Вы пытаетесь поговорить и помириться с ней.
2. Вы обижаетесь, не разговариваете и уходите.
С вами поступают плохо: обзывают, дразнят.
1. Вы поступаете также.
2. Вы пытаетесь объясниться с этими людьми.
Вам не хочется помогать родителям в домашних делах: убирать, мыть посуду, нянчиться с младшими детьми .
Вы возмущаетесь и протестуете.
Спокойно выполняете просьбу родителей.
Молодцы!
- А вы хотите быть дружными и иметь много друзей?
- Тогда возьмитесь все за руки и поднимите руки вверх, покажите какие вы дружные.
Ведущая: Продолжим наше путешествие на паровозике. Мы подъезжаем к главному городу страны Толерантность – к городу Милосердие. СЛАЙД 12-13-14
Беседа об особенных людях.
- Посмотрите, кто изображен на слайдах? Разные люди: пожилые и немощные, маленькие и особенные.
- В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, особенные.
- Почему мы иногда смеемся над ними? Разве это правильно? Как они при этом себя чувствуют? Толерантно ли так поступать?
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.
- Как же надо вести себя с особенными людьми?
Вывод: Мы не должны обижать, обзывать их, грубить им, а наоборот должны обраться, дружить и помогать им. Мы должны быть милосердными.
- Как мы можем помочь им? ( поиграть, поговорить, что-то сделать вместе).
- А чтобы они не чувствовали себя одинокими мы обязательно с ними подружимся.
Обобщение по теме мероприятия.
Давайте попробуем проверить себя, проявляете ли вы толерантность в разных ситуациях в жизни.
Ситуации о толерантном отношении каждому классу (групповая работа). На выполнение задания половина минуты.
1.Вы не обращаете внимания на одежду и общаетесь с ней.
2.Вы смеетесь и дразните её.
1.Вы отталкиваете ее, чтобы опередить.
2.Вы помогаете ей и придерживаете дверь, чтобы она вошла.
1.Вы вместе будете играть в игры на телефоне.
2.Вы не будете с ним общаться.
1. Вы выслушаете и поможете ему.
2. Вы отойдете от него и не будете общаться.
Выходят дети каждого класса и зачитывают ответ.
Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием, значит вы какие? (толерантные).
СЛАЙД 15 ( пустой)
Итог мероприятия. Сегодня мы с вами путешествовали по чудесной стране, которою невозможно найти на карте мира, но если вы посмотрите в свое сердце, душу, мысли, то обязательно ее там отыщите – это страна Толерантность.
А сейчас нам ребята из ваших классов расскажут, что же такое толерантность.
Я приглашаю их на сцену.
https://deti.cbs-angarsk.ru/
Автор: Роман Воронов
1.Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?
2. Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
3. Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в школу не пущу.
Автор: Роман Евграфов
4.Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
5. Труд и вежливость – в почете!
Умный, честный, чистоплотный,
Ценит дружбу и друзей.
Смелый, ловкий и веселый,
Не обидит малышей.
6. Аккуратный, чуткий, скромный,
Бережет природу, честь.
Эти качества достойны
Толерантными их счесть.
7. Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
Мы должны держаться вместе, любить и уважать друг друга, никогда не обижать, считаться с мнением друг друга, заботиться о товарищах, дарить улыбки, добрые слова, то есть быть ТОЛЕРАНТНЫМ.
Ведущая: Пришло время сказать друг другу «До свидания» до новых встреч. А на прощание посмотрите мультфильм .
ПРОШУ ПОСМОТРЕТЬ «МУЛЬТФИЛЬМ ПРО ДИМУ». ( 3, 28мин.)
Звучит песня «Дорогою добра» (дети уходят).
ЛИТЕРАТУРА
a-pesni.org›baby/dobrota.php Стихотворение «Доброта», автор Н. Тулупова. Текст песни " - Добрым быть совсем не просто", Музыка Игоря Лученка , Слова Н. Тулуповой .
baby.ru›blogs/post/429762804-263665526/ « Вежливые стихи».
https://deti.cbs-angarsk.ru/ Стихи о толерантности.
https://www.youtube.com/watch?v=Nx4iFNfjqN0 Мультфильм «Про Диму»
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20Толерантность&path=wizard&noreask=1&filmId=11714716134082121838 Видео о Толерантности.
https://yandex.ru/video/запрос/сериал/кот-леопольд/?text=Видео%20на%20poltava-city.ru%3A%20Кот%20Леопольд%20%20Ребята%2C%20давайте%20жить%20дружно!&path=wizard&noreask=1&filmId=5274540358734870028 слова из мультфильма «Кот Леопольд - Ребята, давайте жить дружно!»
skazki.rustih.ru›…oseeva-prosto-starushka/ В. Осеева «Просто старушка». Сказка.
11