СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Все о нартах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при проведении занятия, посвященного нартам

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Все о нартах"»


“Только тот достоин счастья,
Кто добудет счастье людям”.
Из эпоса “Нарты”.

Героический эпос о нартах уходит своими корнями в глубокую древность и является выдающимся фольклорным памятником мировой художественной культуры, содержащим ценнейшую информацию об исторической памяти народов Кавказа.
Сказания нартского эпоса передают героический дух народов Кавказа, красоту их взаимоотношений, щедрость, бескорыстие, гостеприимство. Само слово "нарт" означает - "глаз дарящий", т.е. готовый, оказывая помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь. Таковыми являются основные персонажи эпоса: Саусоруко (Сосруко), Тлепш, Пэтэрэз, Ащамэз, Шэбатыныко, лучшие черты характера которых символизируют мужество, бесстрашие, стойкость. Так, например, центральный герой нартского эпоса Саусоруко со своим верным конём Тхожием совершают много геройских подвигов ради благополучия и счастья людей, главный из которых заключается в возвращении огня людям.
Поэтому особое внимание надо уделить на занятии активизации наглядно-образного, творческого мышления учащихся посредством акцентирования их воображения на красоте образа Саусоруко как мужчины и воина. Эпитеты - золотой, стройный, смолисто-чёрный, стальной, грозный, храбрый, которыми характеризуются в эпосе нартские воины, помогут им ярче представить и богатырский образ Саусоруко. Не менее значима для создания образа Саусоруко и эстетика нартского костюма, отличавшаяся сдержанностью цветового решения, ограниченнего гармонией монохромных оттенков от белего до чёрного с вкраплениями золотисто-жёлтого или серебряного цветов. Многоцветье и пестрота в одежде по канонам национальной эстетики считались признаками безвкусицы.
Таким образом, учащиеся должны стремиться к созданию в рисунке своего личного представления образа нартского богатыря Саусоруко, который символизировал народные идеалы мужества, добра, красоты и справедливости.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО ЗАНЯТИЯ

АДЫГСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС “НАРТЫ” НА УРОКАХ ТЕМАТИЧЕСКОГО
Учитель: Эпос “Нарты” - уникальный памятник духовной культуры адыгского народа, его самобытности, олицетворяющей свободолюбивый дух адыгов, их многовековую борьбу против иноземных захватчиков. Герои эпоса - суровые богатыри, они не страшатся трудностей, способны перенести любые лишения и невзгоды, готовы пойти на любые испытания, защищая честь человека, его свободу и счастье. Идеал нарта - стойкость, бесстрашие, утверждение правды и справедливости, помощь слабому, свобода человека. Всё это составляет своеобразный моральный кодекс, выработанный зихо-меото-адыгами на протяжении тысячелетий. Само слово “нарт” означает – “глаз дарящий”, то есть готовый оказывать помощь другому человеку, отдать за него самое дорогое - свою жизнь, свой глаз.
Прежде чем говорить об образе нарта Саусоруко (Саусорыко), ответим на ряд вопросов:
1. Кто из вас читал нартские сказания и какое впечатление они произвели?
Ответ: Мы читали о том, как нарт Саусоруко победил злобного Тутарища благодаря мудрым советам своей матери Сэтэнай – гуащэ.
2. Кто помнит какой год был объявлен ЮНЕСКО Годом эпоса “Нарты?” Ответ: Годом эпоса "Нарты" был объявлен ЮНЕСКО 2000 год
3. Известны ли Вам художники Адыгеи, которые иллюстрировали эпос “Нарты?”
Ответ: Одним из первых иллюстрации к эпосу "Нарты" создал народный художник Адыгеи Давлет Меретуков.
4. А что означает имя Саусоруко?
Ответ: Имя нарта Саусорыко (“сао”-сыр) - “мальчик горячий”, “мальчик огнем горящий” или “пылающий”. Это имя связано с легендой о чудесном рождении мальчика из камня в горячем, пылающем огнем состоянии.
5. Как вы понимаете главный девиз нартов: “Только тот достоин счастья, кто добудет счастье людям!”
Ответ: Этот девиз означает, что ради счастья других нартский герой должен жертвовать собой, должен совершать невозможное в борьбе со злом.
Учитель: Именно Саусоруко является таким героем, который со своим верным конём Тхожием совершили много подвигов ради благополучия и счастья людей. Но главный подвиг Саусоруко заключается в том, что он вернул огонь людям.
Вот как описывается образ Саусоруко в одном из пщинатлей эпоса:
Саусоруко наш кан воспитанник,
Саусоруко наш свет,
Чей меч большой золотого цвета,
Чья кольчуга до колен,
Чей верх шапки, как солнце, сияет,
Ударив ладонями, садится на коня.

Не мене ярко описывает образ нартского воина культуролог Клара Меретукова - Хагурова: Нарт - воин радостен, прекрасен перед боем, во время боя, во время игры, в поединке, в состязании. Его одежда, оружие блестят, конь под ним прекрасен “с лебединой шеей…готов к взлёту”. Для мужчины участвовать в сражениях, битвах, набегах, походах не только естественно, но и необходимо. Красота мужчины - это красота воина, тело его стальное, булатное выкованное кузнецом (кузнец кормил нарта железной кашей), у него “стальные усы”, “железные глаза”, “железное лицо”[ 3] .
ПЛАН-КОНСПЕКТ ВТОРОГО УРОКА

Продолжение развития темы по иллюстрированию эпоса “Нарты”.

ХОД УРОКА

Учитель: Мы заканчиваем работу над иллюстрацией, посвященной героическому образу Саусоруко из сказаний нартского эпоса. Очень важно в связи с этим особо поговорить о красоте одежды и воинского снаряжения адыгского воина. Известно, что адыги придавали большое значение легкости и изяществу костюма и предметов воинского снаряжения, потому что характер их натуры не позволял носить на себе грубые и тяжелые вещи. И хотя адыгский воин традиционно носил на себе много оружия (шашку, кинжал, копье, ружье и т.д.), оно не бренчало на нем, не мешало ему двигаться, не беспокоило во время езды, потому что было хорошо пристроено.
Вопрос классу: Кто из великих русских поэтов и в каком произведении отразил яркий образ адыгского воина?
Ответ: Об этом образно написал Александр Сергеевич Пушкин в своем бессмертном произведении “Кавказский пленник”:
Черкес оружием обвешан:
Он им гордится, им утешен:
На нем броня, пищаль, колчан,
Кубанский лук, кинжал, аркан
И шашка, вечная подруга
Его трудов, его досуга.
Ничто его не тяготит,
Ничто не брякнет; пеший, конный -
Все тот же он; все тот же вид,
Непобедимый, непреклонный [ 5] .
Учитель: Вот этим удивительным поэтическим строкам А.С.Пушкина соответствует образ адыгского воина документально и с любовью переданный в прекрасном живописном рисунке русского художника XIX века Гагарина Григория Григорьевича. Мы видим на этом рисунке красивого мужественного защитника, потомка нартских богатырей. И эта красивая работа может помочь нам в завершении иллюстрации о нарте Саусоруко (рисунок 4).
Вопрос классу: Что мы еще можем сказать об эстетике цвета костюма адыгского воина, глядя на этот рисунок?
Ответ: Этот рисунок говорит о том, что многоцветье, яркость и пестрота в мужском костюме адыгов по канонам национальной эстетики считались признаками безвкусицы. Цвета в костюме очень сдержанны и гармоничны.
Учитель: Очень верно! Не менее значима для создания образа Саусоруко эстетика цвета нартского костюма, которая отличалась сдержанностью цветового решения, ограниченного гармонией монохромных и приглушенных хроматических оттенков от светлого до темного с вкраплениями золотисто-желтого или серебряного цветов. Но это касается тех авторов, избравших полихромную версию выполнения иллюстрации акварелью. Но для нас очень важно увидеть иллюстрации к эпосу “Нарты” и в черно-белом исполнении.