План-конспект внеклассного мероприятия для 6 класса Путешествие в Средневековье
«У каждого века есть свое средневековье»
(Станислав Ежи Лец)
Цель мероприятия: закрепить знания учащихся по истории средних веков и истории искусств; создать условия для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.
Задачи:
Развивающие:
- развить у учащихся интерес к истории, к средневековой культуре и искусству;
- создать условия для проявления творческих возможностей учащихся, умения работать в группе;
- развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Воспитывающие: воспитывать чувства уважения к различным народностям; уметь понять другого человека, рассуждать с его точки зрения;
Формы проведения мероприятия: мозговой штурм, мини-конкурсы, викторина.
Методы и приемы: беседа, ролевая игра, элементы театрализации, самостоятельная работа.
Оформление, материалы и оборудование: эпиграф на доске «У каждого века есть свое средневековье. (Станислав Ежи Лец), таблички (названия) для трех команд (журналисты, экскурсоводы, туристы), репродукции, призовые карточки, призы.
Приложения: грамоты, раздаточный материал (карточки с терминами, карточки с изображениями предметов).
Этапы мероприятия:
I. Организационный момент
Рассадка команд, ставим таблички с названиями команд на каждый ряд
II. Вступительное слово учителя
III. Беседа с учащимися. Краткий опрос
III. Учащиеся зачитывают свои сочинения о великих людях
IV. Конкурс «Войди в роль»
V. Конкурс на знание терминов
VI. Конкурс «Игра на сообразительность»
VII. Заключительная викторина
IX. Подведение итогов мероприятия, награждение победителей грамотами и сувенирами
Ход мероприятия:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем внеклассное мероприятие «Путешествие в Средневековье». Вы окунетесь в удивительный мир темных и захватывающих веков. Мы вас поделили на три команды (Первая команда – журналисты, вторая – экскурсоводы, третья – туристы). Поэтому каждый ряд играет за себя. Чем больше ответов будет давать ваша группа, тем больше карточек вы получите за ответы. Каждой команде нужно в оперативном порядке выбрать своего капитана.
Ребята! Прочитайте цитату на доске: «У каждого века есть свое средневековье. (Станислав Ежи Лец). Как вы думаете, что хотел донести до нас польский писатель Лец? Как вы вообще понимаете данное высказывание?
Учитель выслушивает ответы и добавляет: Лец поднимает проблему неравномерности общественного прогресса. В своем высказывании Лец говорит о том, что прогресс непостоянен, и периоды прогресса могут сменяться периодами регресса – деградации, движения общества вспять. То есть может наступить как расцвет (подъем), так и упадок (угасание).
Теперь мы с вами поговорим непосредственно о Средневековье.
Давайте с вами вспомним, что же такое Средневековье? Расшифруйте данный термин. (1 карточка за ответ)
Ответ: Средние века (Средневековье) исторический период всемирной истории, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.
Когда начинается и заканчивается Средневековье? (1 карточка).
Ответ: В конце 5 века (476 г. – крушение Западной Римской империи) до конца 15 века.
С помощью чего историки изучают историю средних веков? (1 карточка)
Ответ: С помощью исторических источников (вещественные и письменные).
В какое время германцы переселялись из земель севернее Альп – на территорию Римской империи? (4-6 века) – 1 карточка.
Какие вы молодцы! Теперь мы с вами поговорим о выдающихся личностях Средневековья.
Ребята! Три человека из вашей группы должны были заранее подготовить сочинение о великих людях Средневековья. Вам давали список, из которого вы должны были выбрать своего фаворита. Теперь мы с вами заслушаем ваши сочинения. В своей работе вы должны были освятить краткую биографию деятеля (Когда и где родился, чем увлекался, его статус и звание, результаты его деятельности, внешний портрет, чем вам он нравится/не нравится). За полный ответ учащийся получает три карточки.
Конкурс «Войди в роль»
Теперь мы с вами проведем конкурс с элементами театрализации и ролевой игры. От каждого ряда выступают 3-4 человека. Так как первый ряд журналисты, то ребята должны взять интервью у правителя Карла Великого. Один ученик играет роль Карла и пытается ответить на вопросы двух других учащихся. (Вопросы могут быть различные: Как вам удалось придти к власти? Каких успехов вы достигли? В чем вы думаете был ваш промах? Могли ли ваши потомки избежать распада империи и феодальной раздробленности?) Ребятам дается две минуты на составление 3 вопросов, затем они выходят к доске и разыгрывают сценку.
В это же время, когда учитель дал задание первой команде, он сразу переходит к команде экскурсоводов и дает им задание. Ребятам нужно провести экскурсию в художественной галерее. Один ребенок играет роль посетителя, а двое ребят подводят его к репродукциям, на котором изображены Лотарь, Гуго Капетта, Оттон I. Ребята должны познакомить посетителя хотя бы с двумя личностями. (На картине изображен великий правитель… У него следующие внешние признаки… Его заслуга в том…. и т.д.). Третьей команде нужно перевоплотиться в туристов и составить отзыв о том, какие впечатления у них остались после того, как они посетили Франкское королевство во времена Карла Великого. (Учащиеся могут выбрать конкретный город или взять королевство в целом, рассказать какие там были порядки, как их встретили, где они проживали, чем питались, как обстояли дела жителей, какой у них быт, какие достопримечательности им удалось посетить).
За полные ответы каждой команде выдается по три карточки.
Конкурс на знание терминов
Каждая команда получает карточки, на которых написаны шесть терминов, касающихся истории и искусства. В течение 2 минут командам необходимо написать определения к этим терминам. За каждый правильный ответ – 1 карточка.
Команды поочерёдно озвучивают определения, и учитель выдает за каждое верное определение 1 карточку.
1 команда.
- Феодализм - Общественный строй, при котором крестьяне ведут самостоятельное хозяйство, но находятся в личном и экономическом подчинении у господствующего класса.
- Династия - ряд правителей из одного рода, сменявших друг друга на
престоле.
- Ополчение – Войско, создаваемое в помощь регулярной армии.
- Граф - королевское должностное лицо в Раннем Средневековье в Западной Европе.
- Император - титул монарха, главы империи.
- Романский стиль (от лат. рома или фр. романеск) - храмы, монастыри и замки. В большинстве государств главными заказчиками были монастырские ордена, в частности такие мощные, как бенедиктинский, а строителями и рабочими - монахи.
2 команда.
- Вассал – землевладелец-феодал, зависящий по своим земельным владениям от сюзерена, приносящий ему присягу и имеющий перед ним ряд обязательств и повинностей, включая воинскую и денежную.
- Империя - могущественная держава, объединяющая разные народы и территории в единое государство с единым политическим центром.
- Майордом – управляющие королевским домом.
- Епископ – управляющий церковными делами в областях.
- Пергамен - бумага из кожи молодых телят.
- Готический стиль –
период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотят термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, архитектуру, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т.д.
3 команда.
- Феодальная раздробленность – процесс дробления государств на крупные владения, затем на мелкие.
- Аббат – руководитель монастыря.
- Дружина – постоянная военная сила, которая содержалась за счет налогов.
- Хроники – летописи.
- Десятина – особый налог на содержание церкви.
-Иконопись-иконописание, иконное писание, вид живописи, религиозной по темам, сюжетам и назначению; создание священных изображений, способствующих молитве и поклонению невидимому Богу и святым, перед их видимыми образами.
3. Конкурс «Игра на сообразительность»
Каждая команда получает по одной карточке, на которой изображены предметы (кисть, палитра, пластилин). В течение 1 минуты командам необходимо подумать для чего они могли бы использовать данные предметы, попав в Средневековье. За каждую версию – 1 карточка.
Заключительная викторина
Учитель. Сейчас мы с вами проведем заключительную викторину. Каждой команде я задам по три основных вопроса и четыре общих. За каждый правильный ответ 1 карточка.
1. Какие века охватывает Раннее Средневековье? (конец V- середина XI)
2. Где поселились вестготы? (Испания)
3. К какой династии относился Хлодвиг? (Меровинги)
4.Какое прозвище было у Карла Мартелла? (Молот)
5. Что означает термин феод (земля)?
6. Какие века охватывает позднее Средневековье? (XIV –XV в.)
7. Именно этот человек призвал рыцарей в I крестовый поход (Урбан II).
8. Девушка, ставшая символом свободной Франции, возглавившая борьбу французов с англичанами и погибшая на костре инквизиции (Жанна д'Арк).
9. Как называли византийского императора? (Василевс).
10. Какой город стал столицей империи Карла Великого? (Ахен).
11. Как называлось общество, возникшее при дворе Карла в Ахене? («Дворцовая академия»).
12. Кто жил в средневековых городах? Когда они появились? (Ремесленники и торговцы, 11-12 век).
13. Самой популярной темой для картин средневековья была… (религия)
Подведение итогов
Учитель подсчитывает фишки каждой команды и подводит итоги.
Ребята! Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Средневековье. Мы прослушали с вами три замечательных сочинения ваших товарищей, взяли интервью у Карла Великого, посетили художественную галерею и Франкское королевство. Конкурсы показали, что вы также хорошо знаете исторические и искусствоведческие термины, что у вас богатое воображение и вы можете легко выйти из спонтанной ситуации.
Учитель объявляет победителя и вручает трем командам грамоты (1, 2, 3 место), а также все команды получают небольшие призы.
Список использованной литературы
Агибалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб.
для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 288 с.
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.,1999.
История архитектуры. Х. Френч. – М., 2003.
Нагаева Гильда. Памятка по всеобщей истории / Гильда Нагаева. – 3-е изд.–
Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 93 с.
Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу «Мировая
художественная культура» – М.: «Фирма МХК», 2001.
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 10 класс. Владос.М.2008
Энциклопедия для детей. Всемирная история. – Т.1. – М.: Аванта +, 2008. –
688 с.
Энциклопедия для детей. – Искусство. – Т.7. – Ч.1. – М.: Аванта, 2003.
Приложения
Приложение 1
Репродукции внеклассного мероприятия
Рис. 1. Империя Карла Великого Рис. 2. Карл Мартел Рис. 3. Пипин
Короткий
Рис. 4. Гуго Капет Рис. 5. Оттон I Рис. 6. Лотарь I
Рис. 7. Франкское королевство
Рис. 8. Управление империей
Приложение 2
Карточки с терминами
1 команда
Напишите определения к данным терминам |
Феодализм – |
Династия – |
Ополчение – |
Граф – |
Император – |
Романский стиль – |
2 команда
Напишите определения к данным терминам. |
Вассал – |
Империя – |
Майордом – |
Епископ – |
Пергамен – |
Готический стиль – |
3 команда
Напишите определения к данным терминам. |
Феодальная раздробленность - |
Аббат – |
Дружина – |
Хроники – |
Десятина – |
Иконопись – |
Приложение 3
Карточки с изображениями предметов
1 команда
Пластилин |
|
2 команда
Кисть |
|
3 команда
Палитра |
|
Приложение 4
Таблички с названиями команд
Журналисты
Экскурсоводы
Туристы