СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассные мероприятия как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Для большинства детей и подростков «иностранный язык» является одним из самых сложных и не самым интересным предметом. Вопросы мотивации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассные мероприятия как средство повышения мотивации в изучении иностранного языка»

Шахбанова З. М.

(«Колледж машиностроения и сервиса

имени С.Орджоникидзе», г.Каспийск)


«Внеклассные мероприятия как средство повышения мотивации и качества образования к иностранному языку »


Современное общество диктует ряд условий, одно из которых - это востребованность в выпускниках учреждений среднего профессионального образования. Важнейшей задачей, при этом, является обновление и повышение качества среднего профессионального образования до мирового уровня. Оно зависит от применяемых средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а именно педагогические технологии, реализация которых будет приводить к повышению эффективности процесса обучения в современных условиях.

Педагогическая технология – это системный процесс диагностически-направленного воздействия на обучаемого для удовлетворения всей совокупности его потребностей путем диалектического оживления специально спроектированной деятельности, что приводит к повышению эффективности целостного педагогического процесса на современном этапе.

Особая роль отводится преподавателю, так как он является главной движущей силой качественного образования, и он должен обладать определенными качествами, такими как:

  • владение современными образовательными технологиями;

  • способность делать учебный материал доступным пониманию;

  • творческое применение методов обучения;

  • способность организовать студенческий коллектив;

  • яркость речи, такт, связь с жизнью, способность к внеклассной работе.

Вопрос об организации внеклассной работы в современном образовании становится особенно актуальным, оно является одним из основных направлений развития общего образования на современном этапе. Внеклассная работа способствует овладению многими современными науками: историей, географией, литературой, музыкой, благодаря своей разносторонней направленности. Она вносит огромный вклад в процесс овладения иностранными языками. Она способствует сближению преподавателя и обучающихся, самих однокурсников, углубляет и расширяет знания обучающихся, их кругозор, развивает интерес к дальнейшему изучению языка.

Для большинства детей и подростков «иностранный язык» является одним из самых сложных и не самым интересным предметом. Вопросы мотивации учения обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Формирование познавательной мотивации необходимо, так как это придаёт деятельности обучающихся особый личностный смысл, благодаря чему изучение учебного предмета приобретает для него самостоятельную ценность. В основе познавательной мотивации лежит бескорыстная жажда познания, неудержимое стремление познать всё новое и новое. При такой мотивации обучающийся с большой лёгкостью справляется с трудностями.

Мотивационно-потребностные компоненты учебной деятельности изучались в работах многих отечественных и зарубежных исследователей (В. Апельт, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Е.П. Ильин, В.Я. Кикоть, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Г.А.Мухина, Н.В. Нестерова, Р.С. Немов, А.Н. Печников, Х. Хекхаузен, Г.И. Щукина, П.М. Якобсон, В.А. Якунин и др.). В большинстве работ исследователи сосредотачивались на изучении влияния педагога и содержания учебных материалов на формирование мотивации учения. Поэтому, для достижения поставленной цели, необходимо мотивировать обучающихся. Внеклассные мероприятия помогают максимально мотивировать студентов и повысить интерес к предмету.

 Особенности внеклассной работы (по сравнению с уроками):

  1. Добровольный характер.

  2. Организация деятельности обучающихся по интересам, что способствует развитию индивидуальных  способностей студентов.

  3. Внеклассная работа строго не регламентирована по времени и по срокам проведения (может проводится не по строгому расписанию). В то же время она должна быть систематичной.

  4. Содержание внеклассной работы отбирает преподаватель (а содержание уроков определяется по программе). Содержание определяется с учетом интересов студентов, особенностей региона и др.

  5. Внеклассная работа содержит более широкие возможности для формирования умений студентов, чем на уроке.

  6. Осуществляется связь с современностью более широко, чем на уроке.

Вместе с тем, несмотря на различия, внеклассная и урочная работа тесно связаны между собой. В современных условиях внеклассная работа становится неотъемлемой частью обучения. При правильной организации внеклассной работы повышается качество обучения. Она дает выход творческой энергии, фантазии и инициативе обучающихся. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий (викторин, конкурсов, тематических вечеров и т.д.) способствует повышению интереса студентов к изучению иностранного языка, улучшению качества знаний, развитию разговорных навыков, повторению и закреплению раннее изученных слов и выражений, расширению словарного запаса. Такая работа ставит не только учебные, но и воспитательные задачи; обучающиеся знакомятся с обычаями, традициями и культурой другого народа, его литературным наследием. Внеклассные мероприятия также важны при обучении иностранному языку, как и работа на уроке.

Формирование современного мировоззрения обучающихся в процессе внеклассной работы по дисциплине « иностранный язык» является кропотливым делом и требует у преподавателя больших педагогических усилий, умений и навыков.

Принципы внеклассной работы по иностранному языку иллюстрируют суть педагогической деятельности учителя - организатора внеклассной работы. Подготовка и проведение внеклассных мероприятий повышает интерес обучающихся к изучению языка путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с преподавателя на обучающегося. А позитивная мотивация - это ключ к успешному изучению. Современные подходы к обучению языку подчеркивают важность сотрудничества и взаимодействия между студентами как мотивирующего фактора. Обучающемуся предоставлена возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях.

Во внеклассной работе студенты проявляют больше самостоятельности, творчества, как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп обучающихся, их склонностям. Внеклассная работа развивает творческую фантазию подростков. Они чувствуют себя вне урока более свободно и расковано, поэтому эта форма работы привлекает их.

Внеклассная работа строится на следующих принципах:

1) Принцип связи обучения с жизнью.

2) Принцип коммуникативной активности учащихся.

3) Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка.

4) Принцип учета возрастных особенностей студента.

5) Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.

6) Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

Как показывает практика, воспитательная ценность внеклассных занятий и их эффективность во многом зависят от соблюдения ряда требований. Одно из важнейших требований к внеклассной работе - это тесная связь ее с жизнью.

Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых, неизвестных обучающимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности обучающихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса подростка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для студентов. Назначение этих подтем - конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение лексико-тематических связей в тематике внеклассной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.

Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей обучающихся дают возможность преподавателю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.

Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании преподавателем контингента обучающихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.

Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:

  • расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

  • стимулирование интереса обучающихся к изучению предмета;

  • всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.

Внеклассная работа по иностранному языку решает следующие задачи:

  • усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка;

  • развитие их творческих способностей, эстетичных вкусов;

  • воспитание любви и уважения к людям изучаемого языка.

При включении обучающегося в дополнительную образовательную деятельность, организованную на внеклассных занятиях, появляются следующие закономерности:

1. Возрастает активность личности.

2. У студентов формируется творческий стиль жизнедеятельности.

3. Обучающимся осознается и реализуется потребность в самообразовании и самовоспитании, в самоорганизации.

4. Более эффективно проходит процесс становления адекватной самооценки себя и своих успехов в учебе.

5. Эффективнее осуществляется социализация личности.

6. Происходит активное становление ценностных ориентаций личности.

Неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении студенты получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает положительное воздействие на взаимоотношения преподавателя и обучающегося. Фактор увлекательности и занимательности, характерный для проводимых внеклассных мероприятий, также способствует возникновению положительных эмоций, что в свою очередь повышает интерес к изучению иностранного языка:

Внеклассная работа предполагает активное приобщение обучающихся к иноязычной культуре и здесь открывается простор для знакомства с прекрасным миром искусства, овладения основами сценического мастерства, способами передачи своих мыслей и чувств зрителям. В силу своей синтетической природы внеклассная работа позволяет сочетать художественную деятельность с различными видами трудовой и творческой.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация внеклассной работы позволяет, во-первых, учитывать разносторонние интересы обучающихся и значительно углубить и расширить их знания в нужном направлении, используя как индивидуальный подход, так и работу студентов "малыми группами". Во-вторых, внеклассная работа позволяет работать обучающимся с разной скоростью усвояемости учебного материала, что часто способствует вовлечению студентов с низкой успеваемостью и слабым интересом к иностранному языку. Успех внеклассной работы в большей степени связан с ее содержанием и организацией. Внеклассная работа должна вызвать интерес у студентов, увлекать их различными видами деятельности. 

Разработка и проведение внеклассных мероприятий необходимы для повышения уровня мотивации к изучению иностранного языка.

Стоит отметить, что сегодня большую роль во внеклассной работе играют компьютерные средства обучения.

Использование на занятиях мультимедийного проектора при изучении теоретического материала, дает возможность создать качественно новую информационно-образовательную основу для развития и совершенствования системы усвоения учебного материала студентами, а также при организации внеклассных мероприятий использовать наиболее эффективные, последовательные действия, требующие меньших затрат времени, материальных и интеллектуальных ресурсов для достижения  поставленных перед студентами целей.

Наиболее удачной образовательной технологией является использование ИКТ. Любая учебная группа является неоднородной, поскольку обучающиеся в ней студенты различаются по многим параметрам: уровню подготовки, способности к овладению учебным материалом и умению общаться, интеллектуальным способностям, мотивации к изучению предмета. Но даже студенты, не проявляющие особенного интереса к изучению иностранного языка, с относительно низкой успеваемостью, при использовании на занятиях и внеклассных мероприятиях мультимедийный комплекс повышают свои личные показатели.

Для обеспечения наглядности обучения эффективно использую самое простое, доступное программное обеспечение, которым может пользоваться каждый преподаватель – презентацию (PowerPoint). Презентация дает возможность максимально интересно провести внеклассное мероприятие.

Несмотря на трудоемкость их выполнения, я считаю, что они достаточно эффективно срабатывают. Разнообразный зрительный ряд способствует более качественному проведению мероприятий

Таким образом, применение информационных технологий:

  • способствуют повышению интереса у студентов к обучению:

  • повышать познавательную активность обучающихся

  • вовлекают в атмосферу самого мероприятия

Чтобы повысить качество образования следует улучшать процессы преподавания и обучения, использовать разнообразные методики и технологии, применять информационно-коммуникационный подход в процессе обучения.

Я  использую презентации  на всех внеклассных мероприятиях.

Процесс создания Презентации можно разделить на следующие этапы:

1) проектирование, разработка сценария;

2) подготовка материалов; работа с ресурсами Интернет.

3) компоновка материалов в единый программный комплекс.

Проектирование мультимедиа- составление сценария  мероприятия- это начальный этап проектирования мультимедиа курса. Затем определяется набор необходимых технологий и инструментальных средств.

 Технологический сценарий - это описание информационных технологий, используемых для реализации педагогического сценария. В сценарии необходимо выстроить материал по уровням, указав: какие компоненты мультимедиа курса будут разработаны; характер доступа к ним; авторские пожелания по дизайну; ключевые слова и средства навигации по материалу; необходимые мультимедиа приложения.

В соответствии со сценарием, определяется разработчик (предоставляется возможность студентам показать свои творческие способности по звуко- и видеозаписи, дизайнерскому искусству).

Материал для мультимедиа должен быть представлен в форме, которая делает возможной его обработку с помощью компьютера.

Иллюстрации, рисунки, схемы, карты, репродукции, фотографии и т.п., сопровождающие текстовый материал, даже в их "классическом" понимании могут существенно облегчить восприятие информации на иностранном языке. Компьютерные технологии позволяют усилить эффекты использования наглядных материалов в учебном процессе.

При подборе иллюстративного материала важно соблюдать стилевое единство видеоряда и избегать раздражающей пестроты. Не менее важно обеспечить и высокое качество иллюстраций. Компьютерные технологии обработки изображений позволяют существенно улучшить качество исходного материала.

Мультимедиа - это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование.

Содержание мультимедиа приложений продумывается автором еще на этапе создания педагогического сценария и конкретизируется при разработке технологического сценария. При подготовке мультимедиа могут быть использованы следующие типы мультимедиа приложений.

Анимация - динамичная графика, основанная на применении различных динамических визуальных эффектов (движущиеся картинки, выделение цветом, шрифтом отдельных элементов схем/таблиц и т.п.). Анимацию удобно использовать для моделирования опытов,  для иллюстрации движения финансовых потоков на предприятии, при изучении различных динамических процессов.

Аудиоприложение – аудиозапись, чаще всего представляющая собой небольшие музыкальное сопровождение или звук к иллюстрациям или стихам и т.д. При этом они могут быть снабжены эффектом анимации Эффективным средством представления учебной информации может служить и слайд-шоу - видеоряд с синхронным звуковым сопровождением.

Видеоприложение- видеозапись, чаще всего фрагмент какого-нибудь документального фильма или музыкального клипа

   Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод, что современные педагогические технологии, должны занимать ведущее место в ряду всех известных на настоящий момент традиционных технологий, применяемых в образовательном процессе. Это связано с тем, что именно применение современных педагогических технологий позволяет учителю ориентировать процесс обучения на развитие и становление неповторимой личности своих учеников.              

В свою очередь, современные педагогические технологии, в отличие от традиционных, характеризуются тем, что:

-обогащают образовательный процесс за счет внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения;

-обеспечивают связь теории и фундаментального подхода к науке с практикой и прикладными исследованиями;

-меняют представление преподавателей и обучающихся об образовательной деятельности;

-формируют современные компетенции у будущих специалистов, соответствующие требованиям рынка труда;

-обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, развивают способности к принятию решения в нестандартных ситуациях, умение строить собственные образовательные программы;

-являются ресурсом для изменения содержания образования и структуры образовательного процесса в соответствии с международными требованиями;

-ориентированы на стимулирование творческого потенциала обучающихся и др.




















Список литературы

1) Алексеева М.Б., Балан С.Н. Технология использования систем мультимедиа: Учеб.пособие. – М., 2002

2) Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. - 2005. - № 3. – с. 79.

3) Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001

4) https://nsportal.ru/npo-spo/tekhnologiya

5) https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library

6) https://kopilkaurokov.ru/vneurochka

7) https://knowledge.allbest.ru/pedagogics