23
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новопоселёновская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Рассмотрена на заседании Методического объединения учителей гуманитарного цикла Протокол от « 28 » июня 2023 г. № _5__ Руководитель ________Черняева И.Г. | Принята на заседании педагогического совета Протокол от «29» июня 2023 г. № 12 Председатель педагогического совета ________ Капленкова Н.П. | «Утверждаю» Директор школы__________Якунин В.В. Приказ от « 30 » июня2023 г. №1-106а_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Сложные вопросы русского языка»
9 класс
Морозова Зоя Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
высшая квалификационная категория
2023 – 2024 учебный год
д. 1-е Цветово
Результаты освоения курса внеурочной деятельности кружок «Сложные вопросы русского языка» в 9 классе
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
-осознание эстетической ценности русского языка;
-достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
-готовность к самостоятельной творческой деятельности;
-толерантное сознание и поведение в обществе;
-навыки сотрудничества со сверстниками;
-нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
-готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
-умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
-владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
-умение ориентироваться в различных источниках информации;
-умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
-умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
-владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные:
-сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;
-способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
-свободное использование словарного запаса;
-сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;
- владение навыками самоанализа и -самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
-владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
-владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.
-овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников;
-научиться писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие приёмы компрессии текста;
-научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
-владеть формами обработки информации исходного текста;
-работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
-четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
-самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
-уметь работать с бланками экзаменационной работы;
-сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.
Содержание курса внеурочной деятельности кружок «Сложные вопросы русского языка» в 9 классе
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Виды деятельности | Формы организации |
1 | Раздел 1. Культура речи (1 час) Речевая культура - часть общечеловеческой культуры Культура языка. Культура речи | 1 | Наблюдение | Фронтальная форма |
2 | Раздел 2. Техника речи (8 часов) Язык и речь | 1 | Наблюдение | Индивидуальная работа |
3 | Языковая норма как историческая категория | 1 | Слушание | Групповая работа |
4 | Понятие нормы в современной лингвистике | 1 | Обсуждение | Индивидуальная работа |
5 | Признаки нормы. | 1 | Слушание | Беседа |
6 | Формирование норм литературного языка | 1 | Наблюдение | Беседа |
7 | Понятие вариантов норм | 1 | Игра | Обсуждение |
8 | Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей | 1 | Наблюдение | Фронтальная работа |
9 | Типология норм. Ошибки грамматические и речевые | 1 | Обсуждение | Работа с тетрадью |
10 | Раздел 3. Орфоэпия (8 часов) Качества хорошей речи | 1 | Слушание | Фронтальная работа |
11 | Основные качества хорошей речи | 1 | Игра | Групповая работа |
12 | Правильность как основа хорошей речи | 1 | Слушание | Индивидуальная работа |
13 | Содержательность хорошей речи | 1 | Систематизация знаний | Беседа |
14 | Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи | 1 | Систематизация учебного материала | Обсуждение |
15 | Точность речи | 1 | Наблюдение | Групповая работа |
16 | Техника чтения | 1 | Систематизация знаний | Групповая работа |
17 | Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей | 1 | Обсуждение | Беседа |
18 | Раздел 4. Лексика (2 часа) Лексика. Лексические нормы | 1 | Систематизация учебного материала | Работа с тетрадью |
19 | Акцентологические нормы | 1 | Наблюдение | Фронтальная работа |
20 | Раздел 5.Словообразование и орфография( 1 час) Словообразовательные нормы. Орфография | 1 | Систематизация знаний | Индивидуальная работа |
21 | Раздел 6. Морфология (1 час) Морфологические нормы и их особенности | 1 | Систематизация учебного материала | Фронтальная работа |
22 | Раздел 7. Синтаксис и пунктуация (7 часов) Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности | 1 | Наблюдение | Беседа |
23 | Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка | 1 | Систематизация учебного материала | Беседа |
24 | Употребление вводных слов, обращений и междометий | 1 | Наблюдение | Групповая работа |
25 | Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях | 1 | Систематизация учебного материала | Индивидуальная работа |
26 | Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания при них | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Беседа |
27 | Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях | 1 | Наблюдение | Групповая работа |
28 | Синтаксический минимум | 1 | Систематизация знаний | Фронтальная работа |
29 | Раздел 8. Стили речи (4 часа) Функциональные стили. Стилистические нормы | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Беседа |
30 | Функционально-смысловые типы речи. | 1 | Наблюдение | Беседа |
31 | Правописание . Орфографические нормы | 1 | Систематизация учебного материала | Групповая работа |
32 | Правописание . Пунктуационные нормы | 1 | Систематизация знаний | Фронтальная работа |
33 | Итоговый турнир | 1 | Систематизация знаний | Фронтальная работа |
34 | Раздел 9. Повторение (2 часа) Повторяем, повторяем... | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей | Беседа |
Календарно - тематический план
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Количество часов |
| план | Факт |
1 | | | Раздел 1. Культура речи Речевая культура - часть общечеловеческой культуры Культура языка. Культура речи | 1 |
2 | | | Раздел 2. Техника речи Язык и речь | 1 |
3 | | | Языковая норма как историческая категория | 1 |
4 | | | Понятие нормы в современной лингвистике | 1 |
5 | | | Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. | 1 |
6 | | | Формирование норм литературного языка | 1 |
7 | | | Понятие вариантов норм | 1 |
8 | | | Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей | 1 |
9 | | | Типология норм. Ошибки грамматические и речевые | 1 |
10 | | | Раздел 3. Орфоэпия Качества хорошей речи | 1 |
11 | | | Основные качества хорошей речи | 1 |
12 | | | Правильность как основа хорошей речи | 1 |
13 | | | Содержательность хорошей речи | 1 |
14 | | | Выразительность и гибкость, уместность и доступность хорошей речи | 1 |
15 | | | Точность речи | 1 |
16 | | | Техника чтения | 1 |
17 | | | Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей | 1 |
18 | | | Раздел 4.Лексика Лексика. Лексические нормы | 1 |
19 | | | Акцентологические нормы | 1 |
20 | | | Раздел 5. Словообразование и орфография Словообразовательные нормы. Орфография | 1 |
21 | | | Раздел 6.Морфология Морфологические нормы и их особенности | 1 |
22 | | | Раздел 7. Синтаксис и пунктуация Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности | 1 |
23 | | | Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка | 1 |
24 | | | Употребление вводных слов, обращений и междометий | 1 |
25 | | | Употребление знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях | 1 |
26 | | | Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания при них | 1 |
27 | | | Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях | 1 |
28 | | | Синтаксический минимум | 1 |
29 | | | Раздел 8. Стили речи Функциональные стили. Стилистические нормы | 1 |
30 | | | Функционально-смысловые типы речи. | 1 |
31 | | | Правописание .Орфографические нормы | 1 |
32 | | | Правописание .Пунктуационные нормы | 1 |
33 | | | Раздел 9. Повторение Итоговый турнир | 2 1 |
34 | | | Повторяем, повторяем... | 1 |
№ раздела | Название раздела | Количество часов | Содержание раздела |
1 | Культура речи | 1 | Адекватное понимание письменной речи. Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста). |
2 | Сжатое изложение | 5 | Как готовиться к написанию сжатого изложения. Компрессия текста. Выполнение тренировочных упражнений. Составление плана. Практическая работа. Отработка навыков написания сжатого изложения. |
3 | Сочинение-рассуждение | 9 | Структура сочинения-рассуждения. Сочинение 9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении на лингвистическую тему. Практикум. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 9.2. Структура сочинения. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. Сочинение 9.3. Сходство и различие в структуре. Практическая работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. |
3 | Техника речи. | 2 | Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания. |
4 | Орфоэпия | 2 | Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения. Понятие ударения. Особенности его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум. |
5 | Лексика | 1 | Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм. Практическая часть: «Средства выразительности речи». |
6 | Словообразование. Орфография. | 1 | Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании |
7 | Морфология | 1 | Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов |
8 | Синтаксис и пунктуация. | 13 | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. Сложные предложения с различными видами связи. |
Итого | | 35 | |
Учебно-тематическое планирование |
№ | Тема | Внеурочное занятие (содержание темы) | Кол-во часов |
1 | Речевая культура – часть общечеловеческой культуры. Культура языка. Культура речи. | Лекция учителя: «Значимость речевой культуры для духовной жизни общества». Практическая часть: «Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания». | 1 |
2 | Язык и речь. | Лекция учителя: «Соотношение понятий “язык” и “речь” в современном языкознании». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Сжатое изложение как средство переработки информации Приемы сжатия текста. Отработка приема “исключение”. Овладение приемом исключения неглавной информации из текста». | 1 |
3 | Языковая норма как историческая категория. | Лекция учителя: «Развитие языковой нормы как системы правил». «Становление и развитие древнерусского языка, этапы его существования». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема “упрощение”. Овладение приемом упрощения текста». | 1 |
4 | Понятие нормы в современной лингвистике. | Лекция учителя: «Зарождение нормы в языке». «Изменчивость нормы». Практическая часть: «Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема «обобщение». Овладение приемом обобщения». | 1 |
5 | Формирование норм литературного языка. Признаки нормы. | Лекция учителя: «Норма - одна из составляющих национальной культуры». Практическая часть: «Задание 1. Выбор приемов сжатия. Овладение умением осуществлять выбор приемов сжатия». | 1 |
6 | Понятие вариантов норм. Написание сжатого изложения. | Лекция учителя: «Императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы». Практическая часть: «Задание 1. Написание сжатого изложения по незнакомым текстам». | 1 |
7 | Эволюция языковых норм. Сочинение как жанр различных стилей речи | Лекция учителя: «Первый закон экономии языковых средств». «Второй закон языковых средств – закон аналогии или унификации (уподобления)». Практическая часть: «Задание 9.1,9.2,9.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения». | 1 |
8 | Типология норм. Ошибки грамматические и речевые. | Лекция учителя: «Соблюдение языковой нормы – основное условие хорошей речи». Практические упражнения «Поразмышляем вместе». Задание 9.1, 9.2, 9.3 Учимся формулировать тезис. | 1 |
9 | Качества хорошей речи. | Лекция учителя: «Понятие речи. Общая характеристика. Особенности». Практическая часть: «Задание 9.1, 9.2, 9.3. Учимся аргументировать». | 1 |
10 | Основные качества хорошей речи. Общая | Семинар на тему: «Правильность, чистота, богатство, содержательность, точность, логичность, | 1 |
| характеристика. | выразительность, уместность - основные качества хорошей речи». Практическая часть: «Задание 9.1, 9.2, 9.3 Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему (9.2)». | |
11 | Правильность как основа хорошей речи. | Лекция учителя: «Виды правильности речи. Окказиональность «как особая правильность» в художественном тексте». Практическая часть: «Отработка навыка написания сочинения на лингвистическую тему (9.2)». | 1 |
12 | Содержательность хорошей речи. | Викторина: «Богатство речи и способы проявления языкового богатства. Синонимы, метафора, метонимия, синекдоха как лексические средства богатства речи». Практическая часть: «Синонимы. Задание 6». Отработка навыка написания сочинения на понимание фразы (9.3) | 1 |
13 | Выразительность и гибкость хорошей речи Уместность и доступность хорошей речи. | Практическая работа: «Поразмышляем вместе». Отработка навыка написания сочинения «комментарий к определению» (9.3) | 1 |
14 | Точность речи. | Лабораторная работа: «Фактические ошибки. Речевые и грамматические ошибки. Поиск и исправление недочетов». Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение) | 1 |
15 16 | Техника речи. Понятие техники речи в современной лингвистике. | Практикум: «Дыхание как основа звучащей речи. Виды дыхания. Этапы тренировки фонационного дыхания. Голос. Его основные качества. Система работы над голосом. Дикция как обязательный компонент техники речи. Система работы над дикцией. Интонация. Основные компоненты интонации. Система работы над интонационно-мелодической структурой высказывания». | 1 |
17 | Орфоэпические нормы. Тексты разных стилей. | Лекция учителя: «Становление орфоэпической нормы. Особенности формирования произносительной литературной нормы. Орфоэпия как совокупность правил произношения. Основные фонетические законы гласных и согласных современного русского литературного языка. Источники отклонений от литературной нормы. Степени нормативности системы литературного произношения». | 1 |
18 | Лексика. Лексические нормы. | Лекция учителя: «Лексика как системная организация языка. Лексические нормы как правила употребления слов в языке. Нарушения лексических норм». | 1 |
19 | Акцентологические | Лекция учителя: «Понятие ударения. Особенности | 1 |
| нормы. | его проявления в русском языке. Языковые требования к постановке ударения в русских словах в зависимости от частеречной принадлежности. Акцентологический минимум». Практическая часть: «Поразмышляем вместе». | |
20 | Словообразовательные нормы. Орфография | Лекция учителя: «Словообразовательная система русского языка. Словообразовательная норма как система правил построения слов в языке. Понятие окказиональной нормы в словообразовании». Практическая часть: «Правописание приставок». | 1 |
21 - 22 | Морфологические нормы и их особенности. | Практикум: «Правила согласования, образования и употребления форм рода. Числа и падежа. Правописание суффиксов». | 1 |
Лекция учителя: «Морфологический минимум». Практическая часть: «Правописание Н – НН в различных частях речи». | 1 |
23 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксические нормы и их особенности. | Проектная работа – презентация «Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание)». Практикум: «Нарушения норм согласования и управления». | 1 |
24 | Речевые ошибки при употреблении синтаксических средств языка. | Семинар: «Грамматическая основа предложения. Нарушения порядка следования слов, употребления однородных членов в простом предложении, причастных и деепричастных оборотов, частей сложносочиненного и сложноподчиненного предложения, смешение прямой и косвенной речи». | 1 |
25 | Употребление обособленных определений и обстоятельств в речи. | Проект – презентация «Обособленные члены предложения». | 1 |
26 | Употребление вводных слов, обращений и междометий в речи. | Игра-разминка. Практикум: «Знаки препинания в простом осложненном предложении». | 1 |
27 | Употребление знаков препинания в сложносочиненных, сложноподчиненных предложениях. | Семинар: «Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении». | 1 |
28 | Многокомпонентные синтаксические конструкции и знаки препинания в них. | Лекция учителя: «Сложные предложения с различными видами связи». | 1 |
29 | Употребление знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. | Синтаксическая викторина «Побудь управленцем!» Практикум: «Сложные бессоюзные предложения». | 1 |
30 | Синтаксический минимум. | Игра «Ты эксперт». Практикум: «Выполнение тестовых заданий». | 1 |
31 | Функциональные стили. Стилистические нормы. | Лекция учителя «Функциональные стили». Практикум: «Выполнение тестовых заданий». | 1 |
32 | Функционально-смысловые типы речи. | Проект-презентация по теме «Типы речи в нашей языковой практике». Практикум: «Выполнение заданий «Поразмышляем вместе». | 1 |
33-34 35 | Правописные (орфографические и пунктуационные) нормы. Итоговый турнир | Лекция учителя: «Орфографическая и пунктуационная грамотность как неотъемлемая часть речевой культуры. Орфография как раздел лингвистики. Основные принципы русской орфографии. Правила русской орфографии. Пунктуация как система постановки знаков препинания. Интонационно-мелодические законы русской речи. Правила русской пунктуации». Олимпиада «Блиц - турнир по русскому языку» | 2 1 |
| Итого: 35недель | | 35 часов |