СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочка Театр "Прима"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочка Театр "Прима"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЗАПОРОЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБУ 00 30 «ВЕЛИКОЗНАМЕНСКАЯ СОШ № З»

КАМЕНСКО-ДНЕПРОВСКОГО РАЙОНА




СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________________

Петрова М.А.


Протокол №

от «___» _________ 2024 г.




УТВЕРЖДЕНО

Директор

________________________

Иколенко Т.С.

Приказ №

от «___» _________ 2024 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕАТРА «ПРИМА»

для обучающихся 5 – 9 классов





Мельниченко О. А.







С.ВЕЛИКАЯ ЗНАМЕНКА 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школьный театр как традиционная форма организации коллективного детского художественного творчества всегда имела значимость в развитии и воспитании детей. В истории развития отечественной школы на разных этапах можно встретить лучшие образцы обучения и воспитания детей посредством приобщения к театральному искусству: и как зрителей, и как создателей детских спектаклей, и как участников театрального творчества. Синтетичность и коллективность театрального искусства, соединение в театре нескольких видов искусств: литературы, музыки, хореографии, сценографии, актерского искусства позволяют театру выполнять колоссальную воспитательную миссию. С учетом новых вызовов, задач и механизмов развития, школьный театр должен стать лидером развития художественного творчества школьников, школой развития эмоционального интеллекта, самоактуализации, формирования гибких навыков, воспитания и развития личностного потенциала.

Рабочая программа по внеурочной деятельности школьного драматического театра «Прима» для 5-9 классов разработана на нормативной основе:

-Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);

  • Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

-Письмо Минпросвещения России «О формировании Всероссийского перечня (реестра) школьных театров» от 6 мая 2022 г. № ДГ-1067/06.

  • Протокол расширенного совещания по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации от 27 декабря 2021 г. № К-31/06пр.

  • Приказ о Совете Министерства просвещения Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в образовательных организациях субъектов Российской Федерации по вопросам создания и развития школьных театров в

образовательных организациях субъектов Российской Федерации от 17 февраля 2022 г.№ 83 .

  • План работы («дорожная карта») по созданию и развитию школьных театров в субъектах Российской Федерации на 2021-2024 годы

-Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28).

-Устава ГБУ ЗО «Великознаменская СОШ №3»;

- Основной образовательной программы основного общего образования ГБУ ЗО «Великознаменская СОЩ №3»

- Положения об организации внеурочной деятельности в ГБУ ЗО «Великознаменская СОШ №3»

  • Учебного плана ГБУ ЗО «Великознаменская СОШ №3» на 2024-2025 учебный год.



Цель программы: формирование общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.

Задачи

  • создать условия для гармоничного развития ребенка, эстетического воспитания участников;

  • обеспечить овладение обучающимися навыками общения и коллективного творчества, свободной импровизацией на заданную тему;

  • способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.



Планируемые результаты освоения курса школьного драматического театра «Прима»




ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • различать произведения по жанру, делать разбор прозаического и поэтического текстов;

  • освоить базовые основы актёрского мастерства, пластики и сценической речи через упражнения и тренинги; навыки сценического воплощения через процесс создания художественного образа;

  • ориентироваться в сценическом пространстве;

  • взаимодействовать на сценической площадке с партнёрами;

  • освоить основные этапы развития театрального искусства;

  • освоить основные исторические периоды развития русского театра.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • приобретение навыков сотрудничества, содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с другими членами коллектива и взрослыми;

  • приобретение опыта общественно-полезной социально-значимой деятельности;

  • развитие навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

  • уважительное отношение к истории страны, ее прошлым и современным достижениям;

  • адекватная самооценка в рамках профиля деятельности;

  • стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД:



  • приобретение навыков самоконтроля;

  • понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;

  • планирование своих действий на всех этапах работы;

  • осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности, умение самостоятельно исправить недочеты и ошибки;

  • умение самостоятельно анализировать итог сделанной работы.

Познавательные УУД позволяют:
  • стремиться к совершенствованию результатов в выбранном профиле деятельности;

  • освоить теоретические основы актерского мастерства;

  • освоить технику преодоления мышечных и психологических зажимов при выходе на публику;

  • применять знания, навыки и умения, полученные на занятиях в самостоятельной работе

над ролью;

  • освоить сведения об истории театра, особенностях театра как вида искусства, видах театров, понятиях стиля и жанра в театральном искусстве;

  • познакомиться с творчеством выдающихся деятелей театра (режиссеров, актеров, драматургов) и историческими фактами;

  • освоить специальные термины, применяемые в театральном искусстве,

  • освоить технику нанесения разных видов грима разнохарактерных персонажей, приемы поведения при использовании различных костюмов;

  • познакомиться с театральными профессиями и особенностями работы театральных цехов;

  • расширить кругозор в области литературы, познакомиться с творчеством поэтов и писателей изучаемых художественных произведений;

  • расширить кругозора в области истории, изучить эпохи произведения (быт, костюм, нормы поведения);

  • вдумчиво работать над ролью;

  • выражать разнообразные эмоциональные состояния;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.



Коммуникативные УУД позволяют:

  • организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

  • работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • освоить правила техники безопасности при работе с партнером;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей.

  • разрешать творческие конфликты на основе учета интересов всех участников школьного театра.

Содержания курса внеурочной деятельности



    1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Теория. Знакомство с обучающимися. Ознакомление с режимом занятий, правилами поведения на занятиях, Уставом.

    1. ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ.

ИСТОРИЯ ТЕАТРА

Теория. Возникновение театра. Происхождение древнегреческой драмы и театра. Практика. Просмотр видеозаписей, учебных фильмов. Проектная работа.

ВИДЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Теория. Драматический театр. Музыкальный театр: Опера, Балет, Мюзикл. Театр кукол. Особенности. Самые знаменитые театры мира.

Практика. Просмотр видеозаписей лучших театральных постановок. Сравнение. Обсуждение.

    1. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ.

Теория. Упражнения по сценической речи выполняются по алгоритму:

  • определение целей и условий выполнения, рекомендации;

  • педагогический показ;

  • просмотр упражнения;

  • комплексный контроль и корректировка. РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Теория. Осанка и свобода мышц. Дыхание. Свойства голоса. Резонаторы. Закрытое звучание. Открытое звучание. Речевая гимнастика. Полетность. Диапазон голоса. Развитие диапазона голоса. Артикуляционная гимнастика. Дикция. Орфоэпия. Интонация. Выразительность речи.

    1. РИТМОПЛАСТИКА

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Практика. Работа над освобождением мышц от зажимов. Развитие пластической выразительности. Разминка, настройка, релаксация, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику.

ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА

Практика. Музыка и движение. Приемы пластической выразительности. Походка, жесты, пластика тела.

Этюдные пластические зарисовки.

Варианты упражнений и рекомендации по коррекции смотрите в методическом пособии- практикуме «Ритмика и сценические движения», изданном Центром науки и методологии Театрального института им. Бориса Щукина.

    1. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО

ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ ТЕХНИКИ АКТЁРА (АКТЁРСКОГО МАСТЕРСТВА)

Теория. Упражнения на организацию внимания, памяти, воображения, фантазии, мышечной свободы, перемены отношения (к предмету, месту действия, к партнеру), физического самочувствия, предлагаемых обстоятельств, оценки факта, сценического общения.

Элементы сценического действия. Бессловесные элементы действия. Словесные действия. Способы словесного действия. Логика действий и предлагаемые обстоятельства. Связь словесных элементов действия с бессловесными действиями. Составные образа роли. Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.

Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры. Моделирование образа в процессе общения. Развитие навыка импровизации как необходимого условия правды общения на сцене.

    1. ЗНАКОМСТВО С ДРАМАТУРГИЕЙ. РАБОТА НАД ПЬЕСОЙ И СПЕКТАКЛЕМ

ВЫБОР ПЬЕСЫ

Теория. Выбор пьесы классиков или современных авторов с актуальными для участников проблемами и героями. Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.

Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии. Главные события, событийный ряд. Основной конфликт. «Роман жизни героя».

АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ПО СОБЫТИЯМ

Теория. Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.

Определение мотивов поведения, целей героев. Выстраивание логической цепочки.

РАБОТА НАД ОТДЕЛЬНЫМИ ЭПИЗОДАМИ

Практика. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ, МИМИКИ, ЖЕСТОВ

Практика. Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МИЗАНСЦЕН

Практика. Репетиции. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЕКВИЗИТА, ДЕКОРАЦИЙ

Практика. Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления.

ПРОГОННЫЕ И ГЕНЕРАЛЬНЫЕ РЕПЕТИЦИИ

Практика. Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.

ПОКАЗ СПЕКТАКЛЯ

Практика. Показ полноценного спектакля на классическом или современном материале. Анализ показа спектакля (рефлексия).

    1. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Практика. Конкурс «Театральный калейдоскоп». Творческие задания по темам обучения. Основы театральной культуры - тест по истории театра и театральной терминологии. Чтецкий отрывок наизусть. Этюд на взаимодействие. Отрывки из спектакля. Награждение.

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

«ПРИМА»

на 2024 – 2025 уч. год



Мероприятие

Вид театрализованного представления

Дата

Ответственный

1

Занятие в театральном кружке «Прима» согласно программе «Школьный театр»


-----

В течение учебного года

1 раз в неделю


2

Участие в концерте ко Дню Учителя

Сценка

04.10.2024


3

Концерт для мамы (ко Дню матери)

Литературно-музыкальная композиция

27.11.2024


4

Участие в новогоднем спектакле

Сценка

27.12.2024


5

Участие в школьном этапе конкурса чтецов «Живая классика»


Художественное слово

17.02.2025


6

Концерт к 8 Марта

Сценки

07.03.2025


7

День театра в школе


Спектакль-экспромт


27.03.2025


8

Митинг ко Дню Победы

Сценка «День Победы»

07.05.2025


9

Праздник «До свидания, школа!»

Мини-спектакль

27.05.2025
























ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

«ПРИМА»

В ГКУ ЗО «ВЕЛИКОЗНАМЕНСКАЯ СОШ№3»

на 2024 – 2025 уч. год



Мероприятие

Вид театрализованного представления

Дата

Ответственный

1

Занятие в театральном кружке «Прима» согласно программе «Школьный театр»


-----

В течение учебного года

1 раз в неделю

Мельниченко О.А.

2

Участие в концерте ко Дню Учителя

Сценка

Октябрь

Мельниченко О.А.

3

Концерт для мамы (ко Дню матери)

Литературно-музыкальная композиция

Ноябрь

Мельниченко О.А.

4

Участие в новогоднем спектакле

Сценка

Декабрь

Мельниченко О.А.

5

Участие в школьном этапе конкурса чтецов «Живая классика»


Художественное слово

Февраль

Мельниченко О.А.

6

Концерт к 8 Марта

Сценки

Март

Мельниченко О.А.

7

День театра в школе


Спектакль-экспромт


Март

Мельниченко О.А.

8

Митинг ко Дню Победы

Сценка «День Победы»

Май

Мельниченко О.А.

9

Праздник «До свидания, начальная школа!»

Мини-спектакль

Май

Мельниченко О.А.



















Календарный (тематический) план обучения

№ п/п

Дата, время

Часы

Тема занятия

Форма проведения

Место проведения

1.


1

Теория:

Тема. Правила поведения и техника безопасности на занятиях. Цели и задачи обучения. Перспективы творческого роста. Знакомство с театром как видом искусства.


Беседа

Аудитория

2.


1

Раздел 1.История театра.

Теория:

Тема 1.1. Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Общее представление о видах и жанрах театрального искусства.


Лекция

Аудитория


Раздел 2. Актерское мастерство



3.


1

Тема 2.1. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. Основные понятия системы Станиславского.

Лекция

Аудитория

4.


1

Тема 2.2. Игровые упражнения на развитие внимания. Игровые упражнения на развитие фантазии и воображения

Практиче

ские

занятия

Аудитория

5.


1

Тема 2.3. Игровые упражнения на коллективную согласованность действий.

Практиче

ские

занятия

Аудитория

6.


1

Тема 2.4. Выполнение этюдов на заданную тему - одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.

Практиче

ские занятия

Аудитория

Раздел 3. Художественное чтение






7.


1

Тема 3.1. Основы практической работы над голосом. Логика речи.

Лекция

Аудитория

8.




1

Тема3.2. Артикуляционная гимнастика.


Практиче

ские занятия

Репетицион-ный зал



9.


1


Работа с дикцией. Отработка навыка правильного дыхания.



Раздел 4. Сценическое движение






10.


1

Тема 4.1. Работа с предметом.

Практиче

ские занятия

Репетиционный зал

11.



1


Тема 4.2. Работа с партнером.


Практиче

ские занятия

Репетиционный зал

12.


1

Работа с партнером. Практика



Раздел 5. Работа над пьесой






13.


1

Тема 5.1. Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Персонажи - действующие лица спектакля.

Лекция

Аудитория

14.



1


Тема 5.2. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи.

Чтение, беседа

Аудитория


15



1


Осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в развитии действия.



16.


1

Тема 5.3. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра спектакля.

Практиче

ские занятия

Репетиционный зал

17.


1

Тема 5.4. Общий разговор о замысле спектакля.

Практиче

ские занятия

Репетиционный зал

Раздел 6. Постановка спектакля






18.



1


Тема 6.1. Репетиционный период.


Лекции,

беседы

Зрительный

зал

19.



1


Репетиционный период.




20.



1


Репетиционный период.




21.



1


Репетиционный период.




22.


1

Репетиционный период.



23.




1



Тема 6.2. Создание эскизов грима.



Практиче

ские занятия

Аудитория

Зрительный

зал


24.



1


Создание костюмов для героев выбранной пьесы.




25.


1

Тема 6.3. Создание реквизита и декораций.

Практиче

ские занятия

Аудитория

Зрительный

зал

26.


27.


1


1

Тема 6.4. Соединение сцен, эпизодов.


Соединение сцен, эпизодов.

Репетиции

Зрительный

зал


28.


1

Тема 6.5. Репетиции в костюмах, декорациях, с реквизитом и бутафорией.

Репетиции

Зрительный

зал


29.


1

Тема 6.6. Сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств.

Репетиции

Зрительный

зал


30.



1


Тема 6.7. Генеральныая репетиция.


Генеральная репетиция

Зрительный

зал


31.


1

Генеральныая репетиция.




Раздел 7. Итоговые занятия







32.


1

Тема 7.1. Показ спектакля для приглашенных зрителей.

Премьера спектакля

Зрительный

зал


33.



1


Тема 7.2. Обсуждение спектакля.


Беседа

Аудитория


34



1

Подведение итогов