СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности

 «Из сокровищницы русского языка»

 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанский район

Тамбовская область


Рекомендована Утверждаю

методическим объединением директор школы

учителей_русского языка и литературы _____________ /И.И.Степанникова /

Протокол № 1 от «24 » 08. 2017 г. Приказ № «_ » 2017 г.







Рабочая программа внеурочной деятельности

«Из сокровищницы русского языка»

для учащихся 6б класса

Количество часов - 35, в неделю - 1 час.







Программу составила Асоскова Н. Н.,

учитель русского языка и литературы















Алгасово- 2017 год



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.









СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


п/п

содержание

Вид занятий


Характеристика учебной деятель­но­сти учащихся

Тема 1

Драгоценное наследие. Знакомство с термином « лексика» и лексическим значением слов.Связь слов с бытом, нравами,обычаями и культурой народа.


Урок - путешествие

Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.



Тема 2

Словари- помощники .

О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи.

Урок – беседа

Обучение умению пользоваться различными словарями.



Тема 3

Творцы новых слов

Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова

Урок - путешествие

Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».



Тема 4

Из глубины веков.

Как и почему появляются новые слова?

Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Урок – беседа

Практическая работа

Тема 5

Многозначность слова.

Рассказ о свойстве « мно-гозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии.

Урок – путешествие

Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».




Тема 6

К истокам слова.

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря.

Определение первоисточников слова

Урок – путешествие

Работа с различными этимологическими и историческими словарями.



Тема 7

Об одном и том же – раз-ными словами.

Изучается особенность синонимического ряда слов.

Урок – беседа

Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.


Тема 8

Как возникают названия.

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации».

Урок – беседа

Работа с этимологическими и историческими словарями.



Тема 9 – 10

Синонимы как антонимы.

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы».

Урок – беседа

Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».



Тема 11

О богатстве и гибкости языка.

Фразеологические обороты.

Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.

Урок – беседа

Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».



Тема 12

Словари «чужих» слов.

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты».

Урок – путешествие

Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.



Тема 13

Добрые слова.

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники.

Урок – путешествие

Работа со словарем. Сравнение значения слов.


Тема 14

«Он весь свободы торжество»

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь».

Урок – конкурс

Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.



Тема 15

Мы говорим его стихами.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.

Урок – путешествие

Работа по обогащению словарного запаса учащихся.


Тема 16

Слова, придуманные писателями. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы

Урок – путешествие

». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.



Тема 17

Слова уходящие и слова - новички.

Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками.

Урок – путешествие.

Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.


Тема 18

Словотворчество.

Словарь языка Пушкина.

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря.

Урок – беседа .

Работа со словарем.


Тема 19

Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы.

Урок – викторина , урок -игра

Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка.



Тема 20

В гостях у слов - родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников.

Урок – путешествие

Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.



Тема 21

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов.

Урок – путешествие.

Творческая работа. Объяснение устаревших слов.


Тема 22

Какой словарь поможет избежать ошибок?

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов.

Урок – путешествие

Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.



Тема 23

Словарь – грамотей.

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря.

Урок – беседа

Работа с орфографическим словарем.



Тема 24

Крылатые слова.

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями , употребляемыми в переносном значении и их смысла.

Урок – беседа

Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».



Тема 25

О наших именах.

Какие бывают имена?

Знакомство с наукой «ономастика».

Урок – путешествие

Работа со словарями.



Тема 26

Древнерусские имена.

Знакомство с историей образования древнерусских имен


Урок – путешествие

Работа с этимологическим словарем.



Тема 27

Из истории русских фамилий.

Знакомство с историей образования древнерусских фамилий.

Урок – беседа

Работа с этимологическим словарем.



Тема 28

В королевстве ошибок.

Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки.

Урок –игра

Игра «Исправь ошибки». Игра « Произноси правильно».



Тема 29

Тайна слов.

Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах

Урок – путешествие

Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов

Тема 30

На пути к совершенству.

Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие».

Урок – беседа

Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 31

Словотворчество.

Беседа о рифмах. Работа с загадками.

Урок – конкурс

Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 32

Занимательное словообразование.

Урок – путешествие

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 33

Строительная работа морфем. Правила написания приставок, суффиксов. Секрет безошибочного письма.

Урок – путешествие

Игры и упражнения с приставками и суффиксами. Тренировочные упражнения.



Тема 34

«В стране невыученных уроков».

Праздник творчества и игры.

Урок – конкурс

Игры и упражнения с приставками и суффиксами.



Тема 35

КВН «Тайны русского языка»

Урок – конкурс

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.






Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

дата

план

факт

1

Драгоценное наследие.

1



2

Словари- помощники .

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1



3

Творцы новых слов.

1



4

Из глубины веков.

1



5

Многозначность слова.

1



6

К истокам слова.

1



7

Об одном и том же – разными словами.

1



8

Как возникают названия.

1



9-10

Синонимы как антонимы.

2



11

О богатстве и гибкости языка.

1



12

Словари «чужих» слов.

1



13

Добрые слова.

1



14

«Он весь свободы торжество»

1



15

Мы говорим его стихами.

1



16

Слова, придуманные писателями.

1



17

Слова уходящие и слова - новички.

1



18

Словотворчество.

1



19

Чудесные превращения слов.

1



20

В гостях у слов - родственников.

1



21

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1



22

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1



23

Словарь – грамотей.

1



24

Крылатые слова.

1



25

О наших именах. Для чего человеку имя?

1



26

Древнерусские имена.

1



27

Из истории русских фамилий.

Отчество и фамилия.

1



28

В королевстве ошибок.

1



29

Тайна слов.Трудные слова.

1



30

На пути к совершенству.

1



31

Словотворчество.

1



32

Занимательное словообразование.

1



33

Строительная работа морфем.

1



34

«В стране невыученных уроков».

1



35

КВН «Тайны русского языка»

1



Итого 35


9