Протокол № 1 от «24 » 08. 2017 г. Приказ № «_ » 2017 г.
Количество часов - 35, в неделю - 1 час.
Программу составила Асоскова Н. Н.,
№ п/п | содержание | Вид занятий | Характеристика учебной деятельности учащихся |
Тема 1 | Драгоценное наследие. Знакомство с термином « лексика» и лексическим значением слов.Связь слов с бытом, нравами,обычаями и культурой народа. | Урок - путешествие | Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся. |
Тема 2 | Словари- помощники . О словарях энциклопедических и лингвистических. Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. | Урок – беседа | Обучение умению пользоваться различными словарями. |
Тема 3 | Творцы новых слов Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова | Урок - путешествие | Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов». |
Тема 4 | Из глубины веков. Как и почему появляются новые слова? Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. | Урок – беседа | Практическая работа |
Тема 5 | Многозначность слова. Рассказ о свойстве « мно-гозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. | Урок – путешествие | Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов». |
Тема 6 | К истокам слова. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Определение первоисточников слова | Урок – путешествие | Работа с различными этимологическими и историческими словарями. |
Тема 7 | Об одном и том же – раз-ными словами. Изучается особенность синонимического ряда слов. | Урок – беседа | Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи. |
Тема 8 | Как возникают названия. Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». | Урок – беседа | Работа с этимологическими и историческими словарями. |
Тема 9 – 10 | Синонимы как антонимы. Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». | Урок – беседа | Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка». |
Тема 11 | О богатстве и гибкости языка. Фразеологические обороты. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. | Урок – беседа | Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша». |
Тема 12 | Словари «чужих» слов. Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». | Урок – путешествие | Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов. |
Тема 13 | Добрые слова. Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. | Урок – путешествие | Работа со словарем. Сравнение значения слов. |
Тема 14 | «Он весь свободы торжество» Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». | Урок – конкурс | Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина. |
Тема 15 | Мы говорим его стихами. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. | Урок – путешествие | Работа по обогащению словарного запаса учащихся. |
Тема 16 | Слова, придуманные писателями. Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы | Урок – путешествие | ». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина. |
Тема 17 | Слова уходящие и слова - новички. Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. | Урок – путешествие. | Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов. |
Тема 18 | Словотворчество. Словарь языка Пушкина. Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. | Урок – беседа . | Работа со словарем. |
Тема 19 | Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. | Урок – викторина , урок -игра | Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ –загадка. |
Тема 20 | В гостях у слов - родственников. Знакомство с разными группами родственных слов Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. | Урок – путешествие | Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. |
Тема 21 | Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. | Урок – путешествие. | Творческая работа. Объяснение устаревших слов. |
Тема 22 | Какой словарь поможет избежать ошибок? Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. | Урок – путешествие | Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи. |
Тема 23 | Словарь – грамотей. Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. | Урок – беседа | Работа с орфографическим словарем. |
Тема 24 | Крылатые слова. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями , употребляемыми в переносном значении и их смысла. | Урок – беседа | Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». |
Тема 25 | О наших именах. Какие бывают имена? Знакомство с наукой «ономастика». | Урок – путешествие | Работа со словарями. |
Тема 26 | Древнерусские имена. Знакомство с историей образования древнерусских имен | Урок – путешествие | Работа с этимологическим словарем. |
Тема 27 | Из истории русских фамилий. Знакомство с историей образования древнерусских фамилий. | Урок – беседа | Работа с этимологическим словарем. |
Тема 28 | В королевстве ошибок. Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. | Урок –игра | Игра «Исправь ошибки». Игра « Произноси правильно». |
Тема 29 | Тайна слов. Трудные слова. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах | Урок – путешествие | Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов |
Тема 30 | На пути к совершенству. Искусство красноречия. Знакомство с понятием «красноречие». | Урок – беседа | Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. |
Тема 31 | Словотворчество. Беседа о рифмах. Работа с загадками. | Урок – конкурс | Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . |
Тема 32 | Занимательное словообразование. | Урок – путешествие | Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. |
Тема 33 | Строительная работа морфем. Правила написания приставок, суффиксов. Секрет безошибочного письма. | Урок – путешествие | Игры и упражнения с приставками и суффиксами. Тренировочные упражнения. |
Тема 34 | «В стране невыученных уроков». Праздник творчества и игры. | Урок – конкурс | Игры и упражнения с приставками и суффиксами. |
Тема 35 | КВН «Тайны русского языка» | Урок – конкурс | Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. |