СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях школы - интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях школы - интерната дети большую часть времени проводят вне урока.  Внеурочная работа – составная часть учебно – воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях школы - интерната»

Внеурочная деятельность как средство социализации детей с ОВЗ в условиях школы - интерната


В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии.

В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. [2]

В процессе работы с детьми, имеющими нарушения слуха, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, особенностей его развития. Для этого необходимо знание общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением в развитии, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе.

Основная цель такой работы — обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей.

Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушения слуха, заметно влияет на деятельность памяти. У них доминирует зрительное восприятие, поэтому весь процесс запоминания в основном строится на зрительных образах, в то время как у людей, слышащих этот процесс слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь.

Речь выступает как средство взаимосвязи людей с окружающим миром. Здесь как прямое следствие вытекают нарушения в речевом развитии. [2]

Существуют три способа восприятия речи: слухо-зрительный, слуховой, зрительный.

При любом снижении слуха ребенок начинает активнее пользоваться зрением. Для полноценного понимания речи, говорящего дошкольники и школьники с нарушением слуха должны видеть его лицо, губы и слышать его с помощью слухового аппарата. Это и есть основной способ восприятия устной речи детьми с нарушениями слуха – слухо-зрительный.

При проведении занятий, уроков и внеклассных мероприятий необходимо учитывать эту особенность детей. [2]

Глухие дети могут овладеть речью только в процессе специального коррекционного обучения.

Слабослышащие дети по сравнению с глухими могут самостоятельно, хотя бы в небольшой степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью. Однако наилучшего результата эти дети достигают в процессе специально организованного обучения.

В условиях школы - интерната дети большую часть времени проводят вне урока. Внеурочная работа – составная часть учебно – воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка с ОВЗ, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеурочной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, то есть, положительному восприятию самого себя.

Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения обучающихся с ОВЗ не только одного класса, имеет выраженную воспитательную и социально – педагогическую направленность (встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, трудовые акции). [1]

Основными задачами внеурочной работы с обучающимися с ограниченными возможностями являются:

  • создание социально-психологических условий, позволяющих обеспечить

полноценную интеграцию и личностную самореализацию учеников с особыми

потребностями в образовательном учреждении;

  • всестороннее развитие ребёнка в соответствии с его возможностями;

  • успешная социализация детей, обеспечение их полноценного участия в жизни общества.

Другими словами, помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь

различными видами деятельности, выработав у обучающихся достаточный

уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из

экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

Данные задачи реализуются через основные направления воспитательной

работы:

  • безопасность жизнедеятельности;

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • духовно-нравственное воспитание;

  • экологическая деятельность;

  • основы правовых знаний;

  • трудовое и экономическое воспитание, профориентационную работу;

  • охрана здоровья, профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения;

  • художественно-эстетическое воспитание.

Внеурочная деятельность включает в себя:

- индивидуальные и групповые занятия, направленные на повышение общего

развития детей с ОВЗ и их практическую подготовку к самостоятельной жизни

и труду.

Формы организации внеурочной деятельности:

- экскурсии,

- кружки, секции,

- практические занятия,

- соревнования,

- праздники,

- беседы,

- викторины,

- игры (сюжетно-ролевые, деловые и т.п.). [3]

Вся работа с обучающимися интерната планируется по принципу

доступности, используется индивидуальный, личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. На занятиях воспитатели используют наглядный материал, карточки. Работа по социализации ведется ежедневно, непрерывно, в различных направлениях, начиная с режимных моментов, воспитательских занятий и различных видов деятельности детей.

С помощью специально организованных занятий по самообслуживающему труду обучающиеся овладевают бытовыми умениями и навыками, необходимыми им в практике повседневной жизни (уход за одеждой, обувью, стирка, уборка постели, игровых и классных помещений, уход за растениями).

Для поддержания чистоты и порядка отрегулирована система ежедневного дежурства. Такая ежедневная работа улучшает качество жизни детей с ОВЗ, и способствует их социализации, а также их более глубокому и всестороннему развитию, укрепляет в них веру в собственные возможности, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов их развития и, в конечном счете, создает предпосылки для социальной адаптации к будущей жизни.


Литература

  1. Бок, О.В., Скыбина, А.И., Карпова, И.Н. Сборник материалов региональной научно – практической конференции//Белгород. – 2016. – с. 356 – 357

  2. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. // Сыктывкар. – 2015. – с. 3 – 10

  3. Чебан, Н.Г. Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность. https://www.gscoumt.minobr63.ru