Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования
С.А.Прилуцкая,
Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать.
Как важно – не опоздать!..
И. Агеева.
Наше общеобразовательное учреждение на основании приказа департамента образования и науки Кемеровской области от 07.10.2011года является базовой площадкой ГОУ ДПО (ПК) С КРИПКиПРО по подготовке к ведению ФГОС ООО по направлению «Нормативное правовое сопровождение введения ФГОС ООО».
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является преемником многих педагогических идей, реализованных с разной степенью полноты в предшествующих образовательных проектах.
Концепция ФГОС предписывает усилить воспитательную составляющую деятельности образовательных учреждений. Образовательный стандарт второго поколения ориентирует педагогические коллективы на расширение и совершенствование спектра образовательных услуг, разработку и внедрение новых образовательных и досуговых программ, призванных обеспечить инфраструктуру для социальной мобильности молодежи.
Новые акценты в деятельности образовательных учреждений предполагают «выход» за рамки классно-урочной системы, возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого учащегося. ФГОС придает особую значимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, важность занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Об этом идет речь в документах стандарта начального общего и основного общего образования, где, в частности отмечается: «В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе основного общего образования предусматриваются:
учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся.
внеурочная деятельность.
В нашем учебном учреждении в соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность в начальной и средней школе организуется по направлениям развития личности:
1.Спортивно-оздоровительное.
2.Общекультурное направление.
3.Социальное направление.
4.Общеинтеллектуальное направление.
5.Духовно-нравственное направление.
Подробнее остановимся на спортивно- оздоровительном направлении,
которое реализуется с 2011годав программе по физической культуре для1-4 классов «Спортландия», с 2012 года в программе 5-9 классов «Курсанты».
В последнее десятилетие изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к образованию. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей
природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.
Детский возраст является оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания.
Происшедшие за последние годы перемены существенно повлияли на систему образования и воспитания молодежи. В современных условиях развития общества все сложнее становится процесс привития любови к своему Отечеству. Задача педагогов - помочь детям осмыслить историю родной страны, научить искренне, переживать за судьбу народа, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
В связи с этим была разработана школьная программа спортивной секции с военно-патриотическим уклоном, на основе муниципальной программы «Патриотическое воспитание обучающихся, воспитанников и молодежи Киселевского городского округа на 2011 – 2015 годы». Программа включает в себя комплекс мероприятий, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции и развития физических качеств обучающихся.
Программа направлена на формирование патриотического сознания школьников как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества, и призвана обеспечить расширение кругозора обучающихся в области исторического прошлого, воспитание их на примерах мужества, героизма и мудрости народов разных стран и национальностей, изучение традиций народов, населяющих нашу страну, а также развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, коллективизма, чувства долга и ответственности перед обществом и своим отечеством.
Программа решает следующие задачи:
приобщать детей к героической истории Российского государства и подвигу народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;
воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность у подрастающего поколения;
формировать у обучающихсяинтерес к военной профессии;
• пропагандировать и популяризировать среди детей и молодежи основы здорового образа жизни;
осуществлять закрепление на практике знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности человека, основам военной службы (начальной военной подготовки), общей физической подготовки.
Разделы программы:
I.Военно-историческая подготовка и краеведческая деятельность;
II.Ратная история Советского союза. История вооруженных сил.
III.История военной символики.
IV. Строевая и общая физическая подготовка
За период реализации программ внеурочной деятельности уже имеются положительные результаты. Команды традиционно занимают призовые места в городском военно-спортивном смотре – конкурсе юнармейских команд, в личном и командном первенствах (I, II,III этапах городской военно-спортивной игры «Зарничка», «Я – юный гражданин России»).
За годы действия губернаторской программы «Готов к труду и защите Отечества» многие ученики стали обладателями значков разных степеней.
24 марта 2014г. президентом России В.Путиным был подписан Указ №172 о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО). В процессе работы с документом, целями, задачами ГТО, методическими рекомендациями, современный педагог понимает важность следующих слов: « Включить в учебный план, план внеучебной деятельности, программу воспитания и социализации образовательной организации, детских и молодежных общественных организаций (объединений) меры, направленные на повышение степени информированности и уровня знаний, обучающихся по вопросам внедрения комплекса ГТО через физическое, духовно-нравственное, патриотическое воспитание и туристско-краеведческую деятельность».
Работа учителей физической культуры, реализующих внеурочную деятельность в школе, выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации, с введением в действие Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Возвращение ГТО в Россию востребовано временем и социальными факторами. Оно позитивно встречено большинством россиян. Здоровье народа бесценно, и его фундамент закладывается в том числе и подобными общегосударственными мероприятиями регулярного характера.Таким образом, в нашей школе создаются такие условия для ребенка, которые обеспечат все составляющие «состояния полного благополучия» - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с другими людьми. Создание этих условий, конечно, требует большого труда, но результатом этого труда будет активная, здоровая, интеллектуально-нравственная, образованная личность, которая получит полноценное образование, в будущем всесторонне реализует себя.
Именно это способствует решению общенациональной задачи – повышению качества Российской нации, формированию личности, утверждению здорового образа жизни, подготовке подрастающего гражданина к производственной и военной службе.
Литература:
1.Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления. С.11.
2. Вертелицкая,И.Г., Гераськина М.П., Крецан,З.В., Черемисина, В.Г. Основная образовательная программа основного общего образования как механизм реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: методические рекомендации.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО.- 2013. С.226.
3. Свиридова,И.А., Семенкова,Т.Н., Казин,Э.М. Образование и здоровье. Проблемы, региональный опыт, перспективы [Текст]: коллективная монография - Кемерово: Издательство КРИПКиПРО.- 2005. С.18
4.Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», документы (Электронный ресурс)//http// gto.ru.
Формирование
гражданско-патриотических качеств личности обучающихся