Внеурочное мероприятие
«Вклад семьи в Великую Победу»
Разработала учитель начальных классов
МБОУ СШ №68 г.Архангельска
Бехтерева Татьяна Вениаминовна
Перечень представленных материалов
Разработка внеурочного мероприятия «Вклад семьи в Великую Победу»;
Приложение:
- общая презентация,
- видео «Минута молчания» на слова Р.Рождественского;
- Дементьев А. «Баллада о матери»;
- Выступление Лизы, Насти;
- Презентация Выступление Полины;
- видеоклип «И все о той весне»;
- Матусовский М. «Баллада о солдате».
Меня, как учителя начальных классов, волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирования у учащихся гражданской позиции. Считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности и для краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны через изучение своей малой родины, через поступки и деятельность своих земляков, через традиции и память своей семьи.
Данное внеурочное мероприятие рассчитано на возраст 10-11 лет (4 класс), но оно является только одним из звеньев в работе с учащимися по изучению событий, связанных с Великой Отечественной войной. В разработке одного отдельно взятого мероприятия, посвященного войне, невозможно показать и раскрыть глубину этой темы. Поэтому считаю целесообразным представить отчет по тем мероприятиям, которые проводились с учениками данного выпуска.
2016-2017 уч.год 1 класс сентябрь | Классный час, посвященный 75-летию прихода в Архангельск первого союзного конвоя «Дервиш». |
2016-2017 уч.год 1 класс май | Внеурочное мероприятие «Дети-герои ВОВ». Участие в митинге с возложением цветов на воинском захоронении поселка (ежегодно). |
2017-2018 уч.год 2 класс январь апрель | Классный час, посвященный 75-летию со времени прорыва блокады Ленинграда. Внеурочное мероприятие «Архангельск в годы ВОВ. Все для фронта! Все для Победы!». |
2018-2019 уч.год 3 класс декабрь февраль март | Исследовательская работа «Родственники в годы ВОВ» в рамках городского конкурса исследовательских работ. Классный час «Награды ВОВ». Проектная деятельность «Награды - реликвии моих предков времен Великой Отечественной войны». |
2019-2020 уч.год 4 класс сентябрь февраль | Урок Победы! Внеурочное мероприятие «Вклад моей семьи в Великую Победу». Принимаем активное участие в общешкольных акциях «Лента Победы», «Герои – земляки», «Знамя Победы». |
Сценарий внеурочного мероприятия «Вклад моей семьи в Великую Победу»
Вид внеурочной деятельности: познавательная.
Форма проведения мероприятия: устный журнал.
Целями мероприятия являются:
- Воспитание духовных ценностей – любви к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.
- Знакомство с историей и героями Отечества через события, связанные с героическим наследием нашего народа.
- Привлекать учащихся к исследовательской работе, к поиску информации о вкладе членов семей учащихся в годы ВОВ.
- Воспитание духовных ценностей – любви к Родине, верность гражданскому и воинскому долгу, честность и человеколюбие.
Задачи:
приобщить учащихся к изучению исторического прошлого нашей страны, приобщить их к истокам героизма, укрепить живую связь времен и поколений;
создание атмосферы психологического комфорта и условий для развития эмоциональной, коммуникативной, эстетической культуры учащихся;
развитие творческих способностей учащихся и чувства коллективизма.
Ожидаемый воспитательный эффект:
- формирование у учащихся чувства гражданственности и патриотизма, уважения и глубокой признательности к людям старшего поколения – героям ВОВ;
- воспитание у учащихся чувства гордости за нашу Родину и ее защитников, сохранение памяти о наших земляках и всех воинах, отдавших свое здоровье и жизнь за мирное будущее русского народа;
- воспитание гражданина, преданного Отечеству, готового служить ему и защищать его интересы;
- воспитание культуры общения, развитие способностей аргументировать высказанные положения, дисциплинированности.
Необходимая подготовительная работа:
Разработка плана проведения и сценария мероприятия.
Сбор материалов о ветеранах войны, о месте их службы, ветеранах тыла и труда, воспоминания, письма, фотографии, исторические документы, семейные архивные документы.
Подготовка мультимедийных презентаций.
Подготовка тематических номеров художественной самодеятельности.
Оборудование и оформление:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска.
Ход занятия
Этап мероприятия, вид работы | Деятельность учителя и учащихся |
Орг.момент | - Добрый день, дорогие друзья! Наше мероприятие посвящено знаменательной дате 75-летию Победы в ВОВ. |
Актуализация знаний, мотивация Презентация (Приложение 1) | - Бывают события, которые по прошествии десятилетий стираются из памяти людей. Но есть периоды в истории стран и народов, значение которых не тускнеет с течением времени. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне. Память о солдатах-героях, тружениках тыла передается из поколения в поколение: через живых свидетелей и участников, через фотографии и документы… Давайте и мы вспомним сегодня о тех людях, которые прошли через ужас войны, испытали ту боль, что она несет. Тема нашего мероприятия «Вклад моей семьи в Великую Победу» (Слайд 1) |
Основная часть Просмотр видео (Приложение 2) | Видео «Минута молчания» на слова Р.Рождественского «Помните!» (из поэмы «Реквием») |
Презентация (Приложение 1) | - Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Около 27 миллионов жизней унесла война. Она оставила глубочайший след в жизни всего населения нашей страны (Слайд 2) |
Чтение учеником стихотворения наизусть (Приложение 3) | А.Дементьев «Баллада о матери» |
Презентация (Приложение 1) | - Евдокия Лысенко. Десять ее сыновей ушли на фронт – и все вернулись! (Слайд 4) - Это было великое счастье для матери! |
Презентация (Приложение 1) | - Епистиния Степанова. Жизни восьми сыновей забрала война. (Слайд 5) - Невосполнимая утрата! Горе матери! |
| - Каждая советская семья лишилась кого-то из родных и близких, а некоторые фамилии, к сожалению, вообще были уничтожены. Эта всенародная трагедия коснулась и семей учеников нашего класса. |
Выступление Лизы Б. (Приложение 4). Презентация (Приложение 1) | (Слайд – фон 6). Вопросы учащихся и учителя. - Что стало для тебя открытием в данном исследовании? - Кто помогал с поиском материала? - Является ли эта информация ценной для вашей семьи? |
Видеоклип «И все о той весне…» (Приложение 6). | Учащиеся по желанию исполняют совместно с хором |
Выступление Насти (Приложение 4). Презентация (Приложение 1) | (Слайд – фон 6). Вопросы учащихся и учителя. - Что стало для тебя открытием в данном исследовании? - Кто помогал с поиском материала? - Является ли эта информация ценной для вашей семьи? |
Чтение учеником стихотворения наизусть (Приложение 7) | М.Матусовский «Баллада о солдате» (Приложение) |
Выступление Полины Презентация (Приложение 5) | Вопросы учащихся и учителя. - Что стало для тебя открытием в данном исследовании? - Кто помогал с поиском материала? - Является ли эта информация ценной для вашей семьи? |
Подведение итогов | - Сегодня мы узнали о героическом прошлом семей наших учеников; узнали, кто из родственников был участником ВОВ, а кто трудился в тылу. О них не написано в книгах, не снято фильмов, но для нас они – герои и навсегда останутся в памяти. |
- А как нам сохранить, не потерять и передать следующим поколениям историю своей семьи? *создать специальный альбом с фотографиями, документами, воспоминаниями родственников и выполнить копию в электронном виде; *создать буклет; *выполнить диктофонную запись и перенести на оптический диск. - Эта память священна и вечна, потому что мужество и героизм людей не имеют срока давности. Никто не забыт – ничто не забыто! |
Ожидаемый воспитательный результат и практический выход:
- остальные учащиеся захотели узнать о героях ВОВ в своей семье. Источники информации для детей и их родителей доступны;
- выход с рассказами девочек на классные часы на параллель классов и для начальной школы;
- выступления на мероприятиях, посвященных ВОВ.
Таким образом, эта тема особенно важна для сближения и понимания разных поколений в семье. Для подбора материала многие дети обзванивали родных, некоторые впервые узнали фамилию, имя, отчество деда, прадеда и других родственников – участников Великой Отечественной войны. Война уходит все дальше, и мы забываем о ней. Стираются впечатления о роли Отечества, забываются имена героев. Серия мероприятий, посвященная теме «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» напоминают детям о героических родственниках.
1