Актуализация знаний | -Начинаем наше занятие, зарубите себе на носу, вам сегодня придётся работать, засучив рукава. В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь, в конечном счёте вас ждёт успех! -Все ли вам было понятно в моем пожелании? -Давайте вместе разберем эти интересные выражения в моем пожелании. -(Имя ученика), что означает выражение «Зарубить себе на носу»? -Все ли согласны с мнением (имя ученика)? -Поднимите руки те, у кого есть другие предположения. (Далее проводится аналогичная работа с другими выражениями) -Что означает выражение «засучив рукава»? -Какое значение имеет выражение «не падайте духом»? -Какое значение имеет выражение «возьмите себя в руки»? -Ребята, может кто-то знает, как называются эти необычные выражения? -Верно. | Ответы детей Запомнить Усердно работать Не унывать в случае неудачи Работать сосредоточенно Фразеологизмы | | Личностные: проявлять интерес к новому материалу стремиться к приобретению новых знаний. |
Основной этап Открытие нового знания 30 мин Постановка темы урока Первичная проверка понимания новых знаний Проверка полученных знаний Физминутка Закрепление имеющихся новых знаний Контроль усвоения новых знаний | -Ребята, сегодня у нас в гостях Баба-Яга (она будет появляться на слайдах) и она хочет испортить нам занятие, чтобы у нее не получилось, давайте будем внимательными и точными в ответах на вопросы и задания. - Вот и первое испытание, которое она нам подготовила. -Взгляните на слайд (1), определение понятия «фразеологизм» рассыпалось, вам необходимо его восстановить. -Давайте проверим, правильно ли мы восстановили. (слайд 2) -Молодцы, ребята, все правильно восстановили и справились с первым испытанием. -Чем мы с вами сейчас занимались? -А зачем мы это делали? -С чем будет связано наше сегодняшнее занятие? -Правильно, а именно мы будет говорить о фразеологизмах, которые связаны с животными и растениями. -Для следующего испытания я поделю вас на 2 команды, делить буду по типу животные-растения (учитель каждому ребенку по очереди говорит животное-растение-животное и т.д). Команда животных присаживается за эту парту (учитель указывает), команда растений за эту (учитель указывает). -Прежде чем начать работать, вспомним правила работы в группах: 1. Не баловаться 2. Не перебивать друг друга. 3. Не отвлекаться и не отвлекать других. 4. Не шуметь и не мешать другим группам 5. Активно работать в группе. -Если, команды готовы к работе сделайте из рук «домик», вот таким образом (учитель показывает). -Я вижу, что все готовы, тогда начинаем. -Каждой команде даны листочки, на которых с одной стороны указаны устойчивые выражения, связанные с животными и растениями, а с другой стороны значения. Вам необходимо сопоставить устойчивое выражение с соответствующим значением. (в процессе проверки показ иллюстраций на слайдах) 1. Как огурчик-о человеке бодром, здоровом (слайд 3) 2. Медвежья услуга-услуга, приносящая вред вместе пользы. (слайд 4) 3.Медвежьи объятия -тяжелые и неловкие (слайд 5) 4. Денег куры не клюют- очень много (слайд 6) 5.Ворон считать- проявлять невнимательность (слайд 7) 6. Гусей дразнить-вызывать гнев (слайд 8) 7. На птичьих правах- без законных основаниях (слайд 9) 8. Курам на смех- о чем-то нелепом и глупом (слайд 10) 9. Проще пареной репы- простота чего-либо (слайд 11) 10. Яблоко раздора- повод для вражды и спора (слайд 12) -Каждый участник из команды (учитель сам назначает), будет оглашать ответы, и мы все вместе будем проверять. -Молодцы, ребята, справились и со вторым испытанием. -Ребята, чем мы только что занимались? -Сейчас встаньте из-за парт, проведем физкультминутку: Ветер дует нам в лицо. (Дети машут руками на себя) Закачалось деревцо. (Дети делают наклоны) Ветер, тише, тише, тише… (Дети приседают) Деревцо все выше, выше!.. (Дети встают на носочки, тянутся вверх) -Садимся, продолжаем. -Ребята, каждой команде будут даны картинки, вы должны их подписать устойчивыми выражениями, то есть подобрать к ним соответствующий фразеологизм. Давайте для примера разберем первую картинку. (работа с иллюстрацией) -Что изображено на картинке? -Что она делает? -Чем она пишет? -Есть такой фразеологизм «как курица лапой», который означает писать некрасиво, неразборчиво. -Дальше каждая команда работает самостоятельно. На это задание вам дается 7 мин. (как курица лапой) (тянуть быка за рога) (сесть в лужу) (заметать следы) (яблоко от яблоньки) (вбить осиновый кол) (как выжатый лимон) -Давайте послушаем, какие фразеологизмы у нас получились каждый участник из команды (учитель назначает уже других учащихся) по очереди называет фразеологизмы к картинкам. (в случае, если ученики и с той и другой команды неправильно называет фразеологизм, учитель говорит, что их фразеологизм интересный, но правильный вариант будет звучать так…) -Ребята, вы молодцы, прошли испытания Бабы-Яги, но напоследокона вам подготовила творческое испытание. Каждому участнику из команды дается фразеологизм и он должен его изобразить схематически, но, чтобы было понятно, что изображено. Фразеологизмы: Обезьяна с гранатой Как корова на льду Медвежьи объятья Тянуть кота за хвост Когда рак на горе свиснет Черная кошка пробежала Яблоко от яблони Как выжатый лимон -Поднимите ваши рисунки над головой, я посмотрю, что у вас получилось. -Ребята, вы молодцы, справились и с этим испытанием. | Восстанавливают определение со слайда Проверяют правильность восстановления определения понятия. Восстановили определение понятия «Фразеологизм» -Мы это делали, чтобы вспомнить, что означает это понятие. С фразеологизмами Рассаживаются по командам Вспоминают правила работы в группах Изображают «домик» из рук Работают на листочках Проверяют правильность выполнения Мы сопоставляли фразеологизм и его значение Выполняют физкультминутку Курица Пишет Лапой Подбирают фразеологизмы к картинкам Озвучивают фразеологизмы Выполняют рисунок к фразеологизму Поднимают рисунки над головой | Словесный метод Прием: «Собери определение» Наглядный метод Прием: самостоятельная работа; Словесное рисование | Регулятивные: контролировать и проверять выполненное задание самостоятельно, в группах; Коммуникативные: вступать в диалог с одноклассниками и учителем при работе в группах; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию Познавательные: способствовать развитию умения аргументировать Познавательные: Учить извлекать информацию о фразеологизмах из иллюстраций; |