МБОУ «Школа №71»
Внеурочное занятие в 1 классе:
по сказке «Бычок – смоляной бочок»
Комарова Ирина Ивановна,
воспитатель
МБОУ «Школа № 71»
г. Рязани;
Рязань – 2019 г.
Цели занятия
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, отвечать на вопросы, участвовать в коллективном пересказе, соблюдать правила подвижной игры; стимулировать проявление творческой индивидуальности детей, воспитывать желание помогать другим, верность своему слову и обещанию.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; познакомить детей с новыми словами: «соломенный», «смоляной», «уговор», «кокошник», «картуз», «косоворотка», закреплять у детей грамматические навыки (умение образовывать относительные и притяжательные прилагательные, называть детенышей животных), совершенствовать счетные навыки, закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, способность осмыслять события сказки.
Ход занятия.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас занятие не совсем обычное, к нам сегодня пришли гости. Посмотрите, пожалуйста, на них, поздоровайтесь и тихо садитесь.
2. Продолжение работы над сказкой.
Мы с вами знаем много названий домашних животных. Давайте назовем детенышей этих животных.
У собаки – щенок. У кошки – котенок. У лошади – жеребенок. У свиньи – поросенок. У козы – козленок. У овцы – ягненок. У коровы – теленок. А как по-другому можно сказать?
- Сегодня мы продолжим работу над сказкой «Бычок- смоляной бочок».
- Кто автор этой сказки?
3. Просмотр презентации- сказки «Смоляной бычок». Словарная работа.
Туловище из соломы – соломенное. Голова из соломы – соломенная. Ноги из палок – деревянные. Хвостик из веревки- веревочный. Вымазал смолой – смоляной.
- Как вы думаете, почему все прилипали к бычку? А давайте подумаем, что еще может быть липким: тесто, пластилин, скотч, клей…
4. Игра «Любопытный мячик».
Вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в деревенском домике? Кого увидела Танюшка в стаде коров? Кто сделал бычка для Танюшки?
Из чего дедушка сделал бычка?
Что случилось, когда Танюша отвела бычка пастись?
Что случилось с медведем?
Что пообещал медведь дедушке, если он его освободит?
Кого бычок привел на второй день?
О чем попросил волк?
А на третий?
О чем попросил заяц?
Какие подарки звери принесли доброму дедушке и его внучке?
5. Конструирование из счетных палочек.
Ребята, из чего был сделан бычок в сказке? Правильно, из соломы.
А давайте сделаем бычка из счетных палочек. Посмотрите на картинку и посчитайте, сколько палочек нам нужно.
Сколько палочек возьмем для: Выкладывания головы – 4, Туловища – 6, Ног – 4. Хвоста – 1
Рожек – 2.
На какую геометрическую фигуру похоже туловище бычка? (прямоугольник) Голова бычка? (прямоугольник)
6. Отгадай загадки про всех героев сказки.
Проверим, как мы запомнили персонажей сказки «Бычок – смоляной бочок». Перед вами карточки с животными и героями нашей сказки. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать. Если отгадка относится к героям нашей сказки, вы берете карточку себе, а если нет, то откладываете в сторону.
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (Медведь)
У кого хороший нюх?
Кто помчался во весь дух?
По следам она идет –
Все отыщет, все найдет. (Собака)
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый …(дед)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша … (бабушка)
Что за трусишка:
Хвост-коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета —
На зиму и лето. (Заяц)
Он по лесу все время рыщет,
И в кустах кого-то ищет.
Слышно, он зубами щелк,
Угадай, кто это …(Волк)
У него четыре ножки,
Есть и хвостик, есть и рожки,
Есть и рыженький бочок
а зовут его … (Бычок)
А какой персонаж сказки у нас остался? Правильно: внучка!
7. Игра «Будь внимателен»
По команде «заяц» дети должны изображать зайцев – прыгать в разных направлениях по комнате, держа руки перед грудью, как лапки; по команде «волк» - бежать, по команде «медведь» - не спеша идти вперевалочку.
8. Совместный пересказ по картинкам на кубике.
Ребенок находит нужную картинку на гранях кубика и говорит 2-3 предложения.
9. Игра «Чей подарок?»
1. Ребята, разгадайте ребус и узнаете, какой подарок принесло каждое животное?
ПУСАТАК - капуста. Чей подарок? (Заячий.)
РЕОХИ – орехи. Чей подарок? (Волчий.)
ДЁМ – мёд. (Медвежий.)
ТОЧКАЛЕН – ленточка. (Заячий.)
2. А вы помните, какого цвета была ленточка у внучки Танюши?
Разукрасьте ленточку № 4 таким цветом, каким она была в сказке.
10. Работа с пластилином.
Детям предлагается вылепить свой подарок для Танюши.
11. Физкультурная минутка.
12. Презентация «Русский народный костюм»
Вы обратили внимание, во что одеты внучка Танюшка, дедушка и бабушка в сказке. Они одеты в русские народные костюмы. Давайте посмотрим презентацию об этих костюмах.
13. Разукрашиваем русский народный костюм по образцу.
14. Работа с пословицами.
Работа в группах. Собери пословицу. Какие пословицы подходят к нашей сказке?
Слово давать, так слово держать. Не давши слово – крепись, а давши – держись. Уговор дороже денег. Будь своему слову хозяин. Слово держать – не по ветру бежать. Нет большего позора, как не выполнить уговора.
Учитель: А теперь подумайте, и вычеркните лишнее предложение:
Обещал – делай! Дал слово – сдержи его. Дал слово – можно забыть о нем.
Объясните, почему вы выбрали это предложение.
15. Итог занятия. Рефлексия.
- Ребята, понравилось вам наше занятие? - О чем мы сегодня говорили?
(Верность слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.)
- Было ли что-то новое, что вы сегодня узнали?
- Ребята, наше занятие подошло к концу, и я надеюсь, что оно вам запомнилось, понравилось и пригодится в дальнейшем. И я вам предлагаю следующее: если вам занятие понравилось, было интересным, вы приклейте на нашу полянку красный цветок, а если вам было не очень интересно, то приклейте зеленый.