Муравьёва Наталия Евгеньевна, г.Казань
Внеклассное мероприятие «Традиции и обычаи русского и татарского народов»
Цели:
познакомить учащихся с традициями и обычаями русского и татарского народов;
воспитывать любовь и уважение к традициям и обычаям наших предков;
развивать принцип толерантности к культуре других народов.
Оформление сцены
С одной стороны сцены – русская деревня, с другой – татарская.
Выходят мальчик и девочка (ведущие) в национальной одежде (русской и татарской)
Ведущий. (Слова звучат на фоне музыкального сопровождения).
Моя Казань! Моя столица!
Мой чудный, милый сердцу град!
Ничто с тобой не сравниться,
Душа всегда к тебе стремится.
Я видеть этот город рад...
Ведущий. У каждого человека есть своя малая родина, которую он призван беречь и хранить. Любить Родину - значит знать ее историю, культуру, национальные традиции. Казань славится своими достопримечательностями. Но главное богатство нашего города, нашей республики - это люди. За многовековую историю на нашей земле подружились между собой люди многих национальностей. Все нашли здесь свою судьбу. Сегодня мы познакомимся с некоторыми традициями, обычаями народов, проживающих в Республике Татарстан.
Ведущий: Догадайтесь, о каком празднике идёт речь? В этот день люди расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть и веселиться» красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на этот праздник солнце играет. И люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички:
Гори, солнце, ярче,
Лето будет жарче
И зима - теплее,
А весна - милее!
В лесу вырастут грибы,
В огороде - бобы,
В поле-рожь и ячмень,
В саду - зеленый хмель.
Догадались, что это за праздник? Правильно, это пасха. В этот день в церквах звонят по-особенному торжественно колокола. Этот звон зовется пасхальным благовестом. Именно этому событию посвятил свое стихотворение Сергей Александрович Есенин. Под запись колокольного звона ученица читает стихотворение С.А. Есенина «Пасхальный благовест».
Колокол дремавший
Разбудил поля.
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрываясь за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон.
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Ведущий: В этот праздник принято раскрашивать яйца. Пасхальное яйцо имеет богатую символику, давние традиции и свою занимательную историю. Еще задолго до христианства древние народы считали яйцо прообразом Вселенной: из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях многих народов. У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Освященному в церкви яйцу приписывали особые свойства: оно оберегало дом от пожара, скотину - от болезней, урожай - от града. В России обычаи обмениваться на пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества - от крестьянской избы до царского двора. Окрашенное яйцо называлось крашенкой. После освещения в церкви оно считалось святым подарком, его хранили как талисман до следующей пасхи. Ведущий. На этом празднике все веселятся, в игры играют, песни поют
Ведущий. (Обращаясь к залу).
Ну, а это что за праздник? В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов женщины готовили в поле у воды кашу для детей. На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки, отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из полотенца. Все хозяйки в этот день пекли булочки. В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят...» Первому обязательно давали яйца. И гостинцев ему доставалось больше, чем остальным. Это сейчас самый веселый праздник татарского народа .... Да, да, это - сабантуй.
Ведущий: Жизнь наших предков была неразрывно связана с земледелием. День, когда заканчивалась посевная, был днём почитания матушки-земли, поклонения ей. В прежние времена татары отмечали этот праздник на Арском поле. Ставили под чистым небом открытый стол, причем бедные ели бесплатно. Это угощение называли Туи. Но вскоре место праздника пришлось перенести на другое место. В 1834 году сабантуй в Казани проводился с 25 мая по 1 июня. В первый раз были приглашены русские с помощью герольда, у которого в руке была длинная палка, а на конце этой палки развевался пестрый платок. Герольд ходил по всем казанским улицам, призывая всех на праздник.
1 чтец: Саумы, июнь - сабантуйлар ае!
Саумы, сабантуйлы кин мэйдан!
Менэ шулай матур яшэгез! – дип,
Жыйдык эле сезне янадан.
Бэйрэмнэрнен тажы – Сабантуйлар-
Булэк безгэ боек Ходайдан.
Бу тормышнын ботен матурлыгын,
Хозурлыгын саклый бу мэйдан!
2 чтец: Шум веселья над полями,
Веселись, батыр, ликуй!
Всем народам дарит радость
Славный праздник Сабантуй.
Во время подьема флага «Сабантуй»звучит марш С.Сайдашева.
1 чтец: Сабан туенын байрагы
Кутэрелде мэйданга.
Котлы булсын Сабан туе,
Безне кумсен зур данга!
2 чтец: Сродни флаг Сабантуя полотенцу,
Что яркостью своей ласкает взор.
Взлетай же над майданом словно птица
Чтоб видел весь народ твой праздничный узор.
Ведущий: Гостей почтенных ведь чак-чаком
У нас встречают каждый раз
Мы встретились на Сабантуе
Благословен будь этот час.
(Дети в татарской одежде угощают всех чак-чаком)
Ведущий: Сабантуйга рэхим итегез!
Кон буена уйнап-жырлап,
Коч сынашып, кунел ачып,
Бер туйганчы биибез,
Сабантуйга рэхим итегез!
Сабантуй – весенний праздник,
Праздник дружбы и труда.
Пой, играй и смейся громко,
И танцуй, как никогда!
(исполняется татарский танец)
Ведущий: После окончания посевных работ приходило время шумных, озорных, весёлых ярмарок: гуляли скоморохи, Петрушки, медведи-артисты. Молодые люди наряжались в животных и делали разные нелепости. Устраивались пляски.
Входят 4 коробейника с лотками (в лотках – фрукты, ведерки, игрушки, гребешки, платочки), обходят зал и останавливаются лицом к гостям.
Первый ребенок: - Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват! Яблочки садовые, яблочки медовые, груши, ананас – набирайте про запас.
Второй ребенок: - Ведерки дубовые, коромысла расписные! Покупайте, выбирайте! Третий ребенок: - Становитесь в ряд, выбирайте подряд: дудки, хлопушки. Красиво – приятно, для детей занятно!
Четвертый ребенок: - Платки, гребешки, расписные петушки. Небольшой расход, подходи, честной народ!
(Дети ставят лотки на столы.)
Ведущая:- Как полагается по русскому обычаю, отведайте хлеба с солью.
(Обходит всех гостей и детей)
Ведущий: Эй, девчонки-хохотушки, запевайте-ка частушки. И гости не отставайте, частушки подпевайте.
Дети поют частушки.
Выйду, выйду я плясать
В новеньких ботинках,
Все ребята говорят,
Что я как картинка!
У меня в кармане роза –
Роза рассыпучая,
У меня такой характер,
Как крапива жгучая!
Каждый день как в бой идет
Мой приятель Коля.
А учеба не идет –
Тому причина – Оля!
А я пойду с гармошечкой
Под Олино Окошечко,
Поглядим, гармошечка,
Откроется ль окошечко!
Поленился утром Вова
Причесаться гребешком,
Подошла к нему корова,
Причесала языком!
Петя ловко ловит рыбу
Может плотик смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить!
1 ведущий: На ярмарку! На ярмарку!
Спешите все сюда!
Здесь шутки, песни, танцы
Давно вас ждут, друзья!
2 ведущий: Эй, не стойте у дверей,
Заходите к нам скорей!
1 ведущий: Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ!
2 ведущий: А на ярмарке товары
Пышут жаром самовары!
1 ведущий: Проходите, не стесняйтесь.
Будем мы чаи гонять,
Хороводы водить,
Хлеб-соль кушать,
Да песни слушать.
(исполняется русская народная песня, татарская песня)
2 ведущий: Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась,
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям!
Ведущий: Мы очень любим свой город, свою республику и хотим, чтобы столица наша стала самой красивой и чистой. Мы вправе гордиться нашей Казанью.
Под музыку читается стихотворение Сибгата Хакима.
Спросите нас: «Откуда мы?»
Мы с Волги, из Казани,
Где белокаменный свой кряж:
Над Волгой поднял город наш!
Где пел Сайдаш, писал Такташ
О милом Татарстане!