СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие Физическое кафе "Чудо света"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий внеклассного мероприятия Физическое кафе "Чудо света".

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Физическое кафе "Чудо света"»

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)











Физическое кафе "Чудо света"



Методическая разработка внеаудиторного мероприятия


по учебной дисциплине «Физика»

для преподавателей физики ОБПОУ «КЭМТ»



в рамках тематических уроков, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, к всероссийским образовательным событиям








Разработчик: Чикунова Лариса Владимировна,

преподаватель высшей квалификационной категории





2015г.


РАССМОТРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей общественных дисциплин


Протокол №___ от______20____г.


Председатель ПЦК

__________­­­­__Н.В. Николаенко


РАССМОТРЕНА

методическим советом техникума


Протокол №___ от_____20__г.


Председатель методического совета ________ Г.Н. Галахова

«____» __________ 20____г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_____________А.В. Ляхов

«____» ____________ 20___г.




Физическое кафе "Чудо света"



Методическая разработка внеаудиторного мероприятия


по учебной дисциплине «Физика»

для преподавателей физики и естествознания ОБПОУ «КЭМТ»



в рамках тематических уроков, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, к всероссийским образовательным событиям





Разработчик: Чикунова Лариса Владимировна,

преподаватель высшей квалификационной категории




Рецензенты:

  1. _____________________________________________________________

Ф.И.О. рецензента (представителя сторонней организации) должность, место работы

  1. _____________________________________________________________

Ф.И.О. рецензента (педагогического работника техникума), должность, место работы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………....4

Сценарий внеаудиторного мероприятия..........……………………………..6

Заключение.........................…………………………………............................18

Список литературы................……………….....................................................19



















































Пояснительная записка.

Невозможно переоценить значение света для познания окружающего нас мира. Ведь наибольшую часть информации о нем мы получаем благодаря свету. Исследование света, идущего к нам от небесных тел, позволяет очень многое узнать о них. Здесь особенно важную роль играют спектры небесных тел.

В повседневной жизни мы встречаемся с разными оптическими приборами — от очков до телескопов. Их, конечно, не смогли бы создать без исследования световых явлений.

Данная работа представляет собой разработку внеаудиторного мероприятия, завершающего изучение раздела «Оптика». Мероприятие проводится в форме кафе. Оно направлено на решение следующих задач:

а) повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся; б) формированию представления о роли света в природе, в физике и в других науках; в) контроль и коррекцию знаний обучающихся по изучаемой теме.

Данное мероприятие рассчитано на 45 минут и проводится в форме воображаемого физического кафе. Этапы мероприятия - блюда, предложенные командам, каждое из которых предполагает выполнение определённых заданий.

Возможности нетрадиционных внеаудиторных мероприятий очень велики: они являются средством формирования познавательной деятельности, активизации обучающихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они реализуют обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Нестандартные внеаудиторные мероприятия отличаются от традиционных дополнительным фантазийным элементом, способствующим вызвать интерес и стремление к мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску решения качественных и практических задач.

К разработке прилагается компьютерная презентация, которая сопутствует всем этапам, предусмотренным планом мероприятия. Использование слайдов помогает обеспечить данное мероприятие качественными, быстро сменяющимися наглядными иллюстрациями. Особенно оправдано применение презентации во время угадывания световых явлений и загадок, ответа на вопрос о значимости предложенных чисел. В нашем случае опрос удается провести за считанные минуты, с использованием ярких рисунков и чёткого текста.

Этапы мероприятия построены на основе использования технологии разноуровневой дифференциации, цель которого обобщить и систематизировать знания обучающихся путем создания педагогических условий для включения каждого из них в деятельность.  

В ходе мероприятия обучающиеся повторяют  главные вопросы темы: свет, источники света, свойства света.

Это позволяет не только наглядно рассмотреть данные вопросы темы, но и активизировать работу по отработки умений и навыков обучающихся, искать главное, отвечать на поставленные вопросы, применять полученные знания на практике.

Преподаватель является связующим звеном, координатором, цель которого предоставить обучающимся возможность для систематизации полученных знаний на предыдущих уроках с помощью разнообразных форм и методов.







Физическое кафе «Чудо света»

Внеклассное мероприятие для обучающихся II курса


Цели: 1.Активизация деятельности обучающихся.

2.Развитие умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию.

3. Развитие творческого интереса к физике.

4.Развитие кругозора обучающихся.

5.Воспитание стойкости, находчивости, любознательности.

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация к мероприятию, три микрофона, два наряда для официанток (ведущих) и один наряд шеф - повара.

Ход мероприятия:

В кабинете создана обстановка, приближенная к кафе. Заранее подготовлены столы, скатерти, салфетки, разносы. На каждом столике, за которым сидят члены команд, надпись: «СТОЛ ЗАКАЗАН». На столике жюри надпись: «Бухгалтерская контора».

При входе в кабинет на экране высвечивается вывеска с названием кафе:


Слайд 1. «Чудо света».


Ведущий 1.

С тех пор, как существует мирозданье,

Не важно - в прошлый, в наш, в грядущий век,

Не может развиваться мир без знанья,

Не может жить без знаний человек…

Ведущий 2.

А чтобы шло ученье с увлеченьем,

Чтоб привлекал внимание предмет,

Ученье сочетаем с развлеченьем

И в необычное кафе даем билет.


Ведущий 1.

Кафе «Чудо света» открывается.

Накрыты столики и музыка звучит.

В ассортименте блюда предлагаются.

Меню на каждом столике лежит.

Ведущий 2.

В кафе, что нами нынче открывается,

Разрешено шутить, смеяться, петь

Итак, соревнованья начинаются!

Всех на экран сейчас прошу смотреть


На экране высвечивается вывеска:


Слайд 2. «Хорошо усваиваются только те знания, которые поглощаются с аппетитом».


Ведущий 1.

А теперь мы представляем

Всех, кому вручен билет

Представляем и желаем

Каждому из них побед!


Слайд 3.На экране появляется вывеска с картинками команд и жюри.


Рады представить вам наших посетителей. Это обучающиеся II курса групп «Автомехаников», «Наладчиков» и «Мастеров».


Ведущий 2. У жюри работы много:

Всех по чести рассудить,

Подвести игры итоги,

Призом лучших наградить.


Мы жюри вам представляем

И успехов всем желаем:

зам.директора по воспитательной работе Шемет Галина Михайловна,

преподаватель информатики Муравьева Екатерина Александровна,

зав. отделениями Моршнева Ирина Владимировна и Паньков Владимир Иванович.

Угощать и следить за порядком в кафе будет наш шеф – повар Чикунова Лариса Владимировна.


Шеф – повар. Здравствуйте, дорогие гости, уважаемое жюри и самые талантливые и интеллектуальные участники команд! Мы рады видеть вас в нашем физическом кафе под названием«Чудо света» . Приветствуем всех, кто любит физику, кто занимается и увлекается физикой в нашем уютном кафе.

Сегодня в нашем кафе такое меню:

Слайд 4. На экране появляется вывеска с меню.


  • Салат «Незабудка под соусом из загадок».

  • Борщ «Скороспел» со сметаной «кто успел, тот и съел».

  • Фирменное блюдо: «От нашего стола – вашему столу».

  • Рагу из «логических смекалок с острыми приправами из внимания и мышления».

  • Десерт: «Мороженое со взбитыми сливками с начинкой из чисел».

  • «Мезим – для желудка незаменим».

  • «Физический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и еще раз учиться».

Мы обещаем приятное проведение времени. Вы будете в восторге от наших эксклюзивных блюд. Приятного аппетита!


Слайд 5. На экране высвечивается вывеска"Приятного аппетита"


Ведущий 1: Салат «Незабудка» под соусом из загадок.

Слайд 6. На экране высвечивается название блюда.

Каждой команде по очереди я задаю загадки. В случае неудачи, команда соперников может ответить навопрос. Правильный ответ оценивается в 1 балл

Загадки:

1) Вот пробилась из-за тучи

Сильно грозная стрела-

Пламень белый и летучий

Окаймил её края.

(молния)


2) Всё ест- не наедается,

А попьёт- умирает

(огонь)


3) Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит.

(солнце)


4) Таять может, да не лёд.

Не фонарь, а свет даёт.

(свеча)


5) Дом- стеклянный пузырёк,

А живёт в нём огонёк!

Днём он спит, а как проснётся-

Ярким пламенем зажжётся.

(эл. лампочка)

6) Меня из домика берут,

Головой о стенку трут.

Я от этого сержусь

И в миг пламенем зажгусь.

(спичка)

7. Белая кошка лезет в окошко. (Солнечный свет)

8. И языка нет, а правду скажет. (Зеркало)

9. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)

10. Раскрашенное коромысло через реку повисло. (Радуга)

11. Своих глаз нет, а другим видеть помогают. (Очки)

12. Чего в шкаф не спрячешь? (Луч света) 


Ведущий 2: Борщ «Скороспел» со сметаной «кто успел, тот и съел».

Слайд 7. На экране высвечивается название блюда.

Дорогие гости нашего кафе, я предлагаю вам вспомнить световые явления. По описанию вам предстоит угадать о каком явлении идёт речь. Право первого ответа получает та команда, которая первой поднимет руку


Слайд 8

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота

Усилием магнитной бури

Преображённая в цвета..

(северное сияние)


Слайд 9.

Так иногда в томительной пустыне
Мелькают призраки далёких дивных стран,
Но то лишь призраки! И снова небо сине
И вдаль бредёт, и вдаль бредёт усталый караван...

(мираж)

Слайд 10.

Свет на призму попадает,
Призма в спектр разлагает,
И видны без всяких слов,
Основные семь цветов!


(дисперсия света)


Слайд 11.

Как от воды иль зеркала углом

Отходит луч в противном направлении…

Причем с паденьем сходствует подъем.


(отражение)


Слайд 12.

На свету к нам так и льнёт

Без нас и шагу не шагнёт,

Но лишь настанет тёмный час-

Сразу покидает нас.

(Тень)

Слайд 13.

В нём столько блеску было,

Была такая спесь,

А он – воды и мыла

Раздувшаяся смесь.

Огнями на просторе

Играет лёгкий шар:

То в нём синеет море,

То в нём горит пожар.

(интерференция в тонких плёнках)


Шеф – повар: Ну а теперь, мы хотим предложить вам фирменное блюдо нашего кафе «От нашего стола – Вашему столу».


Слайд 14. На экране высвечивается название очередного блюда.


Участник от каждой команды выбирает карточку, в которой записаны два термина. Один выбранный термин участник объясняет своей команде с помощью мимики и жестов, а другой – словами, не называя его. За угаданное слово команда зарабатывает один балл.

Прошу по одному участнику из каждой команды подойти ко мне и выбрать карточку.


Пока участники готовятся, для посетителей кафе


Музыкальная пауза.


Слайд 15. На экране высвечивается вывеска "Музыкальная пауза".


Звучит песня в исполнении......


Слайд16. На экран возвращается вывеска с названием блюда.


После музыкальной паузы участники демонстрируют свое выступление. Команды отгадывают и зарабатывают баллы.


С помощью мимики


С помощью слов


телескоп

фотон

зеркало

фотосинтез

свеча

мираж



Ведущий 1. Следующее блюдо – Рагу из «логических смекалок с острыми приправами из внимания и мышления».


Слайд 17. На экране высвечивается вывеска с названием блюда.


Каждая команда выбирает по одной физической шараде, которую надо разгадать. На разгадывание даётся не более 2 минут.


На подносе подаются карточки с шарадами, команда выбирает любую из них.



1. Я много-много лет давала людям свет.

Теперь меня употребляют редко,

Меня затмила яркая соседка.

Смените С на О, не рассержусь;

Коль шерсть нужна вам - пригожусь.

(свечка - овечка)

2. " Да будет 'он'!" - воскликнул Бог
И появился первый слог.

Второй мой слог лежит всегда
На дне болота и пруда.

А дальше - я скажу вам так -
Расположился "мягкий знак"

В конце - я точно знаю это -
Кликуха в сетке интернета.

Все слово - вещь. Полезна в доме,
Чтоб прочитать Шекспира томик.

(светильник)

3. Слог первый ты отыщешь в алфавите,
Второй тебя средь книжек ждет давно,
А целое есть в пухе и в граните,
Хотя его увидеть не дано.

(атом)

4. Кто играл в "горелки" летом,
Да еще "горел" при этом,
Называл он раз - другой,
Слог и первый и второй.
Если дождь тебя застанет,
По спине забарабанит,
Чтоб насквозь ты не промок,
Раскрываешь третий слог.
Ты о целом слышал в школе
И видал, конечно, в поле,
Там, где линия земли
С небом сходится вдали.
(горизонт)

Пока команды разгадывают шарады ведущий читает стихотворение Ивана Алексеевича Бунина:

Гимн Свету

Чудный дар природы вечной,
Дар бесценный и святой.
В нем источник бесконечный
Наслажденья красотой.
Солнце, небо, звезд сиянье,
Море в блеске голубом,
Всю картину мироздания
Мы лишь в свете познаем.

Представитель от каждой команды зачитывает шараду и даёт ответ.

Ведущий 2. Настало время десерта. В качестве десерта хочу предложить вам «Мороженое со взбитыми сливками с начинкой из «чисел».


Слайд18. На экране появляется название блюда.


Каждой команде я предоставляю набор чисел. Ваша задача- как можно быстрее установить, чем замечательно каждое из чисел. Отвечает команда, которая быстрее поднимет руку.


Слайд 19. На экране появляется вывеска с изображением чисел.

Каждая команда получает набор следующих чисел.


3, 6,63,4, 4, 7



постоянная Планка



цвета

радуги



длина волны фиолетового света





скорость света






давление света на



Пока команды готовят ответ, мы хотим предложить вам

Музыкальную паузу.


Слайд 20. На экране высвечивается вывеска "Музыкальная пауза".


Звучит песня в исполнении......



Слайд 21. На экране вновь высвечивается вывеска с числами.

Команда, справившаяся с этим заданием первой разгадывает числа и получает 1 балл.

Шеф – повар: Для самых больных животиков, для тех, кто много съел и плохо усвоил пищу, мы предлагаем подвижное задание «Мезим».

Слайд 22. На экране появляется вывеска с названием блюда .

Каждой команде было предложено домашнее задание- подготовить эксперимент на тему"Свет и световые явления". Сейчас представители команд продемонстрируют и прокомментируют свой эксперимент. Приглашаем начать свой эксперимент группе "Автомехаников".

Демонстрируется и комментируется эксперимент, подтверждающий, что вещество, помещённое в среду с тем же или близким коэффициентом преломления становится невидимым.

Продолжает демонстрацию своего эксперимента команда"Наладчиков".

Демонстрируется и комментируется эксперимент получения самодельной радуги.

Приглашаются представители команды "Мастер".

Демонстрируется и комментируется синтез красок(вращение цветового диска, цветовых волчков)

Шеф – повар: Ну и наконец «Физический рулет с начинкой из обгонялок, навеянный непреодолимым желанием учиться, учиться и еще раз учиться».

Слайд23. На экране появляется вывеска с названием блюда.

За 2 минуты команда должна дать ответы на наибольшее количество вопросов. Если ответа нет- произносится слово"дальше".


Вопросы для первой команды:


  1. Две теории, объясняющие природу света. (волновая и корпускулярная)

  2. Какими могут быть источники света? (естественные и искусственные)

  3. Как назвали двойственность света? (дуализм)

  4. Как распространяется свет в однородной среде? (прямолинейно)

  5. Биологическое действие света. (фотосинтез).

  6. Оптическое явление в атмосфере. (Мираж)

  7. Назовите прозрачное стеклянное тело,ограниченное двумя сферическими поверхностями. (линза)

8.Когда и кем измерена скорость света? (Рёмер; в конце XVII века.)
9 Частица света. (фотон)

10. Кто открыл дисперсию света? (Ньютон)

11.Явление огибания светом препятствий. (дифракция света)

12. Закон преломления света. ( )

13. Видимая часть спектра солнечного света. (радужная полоска)

14.Какие лучи солнечного света способствуют появлению загара? (ультрафиолетовые)

15.Что происходит со световым лучом, который падает на границу двух сред? (частично отражается и частично преломляется)

16. Как называется зеркальный телескоп? (рефлектор)

17. Какой свет в спектре имеет наибольшую длину? (красный свет)

18.Какое изображение даёт плоское зеркало? (мнимое)

19. Основоположник корпускулярной теории света. ( Ньютон)

20. Верхняя граница видимого спектра. (Фиолетовый свет)

21. Кто придал лампочке накаливания современный вид? (Томас Эдисон)

22. Какие линзы используют при близорукости? (Вогнутые)

23. Где собираются лучи при дальнозоркости? ( За сетчаткой)


Вопросы для второй команды:


1. Свет-Это сочетание каких форм материи? (вещество и поле)

2. Назовите естественные источники света. (солнце, звёзды, молния и тд.)

3.Является ли Луна источником света? (нет, Луна отражает свет, но не является её источником)

4.Кто говорил, что "свет- самое тёмное пятно в физике." (Уильям Брегг)

5. Основной источник света. (Солнце)

6. Чему равна энергия кванта света? ()
7Назовите немецкого физика, открывшего лучи, которые носят его имя?(Рентген.)
8. Величина обратная фокусному расстоянию. (оптическая сила линзы)

9. Какое явление называется дисперсией света? ( Это зависимость скорости света от частоты волны)

10. Чему равна скорость фотона? (скорости света)

11. Явление сложения световых волн. (интерференция)

12. Как называют инфракрасные лучи? (тепловые)

13. Когда угол падения будет больше угла преломления? (когда луч света падает из оптически менее плотной среды в более плотную)

14.Какой свет имеет сложную структуру? (белый)

15. Каково расстояние наилучшего зрения? (25 см.)
16. С помощью, каких рецепторных клеток глаза осуществляется цветное зрение: колбочек или палочек?(Колбочек.)
17. Назовите прибор, с помощью которого исследуется спектральный состав света? (Спектроскоп.)
18.Какой свет в спектре имеет наименьшую длину? (фиолетовый свет)

19. Изобретатель лампы накаливания. (А.Н.Лодыгин)

20. Биологическое действие света. (Фотосинтез)

21. Система линз в глазе. (Хрусталик и роговица)

22. Какие линзы используют при дальнозоркости? (Выпуклые)

23. Частица света. (Фотон)







Вопросы для третьей команды


  1. Что такое свет? (Поток фотонов и э-м волна)

  2. Назовите искусственные источники света. (Лампа, огонь, свеча,спичка и тд.)

  3. Назовите раздел физики, изучающий световые явления. (Оптика)

  4. Химическое действие света. (Загар)

  5. Световое кольцо вокруг Солнца и Луны. (Гало)

  6. Чему равна скорость света? (3м/с)

  7. Какой русский, ученый в XIX веке измерил давление света? (Лебедев.)

  8. В чём измеряется оптическая сила линзы? (В диоптриях)

  9. Чему равна масса покоя фотона? (Нулю)

  10. Результат интерференции в мыльных пузырях. (Появление радужных цветов)

  11. Закон отражения света. (угол отражения равен углу падения)

  12. Невидимая часть спектра солнечного света. (Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи)

  13. Как называется линзовый телескоп? (Рефрактор)

  14. Когда угол падения будет меньше угла преломления? (Когда луч света падает из оптически более плотной среды в оптически менее плотную среду)

  15. Какой свет в спектре имеет наименьшую скорость? (Фиолетовый)

  16. Из скольких цветов состоит сплошной спектр? (7 цветов)

  17. Кем созданы основы квантовой теории света? (Планком.)

  18. Основоположник волновой теории света ( Гюйгенс)

  19. Нижняя граница видимого спектра. (Красный свет)

  20. Источник отражённого света. (Луна)

  21. Как распространяется свет в однородной среде? (Прямолинейно)

  22. Где собираются лучи при близорукости? ( Перед сетчаткой)

  23. Волновые свойства света. (Интерференция и дифракция)


Ведущий1 Сегодня мы учились с увлеченьем,

Здесь было всё: загадки, приключенья,

Участники трудолюбивы, судьи строги....

И вот теперь мы подведём итоги.

Слайд 24. На экране появляется вывеска "Слово жюри".


Пока жюри подводит итоги для гостей


Музыкальная пауза


Звучит песня в исполнении.......


Жюри подводит итог, победители награждаются.

Ведущий 2





Шеф-повар





Слайд25.




Все:


Окончена игра, но не грустите,

Да, кто-то проиграл в игре сейчас.

Учите физику, учите!

И верьте, что придет ваш звездный час.


Ну, а сегодня встречу провели,

Всё сделали по плану, всё смогли.

Спасибо всем, кто проявил старание,

Всего вам доброго, друзья,


На экране появляется вывеска: "До свидания"




И до свидания!






6