Турнир знатоков русского языка «Фразеологический зверинец»
Цель: пополнить словарь учащихся устойчивыми оборотами;
развивать логическое мышление и творческие способности учащихся;
воспитывать чувство товарищества, умение работать в группе.
Оборудование: презентация «Фразеологизмы», карточки с заданиями, мешок с игрушками.
Ход игры
1.Организационный момент
Ролик «Позитивный настрой»
2.Основная часть
1-й этап « Тёмная лошадка»
Представление команд, девизов, эмблем.
2-й этап, разминочный «Взять быка за рога»
По толкованию фразеологизма учащиеся должны назвать фразеологизм.
Человек, на которого сваливают все грехи и проступки других. (козел отпущения).
Старый, опытный моряк (морской волк).
Кто-либо испытывает сильное беспокойство, волнение, тревогу. (кошки скребут на сердце).
Смотреть, ничего не понимая (смотреть, как баран на новые ворота).
Говорить медленно, нудно (тянуть кота за хвост).
Глазеть по сторонам, бездельничать (считать ворон).
Жить недружно, постоянно ссорясь(как кошка с собакой).
Уделять слишком много внимания тому, что такого внимания не заслуживает (носиться как курица с яйцом).
Очень сильно обидеться, рассердиться (дуться как мышь на крупу).
3-й этап « Вот, где собака зарыта»
Рассказать о происхождении фразеологизмов голубь мира, показать, где раки зимуют и др.
Фразеологизм голубь мира получил широкое распространение после первого Всемирного конгресса сторонников мира в 1949 году. К нему художник Пабло Пикассо сделал эмблему мира. Где изображен голубь с оливковой ветвью в клюве. Ещё в древнем библейском мифе о всемирном потопе голубка приносит Ною в ковчег оливковую ветку – известие о том, что стихия умиротворилась. В Древнем Риме символом мира были голубки, свившие гнездо в опрокинутом шлеме Марса, бога войны.
Выражение показать, где раки зимуют связано с русской историей. Помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озера или реки и там зимуют. Ловить раков зимой посылали провинившихся крестьян. Промерзнет крестьянин в ветхой одежонке, застудит руки, а потом тяжело болеет. Отсюда и пошло: если хотят кого-то серьезно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
3.Панический страх. Слово «паника» греческого происхождения. Оно происходит от имени греческого бога Пана. Изображали Пана обросшим шерстью, на голове – козлиные рожки, нам ногах – копыта. Пан любил играть на дудочке. Всякий, кто его видел, впадал в бегство.
4-й этап «Паутина»
Ящик Пандоры | В греческой мифологии один из самых сильных и храбрых героев; он воспет в "Илиаде" Гомера. После гомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что его мать— богиня Фетида, желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные воды реки Стикс; лишь пятка, за которую Фетида его держала, не коснулась воды и осталась уязвимой. В эту пятку он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение "ахиллесова пята" употребляется в значении: слабое, уязвимое место. |
Сизифов труд | в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья. Она изображалась с повязкой на глазах, стоящей на шаре или колесе и держащей в одной руке руль, а в другой - рог изобилия. Руль указывал на то, что фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия - на благополучие, изобилие, которое она может подарить, а шар или колесо подчеркивали ее постоянную изменчивость. Это фразеологизм употребляется в значении: случай, слепое счастье. |
"Рубикон перейден" | Это миф, который рассказывает о прекрасной женщине, слепленной Зевом из воды и земли ( она была послана на землю, чтобы покарать люде за непослушание ).Случилось это как раз после того как Прометей дал смертным огонь, и они научились различным ремеслам. Остальные боги тоже захотели принять участие в создании этой женщины и подарили ей кто хитрость, кто смелость...А Зевс дал ящик, категорически запретив его когда-либо открывать, и отправил красавицу на землю. Но любопытная женщина, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас же все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по всей Вселенной. Она в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась только одна обманчивая надежда. |
Ахиллесова пята | тоже достаточно известное выражение. Так мы называем любую бесцельную или нескончаемую работу. Коринфский царь, как сказывали греки, был великим хитрецом. Он все время старался обмануть богов, и , если их тайны становились ему известными, он рассказывал о них людям. Зевс решил покарать его и направил к нему Смерть, но царь сумел заковать ее в цепи, люди стали бессмертными. Долго длилась борьба между царем и богами, но небожители в итоге победили, после чего назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный камень, но едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь... |
Фортуна. Колесо Фортуны | Крылатая фраза, по преданию принадлежит Гаю Юлию Цезарю, который будучи молодым и успешным полководцем решил захватить верховную власть в Риме. Сенат запретил ему переходить границу между Галлией и Италией, однако цезарь нарушил запрет и перешел реку Рубикон, нарушив запрет. Так же по легенде, перейдя реку, он произнес "Жребий брошен", поэтому в наши дни эти два выражения имеют общий смысл, и означают совершить решительный поступок, принять решение, отменить которое будет уже невозможно. Ах, да... Ну а сам Юлий из этой истории вышел победителем и стал диктатором в Риме. |
Вавилонское столпотворение
| Выражение возникло из библейского мифа о попытке построить в Вавилоне башню, которая должна была бы достигнуть неба. Когда строители начали свою работу, разгневанный Бог «смешал язык их», они перестали понимать друг друга и не могли продолжить постройку (Бытие, 11, 1 — 9). (Церк. - слав.: столпотворение — строение столпа, башни.) Употребляется в значении: беспорядок, бестолочь, шум, суматоха |
5-й этап «Стреляный воробей»
Подобрать к каждому фразеологизму антоним.
Молчать как рыба – чесать языком.
Не разлей вода – как кошка с собакой.
Держать ухо востро – ворон считать.
Желторотый птенец – стреляный воробей.
6-й этап «Оседлай своего любимого конька»
Составить связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.
Голова: человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, отвечать головой, как снег на голову, голова идёт кругом, сломя голову.
Глаз: мозолить глаза, хлопать глазами, говорить в глаза, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, с глазу на глаз, хоть глаз выколи, открыть глаза, как бельмо в глазу.
Ноги: со всех ног, встать на ноги, встать с левой ноги, падать с ног, потерять почву под ногами, сбиться с ног, идти в ногу, путаться под ногами, ног под собой не чуять.
7-й этап « А ларчик просто открывался»
Определить, из какой басни И.А.Крылова эти выражения.
«Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела». («Стрекоза и Муравей).
«Вороне где-то Бог послал кусочек сыру». («Ворона и лисица»).
«Слона-то я и не приметил». («Любопытный»).
«А Васька слушает да ест».(«Кот и Повар»).
8-й этап Конкурс болельщиков «Кот в мешке»
В мешке лежат игрушки. Назвать фразеологизм, в котором упоминаются эти домашние животные. Собака; кошка, кот; козел; курица, бык.
(Как собак нерезаных, устал как собака, нужен как собаке пятая нога, собаке под хвост, собаку съел. Вот где собака зарыта, собак гонять;
черная кошка пробежала, как угорелая кошка, играть в кошки-мышки, купит кота в мешке, драная кошка, кот наплакал, тянуть кота за хвост;
пускать козла в огород, драть как сидорову козу, козел отпущения, на козе не подъедешь; взять быка за рога,
писать как курица лапой, мокрая курица, слепая курица, носиться как курица с яйцом).
9-й этап «Курам на смех»
Проиллюстрировать фразеологизмы: (презентация)
тянуть кота за хвост, водить за нос, медведь на ухо наступил, посадить в галошу.
Рефлексия
«Где я?»
Подведение итогов, награждение.