Внеклассное мероприятие по литературе.
ТЕМА: «Загадки дедушки Корнея»
ЦЕЛЬ: формирование интереса младших школьников к личности и
творчеству К.И.Чуковского, способствующему выработке
стремления принять участие в конкурсе, приуроченном к
юбилею писателя.
ЗАДАЧИ:
расширить знания ребят о жизненном пути и творческом наследии К.И.Чуковского, показав их как цепь событий, незримо связанных между собой; представить писателя не только как детского, но и литературоведа, критика, переводчика, мемуариста, психолога детской души;
вызвать интерес ребят к предложенным книгам, являющимися лучшими образцами детской литературы, привлечь к их активному чтению;
способствовать литературному и творческому развитию детей, развитию их фантазии, воображения, ассоциативного мышления путём создания различных игровых ситуаций и заданий.
ОБОРУДОВАНИЕ: для проведения литературного часа необходима книжная выставка, состоящая из изданий, упомянутых в ходе мероприятия; портрет К.И.Чуковского, реквизит, жетоны, призы победителям.
Ведущий 1
Здравствуйте, ребята!
В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в посёлке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали и любили не только все дети поселка, но и маленькие жители Москвы и всей нашей обширной Родины – России, и который заслужил у ребят почетное звание «дедушка». Жил человек, чьи стихи, сказки, загадки с ранних лет приносят всем радость, человек, которому 1 апреля 2007 года исполнилось 125 лет. Имя этого человека – Корней Иванович Чуковский. Не только вы, ребята, но и ваши родители не представляют своего детства без «Мухи – Цокотухи», «Айболита», «Тараканища…»
Ведущий 2
…Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненьи с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея»
И «Мойдодыра» не читал,
Не восхищался «Телефоном»
И в «Тараканише» не вник,
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
Да, дедушку Корнея дети всегда любили. Своим маленьким друзьям он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки – громадный:
Чуковский Корней
Таланта хваленного,
В два раза длинней
Столба телефонного…
Ведущий .3
Громкоголосый, с полными румяными губами, над которыми «приютился» «увесистый любопытный нос», с вечно смеющимися глазами, не похожий ни на кого и очень щедрый на ласку. Этот любимый великан всегда имел про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки.
Ведущий 1
Детям с Корнеем Ивановичем всегда было интересно. Вот что рассказал писатель Валентин Берестов: «Меня пригласили в Кунцевский детский сад, под Москвой, где я читал детям свои стихи. Стихи просчитал, потом меня потащили к пианино, воспитательница заиграла, дети запели. Поют и разочарованно глядят на меня. Делать нечего, я запел. А когда воспитательница заиграла плясовую, дети стали хватать меня за руки, затащили в круг и , не ожидая возражений, потребовали:
- Вы будете с нами плясать, потому что вы писатель! Делаю несколько символических па, хочу вырваться, не тут-то было!
Пляски кончились. Отдышался, подхожу к воспитательнице:
- Почему дети считают, что писатели непременно должны играть с ними и плясать?
- Совсем недавно был Корней Иванович! – просияла воспитательница. Оказалось, он, тогда уже восьмидесяти летний патриарх, поднял здесь такую волну радости, что она не улеглась после его ухода…подхватив заодно и меня»
Ведущий 2
А ещё, кроме песен и танцев, Корней Иванович обожал своим маленьким друзьям загадывать загадки. Например, вот такие:
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,-
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы)
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка)
Вот иголки и булавки
Выползают из под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
Вдруг из чёрной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют)
Ведущий 3
Я думаю, что вы все догадались, кто является автором этих загадок. Конечно же, сам Корней Иванович: «В старые годы, где бы я ни был – в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Ведущий 1
Следующая загадка родилась так: перевозя вещи на дачу, он вынужден был взгромоздиться на груду вещей и ехать по ухабистой дороге, держа в руках лампу и зеркало. Доехал до места измученный, зато сочинил:
Корней Ч.
Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала – побежала.
Глядите, побежала телега без коня! ( грузовик)
Ведущий 2
А эту загадку К.И.Чуковский – писатель – фантазёра, вы не прочитаете ни в одной книге:
Без рук, без ног голова плыла,
Голова плыла, приговаривала:
«Эх, ноги бы мне, я бы скок да скок,
Поскакала бы я на лужок-бережок!»-
«Ну, вот тебе ноги,
Беги, голова,
Скачи по дороге.
Кричи КВА-КВА» (Головастик)
Ведущий .3
Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами, во время которого звучат интересные «речения». Словом «речения» Чуковский называет высказывания, возгласы, говор малышей. Все услышанные писателем «речения» живут в книге «От 2 до 5», которая начинается так: « Было когда-то весёлое время: жильё моё стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса была сплошь усеяна Танями, Наташами, Вовами, Игорями. Склоняясь с утра до вечера по этому пляжу, я вскоре сблизился со всей детворой… Вокруг меня, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая детская речь…» А «речения» - вот они, попробуйте отгадать.
Ведущий 1
а) 3-х летняя Мура вбежала и сказала:
- Мама просит мазелин!
- Какой мазелин? (Вазелин)
б) Кирилл, когда был болен, он всё время повторял:
- Положите мне на голову холодный мокрес! (Компресс)
в) Мальчик обращается к маме:
- Мама, я видел автомобиль с поднимающимся пузовом! (Кузов)
г) Таня сказала:
- Возьмите меня, мама, к вихрахеру!
- К вихрахеру? (Парикмахер)
д) - У мамы болело сердечко, и она пила балерьянку. (Валерьянку)
Ведущий 2
Ну, а теперь кто быстрее отгадает. Не забывайте поднимать руку перед ответом.
Колоток – молоток
Вертилятор – вентилятор
Паукина – паутина
Кружинка – паутинка
Улиционер – милиционер
Песковатор – экскаватор
Копатка – лопатка
Ведущий 3
Да, ребята, ваши «речения» могут застать врасплох любого взрослого человека, потому что эти «речения» настоящие шифровки.
Поразительно, как вы умудряетесь в одно слово уместить сразу два или три слова?!
Ну, например:
Ай, я задверил руку! (Ай, я защемил дверью руку!)
Отскорлупай мне яйцо. (Очисть от скорлупы мне яйцо.)
Замолоточь этот гвоздик. (Забей молотком этот гвоздик)
Ого-го, как ладошкаются! (Ого-го, как хлопают в ладошки!)
Я намакаронился. (Я наелся макарон.)
Я сижу и отмухиваюся, сижу и отмухиваюся. (Я сижу и отмахиваюся от мух.)
Расширокайтесь! Расширокайтесь! (Расступитесь шире!)
Ведущий 1
Мы уже с вами говорили, что Корней Иванович любил загадывать загадки, особенно те, которые сочинил сам. А теперь попробуйте отгадать «речения» - загадки, придуманные вчерашними детьми:
Две ноги в одну штанину. (Юбка)
Надкушенная луна. ( Месяц)
Лошадь в тельняшке. (Зебра)
Сидит мучительный,
Карандашом стучительный. (Учитель)
Ведущий 2
Не перечислить детских садов, школ, домов, санаториев для которых «дедушка Корней» был постоянный друг, а его приход – всегда праздник для детей. Видимо ещё поэтому, все в том же Переделкино, рядом со своим домом Корней Иванович построил небольшой домик и устроил в нем для окрестных ребят детскую библиотеку. Все книги, а здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем. В библиотеке очень уютно, светло и удобно: есть читальня, где можно посидеть за столами и почитать, поиграть в шахматы; есть комната для малышей, где можно поиграть на ковре, порисовать карандашами и красками за маленькими раскладными столиками.
Ведущий 3
Ребята, представьте, что вы сейчас то же находитесь в библиотеке и здесь тоже можно рисовать. Давайте попробуем! А кого, попробуйте отгадать:
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котёнок полосатенький
Не утёнок,
Не цыплёнок, а курносый … (Поросёнок)
Рисуем поросёнка под музыку, предварительно разделив класс на команды.
Ведущий 1
Корней Иванович отличался высокой работоспособностью, так как следовал придуманному им же самим «своду законов»: не пить, не курить, вставать в 5 утра, ложиться в 9 вечера, выполнять все обещания, отвечать на все письма, не ходить в гости, кроме детей» и т.д.
Больше полувека ни на день работа не прекращалась!
Ведущий 2
За это время К.И.Чуковский написал много интересных, вдумчивых, серьёзных, «взрослых» книг. Это литературные портреты своих современников, например, «Илья Репин» - рассказы о великом художнике, что может быть увлекательнее! Это и два огромных труда о творчестве Антона Павловича Чехова и Николая Алексеевича Некрасова. Кстати, писав о Некрасове, Корней Иванович превзошел самого Шерлока Холмса, так как открыл около 15 тысяч дотоле неизвестных строк поэта. Эта замечательная книга о русском языке «беспредельном и певучем» - «Живой как жизнь».
Ведущий 3
Где, в какой еще книге можно увидеть и прочитать сотни автографов писателей, художников, артистов, к каждому из которых К.И.Чуковский сделал подробные пояснения, позволяющие даже нарисовать портрет писавшего, припомнить уникальные факты его биографии как не в рукописном альманахе «Чукоккала»?! А слово то какое любопытное. Но самое удивительное – записи и рисунки этого альманаха собирались на протяжении более 50 лет (1914 – 1969)
Ведущий 1
И, наконец, в эти долгие годы состоялось чудесное превращение Корнея Ивановича в писателя-сказочника, который одарил всех нас со сказочной щедростью. Кто не знает теперь:
У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
И ещё:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
А так же:
Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Ведущий 2
А вы знаете, что Корней Иванович Чуковский до 37 лет никогда не писал детских сказок и стихов. Но случилось так, что он поехал за своим маленьким сыном, который заболел и у которого была высокая температура. Корней Иванович вез мальчика обратно в вагоне и для того, чтобы он не плакал и не хныкал, стал ему под стук колес рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать, но которая раньше не получалась.
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил.
Папиросы курил,
По-турецки говорил-
Крокодил, Крокодил Крокодилович!
Ведущий 3
Сын перестал стонать, покуда Корней Иванович говорил, причём говорил как можно скорее, и, конечно, сразу забыл всю сказку. Прошло 23 дня, мальчик выздоровел, и тогда оказалось, что он запомнил эту сказку наизусть.
Ведущий 1
Быть может, этот случай и не имел бы никаких последствий. Но вскоре с Корнеем Ивановичем вновь произошло нечто подобное. Он сидел за своим письменным столом и работал над важной статьёй, которую ему заказал один серьёзный научный журнал.
Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо ей сказал:
Ведущий 2
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам-
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так на свет родился знаменитый «Мойдодыр»
Ведущий 3
Вот тогда-то Чуковский и начал писать свои замечательные сказки для вас, ребята. А вдохновение его настигало порой в самых неподходящих местах.
«Однажды, - вспоминал Чуковский, - вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе в высшей степени нелепо и некстати, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко и вдруг под наваждением солнца, горячего ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду ко дну…
Я побежал по каменистому берегу и, спрятавшись за ближайшей скалой, стал мокрыми руками записывать стихотворные строки на мокрой папиросной коробке, валявшейся тут же у самой воды, и сразу в какой-нибудь час набросал строк 20 или больше. Ни начала, ни конца у сказки не было»
Ведущий 1
А сейчас я проверю, кто читал замечательные сказки, написанные самым добрым сказочником на свете К.И.Чуковским.
Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: - Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда.
Но отлично всё кончается,
Все на место возвращаются,
Все виновную прощают,-
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает,
Их не пачкать и не бить. («Федорино горе»)
Ведущий 2
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг,
Ой, какой везде испуг!
Но медведь сразил врага,
С ним расправа недолга!
Струсил враг и воротил
То, что в небе проглотил! («Краденое солнце»)
В какой сказке живёт?
Тоненький он,
Словно прутик,
Маленький он
Лилипутик.
Ростом, бедняга, не вышел
Вот этакой маленькой мыши.
Со всеми, со всеми
Готов он сразиться
И никогда
Никого
Не боится.
Он весел и ловок,
Он мал, да удал,
Другого
Такого
Я век не видал. («Приключения Бибигона»)
Ведущий 3
Ну, я вижу, что сказки вы читали, помните их названия. А помните ли вы героев этих сказок? А хотите, я открою вам один секрет? Оказывается, самым любимым героем Корнея Ивановича был крокодил! Убедимся? В каких сказках мы встречаемся с крокодилом:
Вдруг на встречу мой хороший,
Мой любимый крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По алее проходил. (Мойдодыр)
Ведущий 1
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит… («Краденое солнце»)
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)
Ведущий 2
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами. («Путаница»)
И сказал Крокодил:
-Ты меня победил!
Не губи меня Ваня Васильчиков!
Пожалей ты моих крокодильчиков! («Крокодил»)
Ведущий 3
А теперь задание «на засыпку». Сказки вы читали, героем мы с вами вспомнили, но в сказках порой не обойтись без вещей, на первый взгляд незаметных. Согласитесь, что Айболиту ну просто необходимы градусник, гоголь-моголь – самое лучшее лекарство для зверят, а удалому, могучему Бибигону его боевая шпага. А без каких предметов не обойтись Мойдодыру, чтобы привести в порядок мальчика-грязнулю, и Мухе-Цокотухе, чтобы накрыть именинный стол к приходу гостей – разобраться в этом предстоит внимательным.
Ведущий 1
Вот правила игры. Сейчас я разделю вас на 2 команды. Каждая команда получит на листке своего героя. Вы должны из кучки выбрать предметы, которые к нему относятся.
(Мойдодыр – мыло, мочалка, щетка, зубная паста, расческа.
Муха-Цокотуха – чашка, блюдце, ложка, варенье, чай.
Лишние предметы – спички, свечка, книжка, градусник, туфелька, калоша
Ведущий 2
Вот и подошла наша встреча к концу. Но это не значит, что закончилась встреча с утешителем и развлекателем детей и взрослых Корнеем Ивановичем Чуковским. Ведь книги доброго волшебника всегда ждут своих читателей. Когда вам вдруг захочется снова повеселиться, вспомнить любимые всеми сказки с их героями – возьмите книжки. И вы снова будете разгадывать загадки, хитрости «дедушки Корнея».
Ведущий 3
А закончить мне хочется словами из письма одного неизвестного нам дедушки: «Милый дедушка Корней Иванович! Хоть я сам стал уже дедушкой и Ваши чудесные книги для детей перешли на вооружение моего внука Димы, я всегда видел в Вас доброго ведуна, с которым легко шагалось по стране сказок и детства».
Все ведущие хором:
До свидания! До скорых встреч!