Внеклассное мероприятие
« Химический марафон»
Цель проведения : с помощью метапредметного мероприятия формировать ключевые компетенции по учебным предметам химия, биология .география,ОБЖ.,показать практическую значимость знаний по данным предметам для жизни человека, расширить представления об использовании знаний одной области наук для открытия в другой области, использовать коммуникативные умения обучающихся для работы в
Участники марафона : обучающиеся 9 –х классов,учителя химии,биологии,географии классные руководители
Метапредметное занятие ( химия,биология ,география)
Внеклассное мероприятие разработано для 9 класса, в нём в игровой форме можно закрепить полученные на уроках знания. Также данное мероприятие можно провести в виде заключительного (обобщающего) урока по химии в конце года.
Предлагается два тура .
I тур содержит разделы:
Химия
Биология
География
ОБЖ
В каждом разделе по три вопроса: на «3», на «4», и на «5». Учащиеся могут разбиться на команды, а могут отвечать индивидуально. И в том и в другом случае оценка ставится за наибольшее число баллов.
II тур содержит по одному вопросу в каждом разделе (для вышедших в финал)
Русский язык
Литература
Математика
История
Обществознание
Физика
Химия
Биология
География
ОБЖ
Практика
Вопрос на засыпку.
Ход мероприятия
1 тур
1) Раздел «Химическая грамотность»
Вопрос на «3»: Напишите формулу поваренной соли,Почему она так называется?
(NaCl)
Вопрос на «4»: Что такое красная кровяная соль? Назовите ее формулу?
Для чего ее используют?
(Fe3(Fe(CN )6 )Ее используют для обнаружения солей двухвалентного железа или для проведения качественной реакции на ионы двухвалентного железа
Вопрос на «5»
Лао-Цзы утверждал,что она « самое мягкое и слабое существо в мире,но в преодолении твердого и крепкого она непобедима и нет на свете равного в этом» Вещество –очень распространенное в природе ,но в чистом виде практически не встречающееся .Это оксид ,но никто его так не называют. О каком веществе идет речь? ( Вода)
Практический тур от учителя химии:
Даны три пробирки без подписи .В них растворы HCI NaOH Na2CO3 Дан лакмус и серная кислота..Определить, в какой пробирке что находится .
Ответ
Отливаем пробы и во все пробирки капаем лакмус ,определяем кислоту .А затем с помощью кислоты определяем соду и щелочь .Сода вскипает ,щелочь нейтрализуется
Конкурс болельщиков
Напишите как можно больше формул различных веществ( ответы собираются в корзину ,подсчитываются верные формулы,очки добавляются команде)
2) Раздел «Биология»
Вопрос на «3»: Какая кислота в желудке у человека? (соляная)
Вопрос на «4»: Какие два газа вместе составляют 99% воздуха? (азот и кислород)
Вопрос на «5»: Извечная заповедь медицины: «Малые дозы – лекарства, а большие – яд». Докажите ее на примере из химии галогенов (В малых дозах фтор, в составе зубной пасты, а бром – успокаивающее средство. В больших дозах – яд).
Практический тур от учителя биологии:
Опыт
« Определение веществ, входящих в состав растений»
Цель: Выявить какие вещества входят в состав растений.
Оборудование: стаканы с водой ,марля, мука, йод, картофель, белая бумага, семена подсолнечника.
На кусочек марли ,сложенный в несколько раз насыпьте немного пшеничной муки ,сделайте из марли мешочек и прополощите его в стакане с водой . Что вы обнаружили ? Запишите результат.
На салфетку поместите очищенное от семенной кожуры семя подсолнечника и раздавите его ? Что вы видите ? О чем это свидетельствует?
Разрежьте клубень картофеля и на свежий срез капните с помощью пипетки каплю йода. Что произошло у вас ? О чем это говорит?
Конкурс Болельщиков
Назовите как можно больше биологических терминов
3) Раздел «География»
Вопрос на «3»: Какой элемент назвали в честь России? (рутений).
Вопрос на «4»: Какая страна в Южной Америке была названа в честь серебра? (Аргентина)
Вопрос на «5»:
Он описал строение земли,объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов .Подчеркивал важность исследований Северного морского пути, освоения Сибири .О каком ученом идет речь?
( М.Ломоносов )
Практический тур от учителя географии:
Пользуясь компасом определите стороны горизонта в кабинете ,укажите какие объекты расположены на севере ,юге, западе и востоке.
Конкурс Болельщиков
Напишите как можно больше названий рек ,морей океанов.
4) Раздел «ОБЖ»
Вопрос на «3»: Как правильно определить газ по запаху? (Направить пары газа к себе движением руки)
Вопрос на «4»: Как правильно готовить раствор кислоты: лить кислоту в воду или наоборот? (лить кислоту в воду)
Вопрос на «5»: Как оказать первую помощь при отравлении щелочью? (Пить раствор лимонной или слабый раствор уксусной кислоты)
II тур
Конкурс Знатоков или сильнейших из первого тура
1) Раздел «Русский язык»
Переведите на русский язык пословицу: «Не все то аурум, что блестит». (не всё то золото, что блестит)
2) Раздел «Литература»
Такова моя природа:
Известняк, песок и сода
Много требуют огня,
Чтобы выплавить меня.
Я прозрачно и светло,
И зовут меня …
(закончите стихотворение) (стекло)
3) Раздел «Математика»
Чему равно число Авогадро? (6,02·1023)
4) Раздел «История»
Какой ученый в 1911 году предложил ядерную модель атома? (Резерфорд)
5) Раздел «Обществознание»
Кто такие хемофобы и хемофилы (Хемофобы – боящиеся химии, Хемофилы – любители химии)
6) Раздел «Физика»
Высота Эйфелевой башни в солнечный день увеличивается по сравнению с дождливым днем на 12 сантиметров. Почему? (При нагревании тела расширяются)
7) Раздел «Химия»
В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Какую массу каждого компонента нужно взять для приготовления 150 килограммов такой смеси?
Дано: w(цемент)=25% w(песок)=75% m(раствора)=150 кг | Решение: w= m(р-в)/m(р-ра)·100% m(р-ра)= (25%·150 кг)/100%= 37,5 кг 150кг – 37,5 кг = 112,5 кг.
Ответ: m(цемента)=37,5 кг m(песка)=112,5 кг |
Найти: m(цемента) – ? m(песка) – ? |
8) Раздел «Биология»
СТАЛАКТИТЫ – натечные минеральные образования (чаще известковые), свешивающиеся в виде сосулек, бахромы и т. п. с потолка и верхней части стен пещер и др. подземных полостей в карсте.
СТАЛАГМИТЫ – натечные минеральные образования (чаще известковые) в виде конусов, столбов, растущих с пола пещер и др. подземных полостей в карсте навстречу сталактитам и нередко сливающиеся с ними.
А что такое сталагнаты? (СТАЛАГНАТЫ (сталактоны), натечные минеральные образования в виде колонн, возникающие в карстовых пещерах при соединении сталактитов и сталагмитов)
9) Раздел «География»
Какой газ содержит вода Черного моря на глубине более 200 метров? (сероводород)
10) Раздел «ОБЖ»
На человеке загорелась одежда. Ваши действия, объясните их с точки зрения химии. (Укрыть, ограничить доступ О2)
11) Раздел «Вопрос на засыпку»
Сложное вещество состоит из химических элементов, имеющих в ядрах своих атомов: 1 протон, 8 протонов, 26 протонов. Причем, валентность последнего элемента равна сумме валентностей первых двух элементов. Напишите формулу. (H (I), O (II), Fe (III) – Fe(OH)3)
12) Раздел «Практика»
На столе выставлены химические приборы . Назовите их укажите назначение .( Аппарат Кипп-для получения кислорода, прибор для получения газов _одно из исходных веществ должно быть твердое,прибор для демонстрации Закона сохранения массы веществ)