Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность по информатике "Создание игр на Scratch"»
Рабочая программа
внеурочной деятельности по информатике
«Мир увлекательного программирования»
для 5-ых классов
Учитель
Хачатрян Мелсида Багратовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мир увлекательного программирования».
Настоящая рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир увлекательного программирования» для 5-ых классов средней общеобразовательной школы составлена на основе:
авторской программы курса по выбору «Творческие задания в среде программирования Scratch» Ю.В. Пашковской 5-6 классы, которая входит в сборник «Информатика. Математика. Программы внеурочной деятельности: 3-6 классы» / составитель М.С. Цветкова, О.Б. Богомолова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Просвещение 2015.
Рабочей тетради для 5-6 классов «Творческие задания в среде программирования Scratch»/ Ю.В. Пашковская. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. Просвещение 2014.
Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python «Программирование для детей»/К. Вордерман, Дж. Вудкок, Ш. Макаманус и др.; пер. с англ. С. Ломакин. – М. Манн, Иванов и Фербер. Просвещение 2015.
Основная цель курса «Мир увлекательного программирования» -повышение мотивации к изучению программирования через создание творческих проектов в среде Scratch, а также развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала обучающихся.
Задачи курса:
сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ;
сформировать навыки разработки проектов: интерактивных историй, квестов, интерактивных игр, обучающих программ, мультфильмов, моделей и интерактивных презентаций.
способствовать развитию логического критического, системного, алгоритмического и творческого мышления;
развивать умения работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации;
развивать навыки планирования проекта;
формировать положительное отношение к информатике;
развивать самостоятельность и формировать умение работать в паре, малой группе, коллективе;
воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда.
Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленной программой Scratch, проектор, сканер, принтер, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.
Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.
Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у ребят навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
прогнозирование – предвосхищение результата;
контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями на языке программирования Скретч;
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
овладение понятиями класс, объект, обработка событий;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в программе Скретч;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс |
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Введение в компьютерное проектирование | 8 | Аналитическая: обобщение полученной информации об устройствах компьютера, выбор необходимой алгоритмической конструкции для решения поставленной задачи. Практическая: использование различных устройств для ввода, вывода и хранения информации, создание описание и проверка алгоритма |
2 | Основные приемы программирования и создания проекта в среде Скретч | 20 | Аналитическая: сопоставление алгоритмических конструкций в виде блок -схем с записью в программе Scratch. Практическая: создание и отладка программного алгоритма на языке Scratch |
3 | Создание личного проекта | 5 | Аналитическая: Обоснование выбора темы проекта. Практическая: Реализация и защита проекта. |
4 | Резерв | 2 | |
5 | Итого | 35 | |
Поурочное планирование (5 класс)
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Даты проведения |
1. Введение в компьютерное проектирование (8 часов) |
1.1 | Устройство компьютера. Правила техники безопасности. | 1 | |
1.2 | Понятие исполнителя, алгоритма и программы. Виды управления исполнителем. | 1 | |
1.3 | Способы записи алгоритма. Блок-схемы. | 1 | |
1.4 | Знакомство с исполнителем Scratch и средой программирования. | 1 | |
1.5 | Система команд исполнителя Scratch. | 1 | |
1.6 | Основные алгоритмические конструкции. Линейный и ветвления | 1 | |
1.7 | Основные алгоритмические конструкции. Циклы. | 2 | |
2. Основные приемы программирования и создания проекта (20 часов) | | | 20.10-25.10 |
2.1 | Этапы решения задачи | 2 | |
2.2 | Использование заимствованных кодов и объектов, авторские права. Правила работы в сети. | 2 | |
2.3 | Изучение объектов Scratch | 2 | |
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Даты проведения |
2.4 | Основные базовые алгоритмические конструкции и их реализация в среде исполнителя Scratch | 2 | |
2.5 | Ветвления. | 2 | |
2.6 | Циклы. | 2 | |
2.7 | Переменная и её использование. | 2 | |
2.8 | Функция случайных чисел. Дизайн проекта. | 2 | |
2.9 | Работа со звуком. | 2 | |
2.10 | Основные этапы разработки проекта. | 2 | |
3. Создание личного проекта (5 часов) | | | 30.01 |
3.1 | Работа с проектом. | 2 | |
3.2 | Тестирование и отладка проекта. | 2 | |
3.3 | Защита проекта. | 1 | |
Резерв – (2 часа). | | 19.02 |
Итого 35 часа | | | 26.02 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Компьютерный класс:
Количество рабочих мест учеников: 15
Периферийные устройства: Сканер, принтер, проектор, локальная сеть.
Выход в Интернет.
Операционная система:Windows
Основные программы: Scratch v 2.0
Учебно-методическое обеспечения курса внеурочной деятельности.
Рабочая программа курса.
Практические работы.
Разработки игр, викторин.
Литература
Евгений Патаракин. «Учимся готовить в Скретч». Версия 2.0
В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. «Проектная деятельность школьника
в среде программирования Scratch». Учебно-методическое пособие.
Борович П. С., Бутко Е. Ю. «Среда программирования Scratch» Учебное пособие
Дополнительные источники
http://scratch.mit.edu/ - официальный сайт проекта Scratch
http://supercode.ru/- скачать последнюю русскоязычную версию Scratch
http://setilab.ru/scratch/category/commun/ Cайт «Учитесь со Scratch»