
Пояснительная записка
к рабочей программе внеурочной деятельности «Умелые ручки» обучающихся начальных классов
Нормативно-правовая база
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «06» декабря 2009 г. № 373 с учётом изменений от 29 декабря 2014 года (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1643, зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 февраля 2015 года №35916)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации и обучения в общеобразовательных учреждениях»
Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ Володарской СШ.
Программа внеурочной деятельности МКОУ Володарской СШ.
Назначение программы:
Данная программа «Умелые руки» разработана для учащихся начальной школы в рамках реализации внеурочной деятельности согласно ФГОС НОО. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью
Актуальность и перспективность курса
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Работа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Исходя из этого, данная программа опирается на следующие принципы:
- принципы культуросообразности - ориентация на потребности детей, адаптацию к современным условиям жизни общества, учитывая культурные традиции родного края;
- принципы природосообразности - учёт возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
- принцип дифференцированности и последовательности - в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
- принцип креативности - развитие творческих способностей ребёнка, выражающееся в том, что в ходе реализации данной программы доминирует творческое начало и творчество, рассматриваемое как критерий оценки личности и отношений в коллективе;
- принцип гуманизации - ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
Возрастная группа обучающихся, на которых ориентированы занятия:
Программа внеурочной деятельности «Умелые ручки» разработана для обучающихся начальных классов.
Рабочая программа составлена в 1 классе из расчета на 33 уч. недели по 1 часу в неделю; во 2-4 классах из расчета на 34 уч. недели по 1 часу в неделю.
Всего 135 часов
Цели и задачи реализации программы
Цель: расширение знаний и приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей.
Программа ставит следующие задачи:
Обучающие:
- освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
- формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;
- овладение техникой изготовления изделий из природных материалов;
- развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.
Воспитательные:
- изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
- уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
- прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
-воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
- формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
- развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
- развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.
Развивающие:
- развитие умственного, творческого потенциала обучающихся;
- развитие мелкой моторики;
- развитие познавательного интереса у младших школьников
Формы и методы работы
Форма проведения занятия – кружок.
Методы работы:
практические упражнения, практические работы, практикумы;
использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация;
Виды занятий:
- комбинированные занятия – даются теоретические знания и закрепляются в практической деятельности;
- занятия–путешествия – учебный материал дается в занимательной игровой форме;
- конкурсы;
- занятия–игры;
- выставки и т.д.
В программе не отводится специального времени на теоретические занятия, так как все общие сведения дети получают в процессе практической работы.
Занятия начинаются с репродуктивного («делай как я») и постепенно переходят к репродуктивно-творческому виду деятельности. Изготовление большинства предлагаемых поделок рассчитано за одно занятие.
Общая характеристика курса
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения внеурочной деятельности. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника–оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе обучающиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Умелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
Описание места курса внеурочной деятельности
Сроки реализации программы - 4 года. Программа социально-педагогической направленности, общекультурного направления.
Программа рассчитана на детей от 7-10 лет.
Объём часов, отпущенных на занятия в 1 классе
Рабочая программа составлена из расчета на 33 часа:
количество учебных недель – 33ч;
количество часов в год – 33ч;
количество часов в неделю – 1ч;
продолжительность занятия - 40мин
Объём часов, отпущенных на занятия во 2 классе
Рабочая программа составлена из расчета на 34 часа:
количество учебных недель – 34ч;
количество часов в год – 34ч;
количество часов в неделю – 1ч;
продолжительность занятия - 40 мин
всего: 135 часов.
Описание ценностных ориентиров внеурочной деятельности.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам исследования технологий и материалов, к новым способам самовыражения;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
учитывать выделенные этапы работы;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учёта сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (составлять целое из частей);
проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использовать методы и приёмы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
контролировать действия партнёра
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую помощь.
В результате занятий по предложенной программе обучающиеся получат возможность:
развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие и конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Работа с бумагой и картоном | 7 | - развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией. |
2 | Работа с пластилином и соленным тестом | 5 |
3 | Поделки из подручного материала | 7 |
4 | Работа с нитками и тканью | 7 |
5 | Поделки из бисера | 7 |
| Итого | 33 |
2 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Работа с бумагой и картоном | 8 | - развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией. |
2 | Работа с пластилином и соленным тестом | 7 |
3 | Поделки из подручного материала | 6 |
4 | Работа с нитками и тканью | 6 |
5 | Поделки из бисера | 7 |
| Итого | 34 |
3 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Работа с бумагой и картоном | 8 | - развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией. |
2 | Работа с пластилином и соленным тестом | 5 |
3 | Поделки из подручного материала | 5 |
4 | Работа с нитками и тканью | 6 |
5 | Поделки из бисера | 10 |
| Итого | 34 |
4 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Работа с бумагой и картоном | 8 | - развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы; - расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества; - познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения; - познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов; - использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях; - познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; - создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье; - совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную; - оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища; - достичь оптимального для каждого уровня развития; - сформировать систему универсальных учебных действий; - сформировать навыки работы с информацией. |
2 | Работа с пластилином и соленным тестом | 5 |
3 | Поделки из подручного материала | 7 |
4 | Работа с нитками и тканью | 7 |
5 | Поделки из бисера | 7 |
| Итого | 34 |
Содержание курса внеурочной деятельности
Программа построена с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой и картоном
работа с пластилином и соленным тестом
Работа с бросовым материалом
Работа с нитками и тканью
Работа с бисером
Программа определяет содержание и характер совместной работы учителя и обучающихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Работа с бумагой и картоном
Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни. Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.
Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
Изготовление карнавальных масок.
Изготовление новогодних композиций.
Работа с пластилином и соленным тестом
Работа с пластилином заключает в себе большие возможности для развития творческого потенциала ребенка, развитие мелкой моторики, формирования первых трудовых навыков.
Изготовление поделок из пластилина, соленного теста.
Составление композиций из пластилина, соленного теста.
Работа с бросовым материалом. «Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс. Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества. Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
Конструирование дома для сказочных героев.
Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из пластмассовых бутылок.
Работа с нитками и тканью
В ходе работы с тканью обучающиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки. Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна - фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы. Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет. Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.
Знакомство с наперстком.
Знакомство (практическое) с видами швов « через край», «вперед иголку», «назад иголку».
Плетение из ниток.
Аппликация из ткани.
Знакомство и шитье мягкой игрушки.
Работа с бисером.
На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы, плести сказки. Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться. 2 год обучения: На втором и последующих годах обучения обучающиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения (ажурная сетка, ткачество, вышивка). Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний. Во время занятий дети, которым легче удается усвоить практические навыки, помогают другим детям. По окончании обучения дети оформляют большую выставку. Каждый ученик с помощью педагога разрабатывает эскиз, выбирает цветовую гамму бисера, нитки или проволоку, определяет сюжет, работает с литературой. Весь технологический процесс от замысла до практического выражения обучаемые представляют на защите творческой работы
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса.
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Интерактивная доска SMART BOARD.
Литература:
1. Бисероплетение. Д.В.Нестерова- М., АСТ: Астрель: Политиздат 2011;
2. Искусство квилинга. А.Зайцева –М., Эксмо, 2013;
3. Поделки из соленного теста и пластилина. Сост Майорова, Нижний Новгород, ООО «Доброе слово», 2011;
4. Авторская программа внеурочной деятельности «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. // Сборник программ внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова// Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2012
5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
Интернет ресурсы:
1. Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
2. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru/
3. Коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru/
4. Интернет ресурсы для начальной школы http://www.journal.edusite.ru/p84aa1.html
5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.-fcior.edu.ru
6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
7. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
8. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru
9. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
10. Сайт «Все для учителей начальной школы» – Режим доступа: http://www.nsc.1september.ru
11. Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа:
http://www.n-shkola.ru
12. Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова и Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова: .http://www.zankov.ru.
13. Сайт Всё для детей http://allforchildren.ru
14. Сайт Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
По плану | Факти чески |
1 | 03.09 | | Свойства бумаги и картона. | Проведение опытов. Сравнение свойств |
2 | 10.09 | | Аппликация. Божья коровка | Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Выполнение поделки. |
3 | 17.09 | | Аппликация. Ваза с цветами. | Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Выполнение поделки. |
4 | 24.09 | | Аппликация. Открытка ко дню пожилого человека. | Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Выполнение поделки. |
5 | 01.10 | | Аппликация и мозаика из отрывных кусочков бумаги. | Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Выполнение поделки. |
6 | 08.10 | | Моделирование. Змейка. | Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Выполнение поделки. |
7 | 15.10 | | Моделирование. Лягушка. | Вспомнить правила работы с ножницами и бумагой. Выполнение поделки. |
8 | 22.10 | | Лепка из пластилина. Свойства пластилина. | Проведение опытов. Сравнение свойств. |
9 | 29.10 | | Лепка из пластилина. Животные, которых мы знаем. | Вспомнить правила работы с пластилином. Выполнение поделки. |
10 | 12.11 | | Поделки из соленого теста. Ёжик. Солнышко. | Правила работы с соленым тестом. Выполнение поделки. |
11 | 19.11 | | Поделки из соленого теста. Ваза с цветами. (Лепка) | Правила работы с соленым тестом. Выполнение поделки. |
12 | 26.11 | | Поделки из соленого теста. Ваза с цветами. (Роспись) | Правила работы с соленым тестом. Роспись поделки. |
13 | 03.12 | | Поделки из подручного материала. Цветик-семицветик. | Выполнение поделки из салфеток. |
14 | 10.12 | | Поделки из подручного материала. Фоторамка. | Выполнение поделки из салфеток. |
15 | 17.12 | | Поделки из ватных дисков. Гусеница. | Выполнение поделки из ватных дисков. |
16 | 24.12 | | Поделки из ватных дисков. Цветы. | Выполнение поделки из ватных дисков. |
17 | 14.01 | | Поделки из ватных дисков. | Выполнение поделки из ватных дисков. |
18 | 21.01 | | Поделки из ватных дисков. Панно. | Выполнение поделки из ватных дисков. |
19 | 28.01 | | Поделки из ватных дисков. Панно. | Вспомнить правила работы в группе. Выполнение поделки из ватных дисков. |
20 | 04.02 | | Виды ткани. Свойства ткани. | Проведение опытов. Сравнение свойств. |
21 | 11.02 | | Аппликация из ткани. Мое любимое село. | Выполнение эскиза и выполнение аппликации. |
22 | 18.02 | | Плетение из ниток. Косичка. | Правила плетения косички из ниток. Выполнение аппликации. |
23 | 03.03 | | Плетение из ниток. Кулон. | Правила плетения косички из ниток. Выполнение поделки. |
24 | 10.03 | | Аппликация из ткани и ниток. Солнышко. | Правила плетения косички из ниток. Выполнение аппликации. |
25 | 17.03 | | Аппликация из ткани. Веселая гусеница. | Выполнение аппликации. |
26 | 24.03 | | Аппликация из ткани. Бабочка. | Выполнение аппликации. |
27 | 07.04 | | Виды бисера. Свойства бисера. | Проведение опытов. Сравнение свойств. |
28 | 14.04 | | Поделки из бисера. Бабочка. | Выполнение поделки |
29 | 21.04 | | Поделки из бисера. Цветок. | Выполнение поделки |
30 | 28.04 | | Поделки из бисера. Змейка. | Выполнение поделки |
31 | 05.05 | | Поделки из бисера. Оберег. | Выполнение поделки |
32 | 12.05 | | Поделки из бисера. Рыбка. | Выполнение поделки |
33 | 19.05 | | Поделки из бисера. Коллективная работа «Незабудки» | Выполнение поделки |
Итого: | 33 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся |
По плану | Факти чески |
1 | | | Правила работы с ножницами и бумагой. Аппликация из геометрических фигур. | Повторение правил безопасной работы с ножницами и клеем. Аппликация из простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. |
2 | | | Аппликация из геометрических фигур. | Освоение приёмов работы с бумагой и картоном. Создание моделей по предложенным образцам |
3 | | | Орнамент. Закладка для книги. | Повторение правил работы с бумагой и картоном. Выполнение аппликации «Кораблик» |
4 | | | Аппликация «Кораблик» | Выполнение аппликации «Овощи» |
5 | | | Аппликация «Овощи» | Составление эскиза и выполнение аппликации «В гостях у сказки». |
6 | | | Аппликация «В гостях у сказки» | Составление эскиза и выполнение аппликации «В гостях у сказки». |
7 | | | Аппликация из бумаги «На морском дне» | Изготовление обрывной мозаики. |
8 | | | Изготовление мозаики «Сова» | Повторение правил коллективной работы. Выполнение проектов. |
9 | | | Правила работы с пластилином и соленным тестом. | Повторить правила работы с пластилином и соленым тестом. |
10 | | | Лепка из пластилина. Герои сказок. | Вспомнить правила работы с пластилином. Выполнение поделки. |
11 | | | Поделки из соленого теста. Герои сказок. | Правила работы с соленым тестом. Выполнение поделки. |
12 | | | Поделки из соленого теста. Моркое дно. (Лепка) | Правила работы с соленым тестом. Выполнение поделки. |
13 | | | Поделки из соленого теста. Морское дно. (Роспись) | Правила работы с соленым тестом. Роспись поделки. |
14 | | | Поделки из соленого теста. Брошка (Лепка) | Правила работы с соленым тестом. Выполнение поделки. |
15 | | | Поделки из соленого теста. Брошка (Роспись) | Правила работы с соленым тестом. Роспись поделки. |
16 | | | Аппликация из салфеток. Одуванчики. | Изготовление аппликации из салфеток. |
17 | | | Объёмная аппликация. Цыпленок. | Изготовление объемной аппликации |
18 | | | Изготовление настольных игрушек (по образцу) | Разбор образца. Повторение этапов работы. Изготовление настольных игрушек. |
19 | | | Аппликация из ватных дисков. Зайцы. | Изготовление аппликации из ватных дисков. |
20 | | | Аппликация из ватных дисков. Овца. | Изготовление аппликации из ватных дисков. |
21 | | | Аппликация из ватных дисков. Цыпленок. | Изготовление аппликации из ватных дисков. |
22 | | | Аппликация из ткани. Гриб. | Повторение правил работы с тканью. Изготовление аппликации из ткани. |
23 | | | Аппликация из ткани. Клоун. | Изготовление аппликации из ткани. |
24 | | | Аппликация из ткани. Медвежонок. | Изготовление аппликации из ткани. |
25 | | | Плетение из ниток. Косичка. | Повторение правил плетения из ниток. Изготовление косички. |
26 | | | Изготовление объемной игрушки. Собачка. | Повторение правил работы с ножницами и тканью. Изготовление собачки. |
27 | | | Изготовление объемной игрушки. Собачка. | Повторение правил работы с ножницами и тканью. Изготовление собачки. |
28 | | | Поделки из бисера. Овечка. | Выполнение поделки |
29 | | | Поделки из бисера. Лягушка. | Выполнение поделки |
30 | | | Поделки из бисера. Ящерица. | Выполнение поделки |
31 | | | Поделки из бисера. Цветок- нарцисс. | Выполнение поделки |
32 | | | Поделки из бисера. Ваза с цветами. | Выполнение поделки |
33 | | | Поделки из бисера. Браслет. | Выполнение поделки |
34 | | | Поделки из бисера. Коллективное панно. | Вспомнить правила работы в группе. Выполнение поделки |
Итого: | 34 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся | |
По плану | Факти чески | |
1 | | | Оригами-древнейшее искусство складывания из бумаги | Познакоить с искусством оригами, основными приемами. | |
2 | | | Оригами. Сказка про пирата. | Выполнение поделки. | |
3 | | | Оригами . Коробочка Санбо. Смена цвета. | Выполнение поделки. | |
4 | | | Оригами. Стека перевертыш. Птица, машущая крыльями. | Выполнение поделки. | |
5 | | | Оригами. Висячий колокольчик. Ирис. | Выполнение поделки. | |
6 | | | Оригами. Корзинка. Ящичек для благовоний. | Выполнение поделки. | |
7 | | | Оригами. Птицы (журавль, дикая утка, ласточка, голубь) | Выполнение поделки. | |
8 | | | Оригами. Коллективное панно. | Повторение правил коллективной работы. Выполнение проектов. Выполнение поделки. | |
9 | | | Лепка из пластилина. Букет из роз. | | |
10 | | | Лепка из пластилина. Брошка . | Составление эскиза и выполнение работы | |
11 | | | Лепка из соленого теста. Филимоновские барышни ( Лепка) | Составление эскиза и выполнение работы | |
12 | | | Лепка из соленого теста. Филимоновские барышни ( Роспись) | Роспись поделки. | |
13 | | | Лепка из соленого теста. Коллективное панно «По дорогам сказок» | Составление эскиза и выполнение работы | |
14 | | | Конструирование дома для сказочных героев. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование дома для сказочных героев. | |
15 | | | Конструирование дома для сказочных героев. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование дома для сказочных героев. | |
16 | | | Игрушки из пластмассовых бутылок, банок. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование игрушек. | |
17 | | | Изготовление подставки для чайника. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Изготовление подставки для чайника из компьютерного диска. | |
18 | | | Работа по замыслу детей. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование поделок по собственному замыслу. | |
19 | | | Виды швов: вперёд иголку. | Повторение правил работы с иголкой. Шов «вперед иголку». | |
20 | | | Виды швов: через край. | Повторение правил работы с иголкой. Шов «через край». | |
21 | | | Виды швов: назад иголку. | Повторение правил работы с иголкой. Шов «назад иголку». | |
22 | | | Виды швов: шов «Цепочка». | Повторение правил работы с иголкой. Шов «цепочка». | |
23 | | | Изготовление мягкой игрушки. | Повторение правил работы с тканью. Изготовление мягкой игрушки. | |
24 | | | Изготовление мягкой игрушки. | Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки. | |
25 | | | Поделки из бисера. Лягушонок. | | |
26 | | | Поделки из бисера. Божья коровка. | | |
27 | | | Поделки из бисера. Изготовление цветов | Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки. | |
28 | | | Поделки из бисера. Изготовление цветов. | Выполнение поделки | |
29 | | | Поделки из бисера. Изготовление цветов. | Выполнение поделки | |
30 | | | Поделки из бисера. Букет «Весна» | Вспомнить правила работы в группе. Выполнение поделки | |
31 | | | Поделки из бисера. Букет «Весна» | Вспомнить правила работы в группе. Выполнение поделки | |
32 | | | Поделки из бисера. Брелок для мобильного телефона. | Выполнение поделки | |
33 | | | Поделки из бисера. Котенок. | Выполнение поделки | |
34 | | | Поделки из бисера. | Выполнение поделки | |
Итого: | 34 часа | | Поделки из бисера. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
№ п/п | Дата | Разделы программы/ темы занятий | Основные виды внеурочной деятельности обучающихся | |
По плану | Факти чески | |
1 | | | Искусство квилинга. Магия бумажных лент. | Беседа. Знакомство с основными приемами квилинга | |
2 | | | Открытка «Голубые цветы» | Выполнение поделки. | |
3 | | | Поделка к дню пожилого человека «Хризантемы» | Выполнение поделки. | |
4 | | | Настольные украшения «Рыжий кот», «Долматинец» | Выполнение поделки. | |
5 | | | Шкатулка «Сирень» | Выполнение поделки. | |
6 | | | Панно «Крокусы» | Выполнение поделки. | |
7 | | | Коллективная работа: панно «Хозяйка медной горы» | Вспомнить правила коллективной работы. Выполнение поделки. | |
8 | | | Коллективная работа: панно «Хозяйка медной горы» | Вспомнить правила коллективной работы. Выполнение поделки. | |
9 | | | Правила работы с пластилином. Панно «Фрукты» | Выполнение поделки. | |
10 | | | Удивительная экибана | Составление эскиза и выполнение работы | |
11 | | | Подводный мир (Лепка) | Составление эскиза и выполнение работы | |
12 | | | Подводный мир (Роспись) | Роспись поделки. | |
13 | | | Животные. | Выполнение поделки | |
14 | | | Коробочка для мелочей «Пингвин» | Повторение правил работы с бросовым материалом. Выполнение поделки | |
15 | | | Колокольчики. Гирлянда на новый год. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование игрушек. | |
16 | | | Поделки из одноразовых тарелок. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Изготовление поделки. | |
17 | | | Цветы из ложек. | Повторение правил работы с бросовым материалом. Конструирование поделок по собственному замыслу. | |
18 | | | Ваза. Декупаж. | Знакомство с техникой декупажа. Выполнение поделки. | |
19 | | | Розы из яичных лотков. | Выполнение поделки. | |
20 | | | Декоративное панно | Вспомнить правила работы в группе. Выполнение поделки. | |
21 | | | Игольница . | Повторение правил работы с иголкой. Выполнение поделки | |
22 | | | Кукла-оберег. | Выполнение поделки без ножниц и иголки | |
23 | | | Совята. | Повторение правил работы с иголкой. Выполнение поделки | |
24 | | | Прихватка для мамы. | Повторение правил работы с иголкой. Выполнение поделки. | |
25 | | | Изготовление мягкой игрушки. | Повторение правил работы с тканью. Изготовление мягкой игрушки. | |
26 | | | Изготовление мягкой игрушки. | Повторение правил работы с иголкой. Изготовление мягкой игрушки. | |
27 | | | Коллективное панно. | Вспомнить правила работы в группе. Выполнение поделки. | |
28 | | | Объемные поделки из бисера. | Выполнение поделки | |
29 | | | Простое колье. | Выполнение поделки по схеме. | |
30 | | | Колье «Змейка». | Выполнение поделки по схеме. | |
31 | | | Брелок для сотового телефона. | Выполнение поделки по схеме. | |
32 | | | Брошь «Орхидея». | Выполнение поделки по схеме. | |
33 | | | Сказочное дерево. | Вспомнить правила работы в группе. Выполнение поделки | |
34 | | | Сказочное дерево. | Выполнение поделки | |
Итого: | 34 часа | | | Выполнение поделки |
| | | | Выполнение поделки |