СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочное занятие « Как я отношусь к окружающим»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие « Как я отношусь к окружающим»

Цель:

определить качества человека, способствующие формированию позитивных межличностных отношений с окружающими. 

Просмотр содержимого документа
«Внеурочное занятие « Как я отношусь к окружающим»»

Занятие « Как я отношусь к окружающим»

Цель:

определить качества человека, способствующие формированию позитивных межличностных отношений с окружающими.

Оборудование:

Зеркало, круги зелёного, синего, красного цвета; большой шприц, наполненный белизной; листы с именами детей. Презентация, музыка. Книжки - малышки.

  1. Организационный момент.

- Она ничего не стоит, но многое дает.

- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

- Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.

- Никто не богат настолько чтобы обходится без нее и нет такого бедняка, который не стал бы богаче? (Улыбка)

- Обратите внимание на фразу, которая служит кодексом психологов всего мира "Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам”. А сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь, вдохновите друг друга.

Учитель.

Ребята, вы так замечательно улыбались, что мне захотелось порадовать вас игрой « Повторяй за мной»

Игра.

Ведущий встаёт в центре круга, показывает детям всевозможные движения и жесты.
2.Вступительная беседа.

Учитель.

Ребята, а кто скажет, на какой предмет вы были похожи во время игры.
Дети.

На зеркало.
Учитель.

Верно. (показывает большое зеркало) А посмотрите внимательно в него. Кого вы видите?
Дети.

Себя. Соседа по парте. Мальчиков и девочек. Учителей.
Учитель.

Сейчас я побываю в роли "Волшебника” и покажу вам чудо (учитель с зеркалом проходит между учеников и даёт возможность каждому ребёнку увидеть себя в зеркале). Увидели ли вы чудо?
Дети.

Нет.
Учитель. Нередко бывает так: чудо находиться среди нас, надо только обнаружить его. Открою свой секрет: я в мире не видела и не знаю такого беспредельно удивительного создания, как вы, ибо чудо – каждый из вас.
Люди – это чудо света,
Я увидел это сам
И причислил чудо это
К самым чудным чудесам.
Каждый человек появляется на свет, как нечто новое, ещё никогда не существовавшее до сих пор. Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характера. Каждый познает мудрые законы жизни по своему. Я расскажу вам историю одного мальчика, а вы будьте внимательны, слушайте сердцем и постарайтесь выделить все мудрости из этой истории.

( Чтение учителя)

« Это было очень давно. Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев впервые зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– Я.

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

(По книге «Классическая басня».)

У.: Как вы думаете какая мудрость была в словах матери в этой басне?

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным.

Д.: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

Д.: И зло обернётся к тебе тоже.

Д.: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

( Если не ответят , сказать самой)

У.: Очень хорошие слова. Но какое отношение они имеют к нашему занятию?

(Ответы детей)



У.: Итак, тема нашего занятия « Как я отношусь к окружающим.»

А поможет нам разобраться в себе « Золотое правило нравственности». которое было главной мудростью в истории о мальчике.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

У.: Как вы думаете когда появилось это правило?

(Ответы детей)

Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций . И когда к нему пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь?» Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

«Молодой еврейский юноша просил умных людей изложить ему содержание священных книг так кратко, чтобы мудрость их можно было усвоить, стоя на одной ноге и не утомившись. И тогда ответил ему мудрей: «Не делай никому того, чего не хочешь, чтобы было сделано тебе»


« В начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Так «золотое правило» вошло в жизнь людей и живет уже тысячи лет. И сегодня остается главным правилом доброго человека.

- Почему?

- Как вы думаете, достаточно знать это правило, чтобы хорошо относится к окружающим ?

- А что нужно еще? Назовите, где вы встречали правила законы, которые выполнение которых помогает вам гармонично строит отношения с окружающими?


( Портфолио «Законы класса, законы, законы дружбы, и т.д.)


Учитель: Вспомните и назовите те законы, которые созвучны «Золотому правилу нравствннности»



Закон добра. Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе.

Закон познания. Стремись познавать себя и мир. Овладевай знаниями и готовься к самостоятельной жизни

Закон заботы. Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

Закон взаимоотношений. Главное – относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

3акон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

Закон уважения. Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай права и интересы других людей, а также старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.

Закон смелости. Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

Закон правды. Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон свободы. Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Закон здоровья. Береги своё здоровье и здоровье окружающих тебя людей.

Закон дружбы. Дорожи школьной дружбой, цени свой класс и школу. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам товарищей

Физминутка.

Учитель: Молодцы, Вы замечательно запомнили законы класса, они уникальны и помогут вам понять , все ли вы делаете верно по отношению к окружающим. Откройте Портфолио на стр. 43, перед вами таблица, поработаем с солнечной частью таблицы.

( Слайд)

«Золотое правило нравственности» — «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». В первую колонку таблицы с солнышком запишите законы класса со стр.42 или придумайте свои золотые законы нравственности и подумайте, постарайтесь честно заполнить следующие колонки.

Кто хочет поделится результатом работы. Молодецы.

( Слайд)

Но нам известна и отрицательная формулировка золотого правила правила: «Не делайте другим того, чего не хотите себе».

В колонке с тучкой запишите то , как не надо относиться к окружающим, отрицательные законы ( Закон лжи, Закон вражды, закон жадности, и т. д равнодушия, зла, неуважения, предательства .)

Прочитайте каким законам не должны следовать и взрослые , и особенно чистые мудрые сердца детей, от которых зависит будущее нашей планеты.

(Ответы детей)

Дома , наедине с собой заполни следующие колонки ( пропустив колонку « Стараюсь . но не всегда получается.)

Спасибо за работу. Я видела, что при своей работе вы следовали закону правды.

Скажите, какие вопросы должен задать человек себе, чтобы понять, верно, ли он поступает по отношению к окружающим?


Каково будет мне, если со мной так поступят?

Хочу ли я, чтобы со мной так поступили?)

Вывод:

Попытаюсь встать на место того человека, на которого будет направлено моё действие.

( Резервный вопрос: Вспомните примеры того, как действует золотое правило в жизни. Можно из своей жизни, или из жизни ваших друзей или знакомых.)

  1. Рефлексия

Возьмите лист со своим именем и в центре листа прикрепите зелёный круг, если считаете, что к вам все окружающие относятся очень хорошо; синий круг – если не все люди хорошо относятся, красный круг – если считаете, что люди к вам относятся плохо.
Я рада, что вы все себя любите. Действительно человек должен уважать себя и любить.

А сейчас мы узнаем, что одноклассники думают о вас. Повернитесь к соседям сидящим позади вас , и в четверке прикрепите соответствующий кружок – отношение к данному человеку. ( Помогаю, контролирую)
Посмотрите на свои круги: какой цвет у вас преобладает?
Совпало ли ваше мнение с мнением ваших товарищей?
Подумайте какой недостаток увидели в вас ваши товарищи. Об этом мы никому говорить не будем и постараемся от этих черт избавиться.

Пусть вам поможет в этом «Золотое правило нравственности» и вита - минки Мудроречия. ( Раздаю книжечки , дети помогают)

V. Домашнее задание.

Расспроси своих близких о том, каким принципом они руководствуются в жизни. Обсуди с ними, близко ли их жизненное правило «золотому правилу» нравственности.

Всё, что мы отдаём, -

Возвращается вновь.

Возвращается Вера, Надежда, Любовь,

Возвращается больше,

чем вдвое и втрое,

Чтоб понять мы смогли,

что даянье такое!

Отдавать не затем,

чтоб назад получить,

Отдавать просто так –

от души и для счастья,

Потому что тебя

быть хочу малой частью!

Отдавать потому, что желание есть,

Отдавать потому, что даяние – честь!



Отдавать для того,

чтоб быть нужным другому,

Отдавать целиком и никак по-иному!

Всё, что мы отдаём,

возвращается вновь.

Возвращается Вера, Надежда, Любовь,

Возвращается помощь,

поддержка, участье,

Возвращается радостью,

мудростью, счастьем…

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

























Литература:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.:Просвещение, 2010 .

Пословицы и поговорки народов мира.

Сказки народов мира.

Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание. В.И.Даль. М:Эксмо, 2010.

http://www.stihi.ru/2011/05/10/7816

http://www.proshkolu.ru/user/kanechka0504/file/1471359/

http://www.manwb.ru/articles/persons/great_europ/wild