Материал заданий для проведения олимпиады по дисциплине «Биология»
Выбрать правильный ответ. За каждый ответ -1 балл
1.Совокупность особей одного вида, объединенных местом обитания, составляют:
а) Биоценоз б) Популяцию в) Ареал
2. Генотип это?
а) Совокупность всех генов организма,
б) Совокупность всех генов популяции.
в) Совокупность всех внешних признаков организма.
З.Что содержат препараты, которые пьют люди, страдающие малокровием?
а) Железо б) Селен в) Фосфор
4.Основоположником систематики считается:
А) Чарльз Дарвин б) Ж.Б.Ламарк в) Карл Линней
5. Искусственно созданный вид организмов:
а) Сорт, б) Вид в) Штамм
6.Внезапное изменение генетического аппарата на любом уровне называется:
а) Гетерозис б) Адаптация в) Мутация
7.Витамин, вырабатываемый организмом человека под воздействием солнечного света:
a) D б) А в) С
8.Какой газ растения поглощают в процессе дыхания?
а) Углекислый газ б) Кислород в) Азот
9 Сохранению новых, не свойственных предкам признаков, способствуют:
а) Стабилизирующий отбор;
б) Дестабилизирующий отбор;
в) Половой отбор.
10. Отношение «хищник - жертва» является примером:
а) Внутривидовой борьбы;
б) Межвидовой борьбы;
в) Естественного отбора.
II. Дайте определения понятиям
1.Креационизм - это...
2.Эволюция - это...
3.Органоиды - это...
4.Ассимиляция - это...
5.Клетка - это...
6.Триплет-это...
7.Гомеостаз - это...
8.Физиология - это...
9.Неполное доминирование–это…
10.Гетерохромосомы - это...
Задание 3
Вставьте пропущенное слово
(правильный выбор ответа – 2 балла)
1.Совокупность живых организмов, обитающих на дне или в грунте водоемов, называется __________________
2.Фитоценоз – это совокупность, входящих в тот или иной биоценоз видов __________________
3.Доминанты – виды, которые __________________ в сообществе по численности.
4.Два вида со сходными экологическими требованиями неизбежно в ступают в отношения типа __________________
5.Число особей на единицу площади или объема пространства определяет __________________ популяции.
6.Организмы, питающиеся мертвым органическим веществом, называются __________
Задание 4
Выберите один правильный ответ из четырех предложенных и обоснуйте его (правильный ответ – 2 балла, обоснование правильного ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 4.
Биологическая очистка – это:
а) удаление посторонних или вредных агентов из животных и растительных организмов путем разложения этих примесей и включения в метаболизм;
б) удаление загрязняющих веществ из окружающей среды путем аккумуляции в вегетативных частях растений, жировой ткани животных или в микроорганизмах; +
в) изъятие загрязнителей из среды обитания живых организмов путем фильтрации или разложения с целью восстановления первичных свойств окружающей среды;
г) удаление посторонних или вредных микроорганизмов из почв и грунтов с помощью химических агентов.
Задание 5
Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ вы считаете правильным, а также в чём заключается неполнота или ошибочность трёх других предложенных вариантов ответа
(правильный ответ – 2 балла, обоснование каждого ответа – от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест – 10.
По негативному воздействию на электроснабжение города Москвы (пиковые нагрузки) из климатических факторов наиболее серьезное значение имеет (имеют):
а) резкие изменения температурных условий, требующие значительного обогрева или охлаждения зданий; +
б) сокращение циклонической активности в холодный сезон, приводящее приводит к уменьшению числа ураганов и гололёдных явлений;
в) избыточное увлажнение при слабой дренирующей способности грунтов,
вызывающее переувлажнение фундаментов зданий;
г) увеличение числа переходов температуры воздуха через 0оС в сочетании с повышенным увлажнением, приводящее к растрескиванию строительных материалов.
Задание 1 – 1 балл за правильный ответ:
1-б, 2-а, 3-а, 4-в, 5-в, 6-в, 7-а, 8-б, 10-б. 10 баллов.
Задание 2
Дайте определения понятиям -2 балла. 20 баллов.
Задание 3
Оценивание задач, в условие которых необходимо вставить пропущенное слово:
правильный выбор ответа – 2 балла
Кол-во задач – 6
Баллов за Задание 3 - 12
Задание 4
Оценивание задач с выбором ответа и обоснованием.
Кол-во задач – 3 (Максимальное кол-во баллов за задачу – 4).
Баллов за Задание 4 - 12
Шкала для проверки конкурсной задачи с выбором и обоснованием ответа
Варианты ответа | Показатель | Балл |
| Выбран неправильный ответ | 0 |
Выбран правильный ответ | 2 |
а, б, в, г | Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование. | 0 |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет). | 1 |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично) | 2 |
Задание 5
Оценивание задач с выбором одного правильного ответа, его обоснованием, и обоснованием трёх других предложенных вариантов ответа
Кол-во задач – 1 (Максимальное кол-во баллов за задачу - 10).
Баллов за Задание 5 - 10
Шкала для проверки конкурсной задачи с выбором ответа обоснованием всех вариантов ответов
Варианты ответа | Показатель | Балл |
| Выбран неправильный ответ | 0 |
Выбран правильный ответ | 2 |
а, б, в, г | Отсутствует обоснование ответа или сформулировано ошибочное обоснование. | 0 |
Частичное (неполное) обоснование ответа (без использования экологических законов, правил, закономерностей, не рассматривается содержание приведённых в ответе понятий, отсутствует логика в рассуждениях; при этом ошибок, указывающих на серьёзные пробелы в знании экологии, нет). | 1 |
Полное обоснование ответа (с использованием экологических законов, правил, закономерностей, рассматривается содержание приведённых в ответе понятий; обоснование логично) | 2 |