Проверочная работа .
В заданиях 1- 4 обведите правильный (ответ один или два).
1.Наука, которая изучает взаимоотношения живых организмов:
а – экология; б – зоология;
в – ботаника; г - анатомия.
2.Солнечный свет относится к факторам:
а – неживой природы; б –живой природы;
в – биологическим; г – антропогенным.
3 . Животным свет необходим для:
а - ориентации в пространстве;
б – дыхания;
в – создания жилища;
г – создания органических веществ.
4. Выберите факторы живой природы:
а- строительство гнезда птицей среди растений;
б – опыление растений насекомыми;
в- изменение температуры окружающей среды;
г- распашка степей.
5.Установите соответствие между факторами среды и их примерами
Факторы среды: А- строительство гнезда из сухой травы
1-абиотические Б- температура воздуха
2-биотические В-распространение семян животными
3–антропогенные Г- выжигание травы влажность
Д- солнечный свет
Правильный ответ
1- А
2- А
3- А
4- А,Б
21231
Я думаю, что определить тему нашего урока вам поможет загадка.
В ней живут и рыбы, и киты,
Моллюски, иглокожие и раки,
Простейших много, есть ещё моржи
И царство это словно в полумраке.
А глубже окунись – увидишь только ночь,
Но и на дне есть жизнь, хоть нет там света,
Светящиеся органы помочь
Смогли передвигаться рыбам этим.
Богата жизнь в ней – она этим горда!
Вы знаете ее –это …….
Водная
среда обитания
Я предлагаю вам ввести в урок элемент деловой игры «Форум».
Форум (общение) — место (площадка) для общения и споров людей на различные темы. Наша тема: «Водная среда обитания».
Задание получают все.
Вопросы форума:
1.Приспособленность водных обитателей к недостатку кислорода.
2.Приспособленность водных обитателей к плотности воды.
3.Подвижность-особенность водной среды.
4. Стабильность водной среды.
Приспособленность водных обитателей к недостатку кислорода.
Растения дышат:
а) водоросли - всей поверхностью тела;
б) водные растения – камеры, полости в листовых пластинках, черешках, стеблях, имеющих камеры или полости, которые заполнены воздухом.
Приспособления у животных
Органы дыхания различны:
· жабры (рыба),
· дыхательная трубка (ранатра или водяной палочник )
· воздухозаборники (водяные жуки, клопы),
· запасание воздуха под водой в виде пузыря (паук серебрянка),
· формирование пузыря, заменяющего легкое (жуки-плавунцы).
Приспособленность водных обитателей к плотности:
- мелкие животные (медузы, рачки) – парят в воде, не опускаясь на дно;
- некоторые водоросли – благодаря пузырькам воздуха в их тканях;
- у рыб обтекаемая форма тела, покрытая слизью
Подвижность-особенность водной среды
Характерной чертой ее является подвижность - она ясно выражена в проточных, быстро текущих реках, ручьях и даже в стоячих водоемах это имеет место.
Приспособления:
1.Форма тела должна быть всегда обтекаемой;
2.Сплюснутой с боков (карась);
3 Сплюснутой в спинно-брюшном направлении (пиявка),
4.Круглой в поперечном сечении (угорь),
5. Каплевидной (жук-плавунец),
6. торпедообразной (кальмар).
Тело должно минимизировать трение о воду. Это достигается особенностями его покровов:
· покров слизи (рыба);
· очень гладкая («полированная») твердая поверхность (морская черепаха),
· мягкий слой на поверхности твердого корпуса (кит).
Конечности:
· имеют плавательную перепонку (лягушка),
· преобразованы в плавники (дельфин),
· преобразованы в ласты (тюлень).
Специальные выросты и приспособления к движению в воде могут включать:
· плавательную перепонку вокруг тела или специальную типа «зонтик» (каракатица, медуза),
· водоструйный («реактивный») двигатель (кальмар, личинка стрекозы),
· хвост с плавником (рыба).
Стабильность водной среды:
- вода нагревается и охлаждается очень медленно, поэтому водные обитатели не подвержены резким температурным перепадам;
- историческое развитие видов в водной среде происходит очень медленно ( например, водоросли мало изменились с течением времени);
- именно водная среда богата « живыми ископаемыми »: многими моллюсками, рыбами , ракообразными.
Планктон – совокупность мелких водных организмов, которые пассивно переносятся водными массами.
Работа в парах
Задание 1. Работа с текстом Вставить в текст пропущенные слова:
Часть природы, в которой обитают живые организмы, называется - __________. Дельфин обитает в __________ среде. Водная среда обитания характеризуется __________ плотностью; давление повышается с увеличением __________ . Колебания температур __________ . Для водной среды характерен недостаток ______ и ________ .
Задание 2. Выбрать лишний термин из предложенных. Объяснить свой выбор.
А) коралл, белая акула, дождевой червь, морж;
Б) плавники, обтекаемая форма тела, ласты, роющие конечности;
В) черви, кораллы, дельфин, прудовик;
Г) наземно-воздушная, водная, ветреная, почвенная.
Задание 3. Определить правильность утверждений («да» - «нет»):
1. Условия в воде нестабильны, резко меняются .
2. В водной среде много кислорода.
3. В водной среде низкая плотность .
4. В водной среде мало света .
5. На глубине ниже 200 м - вечная темнота.
6. Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде .
V. Рефлексия.
Ребята, вам предложены предложения. Выберите любое понравившееся из них и продолжите предложение :
1. Сегодня на уроке я узнал (а) …
2. Мне было интересно …
3. На уроке мне было труднее всего …
4. У меня сегодня получилось …
5. Я смог (смогла)
Домашнее задание, итоги урока.
Д/з: п.6 учебника, стр.21- вопросы к параграфу,
Спасибо за внимание!